Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психолого-педагогическое образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза 7

1.1. Адаптация как психолого-педагогическая проблема 7

1.2. Психолого-педагогические основы сопровождения адаптации студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза 18

1.3. Социально-психологические особенности иностранных студентов 27

Выводы по первой главе 36

Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза 38

2.1. Программа исследования 38

2.2. Результаты психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза 45

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 49

Выводы по второй главе 58

Заключение 59

Список использованных источников 60

  

Введение:

 

Адаптация является одной из важнейших научных проблем. Это подтверждает то, что еще в 1865 году впервые появился в научном мире вопрос адаптации. Тогда Г. Ауберт ввел термин «адаптация», который начал использоваться в литературе. Сначала под адаптацией понимали изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [Цит. по: 45, с. 614-617]. Указанное свидетельствует о том, что к зарождению научной психологии, вопросы об актуальности адаптации изучали ведущие физиологи того времени. И неудивительно, что в результате почти 150-летней истории исследования, указанный вопрос получил широкое и основательное изучение.

Актуальность темы исследования. Поступив в ВУЗ, иностранные студенты сразу становятся участниками динамического учебно-воспитательного процесса, который требует от них высокой активности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развитых навыков самоконтроля и саморегуляции, рационального распределения времени, внимания, терпения и коммуникации на иностранном языке. Новые социальные условия, новая среда непременно провоцируют потребность в приспособлении и формировании такого поведения, которое позволит эффективно функционировать для достижения поставленных задач и удовлетворения собственных потребностей.

Вопросу адаптации студентов, в частности, и иностранных в высших учебных заведениях за последнее десятилетие посвящено немало научных трудов. Например, в исследованиях Т.П. Браун [7], В.Г. Васяновича [10], С.А. Гуры [18], С.С. Избаша [24], Е.Н. Овчаренко [39] проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к проблеме адаптации в современной психолого-педагогической науке, определена сущность понятия «адаптация» и сформулированы дефиниции адаптации к обучению в ВУЗе экономического, педагогического и военного профиля.

Трудности адаптации иностранных студентов отличаются по содержанию от трудностей русских студентов (преодоление дидактического барьера), зависят от национальных и региональных характеристик и изменяются от курса к курсу.

Каждый иностранный студент, который прибывает в вузы России на обучение, является представителем определенной страны, обладающим особой ментальностью, своеобразным восприятием мира и новой социокультурной среды, с особым психологическим состоянием. Это необходимо учитывать для успешного управления учебно-воспитательного процесса студентов-иностранцев. С момента вступления в русские университеты они попадают в исключительно необычную и незнакомую для них языковую, социальную и национальную среду, к которой им нужно адаптироваться. Трудности процесса адаптации иностранных студентов к русской среде и к обучению в российских вузах требуют всесторонних психолого-педагогических исследований. Ведь иностранцы, прибывающие на учебу в Россию, должны приспособиться не только к условиям обучения в университете, к специфике проживания в общежитии, но и к жизни в чужой стране с неродной языковой средой, выучить иностранный для них язык – русский.

Проблема адаптации иностранных студентов в русскоязычной социокультурной среде не выходит из круга научных интересов. Определенным образом исследована и проблема адаптации иностранных студентов, о чем свидетельствуют диссертационные исследования и публикации в научных изданиях В. Бурова, Л. Бутенко, И. Гребенникова, М. Ивановой, В. Крысько, Т. Кузнецовой, А. Рудницкого, Е. Сарукаева, Н. Филимоновой, С. Чулковой, С. Шевелевой, С. Шестопаловой и других ученых.

Адаптация и способность к ней – залог активной и творческой деятельности личности; необходимое условие успеха человека в жизни, который находит равновесие во внешнем и внутреннем равновесии личностных ожиданий и возможностей, равновесие гармоничной личности с профессиональной и социальной средой.

Цель исследования – определить эффективность психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза.

Объект исследования – процесс адаптации иностранных студентов в российском вузе.

Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организованное и целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение будет способствовать успешной адаптации иностранных студентов в российском вузе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть адаптацию как психолого-педагогическую проблему.

2. Описать психолого-педагогические основы сопровождения адаптации студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза.

3. Описать социально-психологические особенности иностранных студентов.

4. Провести эмпирическое исследование эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза.

Методы исследования:

– анализ литературы по теме исследования;

– синтез и обобщение;

– анализ специфики и эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в РУДН;

– тестирование;

– количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами была обобщена информация относительно социально-психологических особенностей адаптации иностранных студентов в российском вузе и специфики сопровождения данного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал может быть использован в дальнейших разработках данной проблемы; в возможности использования собранного материала в качестве лекционного для студентов социально-психологического направления.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была обоснована его актуальность, поскольку все больше иностранных студентов приезжают в Россию и поступают в российские вузы. Их успешное обучение и профессиональное становление непосредственно зависит от успешности их адаптации к условиям российского вуза и новой инокультурной среде.

Мы ставили перед собой цель определить эффективность психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза. Базой для исследования послужил Российский университет дружбы народов (РУДН).

Изучение психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза показало, что оно предполагает: целенаправленное воздействие на развитие личностных ресурсов иностранных студентов; предупреждение и коррекцию негативных эффектов переживания культурного шока и других проявлений дезадаптации; формирование особенностей картины мира, оптимальных для успешности адаптации иностранных студентов в российском вузе.

Также в вузе проводятся различные ежегодные мероприятия с участием иностранных студентов: ежегодный фестиваль «Планета Юго-Запад», Масленица; День студента; Дни и недели культуры; Мисс РУДН. Кроме этого, в вузе функционирует Интернациональный культурный центр.

Изучение уровня адаптации иностранных студентов в российском вузе позволило выделить три группы испытуемых: с высоким уровнем – 5 студентов (25%); со средним – 8 иностранных студентов (40%); с низким уровнем – 7 студентов (35%).

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проводимой в вузе работы, поскольку большинство испытуемых обладает средним и высоким уровнями адаптации. Низкий уровень выявлен лишь у 35% студентов, принимавших участие в исследовании.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза

1.1. Адаптация как психолого-педагогическая проблема

Большинство исследователей адаптации соглашаются с тем, что адаптация – это довольно сложный феномен. Так, адаптацию в широком смысле трактуют:

‒ как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств в жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях [21, с. 43-45];

‒ как активное взаимодействие личности и среды в зависимости от степени ее активности [20, с. 942-944];

‒ как преобразование среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности, или как преимущества зависимости личности от среды [23, с. 13-15];

‒ как изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции, становления (и восстановления), сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда» [31, с. 877-879].

Одновременно широта исследований приобрела такой размах, что сформировались принципиально разные подходы к изучению этого вопроса. Так, последние теоретические исследования указывают на значительное расхождение во взглядах относительно выделения научных подходов. Поэтому существует необходимость короткого обобщения последних теоретических исследований.

Исследователи отличают следующие основные подходы: биофизиологический, психологический, информационно-коммуникативный [6, с. 216; 9, с. 804-809; 44, с. 336]. Эти направления представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Подходы в изучении адаптации

Е.А. Гайнанова [12, с. 686-687], Л.Х. Манучарян и Н.В. Гордиенко [34, с. 628-632] различает три основных направления исследования проблемы адаптации, каждый из которых лежит в области психофизиологии. Он выделяет:

а) клинико-психологические исследования стресса (адаптация изучается вне контекста конкретной предметной деятельности);

б) изучение реакций конкретных органов и психических процессов на рабочую нагрузку или на неблагоприятные условия деятельности (шум, гипоксия, давление);

в) комплексное изучение психического и физиологического состояния индивида в процессе адаптации.

А.Н. Галус в своей докторской диссертации выделил такие подходы в объяснении (исследовании) механизмов адаптации [13, с. 125]:

‒ организмоцентрический, где единицей эволюции является отдельный индивид, а отбору отводится незначительная роль, эволюционное развитие совсем отрицается. Эта концепция эволюции породила ложные представления о ходе филогенетической адаптации, что происходит путем функционального приспособления или в результате психических реакций индивидов и целеустремленности эволюционного процесса в целом;

‒ популяционноцентрический (популяция рассматривалась как система взаимосвязанных индивидов, где решающую роль играет обмен генетической информацией между индивидами и внутрипопуляционный отбор). Необходимо указать, что именно генетическая информация обеспечивает адаптацию следующих поколений, которая приобретена их предками;

‒ биоцентрический. Его сущностью (содержанием) является способность биосистемы к саморегулированию, где проявляется динамическое противоречие понятий: причина и следствие, случайное и необходимое, внутреннее и внешнее. Так, внутренние процессы биосистем направлены на стабилизацию внутренней среды (гомеостаз) и на непрерывную его модуляцию с потребностями;

‒ медико-физиологический, согласно которому существует адаптация, которая приобретается в процессе индивидуальной жизни (онтогенеза). Эта адаптация формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой и нередко обеспечивается глубокими структурными изменениями организма. Приобретенные в жизни изменения не передаются по наследству, они наслаиваются на наследственные признаки организма, и в совокупности с ними формируется индивидуальный учет;

‒ еще один такой, который ученый четко не определил, но охарактеризовал как социологический подход, поскольку указал, что адаптация является процессом «вхождения», «вживания» человеческого индивида в некоторую целостную систему социальных связей [13, с. 26].

А.Н. Галус опирается на видение А.Г. Мороза и указывает, что адаптация происходит на двух уровнях:

1) первый (низший) – в сфере отношений «организм – природная среда» (характеризуется биологическими закономерностями, однако находится под влиянием социальных условий, не регулируют отношений между человеческим организмом и природной средой, но модифицируют существенные закономерности этого взаимодействия):

2) второй (высший) – в сфере отношений «личность – социальная среда» (характеризуется взаимоотношениями личности и социума и отличается от биологической адаптации) [13, с. 38].

На основании изложенного целесообразно осуществить обобщение. Так, мы считаем, что наиболее основательным, прагматичным и систематизированным есть видение выделенных научных подходов С.М. Кулик. Другие результаты теоретического исследования научных подходов отражают только отдельные аспекты адаптации и представлены у С.М. Кулик [32, с. 140].

Распределение этих подходов целесообразно только с теоретической точки зрения. Практически реальное взаимодействие качеств осуществляется одновременно на трех уровнях. Поэтому при рассмотрении этих уровней адаптации надо придерживаться точки зрения на них как на взаимодействующие подсистемы соответствующих подпространств характеристик личности, находящихся в отношениях гибкой иерархии.

По результатам теоретического исследования можно установить такие подходы к изучению адаптации:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы