Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психолого-педагогические условия развития произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе 7
1.1. Понятие, виды и свойства внимания как психического процесса 7
1.2. Особенности развития произвольного внимания младших школьников 11
1.3. Психолого-педагогические условия оптимизации развития произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе 21
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе 34
2. 1. Исследование уровня развития произвольного внимания младших школьников 34
2. 2. Реализация условий по развитию произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе 55
2. 3. Анализ результатов развития произвольного внимания младших школьников 63
Выводы по главе 2 75
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 86
Введение:
Актуальность исследования. В условиях фундаментальной перестройки системы образования в нашей стране, в связи с новыми федеральными государственными общеобразовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО), усилено внимание проблеме развития у младших школьников всех когнитивных и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Среди данных процессов большую роль в обучении младших школьников играет произвольное внимание, которое обуславливается поставленной целью. Данный вид внимания носит активный характер и проявляется через волевые усилия человека, благодаря которым произвольное внимание направляется и поддерживается.
Однако многие младшие школьники в связи со своими психофизиологическими особенностями, недостаточно высокой усидчивостью, слабой волей, самоорганизацией не могут «приложить усилия» для того, чтобы проявить необходимый уровень развития внимания. Именно поэтому существует острая необходимость в разработке психолого-педагогических условий оптимизации развития произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе.
Достижение этой потребности становится возможным благодаря интенсификации педагогического процесса – его содержания, методов, организационных форм, которые обеспечивают получение как учебных, так и развивающих эффектов. Успешность организации образовательного процесса, является сложным и многогранным, зависит от состояния сформированности психических явлений, стартовая роль среди которых принадлежит произвольной форме внимания, благодаря которой представляется возможным сосредоточение сознания на определенном объекте, без чего теряют смысл все следующие составляющие учебной деятельности.
Теоретические аспекты проблемы развития внимания в общей психологии и педагогике раскрывались в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии и др.
Однако, несмотря на актуальность и проведенные исследования, проблема развития произвольного внимания у младших школьников, в том числе и специфика определения необходимых и достаточных психолого-педагогических условий, способствующих его развитию, остается недостаточно исследованной именно в контексте организации учебного процесса, что требует разработки специальной программы.
Цель исследования: Разработка теоретически обоснованных и экспериментально апробированных психолого-педагогических условий, способствующих развитию произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе.
Объект исследования: Произвольное внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников в образовательном процессе.
Гипотеза: Создание в образовательном процессе следующих психолого-педагогических условий будет способствовать развитию произвольного внимания младших школьников, если:
• Применять современные интерактивные и активные методы, направленные на развитие навыков самоконтроля, умений действовать в соответствии с заданным планом, удерживать внимание на протяжении выполняемого задания и/или упражнения;
• Использовать специальные упражнения и обучающие игры для развития таких свойств внимания как устойчивость, переключение и распределение внимания, с целью повышения уровня произвольного внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, виды и свойства внимания как психического процесса;
2. Охарактеризовать особенности развития произвольного внимания младших школьников;
3. Определить психолого-педагогические условия оптимизации развития произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе;
4. Провести исследование уровня развития произвольного внимания младших школьников;
5. Апробировать условия по развитию произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе;
6. Представить анализ результатов развития произвольного внимания младших школьников после реализации психолого-педагогических условий.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что:
• в работе приведены примеры средств и методов, направленных на развитие произвольного внимания младших школьников;
• разработаны, апробированы и внедрены в практику работы психолого-педагогические условия, направленные на развитие произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе;
• обоснована необходимость использования активных методов и игр, направленных на развитие произвольного внимания младших школьников;
• предложены рекомендации по включению в образовательный процесс игр и активных методов обучения, способствующих развитию произвольного внимания младших школьников;
• материалы данной работы могут быть учтены при разработке учебных планов и программ по развитию произвольного внимания младших школьников;
• основные выводы и рекомендации могут быть учтены для дальнейшего исследования развития произвольного внимания младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение научной литературы по развитию произвольного внимания младших школьников;
Практические: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика («Корректурная проба», «Кольца Ландольта», «Таблицы Шульте», «тест Пьерона-Рузера»), методы качественной, графической и количественной обработки полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5 имени Героя Советского союза А.И. Алексеева» г. Сергиева Посада.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Итак, внимание – это состояние, которое является условием протекания психической деятельности, в частности познавательных процессов; внимание является формой психической деятельности человека, которая проявляется в его направленности и сосредоточенности. Внимание – это явление человеческой психики, оказывается, разнообразно оно влияет на эффективность работы органов чувств, на фиксирование информации в нашем мозге и на ее воспроизведение, на мышление, работу наших мышц и тому подобное.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и ее небольшая устойчивость.
Формируя различные свойства внимания (устойчивость, распределение, объем) в процессе учебной деятельности можно развивать не только все психические процессы, но и повысить качество и уровень успеваемости младших школьников. Нарушения развития каких-либо свойств внимания приводят к возникновению трудностей в процессе учебной деятельности младших школьников, поэтому существует необходимость использования не только систематической и целенаправленной коррекционной работы по развитию свойств внимания (психологическая коррекция), но и развитие их непосредственно, во время учебного процесса (педагогическая коррекция).
Именно поэтому для развития произвольного внимания младших школьников обосновано использование следующих психолого-педагогических условий:
использование современных средств, позволяющих наиболее наглядно и действенно воздействовать на развитие произвольного внимания;
включение специальной образовательной программы, включающей в себя различные игры и упражнения по развитию произвольного внимания младших школьников;
проведение систематической работы с родителями по развитию произвольного внимания младших школьников.
Реализаций условий развития всех свойств внимания у учащихся требует комбинации используемых в педпрактике приемов и методов. Единицей их осуществления является прием (метод), то есть, элемент практической деятельности, который требует использования оборудования, упражнений и игр.
Применяемые на занятиях фрагменты игры, продуктивные виды деятельности, частая смена используемых форм деятельности дает возможность удерживать внимание детей на достаточно высоком уровне длительное время. На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы была спланирована экспериментальная работа, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Результаты констатирующей диагностики свидетельствуют о том, что большинство детей имеют средний и низкий уровни, которые определены на основе анализа результатов выполнения заданий по следующим показателям: наличием потребности в постоянной активизации внимания со стороны учителя; присутствием отвлечений во время выполнения учебного задания и частым его незавершением; возникновением трудностей во время переноса внимания на другой объект, деятельность и включением в новую несложную работу; способностью удерживания в поле зрения двух (и более) объектов, но при условии их связи по содержанию, и возможностью выполнять одновременно несколько несложных задач только с помощью учителя.
Обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия, направленные на развитие произвольного внимания младших школьников в учебном процессе; определены его теоретико-методические принципы.
Стержнем формирующей работы определено использование на уроках системы инновационных и информационных технологий, игр и игровых упражнений, направленных на развитие произвольного внимания. В основу разработки игр и игровых упражнений возлагается содержание психодиагностических методик по изучению особенностей внимания у детей и возможностей использования на уроках с учетом его вида, структуры, темы и смыслового наполнения.
Развитие произвольного внимания с помощью игр и игровых упражнений предполагает его становление как в групповой, так и в индивидуальной форме с использованием определенных форм дозированной индивидуальной помощи.
Экспериментально проверена и подтверждена эффективность условий по развитию произвольного внимания младших школьников в процессе обучения. Анализ результатов эксперимента показал достаточно высокую результативность предложенных психолого-педагогических условий, что подтверждается повышением уровня развития свойств внимания (с низкого до среднего и высокого) младших школьников в процессе обучения.
Результаты формирующего этапа продемонстрировали наличие положительных качественных изменений, присущих свойствам внимания.
Научными перспективами исследования проблемы является разработка методических рекомендаций для учителей и родителей по проблеме развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты развития произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе
1.1. Понятие, виды и свойства внимания как психического процесса
Наиболее успешный временной отрезок в развитии исследований психологии внимания относится к концу ХІХ – началу ХХ века.
Самой популярной стала теория внимания Т. Рибо. Внимание французский исследователь связывает с эмоциями человека. Он утверждает, что чем сильнее эмоциональное воздействие, тем больше выражено внимание у человека. Этот тезис автор распространил как на произвольное, так и на непроизвольное внимание. Данный процесс автор сравнил со страстью, желанием, удовлетворением, то есть с физиологическими процессами [7, с. 210].
Второй теорией внимания в отечественной науке стала теория «установки» Д.Н. Узнадзе. Он полагал, что от установки человека на определенный объект зависит его уровень внимания [57, с. 158].
Теория П.Я. Гальперина связана с синтезом внимания с другими психическими процессами, по его мнению, внимание – это вариант ориентировочной деятельности, оно направлено на какой-то объект, только тогда оно становится целенаправленным [14, с. 13].
Концепция Л.С. Выготского основана на том, что внимание может быть заложено в человеке как от природы, так и от культуры. Внимание – процесс, который развивается опосредованно, через воздействие на человека окружающей среды. Особенно актуальным для нашего исследования стала теория о том, что только к младшему школьному возрасту внимание у ребенка становится не внешним, а внутренним [13, с. 113].
Знаменитый физиолог А.А. Ухтомский разработал теорию «доминанты» (очага возбуждения в головном мозге). Доминанта – физиологическая установка человека, которая направлена на деятельность человека в целом, в частности, именно «доминанта» определяет внимание человека, его направление и произвольность [7, с. 231].
В целом, рассмотренные теории внимания, важны и актуальны в рамках рассматриваемой нами темы, обобщив которые можно сказать, что внимание:
зависит от эмоционального состояния человека, чем сильное воздействие эмоций, тем произвольнее становиться внимание;
является условием протекания психической деятельности, в частности познавательных процессов;
является формой психической деятельности человека, которая проявляется в его направленности и сосредоточенности;
связан с доминантой, то есть с содержательным процессом, который организует, контролирует специфические человеческие формы поведения.
В нейропсихологии внимание так же описывается как процесс. Именно Э.Д. Хомская, говорит о том, что внимание нельзя рассматривать в отдельности от всех познавательных процессов, оно становится катализатором их протекания [47, с. 129].
С этим утверждением связана типология внимания, представленная А.Р. Лурия. Внимание он разделяет по различным формам с учетом деятельности или психических процессов:
сенсорное внимание (тактильное, слуховое, зрительное);
эмоциональное внимание (связано с эмоциями и чувствами);
двигательное внимание (сознание и регуляция двигательных процессов);
интеллектуальное внимание (оно напрямую связано с мыслительными операциями) [35, с. 121].
Л.С. Выготский выделяет первичное внимание (непроизвольное) и вторичное (произвольное). Если затрагивать произвольное внимание, автор говорит о том, что оно формируется в процессе становления всех психических процессов.
Непроизвольное внимание, по мнению Л.С. Выготского, возникает как безусловный рефлекс, который обусловлен влиянием внешних факторов, но в процессе жизнедеятельности человека и его обучения оно усложняется, становится условно рефлекторным явлением, вызываемым раздражителями, которые приобрели для человека значение определенных сигналов [13, с. 114].
К таким раздражителям он отнес: внезапность объекта, его силу воздействия, интенсивность его воздействия, фон этого воздействия.
Произвольным, Л.С. Выготский назвал такое внимание, которое сознательно направляется и регулируется личностью. В своих развитых формах – это волевое внимание. У ребенка оно возникает в процессе общения и обучения. При этом он связывает произвольное внимание с речью, намерениями личности, самоконтролем. Только при наличии воли непроизвольное внимание становится произвольным. В свою очередь, произвольное внимание возникает из непроизвольного в связи с образованием обобщенных связей [13, с. 115]. Как непроизвольное внимание становится произвольным, так и наоборот. Это происходит, когда изменяются мотивация и эмоции, самоконтроль при выполнении деятельности.
В научной литературе выделяются такие свойства внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем.
Важным условием эффективности любой деятельности становится устойчивость внимания, которая проявляется в длительном сосредоточении его на определенных объектах, на конкретной деятельности.
С устойчивостью внимания связана его концентрация, которая заключается в глубокой сосредоточенности деятельности, эмоций на определенном объекте или деятельности. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задачи. От степени концентрации внимания зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала.
Переключение внимания обеспечивает эффективность работы при переходах от предыдущего его состояния к следующему, при изменениях форм активности человека.
Распределение внимания возможно лишь при определенных условиях, а именно, когда все виды деятельности, кроме основной, автоматизированы. Оно связано с совмещением нескольких объектов внимания в одной деятельности.
Объем внимания зависит от того количества объектов, которые охватывают внимание одновременно.
Рассматриваемые свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок.
П. Я. Гальперин, говоря о произвольном внимании, отмечает, что его основной функцией является контроль, то есть внимательность человека в его деятельности, что позволяет контролировать объект внимания и направлять его в нужном направлении [16, с. 33].
К вспомогательным функциям произвольного внимания он относит:
1. Активизацию необходимых психофизиологических и когнитивных процессов;
2. Целенаправленность отбора информации;
3. Обеспечение долговременной концентрации и активности на одном объекте, предмете, явлении.
В отличие от произвольного внимания, непроизвольное не требует прилагания каких-либо усилий, чтобы сосредоточиться, удержать необходимую информацию, а произвольное – наоборот, требует. По связи с психическими процессами выделяют чувственное и интеллектуальное внимание. Первое в основном связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли, мышления.
Л.С. Выготский считал, что развитие внимания начинается в раннем возрасте. Оно имеет социальный характер. Ребенок во время врастания в социальную среду, в процессе приспособления к этой среде развивает и формирует произвольное внимание [13, с. 115]. А.А Леонтьев, развивая идеи Л. С. Выготского, писал, что в школьном возрасте наступает перелом в развитии внимания. Внешнее опосредованное внимание постепенно становится внутренним опосредованным, поэтому внимание обеспечивает жизнь, полную сознания, заинтересованности внешним и внутренним миром. Безусловно, внимание не существует без восприятия, памяти, мышления, ощущений и других психических явлений [34, с. 3].
Итак, внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающей оптимизацию процессов обучения и воспитания. Оно является действующим процессом и у одних и тех же людей может варьироваться в зависимости от многих факторов. Внимание – это явление человеческой психики, которое влияет на эффективность работы органов чувств, на фиксирование информации в нашем мозге и на ее воспроизведение, на мышление, работу наших мышц и тому подобное.
1.2. Особенности развития произвольного внимания младших школьников
Достаточно важным аспектом в успешности обучения является уровень развития познавательных процессов школьника, в частности его произвольное внимание, которое непосредственно играет важную роль в учебном процессе, активно способствует качеству усвоения материала. Учебная успеваемость зависит в значительной степени от уровня развития внимания.
Внимание у детей проявляется достаточно рано. Непроизвольное внимание возникает в первые недели жизни. Это, безусловно, рефлекторное внимание, вызываемое раздражителями, непосредственно связанными с удовлетворением органических потребностей.
Ребенок реагирует на внешние раздражители: переход от темноты к яркому свету, изменение температуры, внезапные сильные звуки. Дальше он уже интересуется предметами, особенно яркими. Условно-рефлекторные связи образуются на первом году, когда ребенок начинает реагировать на голос матери. Развитие внимания усиливается, когда ребенок начинает сидеть, ходить, говорить, играть с предметами. Внимание становится все более устойчивым и управляемым. Большое значение для развития произвольного внимания в дошкольном возрасте имеет игра. В игре возникает потребность добиваться определенного результата и координировать свои действия в соответствии с задачами, подчинять их определенным правилам, подчиняться требованиям группы. Игра вырабатывает способность намеренно сосредотачивать внимание на определенных предметах, переключать и распределять его в соответствии с программой деятельности. С развитием умственных действий возникает внутреннее внимание.
Дальнейшее развитие внимания у детей происходит в школьный период, потому что новые условия жизни и деятельности предъявляют к вниманию ребенка более высокие требования, чем в дошкольном возрасте.
Основные свойства произвольного внимания начинают формироваться в возрасте 6–8 лет. Теперь ребенок может сосредотачиваться на чем-то по собственному сознательному желанию.
Основной деятельностью ребенка становится обучение. Достаточно важным аспектом в успешности обучения является уровень развития познавательных процессов школьника, в частности его произвольное внимание, которое непосредственно играет важную роль в учебном процессе, активно способствует качеству усвоения материала. Учебная успеваемость зависит в значительной степени от уровня развития внимания.
В психолого-педагогической литературе, посвященной вопросам оптимизации учебной деятельности младших школьников путем повышения ее результативности, находят отражение различные аспекты данной проблемы.
В работах ученых отмечается взаимозависимость процесса обучения от уровня развития свойств внимания, а именно рассматривается вопрос относительно:
психологических особенностей процесса активизации внимания на уроках отдельного или конкретного предмета;
устойчивости и переключения внимания при решении задач в заданном темпе на уроках;
динамики отдельных свойств внимания в зависимости от условий выполнения деятельности;
развития свойств внимания в процессе обучения младших школьников;
развития произвольного внимания у первоклассников и его зависимости от условий обучения;
характеристики переключения внимания и темпа психической деятельности у учащихся массовой и специальной школы;
психологических особенностей произвольного внимания в учебной или образовательной деятельности учащихся массовой и специальной школы;
работоспособности и устойчивости внимания.
В младшем школьном возрасте ведущую роль занимает учебная деятельность, основной целью которой является усвоение учебного материала. Затруднения при его усвоении учениками часто приводят к снижению мотивации и заинтересованности данным видом деятельности, именно поэтому необходимо повысить интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание учеников, активизировать их познавательную деятельность.