Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психолого-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ценностей
нравственного воспитания личности. 7
1.2. Факторы нравственного воспитания личности. 12
1.3. Психологическая модель нравственного воспитания
младшего школьника 21
Выводы по первой главе. 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. 29
2.1. Исследование уровня нравственной воспитанности
детей младшего школьного возраста. 29
2.2. Анализ и оценка результатов процесса
нравственного воспитания младших школьников при организации благоприятной
учебной и внеучебной среды.. 44
Выводы по второй главе. 51
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 53
3.1. Рекомендации по созданию благоприятной учебной и
внеучебной среды, стимулирующей процесс нравственного воспитания младших
школьников. 53
3.2. Рекомендации для родителей по
улучшению внеучебной среды, стимулирующей процесс нравственного воспитания
младших школьников. 63
Выводы по третьей главе. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 80
Введение:
На современном
этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает
одним из условий дальнейшего социального прогресса. В связи с этим перед
общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой
проблемы связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности
ученика.
Особенностью процесса нравственного воспитания следует
считать то, что он длительный и непрерывный, а его результаты задерживаются во
времени. Существенной чертой процесса нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение образовательных задач начинается с
начального уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей
используются все более сложные виды деятельности. Этот принцип реализован с
учетом возрастных особенностей учащихся. [8]
Процесс
нравственного воспитания динамичен и креативен: учителя постоянно вносят в него
коррективы, направленные на его улучшение. Все факторы, определяющие
нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Мариенко делится
на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во
взаимодействии с окружающей средой и целенаправленными воздействиями ученик
общается, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное
формирование личности влияют многие социальные условия и биологические факторы,
но педагогические играют решающую роль в этом процессе, как наиболее
управляемом, направленном на развитие определенного вида отношений.
Одной из задач
воспитания является правильная организация деятельности ребенка. В деятельности
формируются моральные качества, и возникающие отношения могут влиять на
изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, влияет на усвоение
моральных стандартов и ценностей организаций. Деятельность человека также
выступает критерием его нравственного развития. Ценность и функция начальной школы в системе непрерывного образования
определяется не только ее преемственностью с другими связями в образовании, но
и, прежде всего, уникальной ценностью этого этапа становления и развития
личности ребенка. В связи с этим основной функцией является формирование у
учащихся интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности к
активному взаимодействию с внешним миром (с природой, другими людьми, собой и
т.д.)
Действительно,
проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре
общественного внимания. Эта проблема особенно актуальна в контексте
прогрессивных изменений во всех аспектах жизни общества. Задача учителей
современной школы — воспитывать детей в независимости от принимаемых решений,
ориентироваться в действиях и поступках, развивать у них способность к
самообразованию и саморегулированию отношений. Актуальность
темы. Для ребенка естественно, что
в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кем он
является. Без бдительности к внутреннему содержанию действий ребенка
деятельность учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой
многих классных учителей показали, что нравственное воспитание в школе носит
именно такой формальный характер: искать у учеников формы поведения, которые
внешне эффективно соответствуют моральным нормам, определенные правила
поведения, учителя, не зная причин, по которым эти правила соблюдаются детьми,
на самом деле ничего не знает о личности ученика.
Цель – выявить наиболее эффективную педагогическую
деятельность по формированию нравственности младших школьников.
Объект
исследования — школьники
младшего возраста.
Предметом
исследования является нравственное воспитание личности и аспекты его
формирования в педагогическом процессе.
Научная
и практическая значимость определяется состоянием данной проблемы в
современном обществе, где изменились парадигмы образования и воспитания и сделан
упор на развитие духовных и нравственных сил ребенка.
Анализ состояния
вопроса теории и практики позволил сформулировать гипотезу: повышение эффективности работы по формированию нравственного
поведения возможно при условии соблюдения следующих условий:
— знать уровень психологической зрелости
ребенка;
— знать особенности мотивационной сферы
младших школьников;
— стимулировать нравственное поведение
учеников;
— использовать разнообразные методы и приемы
обучения. Исходя из гипотезы, целью нашего исследования является теоретическое
обоснование нравственного воспитания в педагогическом процессе и выявление
основных методов и приемов формирования мотивов нравственного поведения учеников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы определили задачи исследования:
Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу, раскрыть сущность основных понятий.
Провести экспериментальную работу по выявлению
морали: обучение младших школьников, разработка методических рекомендаций.
Практическая
значимость заключается в разработке
методических рекомендаций по нравственному воспитанию младших школьников. Теоретическая
и научная значимость заключается в том, что содержание нравственного воспитания
было выяснено и определены некоторые пути улучшения в современных условиях.
Структура
работы состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Формирование нравственности происходит в
школе на всех уроках. И в этом отношении нет основных и неосновных предметов.
Он обучает не только содержанию, методам и организации обучения, учителю, его
личности, знаниям, убеждениям, но и атмосфере, которая развивается на уроке,
стилю отношений между учителем и детьми, детьми между собой. Ученик сам воспитывает
себя, превращаясь из предмета в предмет воспитания. Развитие активности
школьников, сознания, инициативы в учебном процессе — это овладение собственным
поведением.
В данной работе мы провели исследование,
которое позволило выявить уровень нравственной воспитанности детей младшего
школьного возраста.
Для
нравственного воспитания важно организовать обучение как коллективную
деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.
Таким образом, оптимальными
педагогическими условиями, формирования нравственных представлений у детей
младшего школьного возраста являются:
— единство целей и задач в процессе формирования
нравственных представлений;
— учет возрастных особенностей, поддержка
индивидуальности, инициативы;
— выбор адекватных методов, эффективных средств с
учетом педагогических принципов;
— специально организованная деятельность
педагогом;
— вариативность детской деятельности;
— приоритетная вариативность игровых форм в
организация содержания интегрированной деятельности;
— создание развивающей предметно-пространственной
среды, содержательно насыщенной, вариативной и доступной, и безопасной.
Организация работы по формированию нравственных
качеств у детей предполагает выполнение на практике важных педагогических
условий, насколько тесно родители и учителя. В нашем исследовании была
проведена диагностика, целью которой было выявить уровень формирования нравственных
качеств у школьников.
Основными
методами диагностики явились упражнения, направленные на формирование
нравственных качеств. Для реализации нравственного воспитания необходимо
создать условия, чтобы дети могли с уверенностью полагаться на постоянную
заботу и поддержку взрослых. Проведение совместных праздников и развлечений
«День матери», «День Земли», «Новый год», «День защитника Отечества», «8
марта», «День Победы», «День защиты детей», «Мама, папочка». «Я — спортивная
семья». Используйте этические дискуссии, чтение литературы, просмотр
иллюстраций.
Конкурсы, акции организованные совместно с родителями,
которые укрепляют сотрудничество. Подготовить выставку родителей и детей «Моя
мама», «Наши достижения», «Моя счастливая семья», «Мир увлечений в нашей
семье». Благодаря играм дети получат разъяснения и закрепят знания о вашем
родном городе и родной улице, принести любовь и уважение в семью, испытать
гордость за свою страну, мужество солдат, проявивших интерес и доступных
ребенку явлений общественной жизни, способствует развитию любопытства,
наблюдательности, интеллекта, внимания. Также необходимо провести родительскую
встречу с участием специалистов и педагогов по теме «Нравственное воспитание школьников».
Также работа по формированию нравственных качеств у детей осуществляется через
все виды детской деятельности.
Таким образом, в работе обобщены
результаты теоретического и экспериментального исследования и сделаны следующие
выводы:
Актуальность исследования, обусловленная
объективной необходимостью актуализации и научного обоснования проблемы
формирования нравственного воспитания младших школьников в педагогическом
процессе школы, подтверждается.
Гипотеза о
повышении эффективности работы по формированию нравственного поведения при
условии соблюдения следующих условий:
знать уровень психологической зрелости ребенка; знать особенности
мотивационной сферы младших школьников; стимулировать нравственное поведение
учеников; использовать разнообразные методы и приемы обучения,
подтвердилась.
Рассмотрены психолого-педагогические
основы процесса формирования мотивов у учащихся начальных классов по
нравственному воспитанию.
Разработаны рекомендации для успешного
формирования у младших школьников нравственных качеств, которые позволяют
добиться успеха в обучении и воспитании.
В результате исследования удалось показать,
что учитель начальных классов имеет более высокий результат, если он использует
различные методы формирования моральных мотивов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ценностей
нравственного воспитания личности
В кратком словаре по философии понятие нравственности
приравнивается к понятию морали. «Мораль — нормы, принципы, правила поведения человека,
чувства, суждения.
В И. Даль
интерпретировал слово мораль как «нравственное учение, правила воли и совести
человека». Он считал: «Мораль — противоположность физического, плотского,
духовного, духовного. Моральная жизнь человека важнее материальной жизни.
«Относительно одной половины духовной жизни, противоположности ментальной, но,
сравнивая с ней общий духовный принцип, истина и ложь принадлежат ментальному,
добро и зло принадлежат морали. Добродушный, добродетельный, благими
намерениями, в соответствии с совестью, с законами истины, с достоинством
человека с долгом честного и чистосердечного гражданина. Это человек моральной,
чистой, безупречной морали. Любая самоотверженность — это акт морали, хорошей
морали, доблести».
С годами
понимание морали изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Мораль — это внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила
поведения, определяемые этими качествами». [18]
Мыслители
разных веков трактовали понятие морали по-разному. Даже в древней Греции в
трудах Аристотеля говорилось о нравственном человеке: «Совершенно достойного
человека называют человеком совершенного достоинства … В конце концов, они
говорят о нравственной красоте о добродетели: человек справедливый Храбрый,
благоразумный и обладающий всеми добродетелями называется моральной красотой».
Но Ницше
считал: «Быть моральным, нравственным, этическим средством подчиняться с
древних времен установленному закону или обычаю». «Мораль — это важность
человека перед природой». Научная литература указывает на то, что мораль
возникла на заре развития общества. Определяющую роль в его возникновении
сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных
обязанностей по отношению к расе человек не смог бы выжить в борьбе с природой.
Мораль выступает в роли регулятора человеческих отношений.
Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым
способствует жизни общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя
ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим
идеалом.