Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психолого-педагогические условия адаптации леворуких детей в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Теоретические основы исследования психолого-педагогических условий адаптации леворуких детей в начальной школе 7
1.1 Содержание понятия «адаптация» и специфика процесса адаптации детей к обучению в школе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и своеобразие развития леворуких детей 15
1.3 Теоретическое обоснование условий адаптации леворуких детей в начальной школе 23
Выводы по главе 1 28
Глава II Опытно-экспериментальная работа по проверке психолого-педагогических условий адаптации леворуких детей в начальной школе 29
2.1 Диагностика уровня адаптации леворуких детей в начальной школе 29
2.2 Программа адаптации леворуких детей в начальной школе 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………..63
Введение:
Актуальность исследования. Поступление ребенка в школу – одно из наиболее стрессовых событий, переживаемых детьми в период младшего школьного детства. Школа предполагает изменение условий жизни и деятельности ребенка, рост его эмоциональных, интеллектуальных и физических нагрузок, решение задач, для которых не достаточно имеющегося жизненного опыта. Обилие новых впечатлений вызывает желание ими поделиться, а необходимость сдерживать себя во время уроков обуславливает эмоциональное перевозбуждение. Непривычная поза за партой и длительная вынужденная неподвижность приводят к физическому напряжению и усталости. Поддержка концентрации на словах педагога и усвоение новых знаний приводят к информационным перегрузкам. К новой системе социальных условий, межличностных отношений, требований, деятельности и соблюдению режима ребенок должен приспособиться.
Успешная адаптация к обучению в школе важна не только для того, чтобы ребенок хорошо усваивал новый материал и имел необходимую к обучению мотивацию. Вся успешность последующей социальной деятельности ребенка будет во многом обусловлена тем, как именно пройдет его адаптационный процесс. Так, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире определено одним из личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы.
В связи со сказанным мы можем обратить внимание на то, что проблема поиска путей обеспечения наиболее благоприятных условий для адаптации детей к началу школьного обучения востребована как наукой, так и практикой, что подтверждается нормативно-правовыми документами.
В настоящее время большая часть человечества – праворукие. Леворукие составляют по различным статистическим данным от 5 до 30%. Вместе с тем рост леворуких людей имеет положительную динамику. Возрастание количества леворуких вызывает необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру. Особо остро эта проблема проявляется в рамках адаптации к школьному обучению леворуких детей, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких школьников.
Изученность темы исследования. Особенности развития и воспитания леворуких детей изучаются, как в зарубежной, так и в отечественной науке в рамках различных дисциплин. При этом педагогическая наука не так давно приступила к разработке такой проблемы как своеобразие леворуких детей и их особые образовательные потребности.
Проблема адаптации леворуких детей к школе и условия социально-педагогического сопровождения этого процесса рассматривалась Е.С. Арбузовой, Ж.Н. Заводной, С.Ф. Кутнюк, С.В. Феоктистовой.
Обоснованием необходимости психолого-педагогической поддержки леворуких детей в первый год их обучения в школе занималась М.М. Безруких, И.В. Ефимова, М.Г. Князева, Н.Г. Савкина.
Особенности обучения детей, основанные на учете типа межполушарной ассиметрии, разрабатывались Р.М. Грановской, В.Д. Еремеевой, А.Л. Сиротюк, Т.П. Хризман и др.
Вместе с тем, проведенный анализ литературы и опыта работы в этом направлении позволяет утверждать, что, несмотря на то, что тема является предметом специального внимания ученых, сложность самого процесса адаптации леворуких детей в условиях современной общеобразовательной школы обуславливают ее актуальность.
Объект исследования: процесс адаптации детей к обучению в начальной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации леворуких детей в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и определить результативность психолого-педагогических условий адаптации леворуких детей в начальной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что адаптация леворуких детей в начальной школе будет происходить результативно при соблюдении следующих условий:
— учет психолого-педагогических особенностей развития леворуких детей;
— использование игр и игровых упражнений как средства формирования адаптации;
— комплексный подход и регулярность коррекционно-развивающих занятий, согласно разработанному плану программы.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обуславливают потребность в решении следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «адаптация» и специфику процесса адаптации детей к обучению в школе.
2. Обобщить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и своеобразие развития леворуких детей.
3. Провести теоретическое обоснование условий адаптации леворуких детей в начальной школе.
4. Выполнить диагностику уровня адаптации леворуких детей в начальной школе.
5. Составить и реализовать на практике программу адаптации леворуких детей в начальной школе.
6. Обеспечить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— анкетирование;
— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Базой исследования выступила ГБОУ «СОШ №618» г. Зеленограда. Участниками исследования стали первоклассники 1 «А» (28 человек) и 1 «Б» (30 человек) классов этой школы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и внедрении в практику педагогического процесса коррекционно-развивающей программы адаптации леворуких детей в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-методической тематической литературы и уточнении специфики процесса адаптации леворуких детей в начальной школе.
Практическая значимость исследования представлена возможностью использования разработанной в рамках выпускной квалификационной работы коррекционно-развивающей программы, которая может быть рекомендована для помощи в адаптации леворуких детей к условиям обучения в начальной школе и решения проблем, возникающих в педагогическом процессе в ходе обучения леворуких учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Объем работы составил 68 страниц, работа снабжена 8 таблицами и 10 рисунками. Список литературы представляет собой библиографическое описание 60 источников.
Заключение:
Начало школьного обучения – долгожданное, но от того не менее стрессовое событие в жизни каждого ребенка. Изменение окружающей обстановки, новые сверстники и значимые взрослые, необходимость соблюдения школьного распорядка дня и концентрации на учебных занятиях нелегко дается вчерашнему дошкольнику. Наличие особенностей в развитии только усложняет адаптационный процесс. Несмотря на то, что леворукость давно не редкость и, в среднем, в каждом школьном классе есть 1-2 левши, процесс адаптации к обучению леворуких обучающихся рассматривается в научно-методической литературе менее детально, чем адаптация праворуких школьников.
До 1970-80-х гг. в нашей стране действовала директива о необходимости переучивания леворуких детей на правшей. Нередко переучивание носило насильственный характер и включало в себя приматывание левой руки к парте и прочие недопустимые меры, призванные отучить ребенка держать ручку в левой руке. К счастью, в современной российской школе такие практики не приемлемы, и обучающиеся пишут той рукой, которой считают для себя удобным. При этом часто бывает, что особых потребностей ребенка-левши в классе не замечают: педагог не обращает внимания на то, что ему неудобно сидеть за партой с соседом-правшой или копировать с доски узоры и схемы и пр. Отсутствие внимание к особым потребностям леворукого обучающегося снижает его адаптационный потенциал, может привести к потенциальной дезадаптации. Поэтому выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена поиску и практической реализации психолого-педагогических условий адаптации леворуких детей в начальной школе.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать, разработать и определить результативность психолого-педагогических условий адаптации леворуких детей в начальной школе.
Для достижения указанной цели были решены все поставленные задачи.
По итогам достижения первой задачи исследования было установлено, что адаптация, являясь частью такого более широкого понятия как социализация, означает процесс активного приспособления человека к изменяющимся обстоятельствам. Начало школьного обучения – важное событие в жизни ребенка, которое предполагает его приспособление к школьному пространству, учебным нагрузкам, к учителю и классному коллективу. Активное освоение школьных правил и необходимых учебных действий составляет адаптацию ребенка к школьному обучению.
По итогам достижения второй задачи исследования было выявлено, что одной из важных индивидуальных особенностей младшего школьника является леворукость. К психолого-педагогическим особенностям леворуких младших школьников можно отнести: развитое образное мышление, высокую чувствительность и эмоциональность, склонность к творчеству, сниженный самоконтроль. В процессе обучения леворуких младших школьников важно учитывать их склонность к утомлению, сложности в выполнении рутинных действий, требующих сосредоточенности, возможные проблемы, возникающие при письме и чтении.
По итогам достижения третьей задачи исследования удалось прийти к выводу о том, что для успешной адаптации леворуких детей к обучению в начальной школе важно соблюдать ряд условий. В качестве условий нами выделяются: учет психолого-педагогических особенностей развития леворуких детей; использование игр и игровых упражнений как средства формирования адаптации; комплексный подход и регулярность коррекционно-развивающих занятий, согласно разработанному плану программы.
По итогам достижения четвертой задачи исследования удалось узнать следующее. 100% исследуемых леворуких детей характеризуются различной степенью школьной дезадаптации. Тогда как среди правшей дезадаптацию средней степени показали лишь 7,6% выборки экспериментального класса и 10,8% контрольного класса. Кроме того, 100% исследуемых левшей имеют внешнюю мотивацию учения. При этом среди праворуких детей была диагностирована только средняя и высокая учебная мотивация, внешней мотивации выявлено не было.
По итогам достижения пятой задачи исследования с леворукими учащимися была проведена дополнительная коррекционно-развивающая работа, учитывающая их особенности и нужды, основанная на применении игровых приемов и упражнений.
По итогам реализации шестой задачи исследования качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что адаптация леворуких детей в начальной школе будет происходить результативно при соблюдении следующих условий:
— учет психолого-педагогических особенностей развития леворуких детей;
— использование игр и игровых упражнений как средства формирования адаптации;
— комплексный подход и регулярность коррекционно-развивающих занятий, согласно разработанному плану программы.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава I Теоретические основы исследования психолого-педагогических условий адаптации леворуких детей в начальной школе
1.1 Содержание понятия «адаптация» и специфика процесса адаптации детей к обучению в школе
Вопросами исследования адаптации в иностранной науке занимались такие ученые как А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс и пр.
В свою очередь, среди российских ученых, занимавшихся данной проблематикой, мы можем выделить Г.М. Андрееву, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, М.А. Галагузову, Ю.В. Василькову, Т.А. Василькову, М.И. Лисину, Н.Ф. Маслову, А.В. Мудрика, Ю.П. Поваренкова и пр.
Рассмотрение теоретических работ данных ученых продемонстрировало разнообразие научных взглядов на проблему адаптации.
Основываясь на изучении научной литературы, мы можем говорить о двух базовых группах исследований адаптации человека: с биологической и социальной точки зрения. Подобная дифференциация базируется на работах:
— Г. Селье, выработавшего концепцию синдрома адаптации;
— У. Кэннон, изучавшего гомеостатические свойства организма;
— К. Бернара, исследовавшего системный аспект функционирования организма [28].
Согласно точке зрения М.А. Галагузовой [14], под детской адаптацией следует понимать активное приспособление к требованиям социума.
Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова [11] утверждают, что адаптация является овладением существующими общественными нормами, а также усвоением форм и средств деятельности.
Н.Ф. Маслова [37] указывала на то, что адаптация является эффективным овладением ребенком социальными ролями, в рамках установленных в обществе отношений.
Согласно точке зрения А.В. Мудрика [40], необходимо говорить о таких факторах адаптации индивида к обществу, как микрофакоры, мезофакторы и макрофакторы.
Для личности процесс адаптации предполагает непрерывную структурную трансформацию, направленную на возвращение, либо установление гармонии с окружающей действительностью, и социальной средой, которая была разрушена в ходе их трансформации.
В ходе адаптации изменяются наиболее динамичные элементы личности:
— ориентации (ценностные и смысловые);
— состояния психики;
— Я-концепция [50].
Когда адаптация протекает эффективно, тогда формируется адаптивность, т.е. интегративное свойство личности, которое является комплексным психическим образованием, развивающимся в ходе приспособления индивида к изменившемуся окружению.
Процесс адаптации – это элемент более широкого процесса социализации. Наряду с этим, следует подчеркнуть, что основой адаптации является двухуровневый процесс: человек одновременно подстраивается под условия окружающей его действительности и изменяет данные условия под себя, гарантируя тем самым себе более приемлемые условия для существования.
Обобщая вышесказанное, мы можем указать на тот факт, что ученые, изучая адаптацию как процесс, сосредотачивают свой интерес на трансформации содержания элементов таких динамических подструктур личности, как:
— ценностные ориентации;
— психически состояния личности;
— Я-концепция [50].
Таким образом, обобщив точки зрения на проблему адаптации, изложенные в научной литературе, мы можем констатировать, что успех процесса адаптации гарантируется рациональным комбинированием изменчивости и стабильности, перемежая которые индивид может максимально результативно взаимодействовать со средой, что его окружает.
Начало обучения в начальной школе для детей является новым этапом их жизни, который одновременно и крайне привлекателен, и чрезвычайно сложен. В младшем школьном возрасте для ведущей деятельности характерен переход к учебной деятельности от игровой. Данному процессу свойственно увеличение требований, которые предъявляются социальным окружением к детям, к их самоорганизованности и самостоятельности, усердию и прилежанию, навыкам и умениям коммуникации. Изучением проблемы адаптации детей к обучению в младшей школе занимались такие ученые как Ш.А. Амонашвили, М.Р. Битянова, А.Л. Венгер, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и пр. [1].
Перед тем как начать свое обучение в начальной школе, необходимо, чтобы дети обрели зрелость (физиологическую и социальную), а также надлежащий уровень развития интеллекта, воли и эмоциональной сферы. Ожидается, что к началу школьного обучения у ребенка будет уже иметься определенный выработанный объем представлений об окружающей его действительности. Также следует, чтобы у него были выработаны и элементарные понятия. Необходимо, чтобы к этому этапу своего развития ребенок уже овладел мыслительными операциями, мог обобщать и разделять явления и объекты, которые его самого окружают. У будущего первоклассника должно быть выработано умение планировать свою деятельность. Также требуется, чтобы у него сложился самоконтроль. Важную роль играет позитивное восприятие процесса учебной деятельности, саморегуляция поведения, умение демонстрировать волевые усилия, ориентированные на решение задач, стоящих перед будущим учащимся. Так же значимы навыки речевого общения и развитая мелкая ручная моторика, которая должна соответствовать надлежащему уровню развития координации (двигательной и зрительной).
В ходе обучения у младшего школьника развиваются такие значимые для дальнейшей учебной деятельности новообразования, как
— навыки и умения учебной работы;
— мотивация учебной деятельности [1].
Ходу развития данных новообразований могут сопутствовать различные трудности адаптации к пространству (воспитательному и образовательному) учебного заведения.
В таблице 1 обобщим основные трудности, с которыми сталкивается ребенок в начале школьного обучения.