Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психолого-педагогическая профилактика одиночества старших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОДИНОЧЕСТВА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия одиночества в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего школьника 18
1.3. Методы профилактики одиночества в подростковом возрасте 25
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛО-ГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОДИНОЧЕСТВА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Диагностические методики исследования одиночества старших школьников 37
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики одиночества старших школьников 42
2.3. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов 60
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
Введение:
Одной из проблем человечества является проблема одиночества, ко-гда отношения по каким-то причинам не складываются, не создавая ни дружбы, ни любви, оставляя людей равнодушными друг к другу. Человек становится одиноким, когда он осознает неполноценность своих отноше-ний с личностно значимыми для него людьми, когда он испытывает ост-рый дефицит удовлетворения потребности в общении.
Проблема одиночества всегда волновала человечество. С древних времен переживание одиночества трактовалось неоднозначно. Если про-анализировать взгляды философов в историческом контексте, то можно заметить определенное противоречие в отношении к одиночеству: призна-ние и восхищение одиночеством как возможностью для творчества и сози-дания в странах Древнего Востока и его открытое неприятие в Древней Греции, где оно воспринималось как социальное отторжение. Так, по мне-нию Платона и его ученика Аристотеля, одиночество — это зло, от которого можно избавиться только через любовь и дружбу. Именно они способны подарить человеку радость существования.
В настоящее время, несмотря на активный научно-технический и культурный прогресс, интерес к проблеме переживания одиночества акту-ализировался. И чем активнее и насыщеннее во всех аспектах жизнь со-временного человека, тем более одиноким он чувствует себя в этом мире. Именно поэтому психологов-исследователей до сих пор интересуют во-просы, касающиеся сущности одиночества, его причин и последствий на разных возрастных этапах и в разных группах людей. Одиночество, с од-ной стороны, рассматривается как переживание, влияющее на эмоцио-нальное состояние человека, который находится в вынужденной или доб-ровольно выбранной ситуации изоляции от других людей. С другой сто-роны, одиночество понимается как экзистенциальный опыт непонимания, непринятия или отвержения другими людьми. Исследователи, придержи-вающиеся данной трактовки, чаще всего связывают переживание одиноче-ства с депривацией или нарушением социальных связей, трудностью их приобретения или построения. При этом отмечается, что важность этих социальных связей может меняться на разных возрастных этапах. В связи с этим особый интерес у психологов-исследователей вызывает подростко-вый возраст как переходный период между детством и взрослостью, со-провождающийся актуализацией рефлексивности и личностной идентично-сти.
Подростковый возраст — важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выбора, который во многом определяет всю последую-щую судьбу. Протекание кризиса одиночества и внутри личностного кон-фликта в первую очередь зависит от этого выбора. В этот период склады-ваются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоцио-нального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. Этот этап включает в себя массу проблем, с которыми сталкиваются подростки, а именно неуверенность в себе, непонимание сре-ди окружающих, проблемы с родителями, одиночество.
Как показывают результаты психологических исследований Л. Б. Волынской, М. Б. Калашниковой, Г. Крайга, О. В. Лишина, О. П. Маку-шиной, Д. И. Фельдштейна и др., наиболее остро в подростковом периоде переживается чувство отверженности, которое возникает у подростка не только в ответ на нежелание других людей общаться с ним, но и в случае проявления по отношению к нему непонимания и неуважительного отно-шения, игнорирования его мнения, а зачастую и предательства со стороны не только сверстников, но и взрослых.
Объект исследования: Одиночество старших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика одиночества старших школьников.
Заключение:
Одиночество — одна из самых серьезных социальных проблем чело-вечества. Оно связано с переживанием человеком своей изолированности от сообщества людей, семьи, но одиночество нельзя отождествлять с физи-ческим состоянием изоляции человека. Часто одиночество — чувство, кото-рое проявляется в виде потребности быть включенным в какую-то группу, или желательности этого, или потребности просто быть в контакте с кем-то, то есть отсутствие духовного единства, будет переживаться как одино-чество. Ведь одинокие люди, как правило, чувствуют себя отвергнутыми, обделенными, нежеланными. Одинокими могут быть не только взрослые. Состояние одиночества характерно для детей и подростков.
Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Будучи подростком, в его орга-низме, включая детскую несформировавшуюся психику, происходят каче-ственные изменения. Это возраст желания заявить о себе, показать себя всему миру, возраст, когда ты уверен, что знаешь в это жизни все. В воз-расте этом возрастном периоде расширяются и актуализируются такие со-циальные потребности, как потребность в установлении значимых меж-личностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребность в причастности и признании, а также желание быть принятым различными социальными группами. Учебная деятельность отходит на задний план.
В настоящее время число подростков, испытывающих чувство оди-ночества, значительно растет. К сожалению, подростковое одиночество сопровождается такими опасными последствиями, как депрессия, алкого-лизм, наркомания и попытки суицида. В такое время подросток чувствует себя беззащитным и неуверенным. Ему кажется, что он отделен от всех не-видимой стеной, что его окружает облако непонимания. Сейчас становится все более популярным общение во всемирной глобальной сети, и подрост-ки активно пользуются этой возможностью.
В ходе проведения эмпирического исследования учеников 10-х клас-сов в возрасте 16-17 лет в количестве 24 человек, мы выяснили, что боль-шинство испытуемых не считают себя одинокими, однако по результатам диагностического опросника, у 20% испытуемых – глубокое переживание актуального одиночества. Это значит, что для данной группы свойственно наличие объективных причин испытывать переживание одиночества. У 79% испытуемых – неглубокое переживание возможного одиночества, – это недостаток время от времени истинного человеческого общения, недо-статок понимания со стороны друзей и близких.
В качестве помощи мы составили программу профилактики старших школьников, опирались при ее составлении на факторы, предшествующие этому состоянию: дефицит общения, не возможности установления контактов, тревожность, закомплексованность и другие.
Основная цель программы — научение подростка работе с одиночеством, осознанию, пониманию и принятию его, научению не зацикливаться на нем, а извлекать из него максимальную пользу для себя и окружающих,так же необходимо отвести немалую роль развитию навыков и умений работы с чувствами и ощущениями.
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя при-думать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, актив-ность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разде-лить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет расска-зать о своей боли; понять и принять его чувства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОДИНОЧЕСТВА СТАР-ШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия одиночества в психолого-педагогической литературе
Социально-экономическая ситуация в нашей стране, происходящие в сфере образования изменения и связанная с этим сложность положения юношества актуализируют проблематику одиночества и вызывают необ-ходимость поиска теоретического подхода к его пониманию. Между тем одиночество — до сих пор один из наименее удовлетворительно дефиниро-ванных феноменов, что, вероятно, связано с богатством смысловых значе-ний этого понятия, сложностью и многогранностью связей человека с раз-ными аспектами действительности.
Одиночество как состояние существует столько, сколько люди пом-нят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволю-цию. Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» [12].
Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиноче-ства начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом сло-варе дается следующее определение одиночества: «Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, де-прессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увели-чения времени