Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Психолого-педагогическая профилактика экранной зависимости подростков».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
I. Теоретический
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экранной зависимости современных
подростков. 8
1.1. Социальные и
психологические особенности подростков и возрастные предпосылки формирования
зависимостей. 8
1.2. Экранная
зависимость подростков как психолого-педагогическая проблема в современных
научных исследованиях. 20
1.3. Основные
теоретические подходы к профилактике экранной зависимости подростков. 32
Выводы по I главе. 47
II. Эмпирическое
исследование экранной зависимости подростков и возможностей ее профилактики. 49
2.1. Организация и
методы эмпирического исследования выраженности экранной зависимости подростков. 49
2.2. Анализ
полученных данных исследования выраженности экранной зависимости подростков. 54
2.3. Программа
психолого-педагогической профилактики экранной зависимости подростков. 62
Выводы по II главе. 68
Заключение. 71
Список литературы. 74
Приложения. 84
Введение:
Актуальность исследования
обуславливается тем, что экранная зависимость является одной из главных проблем
психологии в 21 веке. Экранная зависимость – это зависимость от технических
средств, «заболевание», встречающееся как у детей, так и у взрослых, независимо
от возраста и социального статуса.
В настоящее время проблема экранной
зависимости в подростковом возрасте становится все более актуальной в
современном обществе. В настоящее время трудно найти человека, не имеющего
компьютер, и который не тратит часть своего времени на работу за компьютером
или просто сидит в Интернете. Часто, с самого юного возраста, дети имеют доступ
к компьютеру: они играют в компьютерные игры, смотрят мультфильмы. Когда дети
идут в школу, многим из них покупают планшет или телефон с подключением к
Интернету. Многие современные домашние работы, задаваемые в школе, заставляет
нас обратиться в Интернет за поиском информации.
На первый взгляд безопасное время препровождение
подростка около компьютера может со временем перерасти в компьютерную
зависимость, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с
наркотической. Компьютер представляет особую угрозу для подростков, лишенных
родительского внимания и контроля над их поведением. А таких подростков в
современное время немало.
Экранную зависимость у подростков можно
отнести к психологическим проблемам современной семьи, потому что именно
родственники и родители в первую очередь способны позитивно повлиять на
подростка, предотвратить у него появление экранной зависимости или помочь ему
от нее избавиться.
Применение компьютерных технологий, мощный
поток новой информации и распространение компьютерных игр оказывает огромное
воздействие на воспитательное пространство современных подростков. Развитие
воспитательного пространства является необходимым условием становления личности
подростка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его
пределами. Структура досуга для подростков также значительно меняется, так как
компьютер сочетает в себе возможности телевизора, приставки, музыкального
центра, книг и многое другое.
В настоящий момент возрастает число
подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, в том числе и
играть в компьютерные игры. Совместно с бесспорным позитивным смыслом
компьютеризации необходимо выделить отрицательные результаты данного процесса,
оказывающие большое влияние на общественно – психическое состояние здоровья
подростков. Одним из последствий этого процесса является экранная зависимость.
Термин компьютерная зависимость возник еще
в 1990 году. Этой проблемой занимались такие ученые как: А.В. Беляева, М. Коул,
С.Л. Новоселова, Ш. Текл, К. Янг. Психологи классифицируют эту вредную привычку
как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими
средствами.
Вопрос экранной зависимости был освещен в
современных научных трудах, где обращается внимание на опасность чрезмерного
пользования сетью Интернет (О.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, К.В. Боярова, О.Е.
Войскунский, А.И. Гольдберг, А.Е. Жичкина, М.С. Иванов, О.В. Смислова, Н.В.
Чудова, К.С. Янг). Были изучены особенности психических состояний пользователя
компьютера (И.Г. Белавина, Дж. Грохол, О.Ю. Дроздов, Т.Ю. Мителев).
Проанализированы проблемы экранной зависимости как разновидности аддиктивного
поведения (Б.Л. Браун, В.А. Лоскутова, М. Холл, О.Ф. Шайдулина, М.А. Шоттон).
Психологические последствия злоупотребления компьютерной информацией
рассмотрены в исследованиях Л.П. Гурьевой, Е.О. Мулика, О.В. Шинкаренко, О.В.
Якушиной. Ведущие зарубежные исследователи (А.И. Голдберг, Н.А. Спапира, К.С.
Янг) вообще откровенно называют глобальную компьютеризацию частной жизни
болезнью XXI века.
Наиболее подвержены риску формирования
экранной зависимости подростки, так как сейчас компьютеры составляют
неотъемлемую часть учебной деятельности в целом. Поэтому целесообразно
проводить мероприятия по профилактике и предупреждению экранной зависимости
подростков.
Цель
исследования:
выявление психологических особенностей экранной зависимости современных
подростков, средств ее профилактики и коррекции.
Объектом исследования нашей работы является экранная
зависимость современных подростков как психолого-педагогический феномен.
Предмет исследования:
направления и содержание психолого-педагогической работы по профилактике и
коррекции экранной зависимости подростков.
Гипотеза исследования: разработанный комплекс занятий будет
способствовать эффективной психолого-педагогической профилактике и коррекции
экранной зависимости подростков, если:
1. Подросткам будет предоставлена объективная
информация о проблеме экранной зависимости;
2. Поток информации, ее источники будут
строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
3. Профилактика и коррекция экранной
зависимости подростков будет осуществляться через развитие самопознания,
самовоспитания, повышения уровня ответственности подростков;
4. Подростки будут поставлены в позицию
активного участника комплекса занятий с элементами тренинга.
Для достижения
поставленной цели были определены задачи:
1.
Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
2.
Изучить экранную зависимость подростков как психолого-педагогическая проблема в
современных научных исследованиях.
3.
Раскрыть основные теоретические подходы к профилактике экранной зависимости
подростков.
4.
Провести эмпирическое исследование выраженности экранной зависимости подростков.
5.
Разработать программу психолого-педагогической профилактики экранной
зависимости подростков. Методологической основой исследования
выступили труды отечественных психологов, раскрывающие систему
психолого-педагогической работы по диагностике, профилактике
интернет-зависимого поведения в подростковом возрасте: А.А. Антонеко, А.Е.
Войскунского, К.Г. Дмитриева, М.И. Дрепа, А.Ю. Егорова, С.Н. Ениколопова, О.В.
Завалишиной, Ц.П. Короленко, А.В. Котлярова, В.Д. Менделевича, Н.А. Носова,
Н.С. Хомерники, Н.А. Цой, Л.Н. Юрьевой, К.С. Янг и др.
Для решения поставленных задач
использовались методы теоретического
анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой тематике;
стандартизированный комплекс психологических методик.
Базы
исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Волотово
Чернянского района Белгородского области».
Новизна данной работы
заключается в том, исследований по теме экранной зависимости как разновидности
отклоняющегося поведения достаточно мало и еще не проводились на наличие
зависимости в подростковом возрасте.
Практическая значимость
выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и
систематизирован материал по проблеме экранной зависимости в подростковом
возрасте, отмечены особенности экранного зависимого поведения, свойственные
подросткам. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам,
психологам, родителям. Также представленный нами материал могут использовать
студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и
дипломных работ.
Структура работы включает в себя введение,
две главы с параграфами, заключение, список литературы и приложений.
Заключение:
Экранная зависимость последние несколько
лет является актуальной проблемой среди детей подросткового возраста. Многие
исследования посвящены выявлению факторов, которые могут послужить причиной
возникновения аддиктивного поведения. В современной психологии возникновение
экранной зависимости часто рассматривают с точки зрения семьи и
психологического климата в этой семье. Очень мало исследователей рассматривают
угрозы психологической безопасности образовательной среды в качестве тех
пусковых механизмов, которые могут привести к Интернет-зависимому
поведению. Интернет-зависимость является нехимической
аддикцией, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, и в
современной психологии такое поведение рассматривается с точки зрения
психологии девиантного поведения. Так как подростковый возраст является одним
из переломных периодов в жизни индивида, происходит перестройка организма, как
в физическом, так и в психологическом плане. Поэтому подростки чаще всего
попадают в эту группу риска. Для профилактики и коррекции такого поведения
очень важным является раннее выявление обучающихся, склонным к девиантным
формам поведения. К основным потребностям, которые дети
подросткового возраста удовлетворяют с помощью Интернета, относятся потребность
в независимости от родителей и самостоятельности, которая выражается в
стремлении к сепарации от семьи и взрослых. Также важной является потребность в
принадлежности к какой-либо социальной группе со схожими взглядами и интересами,
где подросток может удовлетворить свои социальные потребности в межличностном
взаимодействии со сверстниками.
Анализируя результаты проведенного нами
экспериментального исследования, мы выяснили, что меньшая часть подростков (34%
испытуемых по методике К. Янг и 32% испытуемых по методике А.Е. Жичкиной)
абсолютно не склонны к Интернет-зависимости. Эти подростки оптимистичны,
социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том
числе противоположного пола. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут
интересоваться поиском в удаленных базах данных для получения информации,
учебы, в познавательных целях, или, к примеру, играть в ролевые групповые игры.
Средний уровень увлечение Интернетом
выявлено у 48% испытуемых по методике К. Янг и 48% испытуемых по методике А.Е.
Жичкиной. Подростки, склонные к Интернет-зависимости, используют Интернет для
общения, знакомства с другими людьми, отдыха. Социальные сети дают подростку
возможность почувствовать, что у него много друзей, что он может ощущать себя
частью группы, рассказывать о том, что задевает его за живое, т.е. может
проявлять себя так, как в жизни для него пока еще сложно. В мире Интернета нет
строго определенных норм и правил, здесь каждый может казаться тем, кем хочет,
и это позволяет подростку чувствовать себя абсолютно свободным, раскрепощенным,
безнаказанным и даже всемогущим.
Высокий уровень экранной зависимости
выявлены у 20% подростков. Это выражается в каждодневном посещении большинством
опрошенных глобальной сети Интернет, превышении запланированного времени
посещения Интернета (в среднем 10-20 часов в неделю), пренебрежении личными
делами в связи с пребыванием в Интернете. У Интернет-зависимых подростков
отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время
от Интернета, а уж тем более прекратить работу в сети. При вынужденных
отвлечениях от Интернета у подростков возникают досада и раздражение,
навязчивые размышления об Интернете в такие периоды. Интернет-зависимые
подростки стремятся проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся
отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного Интернет-сеанса.
В ходе эмпирического исследования было
опрошено 105 человек в возрасте от 10 до 16 лет посредством психологических
методик, в результате которого участники были разделены на две группы. В первую
группу вошли подростки, у которых сформирована экранная зависимость или склонны
к экранной зависимости, во вторую группу вошли подростки, у которых отсевает
экранная зависимость. Всего в первую группу вошли 71 подростков, во вторую
группу – 34 подростка.
В результате дальнейшего исследования было
выявлено, что показатели отрицательных эмоций у Интернет-зависимых в несколько
раз превышают показатели независимых подростков. Гнев, отвращение, презрение
испытывает наибольший процент Интернет-зависимых подростков, это может быть
связано с кибербуллингом, агрессией во время онлайн-игр и т.д. Кроме этого,
подростки с Интернет-зависимостью имеют более низкие показатели развития
эмоционального интеллекта. Подростки испытуемые фактически не могут управлять
своими эмоциями, они их не осознают и не понимают. Отсутствует эмоциональная
отходчивость, гибкость и т.д. А также не понимают и не различают эмоции других
людей.
Исходя из результатов исследования была
разработана и апробирована программа по первичной профилактике Интернет-зависимого
поведения подростков. Цель программы: профилактика Интернет-зависимого
поведения подростков. Программа также была направлена на развитие навыков
рефлексии, формирование образа «Я», развитие невербальных способов общения,
умения считывать информацию по невербальным проявлениям другого человека,
осознание сути конфликта и стратегий поведения в конфликте, формирование
адекватной самооценки.
Программа профилактики Интернет-зависимости
основывалась на следующих формах работы: интерактивная лекция, семинар,
тренинг, мозговой штурм, кейс-технологии, просмотр видеороликов, конкурс
плакатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что
гипотеза подтвердилась, а цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме экранной зависимости современных подростков
1.1. Социальные и психологические особенности подростков и
возрастные предпосылки формирования зависимостей
Одним из основных, критических периодов в
жизни является подростковый период. Традиционно считается, что подростковый
возраст – это период от 10–12 до 14–15 лет. Но в каждом случае стоит учитывать
индивидуальные особенности, т.к. могут быть какие- либо изменения в ту или иную
сторону [Иванова 2017: 19].
Представители разных психологических школ
по-разному определяли роль подросткового возраста в жизни человека. Так, Ст.
Холл, основатель теории рекапитуляции, считал, что подростковая стадия в
развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Холл
называл подростковый возраст «бунтующим» отрочеством, насыщенным стрессами и
конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и
царствует закон контрастов [Сангилбаева, Сарсенбаева 2020: 123].
Э. Шпрангер обозначал подростковый возраст
как возраст врастания в культуру. Он выделял главные новообразования этого
возраста: открытие «Я»; возникновение рефлексии; осознание своей
индивидуальности. Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и
наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая
напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности в период
отрочества, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии,
но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней
противоречивости общественной идеологии [Солодилова 2015: 33-34].
Очень важные изменения, влияющие и на
поведенческие особенности подростков, происходят в функционировании центральной
нервной системы. Прежде всего, повышается ее возбудимость, особенно подкорковых
отделов. При этом ослабляется относительный тонус коры больших полушарий и все
виды центрального торможения. У девочек это выражено в большей степени и
нередко сопровождается нарушением вегетативных функций, проявляющимся
внезапными сердцебиениями, лабильностью ритма дыхания и сосудистыми
расстройствами (похолодание и потливость дистальных частей конечностей).
Следствием физиологических изменений и
трансформации центральной нервной системы является повышенная утомляемость, как
при умственных, так и при физических нагрузках. Другим следствием становится
эмоциональная возбудимость, которая нередко в подростковом возрасте выступает
причиной частых несчастных случаев и суицидальных попыток, особенно у мальчиков
[Тишевский 2010: 10-11].