Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика/психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психолого-педагогическая коррекция самооценки подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 8

1.1. Научные подходы к определению «самооценки»
в структуре личности. 8

1.2. Особенности и динамика развития самооценки в
подростковый период. 13

1.3. Содержание психолого-педагогической коррекции
самооценки в подростковом возрасте. 23

Выводы по 1 главе. 31

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ.. 32

2.1. Организация и методы исследования. 32

2.2. Программа мероприятий по психолого-педагогической
коррекции самооценки подростков. 40

2.3. Анализ результативности программы и интерпретация
результатов исследования  47

Выводы по 2 главе. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 54

ПРИЛОЖЕНИЕ. 62

  

Введение:

 

Социально-экономические
и политические изменения, усложнение условий труда и жизни предъявляют
требования к  формированию всесторонне
развитой личности, для чего необходимо развитие самосознания, определение
собственного «Я» и личностных особенностей для правильной организации взаимоотношений
с окружающими людьми. Решение этих аспектов привлекает внимание к такому
фундаментальному образованию личности, как самооценка.

Подростковый
возраст — самый трудный из всех возрастов, представляющий собой период
становления личности. В контексте становления самооценки этот период является
наиболее важным и ответственным этапом, поскольку происходит формирование основ
нравственности, критического отношения к себе и окружающим.  Коренная смена ситуации развития
приводит к переосмыслению внутренней позиции подростка. Происходит изменение
личностной сферы, меняются и переосмысливаются установки, ценностные
ориентации, регуляторные механизмы, формируются собственные взгляды и
убеждения. В целом изменяется отношение к миру, к социальным нормам, принятым в
обществе. В качестве источника личностного роста выступает самооценка,
являющаяся критерием на пути становления личности.

Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием
подростка, зависящим от изменения условий взаимодействия с окружающими людьми.
Это относится к взаимоотношениям не только со значимыми взрослыми, но, в первую
очередь, со сверстниками, приобретающими на данном этапе возрастном этапе
особую значимость.

Самооценка подростка является важным фактором саморегуляции личности,
влияет на взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношения к
успехам и неудачам. Все эти доминанты обусловливаются жизненным статусом как
одним из приоритетных для подростка факторов, воздействующих на формирование
самооценки. Изучение самооценки в подростковом возрасте приобретает
особую значимость, что обусловлено также особенностями самого подросткового
возраста, когда происходит интенсивный процесс формирования личности и
поведения подростка.

Самооценка
рассматривается как автономный элемент самосознания, функция которого
заключается в представлении самосознанию его содержания в форме
оценки-результата. Эта позволяет результаты различных по содержанию и по
оценочным основаниям (когнитивного или эмоционального) сравнений использовать
для последующей регуляции поведения и деятельности, в том числе и для
преобразования Я-концепции.

Самооценка является одним из ведущих и доминантных личностных
новообразований, выступая в одном ряду с Я-концепций и образом Я. Помимо этого
самооценка выступает в качестве основного регулятивного механизма личности,
детерминируя коммуникативные взаимодействия с окружающими. В структуру
самооценки входят следующие качества: это и повышенная критичность, и
требовательность индивида по отношению к самому себе, и адаптированное
отношение к возникающим успехам либо неудачам.

Актуальность
проблемы изучения самооценки в подростковом возрасте определяется становлением
самосознания (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова) в ходе
психосоциальных противоречий: восприятие подростком себя как исключительной
личности, стоящей выше остальных, и наличие сомнений в себе с одновременным
недопущением этих сомнений в собственное сознание (Т.В. Рябова). Ранее
сложившаяся у подростка система оценочных суждений и эмоционально-ценностное
отношение к собственному «Я» претерпевают
изменения под воздействием оценочных суждений сверстников как наиболее значимой
референтной группы на данном возрастном этапе. Соответственно возникает
внутриличностное противоречие при оценке себя и других, отражающееся в
поведенческих проявлениях.

Подростковый возраст характеризуется тем, что ребенку уже становится
недостаточно общения, ограниченного узким семейным кругом. Он испытывает
потребность выйти за рамки этой среды, находя удовлетворение этой потребности в
общении со сверстниками. Поэтому так важна роль общения как воспитательного
фактора, способствующего личностным новообразованиям в этом возрасте, важнейшим
из которых становится формирование самооценки подростка.
От самооценки во многом зависят взаимоотношение человека с окружающими, его
требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, как в учебном
процессе, так и других сферах взаимодействия. Тем самым самооценка влияет на
дальнейшую социализацию его личности.

Самооценка предполагает существование взаимозависимости между Я-концепцией
и идеальным Я. Достижение соответствия между этими составляющими способствует
освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. При возникновении
значительного расхождения между Я-концепцией и идеальным Я у подростков
возникают психологические проблемы, фрустрация, эмоциональный дискомфорт. Во
избежание подобных противоречий подростку необходимо обладать адекватной
самооценкой. Актуальность
данной темы обусловлена большим количеством подростков с неадекватной
самооценкой. Своевременное выявление причин поможет молодому поколению в
будущем эффективно социализироваться в обществе. В настоящее время существуют
противоречия между


между социальной ситуацией развития подростков и новообразованиями личности в
подростковом возрасте;


между востребованностью в подростковом возрасте четкого внешнего ориентира для
выработки адекватной самооценки и неоднозначностью позиций оценивания подростка
окружающими;


необходимостью становления адекватной самооценки в подростковом возрасте и
недостаточным использованием психолого-педагогической коррекции в работе с
подростками;

Необходимость
разрешения указанных противоречий обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая
коррекция самооценки подростков».

Объект исследования:
коррекция самооценки подростков.

Предмет исследования:
содержание психолого-педагогической коррекции работы в подростковом возрасте.

Цель исследования:
изучить содержание психолого-педагогической коррекции самооценки в подростковом
возрасте.

Исходя
из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить
отечественную и зарубежную литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть
особенности и динамику развития самооценки в подростковом возрасте.

3. Проанализировать
содержание психолого-педагогической коррекции самооценки в подростковом
возрасте

4. Организовать
исследование и проанализировать результаты.

Методологическая основа
исследования. В качестве методологической основы
исследования выступили общетеоретические исследования отечественных и
зарубежных ученых по проблемам:


развития личности (к изучению самооценки как личностному образованию обращались
Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский,
С.Л. Рубинштейн, Г. Оллпорт, и др.);


самосознания и самооценки личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.Р.
Битянова, Л.И. Божович, У. Джеймс, И. Кон, Р. Бернс, Ф. Райс, К. Роджерс, С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, и др.);


психологических особенностей подросткового возраста. Изучением самооценки в
подростковом возрасте занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, М. Кле, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова,
Э. Эриксон и др.

Методы исследования: определяются поставленными задачами:


теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого-педагогической
научно-методической  литературы по
проблеме исследования; синтез; обобщение;
эмпирические: наблюдение; тестирование; методы качественного и
количественного анализа данных: интерпретация результатов.

Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования теоретических выводов и
практических наработок. Результаты исследования могут служить основой для
решения задач педагогами-психологами при психологической помощи подросткам с
неадекватной самооценкой.

База исследования: Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Шайковская школа
№2».

Структура работы. ВКР включает введение, три главы,
заключение, список литературы, приложение. Работа снабжена таблицами,
рисунками.

Во введении дается краткая
характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность
темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет
исследования, цель, задачи, дается обзор методов исследования.

В первой главе «Теоретические
основы изучения проблемы психолого-педагогической коррекции самооценки в
подростковом возрасте» мы
рассмотрели теоретические предпосылки обоснованности проблемы исследования, представили
анализ научных подходов к определению «самооценки»
в структуре личности.
Выделены основные особенности и динамика развития самооценки; описаны возможности
психолого-педагогической коррекции самооценки в подростковом возрасте.

Во второй главе «Исследование
эффективности психолого-педагогической коррекции самооценки подростков» представлено методическое
обеспечение процедуры исследования, указаны используемые методики, описана эффективность реализации
программы мероприятий по психолого-педагогической коррекции
самооценки подростков,
проанализировали ее результаты.

В заключении подтверждается
актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени
разработанности проблемы, изложены выводы исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Существуют
различные научные подходы к определению сущности понятия «самооценка»: это
«оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди людей» (У. Джеймс,
К. Роджерс, И Кон); «структурный компонент Я-концепции личности, выработанный
стиль отношения к себе» К. Роджерс); «компонент самосознания» Л.С. Выготский);
«устойчивое эмоциональное отношение» (А.Н. Леонтьев); «результат познания себя
и эмоционально ценностного отношения к себе» (И.И. Чеснокова); «эмоциональный
компонент Я-концепции» (Р. Бернс); «отношение к себе как к носителю
определенных достоинств» (К. Роджерс) и т.д.

Ведущими мотивационными
стратегиями подросткового возраста являются самопознание, самовыражение и
самоутверждение. В качестве ведущих новообразований подросткового возраста
выступают: принятие себя, формирование Я — концепции; острая потребность в
самооценке, появление чувства взросления; избирательность контактов, становление
идентичности.

Психокоррекция означает систему мероприятий,
направленных на исправление недостатков психологии и поведения с применением
специальных средств психологического воздействия.

Эмпирическое исследование включало три этапа. На
констатирующем этапе наличие в выборке подростков с нереалистично завышенными и
заниженными показателями вызвало необходимость проведения с ними дальнейшей
психолого-педагогической коррекционной работы

Задачами программы мероприятий по психолого-педагогической
коррекции самооценки подростков на формирующем этапе исследования являлись:
формирование положительного отношения к себе, стимулирование процесса
личностного развития, достижение внутриличностных и поведенческих изменений,
развитие навыков саморегуляции, преодоление неуверенности в себе; приобретение
активной жизненной позиции.

Отдельно прорабатывались нарушения коммуникативного взаимодействия
с окружающими. Были организованы занятия, каждое из которых включало проведение
бесед, коммуникативных игр, психотехник на отработку положительных эмоций,
отработку эталонов поведения в различных ситуациях, динамической релаксации,
медитаций. В итоге у подростков постепенно формировались положительные
установки к общественно
принятым нормам поведения, они освобождались от негативных эмоций, осознавали
собственные чувства, отрабатывали навыки коммуникативной компетентности,
учились способам реагирования в стрессовых и проблемных ситуациях, обучались
навыкам конструктивного взаимодействия, навыкам саморегуляции. В целом коррекционная работа была направлена на вхождение
подростков в социальную среду и обучение активному взаимодействию в проблемных
ситуациях; реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований,
рассматриваемых в качестве факторов риска личностного развития; оптимизацию
межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; отработку страхов,
тревожности; коррекцию дисфункциональных состояний и негативных эмоций; повышение
самооценки и т.д.

Анализ
эмпирических данных по результатам контрольного этапа исследования свидетельствует
о положительной динамике в показателях самооценки подростков. Многие подростки стали более реально и
адекватно оценивать себя, свои способности и возможности, что позволяет им
соотносить собственные силы с поставленными задачами разной степени сложности. Подростки стали более раскрепощенными,
коммуникабельными, открытыми, активными в общении, многие выступают
инициаторами в разных видах деятельности, длятся своим мнением, учитывают
мнение других. Испытуемые стали в большей степени ориентированы на
коммуникативное взаимодействие, проявляют большую уверенность в себе.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое
экспериментальное подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Научные подходы к определению «самооценки» в структуре
личности Развитие
личности представлено поэтапным формированием индивидуальности ребенка,
выраженной особенностями самооценки и рефлексии как механизма самосознания;
формированием социальности ребенка посредством осознания себя в качестве
субъекта ролевых отношений; осознанием собственных качеств личности,
способностей и причин поведения (Я-концепция).

Эмоционально-ценностное
отношение к себе представлено совокупностью эмоциональных переживаний,
отражающих отношение личности к тому, что она делает, узнает, воспринимает и
понимает. Подобное отношение может проявляться в виде непосредственных
эмоциональных реакций, оценочных суждений. Посредством самопознания и
самоотношения возникает самооценивание и самооценка, включающая не только
знания и представления о себе, оценку самого себя, своих способностей, но и
оценку собственных нравственных качеств и поступков. Результаты
функционирования процессов самосознания и самоотношения способствуют
организации личностью процесса саморегулирования.

Одной
из центральных личностных структур является самооценка, являющаяся одним из
центральных личностных образований.

Понятие
«самооценка» представлено целым комплексом физических, поведенческих,
психологических и социальных личностных проявлений, связанных с оценкой
личностью себя в данных характеристиках. Изучение понятия «самооценка» связано
с понятием самосознания, самоотношение, самоуважение, однако существуют
концептуальные отличия. Самооценка определяет характер самоотношения индивида,
включает как общую самооценку (самоуважение, принятие себя) и частные
самооценки [42].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы