Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология (направление педагог-психолог)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему психолого-педагогическая коррекция агрессивности детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6

1.1 Характеристика агрессивности детей дошкольного
возраста. 6

1.2 Организация психолого-педагогический коррекции
агрессивности детей дошкольного возраста. 17

Выводы по первой главе. 25

ГЛАВА 2. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 27

2.1 Организация исследования психолого-педагогической
коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. 27

2.2 Анализ проведенного исследования. 38

Выводы по второй главе. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   58

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. В последние десятилетия в обществе, в
частности, в странах постсоветского пространства, все более отмечается
увеличение тенденции к росту насилия, жестокости, вандализма, издевательства
над людьми, участились случаи взрывов в общественных местах, захвата заложников
и пр. Как правило, такие негативные явления связывают с ростом агрессии и
агрессивности. Такая ситуация в социуме вызывают беспокойство. Кроме этого,
рост уровня агрессивности отмечается и у детей дошкольного возраста. Это и
определило выбор темы данной работы: «Психолого-педагогическая коррекция
агрессивности детей дошкольного возраста».

Отметим
также, что на сегодняшний день ученые до сих пор не выработали единую точку
зрения относительно таких феноменов, как агрессия и агрессивность. Поэтому пока
идут научные дискуссии, преобладает общественное мнение, согласно которому
проявлениям любой агрессии приписывается негативная, деструктивная окраска. Следствием
этого стало наполнение социально опасного последствия агрессивного поведения
только отрицательным смыслом, а понятие социально одобрительной агрессии
зачастую отрицается. Действительно, если рассматривать чрезмерные проявления
агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, то такие черты
личности, как чрезмерная доминантность, конфликтность, неспособность к
социальной кооперации могут вызвать негативное отношение.

Отсутствии
в литературе единой точки зрения относительно определения понятий агрессия и
агрессивность свидетельствует о проблемности и актуальности данного вопроса. Термин
«агрессивность» сегодня характеризуется довольно широким употреблением. В толковых
словарях термин «агрессия» раскрывается, как правило, с точки зрения военных
действий. Агрессия в психологии рассматривается в качестве тенденции к проявлению
в реальном поведении или фантазировании стремления к подчинению себе других либо
доминированию над ними. На уровне бытового взаимодействия агрессия и
агрессивность зачастую приравниваются к насилию.

Проблема
агрессии и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста сегодня
составляет одну из наиболее острых проблем современного социума. Все чаще
отмечается, что в жизни дошкольников агрессивное поведения и связанные с ним
конфликтны становятся жизненной нормой. Родители и педагоги отмечают, что агрессивное
поведение дошкольников ежегодно растет, агрессия во многих ситуациях становится
совсем неуправляемой, и часто взрослые не знают, как влиять на агрессивных
дошкольников, поскольку наказание или лишение ребенка чего-то не имеет
значительного воспитательного воздействия. И хотя в психологической литературе
вопрос агрессивности описан, казалось бы, многогранно, все же немало вопросов
остаются открытыми.

Особенно
это актуально для психолого-педагогической деятельности, направленной на
адаптацию ребенка к новым условиям жизнедеятельности и социализации, чем и
обусловлена актуальность темы данного исследования.

Объект
исследования – агрессивность детей дошкольного
возраста в условиях образовательного учреждения.

Предмет
исследования – психолого-педагогическая коррекция
агрессивности детей дошкольного возраста.

Цель исследования
– выявить особенности психолого-педагогическая коррекция агрессивности детей
дошкольного возраста.

Гипотеза
исследования: уровень агрессивно у детей дошкольного
возраста будет снижаться, если:


учитывать особенности проявления детской агрессивности;


детско-родительские отношения будут носить позитивный характер.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику
агрессивности детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть
особенности организации психолого-педагогический коррекции агрессивности детей
дошкольного возраста.

3. Выявить уровень
агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать и
апробировать программу работы по коррекции агрессивности детей дошкольного
возраста.

Методы исследования:

– теоретический: анализ,
сопоставление и обобщение исследований по изучаемой проблеме;

– эмпирические:
наблюдение, тестирование, беседа.

Теоретико-методологическая
основа исследования опирается на методологическое положение
о взаимосвязи педагогической науки и практики, теоретических основ воспитания и
обучения, практического психолого-педагогического опыта; положения о понятии
агрессии А. Адлера, Л. Берковиц, Э. Фрома и др.; особенности
профилактики агрессивного поведения описаны К.М. Гуревич,
В.А. Крутецким, И.П. Подласым и др.; особенности агрессивного
поведения младших школьников описаны в трудах А. Богатырева,
В.В. Куркиной.

Теоретическая значимость
исследования состоит в расширении понятия агрессивности и ее
психолого-педагогической коррекции у дошкольников.

Практическая значимость исследования
состоит в разработке и реализации программы коррекции агрессивности старших
дошкольников в условиях образовательного учреждения, которую можно
рекомендовать педагогам, психологам, работающим в дошкольных образовательных
учреждениях.

Структура работы
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания
данной работы были решены задачи нашего исследования.

Была раскрыта сущность
понятия агрессия в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в
результате чего мы выяснили, что агрессия – это любая форма поведения, которая
нацелена на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного
обращения. Агрессивность же следует рассматривать как относительно устойчивую
черту личности, выражающую готовность к агрессии. Через свою устойчивость и
вхождение в структуру личности агрессивность может определять общую тенденцию
поведения.

Среди основных причин
агрессивного поведения дошкольника в ряде научных работ выделяется и группа
причин социально-педагогического характера: неправильное воспитание и неблагополучное
окружение ребенка.

Таким образом,
агрессивное поведение рассматривается как приобретенная модель поведения, в
которой агрессивность выступает как личностная черта, сформированная в процессе
социализации ребенка и которая обычно выступает как механизм самозащиты
сознания.

Причины проявления
агрессивного поведения можно разделить на несколько групп – это биологические,
социальные, медицинские, психологические и педагогические группы, которые тесно
связаны между собой.

Проведенный теоретический
анализ позволяет сделать выводы, что каждое отдельное проявление агрессивной
реакции обусловлено, как правило, сложным взаимодействием биологических,
физиологических, психологических и социальных детерминант; немалую роль в
зарождении и формировании готовности к агрессии, а также в реализации играют
ситуативные факторы; ведущими факторами, способствующими возникновению
агрессивных реакций у детей младшего школьного возраста, являются
характеристики направленности и самосознания личности (низкий уровень сформированности
нравственных представлений, неадекватные самооценка и уровень притязаний),
индивидуально-психологические (эмоциональная нестабильность, высокий уровень
личностной тревожности, низкий уровень развития интеллекта, несформированность
навыков самоконтроля поведения и функций прогнозирования его последствий) и
социально-психологические (статус ребенка в коллективе сверстников, низкий
уровень социальной адаптации, неблагоприятный эмоциональный микроклимат в
семье) предпосылки функционирования личности, которые можно объединить в
соответствующий симптомокомплекс особенностей младших школьников, склонных к
агрессивным реакциям.

Были выявлены особенности
коррекции агрессивности дошкольников и выяснено, что для коррекции можно
применять следующие методы: методы релаксации; методы игротерапии; методы
арт-терпии; методы психогимнастики.

На констатирующем этапе
нашего исследования был определен уровень агрессивности старших дошкольников.

На формирующем этапе была
реализована программа коррекции агрессивного поведения старших дошкольников с
использованием музыкотерапии и арт-терапии, которая направлена на
стимулирование и коррекцию развития детей дошкольного возраста с проявлениями
агрессии.

Программа была направлена
на решение следующих задач:

‒ обучение детей конструктивным
формам поведения;

‒ формирование навыков самоконтроля и
саморегуляции своих эмоциональных состояний;

‒ снятие чрезмерного напряжения и
тревожности;

‒ расширение спектра
эмоционального реагирования и умений конструктивного социального
взаимодействия.

В условиях ДОУ был
разработан и реализован комплекс мер по устранению проблемы развития
агрессивности, а именно:

‒ проведение
индивидуальных консультаций с родителями в присутствии психолога, указывая на
неадекватность применяемого стиля воспитания, и последствия таких отношений с
ребенком;

‒ проведение
индивидуальных консультаций с учащимися;

‒ проведение групповых
консультаций с учащимися;

‒ проведение
просветительской работы с педагогами, чтобы предупредить и предотвратить
развитие и проявление агрессивности у дошкольников.

Результаты контрольного
эксперимента показали, что число агрессивных детей уменьшилось из 5 человек на
констатирующем этапе до 3 человек на контрольном этапе исследования, что
свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Таким образом, повышенная
агрессивность в поведении детей является одной из наиболее острых проблем не
только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Вопросы детской
агрессивности и ее коррекции в отечественной психологии не получили должного
решения, что актуализирует выбранную проблему.

Применение в
коррекционной работе с детьми дошкольного возраста арт-терапевтических техник
позволяет дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным
эмоциям и чувствам, снизить эмоциональное напряжение, научить детей приемам
саморегуляции, развивать умение владеть собой в различных конфликтных
ситуациях, уменьшить агрессивные проявления.

Перспективой данного
исследования может стать выявление особенностей влияния агрессивного поведения
на социометрический статус детей в малой социальной группе, а также на
сплоченность коллектива.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 1.1 Характеристика
агрессивности детей дошкольного возраста Анализ психологической
литературы показал, что разные авторы определяют агрессию как поведение, состояние
и свойство личности, то есть наблюдается неоднозначность трактовки этого
психологического явления.

Так, при рассмотрении
агрессивного поведения как частного случая психологической категории
деятельности, понятие агрессии отождествляют с понятием агрессивного поведения.
Согласно точке зрения С.Л. Соловьевой,
различие между терминами «агрессия» и «агрессивное поведение» связано с учетом разных ключевых моментов:
квалификация события (агрессия), оценка конкретных действий индивида
(агрессивное поведение). Автор называет условия, при которых конкретные
действия (вербальные или физические) могут быть рассмотрены в качестве
агрессивных: действий, совершенные против конкретного человека или группы
людей; демонстрация преимущества в силе или применение силы; нанесение ущерба [50].

В трудах Р. Берон,
Д. Ричардсона, Э. Фромма, Х. Хекхаузена агрессия понимается в
качестве мотивированного деструктивного поведения, которое противоречим нормам
и правилам поведения, принятым в социуме, при этом отмечается, что проявления
агрессии наносят вред, физический ущерб людям, вызывают у них психологический
дискомфорт [7].

Существует разница между
понятиями агрессии и агрессивного поведения, которая заключается в следующем
(Рисунок 1): Рисунок 1. Разница между агрессией и
агрессивным поведением Из приведенных определений
следует, что агрессия ‒ это внутренний, когнитивный компонент агрессивного
поведения.

Отметим, что Э.В.
Змановская в качестве основных признаков агрессивного поведения считает
следующие [16] (Рисунок 2): Рисунок 2. Основные признаки
агрессивного поведения По мнению С.Л. Кравчук,
агрессия представляет собой эмоциональное переживание, внутреннее побуждение и
готовность личности действовать агрессивно; агрессия проявляется в агрессивном
поведении [25].

Предлагая оформление
автономного междисциплинарного направления под названием «Агрессиология», А.Ю.
Дроздов утверждает, что агрессивное поведение необходимо изучать как системную
модель, не имеющую собственных закономерностей. При этом агрессивные действия
могут быть частью более сложной системы (социального поведения человека) и
рассматриваться как в плане нейронных микросистем (агрессивное поведение
связано с психофизиологическими, биохимическими, нейрофизиологическими
процессами регуляции и саморегуляции), так и внешних взаимодействий
(агрессивное поведение возникает и развивается взаимодействия «личность –
социальная ситуация») [12].

Кроме отмеченного, стоит
упомянуть мнение Н.Д. Левитова о том, что мотивация доминирования (желание
добиться своего) зачастую сопровождается агрессивными действиями [28].

Из отмеченного выше можем
сделать вывод, что агрессия является умышленным деструктивным поведением,
направленным на нанесение вреда и ущерба окружающим; проявление активности,
влечение к достижениям, инструмент для самоутверждения, самореализации и
доминирования над другими.

Многие исследователи
совершали попытки создания типологии видов и форм агрессии. В основе из
типологий лежат различные критерии. К примеру, одной из самых известных
типологий является типология, предложенная А. Бассом, в основе которой
лежат агрессивные действия: физическая-вербальная, активная-пассивная,
прямая-косвенная. Комбинация этих типов дает возможные варианты агрессивного
поведения [3]. Относительно механизма своего
возникновения агрессия разделяется на следующие типы: сознательная,
бессознательная, аффективная и индуцированная. На основе учета объекта
воздействия типы агрессии разделяются на: пассивную и активную. Относительно
направленности агрессии выделяют социально-, гетеро- и аутоориентированная
агрессию; относительно массовости субъекта и объекта – индивидуальная,
групповая. Такая классификация была предложена А.М. Морозовым. Кроме того,
агрессия делится на следующие виды: скрытая и открытая; гневная и
инструментальная; вербальная (словесная) и физическая; экстрапунитивная и
интрапунитивная, систематизированная в своих трудах С.Л. Соловьевой [50].

На основе рассмотренных
источников литературы относительно сущности понятия агрессии можно обобщить и
выделить следующие виды агрессии, представленные на Рисунке 3. Рисунок 3. Виды агрессии Рассмотрим более подробно
психологическое содержание этих видов агрессии.

Скрытая агрессия находит
свое проявление в фантазиях и снах человека. Он может представлять себе, как
кому-то мстит, при этом месть может содержать сцены насилия, в которых воображаемый
обидчик испытывает страдания и боль, раскаивается, сожалеет о содеянном [2; 36]. Ее противоположностью является
открытая агрессия, которая реализуется напрямую в поведении. Открытая агрессия
разделяется на следующие типы: прямая, косвенная и смещенная [2; 57].

Проявлением физической
агрессии является причинение человеку или группе лиц физического ущерба, к
примеру, путем нанесения кому-то телесных повреждений [5].

Вербальная агрессия
выражается в высказывании обвинений, оскорблений, упреков, критически в чей-то
адрес и пр. К вербальной агрессии также относятся высказывания мыслей и желаний
агрессивного содержания, проклятий, угроз, принуждения, вымогательства,
оскорбительных шуток [21; 41].

Гневная (вражеская)
агрессия мотивирована эмоцией гнева. Данный вид агрессии является довольно
частотным. Он находит свое выражение в совершении деструктивных действий под
влиянием таких эмоций, как гнев, злоба на кого-то [10].

Проявлением
инструментальной агрессии является совершение агрессивного действия с целью
достижения определенной цели, которая не связанна непосредственно с актом
агрессии [14; 46; 55].

Выделяют также
гетероагрессию, которая направлена наружу, и аутоагрессию, направленную на
себя. Гетероагрессия, в свою очередь, может носить характер физической,
вербальной, гневной, инструментальной, скрытой, открытой агрессии. Аутоагрессия
является такой разновидностью агрессивного поведения, когда действия в силу
определенных причин не могут быть обращены индивидом на какой-то объект и
направляются на самого себя. Аутоагрессия находит свое проявление в
самоунижении, самобичевании, в нанесении физических повреждений человеком
самому себе, а также в попытках самоубийства [30].

Прямая открытая агрессия,
в сравнении со скрытой агрессией, выражается в действиях, которые направлены на
открытое нанесение объекту агрессии удара. Проявлениями косвенной агрессии
является, к примеру, распространение сплетен, написании анонимок, в порче
имущества, ехидстве, сарказме. Смещенная агрессия направлена не на
непосредственный объект агрессии, а на того, кто является более слабым либо
более доступным объектом.

Кроме описанных выше видов
агрессии стоит также отметить, что выделяется доброкачественная и
злокачественна агрессия. Доброкачественная является биологически адаптивной,
направленной на поддержание жизни индивида. По своей сути ‒ это реакция на
угрозу жизненно важным интересам. Злокачественная агрессия является
деструктивной реакцией, которая не имеет связи с направленностью на сохранение
жизни.

Относительно социальной
допустимости тех или иных действий выделяют конструктивную и деструктивную
агрессию. Проявления конструктивной агрессии предполагают использование
социально допустимых форм и направлены на социально положительный результат.
Конструктивная агрессия способствует самозащитному поведению, самосохранению.
Конструктивная функция злости проявляется в удачливости профессиональной
спортивной деятельности, при управлении коллективом, при решении разных
жизненных задач. Деструктивная агрессия является открытым прямым проявлением
агрессии в такой форме, которая не соответствует социально недопустимым формам,
либо ей характерен социально отрицательный результат. К деструктивной агрессии
относятся все виды делинквентного и криминального поведения.

Реактивная агрессия
представляет собой проявление агрессивности в процессе общения, она возникает в
качестве типичной реакции на фрустрацию. Спонтанная агрессия – подсознательная
радость, испытываемая личностью, наблюдающей трудности у других. Кроме этого,
реактивная агрессия может проявляться в спонтанно возникающих немотивированных
желания испортить кому-то настроение, разозлить, поставить в тупик своим
вопросом или ответом, демонстрацию окружающим их ошибок. Намеренная
(интенциональная) агрессия выражается в стремлении нанести вред с осознанием
последствий и получением удовольствия от достижения цели.

Перейдем к анализу
понятия «агрессивность». В этой связи нам импонируют положения,
сформулированные С.Л. Соловьевой. В ее работах теоретически обосновано рассмотрение
агрессивности как категории свойств личности, в основе которой лежат следующие
критерии: выражение через это свойство определенного отношения; интериоризация
объектных характеристик действительности; относительная изменчивость под
влиянием социальных условий; относительная стойкость и постоянство, сходство
при повторных проявлениях [50].

Анализ психологической
литературы позволяет заключить, что агрессивность чаще всего толкуют как
свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивным действиям для
реализации своих целей и характеризующееся агрессивным восприятием и
интерпретацией поведения другого человека. Однако С.Л. Соловьева под агрессивностью
понимает склонность к агрессии, отмечая, что свойство агрессивности в структуре
личности определяет преимущество ситуаций, склоняющих к совершению агрессии,
что, в свою очередь, ведет к подкреплению уже существующих личностных
диспозиций. Агрессивность также рассматривается как ведущая тенденция. Л.М.
Собчик ведущую тенденцию определяет в качестве доминирующей индивидуально
личностной характеристики, которая включает в себя и врожденное свойство
темперамента, и черту характера, и личностное свойство [47].

Кроме того, в «норме»
агрессивность может быть социально приемлемой и необходимой, формировать
социально-положительное поведение, а ее недостаточное проявление может иметь
такие отрицательные последствия, как конформность, пассивность поведения.

Так, злость
рассматривается со стороны приспособленности к жизни как центральная функция
личности. Она проявляется, по мнению Р. Аммона, в активности,
целеустремленности личности, способности ставить свои жизненные цели и
отстаивать свои идеи, стремлении к освоению и изменению мира, к творческой
самореализации [1]. Под агрессивностью также
понимается наступательность, настойчивость личности самореализующегося
лидерского типа, т.е. свойство, необходимое для противодействия давлению среды,
устоявшимся традициям, консерватизму окружения, для реализации своих
конструктивных намерений или новаторских идей [47]. Агрессивность, выражающаяся во
враждебности и активном стремлении к наступательным и активным действиям, может
быть социально допустимой и необходимой для адаптации свойством личности.

Далее рассмотрим
особенности агрессивности дошкольников.

В.В. Рудикова отмечает,
что в рамках детского коллектива повышенный уровень агрессивности ‒ это одна из
самых частых проблем [43]. Факторами сформировавшегося
агрессивного поведения и агрессии у детей могут быть многие: особенности
семейного воспитания; наблюдение детьми образцов агрессивного поведения на
телеэкране, у сверстников, в семье; эмоциональная напряженность; фрустрация;
неуважение со стороны взрослых к личности ребенка; чрезмерный контроль либо его
полное отсутствие; запрет физической активности и пр. «Исследования и
многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве,
остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни
человека» [43, с. 496].

Заметное проявление
агрессии у ребенка формируется примерно к 5 годам, а до этого она постепенно
формируется. Уже в отчаянном плаче ребёнка не трудно распознать злость и
возмущение, ему чего-то не хватает, что-то его раздражает. Ребенок со своего
рождения зависит полностью от родителей, и эта ситуация остается стабильной еще
много лет. Неспособность ребёнка управлять своими побуждениями и желаниями,
контролировать их усложняет ему жизнь. Возникшее у ребёнка одновременно чувство
голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и
раздражения [38, с. 132]. В данном случае проявление
агрессии желательнее, нежели хныканье, покорное повиновение.

В дошкольном возрасте агрессивное
поведение принимает разные формы. Принятым в психологии является выделение
вербальной и физической агрессии, которые, в свою очередь, имеют прямые и
косвенные формы. По мнению В.В. Рудиковой, вербальная агрессия представляет
собой выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и
через содержание словесных ответов (угрозы, ругань) [43].

Существуют следующие виды
вербальной агрессии у детей старшего дошкольного возраста: косвенная вербальная
агрессия и прямая вербальная агрессия, характеристика которых приведена на
Рисунке 4.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы