Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологическое просвещение педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю (на примере ГКУСО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю 7
1.1 Содержание понятия «психологическое просвещение» в научной литературе 7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями 13
1.3 «Отношение» как научная категория и развитие эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию результативности психологического просвещения педагогов в развитии эмоционального отношения детей к воспитателям 30
2.1 Организация и ход опытно-экспериментальной работы 30
2.2 Реализация программы психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю в ГКУСО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 67
Приложение 1 73
Приложение 2 78
Приложение 3 83
Приложение 4 84
Приложение 5 85
Введение:
Актуальность исследования. На современном этапе развития системы дошкольного образования проблема обеспечения эмоционального благополучия детей является приоритетной. В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для поддержания положительного эмоционального состояния ребенка приобретает отношение к нему воспитателя. Вместе с тем вплоть до настоящего времени недооценивалась значимость положительных эмоциональных отношений между детьми и воспитателями, преобладающим был взгляд на ребёнка как на объект воспитательных воздействий, а не как на субъект совместной деятельности с его потребностями в притязании на признание.
Исследованием проблемы эмоциональных взаимоотношений между детьми и воспитателями в детском саду занимались Т.А. Комисаренко, С.Е. Кулачковская, В.Р. Лисина, А.Б. Николаева, Е.А. Панько, А.Г. Рузская и другие. Отметим, что наиболее активно эта проблема изучалась в 70–90 годы XX века, тогда как в современных исследованиях данный аспект педагогического взаимодействия воспитателя с ребенком представлен недостаточно. В.Р. Лисина убедительно доказала, что ребенок дошкольного возраста нуждается в особом внимании, самоуважении взрослого, а неудовлетворение этой потребности ведет к состоянию «ситуативного дискомфорта», который характеризуется снижением эмоционального тонуса, скованностью, тревожностью. В связи с этим изучение различных аспектов эмоционального отношения детей этого возраста к воспитателю детского сада является актуальным. На наш взгляд, эту информацию важно доносить до самих воспитателей, поэтому в качестве темы для выполнения выпускной квалификационной работы была выбрана следующая: Психологическое просвещение педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю (на примере ГКУСО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»)».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю в ГКУСО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю.
2. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по проверке результативности психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю.
3. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: психологические просвещение педагогов специализированной ДОО.
Предмет исследования: развитие эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю в условиях образовательного процесса реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: способность к развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю выступает составным компонентом профессиональной компетентности педагога; реализация тематической программы психологического просвещения педагогов будет способствовать повышению их профессиональной компетентности и развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы;
— педагогический эксперимент;
— наблюдение и анализ деятельности педагогов;
— тестирование;
— математико-статистическая обработка данных;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: ГКУСО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы с целью организации психологического просвещения педагогов по вопросам психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю в ГКУСО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга».
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены теоретические основы изучения психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю;
— была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по проверке результативности психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю;
— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
По итогам проведения диагностической карты профессионального мастерства педагога удалось установить, что 42% педагогов отличаются оптимальным уровнем развития профессиональной компетентности, 25% педагогов имеют достаточный уровень профессиональной компетентности, 33% продемонстрировали критический уровень профессиональной компетентности.
По итогам проведения карты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов удалось установить, что у 46% педагогов высокий уровень развития психолого-педагогической компетенции, у 25% педагогов средний уровень развития психолого-педагогической компетенции, у 29% педагогов низкий уровень развития психолого-педагогической компетенции.
По итогам проведения карты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов удалось установить, что у 42% педагогов высокий уровень развития методической и управленческой компетенции, у 33% педагогов средний уровень развития методической и управленческой компетенции, у 25% педагогов низкий уровень развития методической и управленческой компетенции.
В результате проведения диагностики начального уровня профессионального развития педагогов удалось установить, что педагоги ДОУ в большинстве своем обладают достаточным уровнем развития профессиональной компетентности, вместе с тем часть педагогов нуждается в стимулировании своего профессионального развития.
В связи с полученными при проведении вторичной диагностики результатами мы можем отметить, что реализованная деятельность по психологическому просвещению позволила педагогам значительно повысить уровень своей профессиональной компетентности в психолого-педагогическом и методическом отношении.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что способность к развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю выступает составным компонентом профессиональной компетентности педагога; реализация тематической программы психологического просвещения педагогов будет способствовать повышению их профессиональной компетентности и развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения психологического просвещения педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю
1.1 Содержание понятия «психологическое просвещение» в научной литературе
Целесообразность психологического просвещения как направления профилактической деятельности специалиста-психолога не подвергается сомнению. Однако в практической реализации этого направления работы существует целый ряд проблем, среди которых следует выделить:
— относительную «молодость» отечественной практической психологии, которая недавно стала частью помогающих практик в России и не нарастила достаточного потенциала для решения множества существующих задач, в том числе и касающихся конкретных видов работы;
— нехватку специальных исследований, посвященных исключительно проблемам психологического просвещения, а не обобщенным рассмотрениям вопросов психологической профилактики;
— изучение многих вопросов практической деятельности психологов как «внешних» по отношению к самой психологии, т.е. обращение всего ресурса накопленного психологического знания вовне, а не непосредственно на содержание работы практического психолога [3, с. 115].
Психологическое просвещение в своей сути направлено на решение особого рода задач, связанных с развитием психологического здоровья личности, обеспечением для нее благоприятной психологической среды, ее поддержки, ее психологической безопасности, защиты от неблагоприятных факторов в контексте системообразующей деятельности практического психолога – психологической профилактики. Соответственно, недостатки в этого рода работе сказываются на эффективности действия – как всей Службы практической психологии, так и отдельных видов профессиональной активности, в нее включенных [37, с. 51].
В качестве примера можно взять специфику работы практического психолога в разных звеньях образования в разные периоды развития личности. В частности, обсуждая вопросы психологической службы в работе с детьми дошкольного возраста, Т.Д. Марцинковская [28, с. 26] отмечает, что психологическое просвещение в условиях детского дошкольного учреждения направлено на взрослую аудиторию, носит профилактический и образовательный характер. Просвещение родителей и воспитателей позволяет предупреждать проблемы в развитии детей. Очевидно, что по мере готовности ребенка к присвоению содержания просвещения изменяется стратегия и тактика, фокус работы психолога, занимающегося такой работой. По мере возникновения и актуализации потребности ребенка в познании самого себя, раскрытия собственной уникальности и т.п. просвещение становится все более направленным не только на родителей и другие «формирующие фигуры».
Если брать школьный возраст и попытаться увидеть объективную картинку положения дел с психологическим просвещением в отечественной системе образования, то можно сказать, что наблюдается явный дефицит информации о том, как и где этим занимаются, на каких методологических основаниях построена такая работа и т. п. Если и есть такого рода работы, то они мало чем отличаются от аналогичных публикаций в других сферах деятельности и носят констатирующий характер. Но для примера сегодня можно хотя бы сослаться на то, как обстоят с этим видом работы в учреждениях образования, принявших участие во Всероссийском мониторинге Службы практической психологии образования, который был разработан и проведен по заказу Министерства образования и науки РФ сотрудниками лаборатории «Психологический мониторинг» Московского городского психолого-педагогического университета. В нем участвовали 7 тысяч педагогов-психологов образовательных учреждений различных типов и видов из 43 регионов Российской Федерации. Анализ результатов, в частности, показал, что психологическому просвещению педагоги-психологи уделяют достаточно внимания, решая задачи формирования социальной среды развития и профилактики, выступая на родительских собраниях и педсоветах. Подчеркивается, что такая работа важна еще и тем, что позволяет популяризировать деятельность психолога, объяснить ее содержание, устанавливать контакт с педагогами и родителями [1, с. 74].
Однако не нашлось никаких данных отечественных исследований, позволяющих увидеть специфику работы по психологическому просвещению в младшем школьном возрасте, его отличий в работе с подростками и старшеклассниками, в учреждениях дополнительного образования и т.п. Остается открытым вопрос и о конкретных критериях (показателях) «профессиональной готовности» специалиста в области практической психологии к такого рода работе, требований к его компетенциям в этой области и т.п.
В то же время, отметим, что, касаясь проблемы профессионализма, эффективности в целом практического психолога, специалисты отмечают важность такого показателя, как «знание о себе» (рефлексии, «личностной компетентности» и т. п.) как непременного условия достижения мастерства. Общеизвестно также, что необходимыми составляющими профессионализма считаются осведомленность в предметной области труда, знания и операциональные компоненты деятельности, включая умения саморегуляции действии и психических состояний.
В то же время (в отличие от общих данных мониторинга), в каждом конкретном случае профессиональной деятельности практических психологов редко можно встретить психологическое просвещение как «равноправный» и «равновесный» вид постоянной работы (в ряду других видов профессиональной деятельности). Частично это подтверждается в исследовании Т.А. Павловой [32, с. 38], которая установила, что школьные психологи г. Брянска и Брянской области используют в своей работе преимущественно психологическую диагностику и психологическое просвещение, но существует значительный разрыв между реальным и желательным [32, с. 39].
Приоритеты реального и предпочитаемого применения всех видов деятельности психолога практически воспроизводят друг друга в обратном порядке. Хотя в любом нормативном документе, определяющем содержание работы психолога образовательного учреждения, мы можем увидеть, что психологическое просвещение не подчинено другим видам профессиональной деятельности, а «равновесно» им.
Следующим важным аспектом обсуждения вопроса о психологическом просвещении, его связи с другими видами работ является функциональность. Можно условно выделить следующие основные функции психологического просвещения:
— активизирующая (стимулирующая потребность в познании и собственном развитии);
— инструментальная (побуждающая к изменению условий развития);
— профилактическая (предупреждающая трудности, нарушения в развитии человека);
— развивающая (изменяющая представления, расширяющая горизонты и т.п.) [44].
Н.В. Лукьянченко [25, с. 29] выделяет следующую функциональную направленность психологического просвещения:
— по отношению к собственной деятельности практического психолога;
— по отношению к конкретным людям;
— по отношению к обществу в целом [25, с. 30].