Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Психологическое благополучие мужчин и женщин с разным материальным достатком»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1
Теоретические аспекты исследования психологического благополучия личности. 6

1.1 Психологическое
благополучие личности: основные подходы к исследованию. 6

1.2 Структура
психологического благополучия личности. 14

1.3 Факторы психологического
благополучия личности. 20

ГЛАВА 2.
Эмпирическое исследование психологического благополучия мужчин и женщин
среднего возраста в связи с их 
материальным достатком. 31

2.1 Цель,
задачи, гипотезы исследования. 31

2.2
Характеристика участников исследования. 31

2.3 Методы и
методики исследования. 32

2.4
Результаты исследования и их обсуждение. 35

2.4.1
Психологическое благополучие мужчин и женщин, участвовавших в исследовании. 35

2.4.2 Связь
психологического благополучия мужчин с уровнем их материального достатка. 48

2.4.3. Связь
психологического благополучия женщин с уровнем их материального достатка. 53

Заключение. 59

Список
литературы.. 61

Приложение 1  64

  

Введение:

 

В современном мире все более
возрастает роль психологического фактора в различных сферах человеческой
деятельности, что связано с доктриной ценности, уникальности каждой
человеческой личности. Психология призвана помочь людям в решении их
субъективных проблем, которые являются отражением их объективного
существования. Как известно, одной из современных методологических установок в
психологии является комплексный и системный подход к изучению человека.
Понимание человека как целостной организации важно для его адекватного и
объективного познания. Изучение личности человека предполагает учет самых
различных факторов [12].

Данная
работа посвящена изучению психологического благополучия мужчин и женщин с
разным материальным достатком. Следует отметить актуальность выбранной темы
работы. К настоящему времени  изучены
взаимосвязи между показателем психологического благополучия индивида и разными
аспектами его жизни: например, удовлетворенностью трудом в профессиональных
коллективах (И.В. Заусенко, Н.Л. Шлыкова и др.), проблемами безопасности в
образовательных организациях (С.А. Водяха, Л.Е. Тарасова, Ж.А. Левшенова, Л.Б.
Козьмина, Н.Е. Ширинская, Д.С. Корниенко, Я.И. Павлоцкая и др.),  успешностью учебной деятельности учеников
(Р.М. Шамионов, С.А. Водяха и др.). и многими другими. Однако, на наш взгляд,
недостаточно изучено на сегодняшний день психологическое благополучие в связи с
материальной обеспеченностью личности. Именно поэтому данная работа направлена  на выявление особенностей
психологического благополучия у мужчин и женщин, имеющих разный материальный
достаток.

Предмет исследования – психологическое благополучие
мужчин и женщин и его связь с их 
материальным достатком.

Цель исследования – исследование психологического
благополучия мужчин и женщин  в связи с
их материальным достатком. Эмпирический объект исследования: выборку составили мужчины
и женщины от 20 до 50 лет. Общее количество респондентов —  50 человек (25 мужчин и 25 женщин).

Гипотеза исследования:  психологическое
благополучие мужчин и женщин с разным материальным достатком будет
характеризоваться определёнными особенностями.

В
соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи
исследования:

Теоретические
задачи:

Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме психологического
благополучия и его структуры и  факторов.

Эмпирические задачи:

1. Изучить уровень материального
достатка участников исследования.

2. Исследовать психологическое
благополучие личности у мужчин и женщин, участвовавших в исследовании.

3. Выявить и проанализировать связь
психологического благополучия с уровнем материального достатка у мужчин и
женщин.

4. Провести сравнительный анализ
психологического благополучия личности у мужчин и женщин с низким и высоким
уровнями материального достатка.

Методы
исследования: анализ
отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования, метод
опроса, психодиагностические методы, методы математической статистики.

Методики
исследования:  «Шкала психологического благополучия», (К. Рифф, модификация Т.Д. Шевеленковой
и П.П. Фесенко); авторская
анкета на изучение материального достатка у мужчин и женщин;

Математическая
обработка данных включала описательную статистику, корреляционный анализ с
применением коэффициента Спирмена. Для обработки данных были использованы
стандартные компьютерные программы статистического анализа данных: SPSS Statistica.

Теоретическая
значимость исследования заключается в уточнении факторов
психологического благополучия мужчин и женщин с разным материальным достатком,
оценке влияния материального достатка на психологическое благополучие личности.

Практическая значимость
заключается в том, что результаты исследования могут стать основой для
дальнейшей разработки проблемы психологического благополучия мужчин и женщин с
разным материальным достатком, могут быть применены практическими психологами
при разработке тренингов гармонизации психологического благополучия и
организации работы с лицами, обратившимися за помощью.

Материалы
исследования могут быть использованы в качестве лекционного материала для
студентов, обучающихся по направлению «Психология».

Структура работы.

Исследование состоит из
введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование
проблемы психологического благополучия мужчин с разным материальным достатком
включало два основных этапа.

На первом этапе –
теоретическом – были проанализированы теоретические аспекты интересующей нас
проблемы и заложены методологические основы проведения собственного
эмпирического исследования. В частности, в процессе теоретического анализа было
рассмотрено понятие о личности и индивидуально-психологических особенностях, а
также раскрыта характеристика психологического благополучия как психического
феномена.

На
втором этапе – эмпирическом – было проведено эмпирическое исследование
психологического благополучия мужчин и женщин с разным материальным достатком.

Эмпирическое
исследование состояло из трех этапов:

— на первом этапе
осуществлялось изучение материального достатка у мужчин;

— на втором этапе было
изучено психологическое благополучие личности у мужчин и женщин;

— на третьем этапе
оценивалась взаимосвязь психологического благополучия личности м уровнем
материального достатка у мужчин, а также проводился сравнительный анализ
психологического благополучия личности у мужчин с низким и высоким уровнями
материального достатка.

В результате
теоретического анализа проблемы было выявлено, что личность при всей
многогранности данного понятия можно определить как относительно устойчивую
совокупность психических свойств, которые являются результатом включения
индивида в пространство социальных отношений. Личностные особенности – это
особенности черт характера человека. Характер человека определяют, как
совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям,
к выполняемой работе. Сознание представляет собой определенную форму отражения
объективной действительности в психике человека. И сознание характеризуется
тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора здесь выступают
элементы общественно-исторической практики, которые позволяют строить объективные
(общепринятые) картины мира. Под самосознанием можно понимать совокупность
психических процессов, служащих средствами, с помощью которых человек осознает
себя в процессе общения и деятельности как субъект своей активности.
Результатом процессов самосознания является формирование у человека его «Я» Психологическое благополучие (душевный
комфорт) – слаженность психических процессов и функций, ощущение
целостности, внутреннего равновесия.

В результате проведения
эмпирического исследования было выявлено, что больше всего мужчин в выборке со
средним уровнем материального достатка. Все показатели параметров
психологического благополучия у мужчин находятся на среднем уровне
выраженности. Больше всего мужчин в выборке имеют средний уровень
психологического благополучия. Также было выявлено, что для мужчин и женщин с
высоким уровнем психологического благополучия характерен высокий уровень
материального достатка, а для мужчин с низким уровнем психологического
благополучия, наоборот, характерен низкий уровень материального достатка.

В целом гипотеза
исследования подтвердилась. Т. е. можно говорить о том, что мужчины с высоким
уровнем материального достатка имеют более высокий уровень психологического
благополучия по сравнению с мужчинами, характеризующимися низким уровнем
материального достатка.

 В качестве перспективы дальнейшего исследования
проблемы можно рассматривать более широкий учет социально-демографических
характеристик испытуемых, больший арсенал применяемых психодиагностических
методик, а также соответственно больший объем выборки.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1 Теоретические
аспекты исследования психологического благополучия личности 1.1 Психологическое
благополучие личности: основные подходы к исследованию. Психологическое
благополучие можно определить как интегральный показатель степени
направленности личности на реализацию основных компонентов положительного
функционирования, а также — степени реализуемости этой направленности;
субъективно выражается в ощущении счастья, удовлетворенности собой и своей
жизнью. Как интегральное личностное образования, психологическое благополучие
функционирует в динамике и поэтому является мотивационным параметром личности,
степень выраженности которого зависит от реалистичности, структурированности,
целостности (согласованности прошлого, настоящего и будущего) системы отношений
человека и жизненной перспективы, включая его цели, планы, ценности и
стремления [29].

Следует
отметить, что с понятием «психологическое благополучие» соотносят целый ряд
близких, иногда идентичных по своему значению понятий, таких, как «психическое
здоровье», «норма», «нормальная личность», «эмоциональный комфорт», «качество
жизни» и др.

Понятие
«психологическое благополучие» отражает «…внутреннюю целостность человека, его
согласие с самим собой и является системным качеством, обретенным человеком в
процессе жизнедеятельности» [13, с.143]

 С.А. Водяха отмечает, что психологическое
благополучие является устойчивым свойством личности, в котором преобладают
«…положительные эмоции, присутствуют доверительные взаимоотношения, существует
осознание жизненных смыслов, высокая степень самопринятия и позитивная
мотивация» [10, с.72].

В
работах зарубежных и российских психологов «психологическое благополучие» рассматривается
как приобретенное в процессе жизнедеятельности качество, предполагающее
активность субъекта. По мнению большинства исследователей,
психологическое благополучие относится к личности в целом и находится в тесной
связи с высшими проявлениями человека – спецификой его
мотивационно-потребностной сферы, структурой представлений о себе [19].

Необходимо
отметить, что большинство определений психологического благополучия, которые
сформировались в психологической науке на сегодняшний день, фокусируются на одном
или сразу нескольких моментах: на отношении человека к самому себе (уровень
самоотношения); степени самоактуализации; степени автономии; субъективной
концепции окружающей реальности (картине мира); на уровне
социально-психологической адаптации. При этом надо подчеркнуть, что
психологическое благополучие личности может быть определено только в контексте
существующих социальных норм и значимых для человека ценностей [20].

Психологическое
благополучие представляет собой динамическую совокупность психических свойств
личности, которые обеспечивают слаженность между требованиями человека и
общества и являются одним из первостепенных условий удачной самореализации.
Психологическое благополучие личности предусматривает заинтересованность в
существовании, самостоятельность суждений и инициативу, предпочтения в
какой-либо области деятельности, активность и независимость; ответственность и
способность к риску, веру в себя и уважение к другому, разборчивость в
средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям,
осознание собственной индивидуальности [21]. Именно согласованность мотивов,
целей, ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними
возможностями личности в психологии трактуется как условие и проявления
психологического благополучия.

Теоретическую
базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования
Н. Брэдберна, который ввел термин «психологическое благополучие» в научный
оборот, определяя его как субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенности
жизнью [38]. При этом отмечал, что психологическое благополучие является одним
из ключевых элементов психического и психологического здоровья и бытия
человека, которое может выступать критерием качества жизни личности.

Самым
главным в модели психологического благополучия Н. Брэдберна является баланс,
который достигается постоянным взаимодействием двух видов аффекта —
положительного и отрицательного. События повседневной жизни, отражаясь в нашем
сознании, накапливаются в виде соответствующего (положительного или
отрицательного) аффекта, а отличие между ними является показателем
психологического благополучия, что, в свою очередь, отражает общее ощущение
человеком удовлетворенности жизнью. Высший уровень удовлетворенности жизнью
показывают люди с преимуществом положительного аффекта над отрицательным [22].

В
настоящее время сложилось несколько подходов к исследованию феномена
психологического благополучия. Результаты изучения научной психологической
литературы позволили выделить несколько различных подходов к пониманию
психологического благополучия: гедонистический подход; эвдемонистический
подход; подход позитивного функционирования личности.

К
гедонистическим теориям можно отнести учения, в которых благополучие
описывается главным образом в терминах удовлетворенности-неудовлетворенности.
Сторонниками
данного подхода являются Н. Брэдберн, Э. Динер, М. Аргайл и др. ученые,
определяющие психологическое благополучие личности через достижение ей
удовольствия и избегание неудовольствия.

Э.
Динер, опираясь на теорию Н. Брэдберна, выдвинул свое понимание феномена
психологического благополучия и ввел понятие «субъективное благополучие»
(удовлетворение; приятные эмоции; неприятные эмоции), которое рассматривал как
компонент психологического благополучия. Э. Динер отмечал, что большинство
людей оценивают то, что с ними происходит с позиции «хорошо-плохо», и подобная
интеллектуальная оценка всегда выражается с соответственно окрашенными
эмоциями. Следовательно, человек может иметь высокий уровень субъективного
благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовлетворение от жизни,
и только в отдельных ситуациях он переживает неприятные чувства [39].

По
нашему мнению, гедонистическая теория сосредоточивает внимание на внутренних
переживаниях человека — это сугубо субъективный взгляд на внешнее благополучие,
не отражающий всей полноты и содержания личностных переживаний.

В эвдемонистическом
подходе (А. Вотерман, П. Фесенко, А. Кроник, Н. Бахарев и др.) показателем
достижения психологического благополучия является полная самореализация и
гармоничные отношения личности с окружающими. Эвдемонистическое понимание
проблемы психологического благополучия строится на том постулате, что
личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия. Наиболее
значимым в данном подходе является то, что личность живет в определенном
субъективно воспринимаемом психологическом пространстве, исходя из своих
потребностей и возможностей. С позиции А.А. Кроника, отношение человека к
возможным способам обретения счастья формируют эвдемонистические установки:
гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные, которые являются
психологическим материалом, характеризующим: «…где, в какой области объективной
деятельности личность стремится самоосуществиться, а также при помощи каких
именно психологических способов пытается это сделать

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы