Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические условия развития речи детей в дошкольных образовательных организациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО,
СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1 Общая характеристика развития речи у детей дошкольного
возраста. 7
1.2. Психологические условия развития речи детей дошкольного
возраста. 11
1.3. Особенности формирования речи старших дошкольников. 18
1.4. Особенности развития связной речи у детей в норме и с
ОНР. 21
Вывод по главе 1. 29
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 31
2.1 Методы, приемы и условия развития речи детей старшего
дошкольного возраста в организации образовательного процесса. 31
2.1. Изучение уровня развития речи детей старшего дошкольного
возраста. 34
Выводы по главе 2. 43
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 44
3.1. Система работы по развитию речи детей старшего
дошкольного возраста в организации образовательного процесса. 44
3.2. Анализ результатов работы. 55
Выводы по главе 3. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 69

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одним из самых важных достижений,
которое позволило человеку использовать весь общечеловеческий опыт, является
речевое общение, сложившееся посредством трудовой деятельность. Речь
представляет собой язык в действии, а язык является системой знаков, состоящий
из слов с их значениями и синтаксиса как набора правил построения предложений.

Речь – это деятельность общения,
которая выражается благодаря языку. Речь едина с языком и отлична от него,
является единством определенной деятельности – общения, и определенного
содержания, отражающее бытие. Таким образом, речь представляет форму
существования сознания, в частности мыслей, чувств и переживаний, для другого,
которая служит средством общения с ним и формой обобщенного отражения
действительности, либо форму существования мышления.

Так же речь представляется как язык,
который функционирует в контексте индивидуального сознания. Отраженные в языке
обобщенные значения, которые отражают общественный опыт, получают в контексте
индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как
акт деятельности человека, индивидуальное значение или смысл, который
показывает личное отношение говорящего, не только его знания, но и переживания
в неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании
индивида.

При этом главной функцией речи
считается то, что она представляет инструмент мышления. А сам речевой процесс
связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но также затрагивает
сферы межличностных отношений. Таким образом, посредством речи передается
отношение человека к той или иной ситуации.

На актуальность данной дипломной работы
так же указывает тот факт, что полноценное овладение ребенком родным языком
выступает как необходимое условие при умственном, эстетическом и нравственном
воспитании. При этом, чем раньше начинать обучение родному языку, тем более
успешно и свободно ребенок будет использовать его в будущем.

Современные подходы речевого развития
детей дошкольного возраста основываются на исследованиях отечественных и
зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.

Особенности становления и развития
речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как
А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейн,
Ф.А. Сохин и многих других. Исследователи в своих трудах отмечают,
что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в
частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные
операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется
словарный запас.

Проблеме развития речи детей
дошкольного возраста в разное время посвящены исследования М.М. Алексеевой Л.С.
Выготского, А.В. Запорожца, Э.П. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,
Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А.Флёриной, В.И. Яшиной и многих других.

Однако практика учебно-воспитательной
работы с детьми планируется не систематически. В современных дошкольных
учреждениях отмечается недостаточное внимание развитию речевых навыков, а
речевая активность дошкольников сводится к минимуму, так как на занятиях детей
не учат строить и задавать вопросы, не применяются упражнения или игровые
действия.

Целью данного исследования является изучение психологических условий развития речи у
детей в дошкольных образовательных организациях.

Поставленная цель предполагает
необходимость решения следующих задач
исследования:

1. Изучить характеристику развития
речи у детей дошкольного возраста.

2. Установить психолого-педагогические
условия развития речи детей дошкольного возраста.

3. Систематизировать особенности формирования
речи старших дошкольников.

4. Выявить особенности развития
связной речи у детей в норме и с ОНР.

5. Организовать экспериментальную
работу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в организации
образовательного процесса.

6. Проанализировать результаты
начальной диагностики уровня развития речи старших дошкольников.

7. Разработать систему работы по
развитию речи детей старшего дошкольного возраста в организации
образовательного процесса.

8. Изучить результаты работы.

Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – психологические условия развития речи детей старшего дошкольного
возраста.

Гипотеза
исследования: программа
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективной,
если будет опираться на ведущую деятельность данного возрастного периода.

Методы исследования:

— теоретически анализ литературы по
теме исследования,

— эмпирическое исследование анализа
речевой деятельности дошкольников,

— метод качественного и
количественного анализа результатов исследования.

Методики исследования: методика Т.В. Ахутиной, Т.А.
Фотековой, О.С. Ушаковой, методика самооценки «Лесенка» (Т.Д. Марцинковской), методика
диагностики форм общения (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель:
определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми направленные на диагностику
уровня развития речи у дошкольников.

База исследования: МАДОУ
Росинка г. Ноябрьск, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в количестве
26 человек.

Практическая
значимость исследования заключается в разработке основных
направлений методической работы по формированию речи
дошкольников, а также составлении рекомендаций по психологическим условиям
формирования речи дошкольников. Материалы дипломной работы могут быть
использованы воспитателями, работающими в дошкольных образовательных
организациях, студентами, обучающимися по данному направлению, а также молодыми
учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.

Структура работы определяется целью и
задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводам по каждой
главе, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе анализа теоретической литературы и проведения практического
исследования подтвердилась актуальность нашего исследования, поскольку старший
дошкольный возраст является благоприятным для развития речевых навыков, а также
навыков общения. Это объясняется условиями образовательной среды. Обучение
детей проходит за счет общения как с психологом, с родителями, так и со
сверстниками. Коммуникативные
навыки обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и
понимать партнёра, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать
в общении и сотрудничества собеседника и самого себя.

Таким
образом, формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста –
чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений
влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их
социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а речевые
навыки формируются и совершенствуются в процессе общения, совместной
деятельности с родителями.

В ходе теоретического и экспериментального
исследования в работе были решены все поставленные задачи.

На основе анализа психологической,
педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения
современного состояния практики воспитания были определены теоретические
предпосылки формирования речевых навыков детей старшего дошкольного возраста при
организации работы с психологом. Проведённое исследование доказало наличие
рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в
практике современной психологии.

В процессе
эмпирического исследования были обнаружены различные уровни сформированности речевых
умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Однако для большинства дошкольников
характерно было наличие среднего и низкого уровня выделенных критериев речевого
развития. В связи с этим были разработаны практические задания, игровые
упражнения, проектная деятельность с родителями в ходе работы с психологом,
которые позволят увеличить уровень сформированности речевых навыков детей.
Проведение повторного эксперимента на контрольном этапе показало прирост
показателей высокого и среднего уровня, а также снижение показателей низкого и
очень низкого уровня по всем методикам исследования.

Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза,
выдвинутая нами в исследовании, была эффективна и нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО,
СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Общая характеристика развития речи у детей дошкольного
возраста

Речь
является одной из центральных и важных функций, способствующая протеканию
мыслительных операций, эмоциональных состояний, выступает как средство
самореализации и вхождения в социум. В первую очередь речь имеет важное влияние на
формирование психических процессов ребенка, а в итоге на его общее развитие.
Так, развитие мышления детей напрямую зависит от развития речи. Важные функции
речи проявляются как в средстве общения людей между собой, играет важную роль в
регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития [17; 25;
30].

Период
дошкольного возраста является самым важным для развития коммуникативного и
языкового творчества ребенка. Сложившаяся современная ситуация в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста указывает, что постоянно
растет количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии. В связи с
этим проведем сравнительную характеристику развития речи детей в норме и при
общем недоразвитии речи.

Особенности
фонетико-фонематического развития речи

В возрасте от года до двух можно наблюдать процесс
первоначального развития речевых умений и навыков. В это время необходимо
воспитывать у ребенка потребность в общении, внимание к речи окружающих,
способствовать развитию памяти на слова и умение воспроизводить звуки и слова
по подражанию.

В период от 2 до 3 лет происходит активное
накопление словаря и усвоение грамматически правильной речи. Одновременно с
расширением запаса слова протекает усвоение звуков речи. На данном этапе важно
проводить работу по воспитанию произносительной стороны речи. Это могут быть
дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных
качество голоса и вызывания звуков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы