Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические особенности т профилактика развития синдрома Эмоциональное выгорание психолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
I. Введение. 3
II. Теоретические аспекты изучения психологических
особенностей и профилактики развития синдрома эмоционального выгорания
психолога. 5
1. Психологические особенности эмоционального выгорания
психолога. 5
2. Профилактические меры предотвращения развития синдрома
эмоционального выгорания психолога. 14
III. Эмпирическое исследование психологических особенностей и
профилактики развития синдрома эмоционального выгорания психолога. 17
1. Используемые методы исследования. 17
2. Организации исследования. 21
3. Анализ исследования и причины эмоционального выгорания. 23
IV. Заключение. 38
V. Список литературы. 42
VI. Приложения…………………………………………………………………47
Введение:
Актуальность
темы исследования. В настоящее время одной из
наиболее актуальных проблем современности становится проблема эмоционального
выгорания личности. Это связано с увеличением интенсивности и продолжительности
труда, усилением рабочих нагрузок, ростом напряженности и профессиональных
стрессов, стремительной информатизацией общества, политической, экономической и
социальной напряженностью. Подобные явления негативно сказываются на
психологическом благополучии граждан, приводя к возникновению и развитию
эмоционального выгорания.
Понятие «эмоциональное выгорание» было
введено в научный оборот Г. Фрейденбергом (1974 г.) и трактовалось как
нарастающее эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения в
сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
Другим основоположником теории эмоционального выгорания выступает К. Маслач,
определяющая эмоциональное выгорание как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие
отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и
сочувствия по отношению к окружающим.
В связи с высокой распространенностью
синдрома эмоционального выгорания и наносимым им значительным уроном в
личностном становлении индивидов, проблема поиска тех личностных характеристик,
которые помогают его избежать, обуславливает актуальность обращения к этой
проблеме.
Объект
исследования: синдром эмоционального выгорания
как психологический феномен.
Предмет
исследования: психологические особенности и
профилактика развития синдрома эмоционального выгорания психолога.
Цель
исследования: изучить психологические
особенности и профилактику развития синдрома эмоционального выгорания психолога.
Гипотеза
исследования: можно предположить, что:
— психологи с различным стажем имеют значимые различия в выраженности
показателей эмоционального выгорания;
— определенные личностные особенности психологов значимо коррелируют с
показателями эмоционального выгорания.
Объект,
предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения
следующего перечня задач:
1. Изучить
психологические особенности эмоционального выгорания психолога.
2. Рассмотреть
профилактические меры предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания
психолога.
3. Организовать
и провести эмпирическое исследование психологических особенностей и
профилактики развития синдрома эмоционального выгорания психолога.
4. Выполнить
анализ исследования и причины эмоционального выгорания.
В решении поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Методы теоретического анализа.
2. Психодиагностические методы исследования:
—
методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
—
опросник MBI К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— Многофакторный
личностный опросник FPI;
—
16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.
3. Методы математико-статистической обработки данных.
Выборка
испытуемых: эмпирическое исследование прошло при
участии 50 психологов.
Заключение:
По итогам
выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во
введении цели работы, что позволило изучить психологические
особенности и профилактику развития синдрома эмоционального выгорания психолога.
Для достижения указанной цели были
решены следующие задачи:
— были изучены психологические особенности эмоционального
выгорания психолога;
— были
рассмотрены профилактические меры предотвращения развития синдрома эмоционального
выгорания психолога;
— было
организовано и проведено эмпирическое исследование психологических особенностей
и профилактики развития синдрома эмоционального выгорания психолога;
— был
выполнен анализ исследования и причин эмоционального выгорания.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что психологи с различным стажем имеют значимые различия в
выраженности показателей эмоционального выгорания; определенные личностные
особенности психологов значимо коррелируют с показателями эмоционального
выгорания.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза
доказана в полном объеме.
В заключение
отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.
Теоретическая
значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научных позиций по
вопросу психологических особенностей эмоционального выгорания психолога; в
уточнении содержания профилактических мер предотвращения развития синдрома
эмоционального выгорания у психолога.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования материалов
работы следующими категориями лиц:
—
психологами-супервизорами, работающими с коллегами по вопросу профилактики
развития синдрома эмоционального выгорания;
— студентами,
обучающимися по направлению «Психология», с целью самоподготовки к тематическим
практическим и семинарским занятиям;
— молодыми
учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью
систематизации и обобщения эмпирических сведений.
На основании
анализа научной литературы по теме и полученных эмпирических данных представим
практические рекомендации, призванные обеспечить профилактику развития синдрома
эмоционального выгорания у психологов:
1. Для того
чтобы иметь физические и психологические ресурсы для противостояния ежедневной
рабочей рутине и разнообразным профессиональным неурядицам, важно поддерживать
свое физическое и психологическое здоровье. Для обеспечения физического
здоровья важно соблюдать режим труда и отдыха, достаточно спать, регулярно и
разнообразно питаться, по возможности проводить время на свежем воздухе и
обеспечивать свое тело регулярной посильной физической нагрузкой. Для
поддержания гармоничного психологического состояния важно выделять время для
рефлексии, уделять время хобби, общаться с родственниками и друзьями, вежливо и
твердо отстаивать свои психологические границы.
2. Чтобы
преодолеть чувство загнанности в клетку и беспомощности, свойственное
значительному числу психологов, важно выстроить систему приоритетов. Для этого
необходимо признать, что успеть за день можно только ограниченное количество
дел, а потому в пределах каждого дня нужно стремиться к
балансу между работой, семьей, общением с людьми и отдыхом.
3. Позитивный настрой способен стать
эффективным средством профилактики эмоционального выгорания. Росту оптимизма
будут способствовать простые, но эффективные практики:
— практика изменения собственного
атрибутивного стиля, привычного способа объяснения событий. Оптимистический
стиль – это не столько умение говорить себе положительные вещи, сколько умение
справляться с собственными негативными мыслями в тяжелые моменты, которому
вполне можно научиться;
— практика выражения благодарности, заключающаяся в ежедневной
рефлексии и записи вечером в дневнике трех людей, которым вы признательны за
прошедший день, или трех приятных моментов этого дня. Эта практика способствует
зримому приросту субъективного благополучия и позитивных переживаний, снижает
такие негативные чувства, как гнев, горечь, жадность, а в некоторых случаях и
уровень депрессии;
—
практика формирования эмоциональной памяти. Учеными доказано, что человек
склонен переживать неприятности из раза в раз, в то время как свои победы и
радости часто воспринимаются им как само собой разумеющиеся вещи. В связи с
этим может сложиться впечатление того, что жизнь наполнена досадными
недоразумениями, а радостные моменты случаются в ней лишь эпизодически. На
самом деле, вопрос соотношения неудач и везения относителен. Поэтому данная
практика поможет сохранить воспоминания о светлых событиях жизни.
4.
Полезно определять перечень краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение
краткосрочных целей позволит обеспечить обратную связь, поддерживать
убежденность о том, что вы находитесь на верном пути, движетесь вперед.
Достижение долгосрочных целей повышает осознанность жизни, ее насыщенность.
5.
Всегда полезно владеть рядом навыков саморегуляции. Для этого нужно обратившись
внутрь себя осознать, какие именно действия помогают справиться со своими
эмоциями в моменты волнения: размеренное дыхание, прогулка, проговаривание
своих чувств и пр.
6.
Откажитесь от
перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо.
Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого
стоит.
Фрагмент текста работы:
II. Теоретические аспекты изучения психологических
особенностей и профилактики развития синдрома эмоционального выгорания
психолога 1. Психологические
особенности эмоционального выгорания психолога На
«профессиональное выгорание» как на психологический феномен ученые обратили свое внимание не так давно.
Научные разработки по данной проблеме появились почти одновременно в США и в
России (Советском Союзе).
Впервые этот
феномен был описан Б.Г. Ананьевым в 1968 году. По мнению автора,
«профессиональное сгорание» есть негативное явление, возникающее у
представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным
общением с людьми [1].
В 1969 году
Г. Бредли исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены
сотрудники американских пенитенциарных учреждений. Однако автором понятия
«выгорание» (англ. burnout)» по праву считается американский психиатр Г. Фройденбергер
(Н. Freudenberger), описавший в 1974 году данный феномен как психологическое
состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся
в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной
атмосфере [14, с. 54].
В 1976 году
социальный психолог К. Маслач (C. Maslach) сделала следующий шаг в описании
данного феномена. Она определила его уже как синдром, включающий в себя не
только эмоциональное, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных
профессиональных и личностных изменений. Например, негативное отношение к
работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или
клиентам, к коллегам [32, с. 95].