Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические особенности самооценки при пограничных личностных расстройствах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретико-методологические предпосылки исследования психологических
особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах. 7
1.1. Понятие «личность» в психологической литературе. 7
1.2. Пограничные личностные расстройства и их исследование в отечественной
и зарубежной психологической науке. 12
1.3. Самооценка как представление индивида о самом себе: понятие,
структура, виды 19
Выводы по главе 1. 26
2. Экспериментальное исследование психологических
особенностей самооценки при пограничных личностных расстройствах. 27
2.1. Методический замысел экспериментального исследования
психологических особенностей самооценки при пограничных личностных
расстройствах. 27
2.2. Результаты экспериментального исследования и их анализ. 30
2.3. Практические рекомендации в целях нормализации
самооценки при пограничных личностных расстройствах. 41
Выводы по главе 2. 44
Заключение. 46
Глоссарий. 49
Список литературы.. 52
Приложения………………………………………………………………………..57
Введение:
Актуальность
темы исследования. В последние годы резко повысился интерес
к пограничному личностному расстройству. Такое внимание объясняется по меньшей
мере двумя факторами.
Во-первых, исследования
последних десятилетий показывают, что пограничное личностное расстройство составляет
около 2-3% общей популяции. Одной из ведущих причин такого существенного
распространения выступают изменения в экономической и социально-политической
сферах, которые сопровождаются снижением уровня жизни, смещением социальных и
нравственных ценностей, повышением уровня безработицы, распадом семей, ростом
алкоголизма, наркомании. Все это приводит к напряжению в обществе,
беспокойству, неуверенности и страху. При этом в настоящее время многие области
трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением,
ускорением темпа жизни, информационными перегрузками, усиливающими это
напряжение, что способствует развитию пограничных личностных расстройств.
Во-вторых, существующие
подходы к терапии пограничных личностных расстройств отчаянно нуждаются в
совершенствовании. Результаты наблюдений за прошедшими терапию пациентами
показывают, что степень их первоначальной дисфункции может быть крайне
выраженной; что для заметного клинического улучшения требуется долгое время –
многие годы; что в течение многих лет после первичной диагностики у пациентов
наблюдается лишь незначительное улучшение. Поэтому мы полагаем, что
рассмотрение психологических особенностей самооценки при пограничных личностных
расстройствах востребовано наукой и практикой, т.к. способно
индивидуализировать подход к таким пациентам и повысить результативность их
терапии. Степень
разработанность темы исследования. Большой вклад в изучение
пограничных личностных расстройств внесли такие отечественные ученые, как: П.К.
Анохин, В.М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, И.П. Павлов, Е.Т. Соколова и
др. А также ряд зарубежных ученых: Б. Карпмен, М. Модзли, М. Стоун и др.
Самооценка как предмет
исследования использовался как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди
отечественных специалистов необходимо отметить вклад в решение проблемы Б.Г.
Ананьева, А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, В.В. Столина, И.С.
Кона, К.А. Абульхановой, М.И. Лисиной, А.С. Арсентьева, А.В. Иващенко, Г.И. Моревой,
и др.
Среди зарубежных ученых
необходимо назвать Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, К. Левина, А. Маслоу,
Д. Мида, К. Роджерса, З. Фрейда, Е. Хиггинса, К. Хорни, Э. Эриксона и др.
Объект
исследования: особенности развития личности при
пограничных личностных расстройствах.
Предмет
исследования: психологические особенности самооценки
при пограничных личностных расстройствах.
Цель
исследования: выявить психологические особенности
самооценки при пограничных личностных расстройствах.
Задачи
исследования:
Заключение:
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило выявить
психологические особенности самооценки при пограничных личностных
расстройствах.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено понятие «личность» в психологической
литературе;
— были изучены пограничные личностные расстройства и их
исследование в отечественной и зарубежной психологической науке;
— была проанализирована самооценка как представление
индивида о самом себе, ее понятие, структура, виды;
— было организовано и проведено экспериментальное
исследование психологических особенностей самооценки при пограничных личностных
расстройствах;
— было осуществлено обсуждение результатов проведенного
эмпирического исследования;
— были разработаны практические рекомендации в целях
нормализации самооценки при пограничных личностных расстройствах.
Для проведения экспериментального исследования были выбраны
следующие методики исследования: опросник Дембо – Рубинштейн (модификация
Яньшина), опросник Индекс Жизненного Стиля в адаптации Л.И. Вассермана,
Опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттела (факторы блока эмоционально
– волевых особенностей C, G, I, O, Q3, Q4 и F1), уровень субъективного контроля
(УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А М. Эткинда).
Опросник Дембо-Рубинштейн был использован в исследовании с целью определения
уровня самооценки испытуемых. Опросник Индекс Жизненного Стиля был применен для
определения характерных для испытуемых реакций психологической защиты. Опросник
многофакторного исследования личности Р. Кеттела позволил изучить
эмоционально-волевые особенности испытуемых. Методика «Уровень субъективного
контроля» позволила диагностировать специфику субъективного контроля
испытуемых. Также в работе были применены математико-статистические методы
обработки данных, в частности, расчет U-критерия Манна-Уитни.
В результате изучения самооценки испытуемых
экспериментальной и контрольной группы можно отметить, что испытуемые, имеющие пограничные
личностные расстройства, в отличие от испытуемых без подобных заболеваний
склонны к более высокой удовлетворенности собой и некоторой незрелости в
отношении к ценностям. В остальном параметры самооценки испытуемых не разнятся.
В результате изучения характерных для испытуемых видов
психологических защит, удалось установить, что как испытуемые
экспериментальной, так и испытуемые контрольной группы, одинаково предпочитают
такие виды психологических защит как интеллектуализация и отрицание, и не
используют такой вид защиты как регрессия.
В результате изучения эмоционально-волевой сферы испытуемых
удалось установить, что испытуемых экспериментальной и контрольной группы
отличаются высокой моральной устойчивостью. При этом респонденты с пограничными
личностными расстройствами отличаются сниженной эмоциональной стабильностью и
поверхностностью.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические предпосылки исследования
психологических особенностей самооценки при пограничных личностных
расстройствах 1.1. Понятие «личность» в психологической литературе Проблема личности является одной из самых сложных проблем,
обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами. Серьезные
трудности возникают уже при попытках описать реальность, обозначенную термином
«личность». Несмотря на большую работу, проделанную многими и многими
исследователями по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого
определения пока нет.
В процессе изучения специфики личности у ученых возникло
великое разнообразие теорий. Основными из них являются: теория развития
личности Ч. Кулии [24], Д. Мида [28], психоаналитическая теория З.
Фрейда [43] и Э. Эриксона [46], теория развития познания Ж.
Пиаже [32] и теория нравственного развития Л. Колберга [4]. Уточним их основные положения.
В теории «зеркального Я» Ч. Кули [24] отметил, что представления людей о самих себе
являются отражением представлений о них «обобщенных других».
Теория развития личности Д.Г. Мида [28] предполагает, что развитие личности включает
несколько стадий, которые связаны с принятием на себя роли других людей и
формированием «Я» и «Меня».
Психоаналитическая теория развития личности З.
Фрейда [43] говорит о том, что в процессе развития личность минует ряд
последовательных стадий, в каждой из которых возникает закономерный кризис,
выражающийся в напряженности между «Оно» и «Сверх-Я».
Теория развития познания Ж.Ж. Пиаже [32] рассматривает развитие личности через
прохождение последовательных стадий, способствующих овладению новыми
познавательными навыками.
Теория нравственного развития Л. Колберга [4] развитие личности изучает через нравственное
совершенствование, которое предполагает несколько стадий, каждая из которых
характеризуется определенным уровнем развития познавательных способностей и
понимания чувств окружающих людей.
Совершенно очевидно, что среди миллионов людей нет
двух одинаковых, всецело и полностью совпадающих натур, точно также как нет
двух абсолютно одинаковых личностей, идентичных по свойствам характера, по
складу ума, способностям, склонностям. Свойства характера и темперамента
личности во многом определяются специфическими особенностями натуры человека.
Так, с точки зрения общественно-ценностных
ориентации личности убедительно выступил видный азербайджанский психолог
профессор А.С. Байрамов [5]. Он писал, что любое внешнее воздействие преломляется через внутренний
мир человека. Какова установка человека, какие у него стереотипы и привычки,
какие ценностные ориентации, жизненные идеалы и стремления без учета таких
личностных факторов добиться эффективности воспитательных мер трудно.
Соответственно этому ближайшие и перспективные цели продиктовывают критическое
отношение к своей личности у каждого человека. А для этого он должен уметь
адекватно познать и оценить себя. В самооценке личности отражается мнение
субъекта о самом себе, благодаря чему создается собственный проект
самоорганизации, что необходимо как для управления своим поведением, так и для
формирования высоких нравственных качеств.