Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические особенности профессиональной управленческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретико-методологические основы к изучению
психологических особенностей управленческой деятельности. 6
1.1. Основные теории, концепции и подходы к исследованию
управленческой деятельности. 6
1.2. Психологические особенности управленческой
деятельности. 15
1.3. Профессиональная трудовая деятельность как объект
научного познания 24
1.4. Социально-психологические характеристики современного
управленца и эффективность деятельности. 33
Выводы по первой главе. 42
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических
особенностей профессиональной управленческой деятельности. 43
2.1. Программа исследования. 43
2.2. Анализ и интерпретация социально-психологических
характеристик управленцев разного звена. 46
2.3. Корреляционный анализ. 54
2.4. Практические рекомендации. 56
Выводы по второй главе. 59
Заключение. 62
Список использованной литературы.. 63
Приложения. 70
Введение:
Актуальность темы
исследования. Управление в любой сфере человеческой
деятельности предполагает, прежде всего, взаимоотношения между объектом и
субъектом управления. Все чаще психологический компонент играет все более
значительную роль в управленческой деятельности. Поэтому представляется не
странным, что в последнее время проблеме психологических отношений между
индивидами, которые находятся в состоянии зависимости друг от друга, уделяется
немало места со стороны ученых. Этой проблемы в своих трудах касаются социологи
М.Г. Андреева, И.С. Кон, психологи A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев и другие.
В последнее время
обращается много внимания на психологический климат среди сотрудников. Проблема
взаимоотношений в коллективе имеет свои отличия по сравнению с другими сферами
управленческой деятельности, поскольку именно здесь наиболее ярко выражены
отношения между руководителем и подчиненными. Четкая субординация, строгая
дисциплина, специальные звания и должности накладывают свой специфический
отпечаток на психологию управления в органах внутренних дел (так называемая
профессиональная деформация).
Наиболее подробно
психологические особенности управления исследованы в трудах А.Н. Бандурки, С.П.
Багров, А.В. Землянский «Психология управления» и А.Л. Потеряхин «Психология
управления». Однако, следует отметить, что несмотря на эти разработки, проблема
психологических особенностей управленческой деятельности остается малоизученной
и требует дальнейшего исследования.
Теоретическая основа
исследования. Теоретическая и
методологическая основа исследования представлена трудами таких исследователей,
как Э.Г. Азимов, А.А. Бодалев, Л.А. Вайнштейн, И.В. Гайдамашко, О.Н.
Дудина, А.Л. Журавлев, А.В. Карпов, А.Н. Леонтьев и др.
Цель исследования состоит
в выявлении психологических особенностей профессиональной управленческой
деятельности.
Объект исследования –
профессиональная трудовая деятельность как объект научного познания.
Предмет исследования –
психологические особенности профессиональной управленческой деятельности.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что существует различие в личностных характеристиках
управленцев высшего и среднего звена.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории, концепции и подходы к исследованию
управленческой деятельности.
2. Описать психологические особенности управленческой деятельности.
3. Охарактеризовать профессиональную трудовую деятельность как объект
научного познания.
4. Раскрыть социально-психологические характеристики современного
управленца и эффективность деятельности.
5. Провести эмпирическое
исследование психологических особенностей профессиональной управленческой
деятельности.
6. Разработать практические
рекомендации по осуществлению профессиональной управленческой деятельности.
Методы исследования:
– организационные методы
исследования (анализ, синтез и обобщение, сравнительный метод);
– эмпирические методы
исследования – тестирование: «Методика определения стиля руководства трудовым
коллективом», разработанная В.П. Захаровым на базе опросника А.Л. Журавлева;
«Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках группы»
(Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев, Н.П. Фетискин); «Шкала контроля
за действием» Ю. Куля;
– методы обработки данных
(качественные: описательный; количественные: методы математико-статистической
обработки данных; U-критерий Манна-Уитни);
– интерпретационные
методы (структурное описание).
База исследования: управленцы
разного звена в количестве 50 человек: 25 управленцев высшего звена, 25
управленцев среднего звена. Возраст испытуемых 34-45 лет.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.
Во введении обоснована
актуальность исследования, определены объект и предмет исследования,
сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы к изучению
психологических особенностей управленческой деятельности: рассмотрены основные
теории, концепции и подходы к исследованию управленческой деятельности; описаны
психологические особенности управленческой деятельности; охарактеризована
профессиональная трудовая деятельность как объект научного познания; раскрыты
социально-психологические характеристики современного управленца и
эффективность деятельности.
Во второй главе описано
проведенное Эмпирическое исследование психологических особенностей профессиональной
управленческой деятельности и его результаты.
Заключение содержит
основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Сформированы выводы, заключение и практические
рекомендации. Прилагается список литературы и приложения.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данной работы: выявлены психологические
особенности профессиональной управленческой деятельности.
Проведенный анализ
литературы по теме позволил сделать вывод, что профессиональная деятельность, в
частности, управленческая, является сложным, неоднозначным, многоаспектным
явлением, которое занимает особое место среди многообразных видов социальной
деятельности человека.
Социально-психологическая
характеристика управленца определяется через эффективность, конструктивность
его деятельности на основе эффективного применения психологических знаний и
умений в процессе решения задач или проблем, которые стоят перед личностью в
системе «человек – человек».
Мы предположили, что
существует различие в личностных характеристиках управленцев высшего и среднего
звена: стиле управления, организаторских способностях и уровнях контроля за
действием.
Проведенное эмпирическое
исследование, анализ и интерпретация данных позволили выявить психологические
особенности профессиональной управленческой деятельности управленцев высшего и
среднего звена.
Для проведения
корреляционного анализа результатов исследования использовался автоматический
расчет U-критерия Манна-Уитни. Его использование показало, гипотеза
исследования не подтвердилась. Существенного различия в психологических
особенностях управленцев разного звена не выявлено. Поэтому перспективой
дальнейшего исследования считаем выявление типа характера и темперамента у управленцев
разного звена.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретико-методологические
основы к изучению психологических особенностей управленческой деятельности
1.1. Основные теории, концепции и
подходы к исследованию управленческой деятельности Управление как специфическую деятельность связывают с появлением организации.
В этом аспекте можно сказать, что практика управления так же стара, как мир.
Достижения крупных организаций в древности, например в Римской империи,
просуществовавшей несколько столетий, свидетельствуют о том, что даже тогда
были созданы довольно развитые системы управления.
Однако идея рассмотрения управления как научной дисциплины и профессии
возникла в XVIII веке – в позднюю эпоху развития капиталистической формации
общества. В западных странах в то время быстро развивалось крупное машинное производство.
И именно на том историческом этапе происходило выделение чисто управленческих
функций, когда владельцы предприятий все чаще сталкивались с необходимостью
управления всевозрастающим числом работающих на производстве людей. С середины
XIX века начала развиваться концепция систематизированного управления [68].
Глубокие изменения в обществе на рубеже XIX-XX веков в условиях бурного научно-технического
прогресса обусловили интерес к социальному знанию, заставили обратить внимание
на проблемы взаимосвязи общества и различные проблемы управления.
В начале XX века эта концепция приобрела качественно
новое значение – управление стало рассматриваться как самостоятельная область
деятельности, способная принести успех организации. Тем самым было положено
начало принципиально новому этапу в управлении – научному управлению,
центральной фигурой которого