Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические особенности негативных переживаний и страха заражения у молодежи, проживающей в сельской местности в условиях пандемии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 1

I. Теоретический анализ
психологических особенностей негативных переживаний и страха заражения у
молодежи, проживающей в сельской местности в условиях пандемии. 6

1.1. Психологическая характеристика
молодежи, проживающей в сельской местности  6

1.2. Концепции негативных переживаний
и страха заражения. 20

1.3. Влияние пандемии на
психоэмоциональное состояние личности, возникновение страхов в непростых
условиях. 32

Выводы по главе 1. 37

II. Эмпирическое исследование
особенностей негативных переживаний и страха заражения у молодежи, проживающей
в сельской местности в условиях пандемии  38

2.1. Описание хода эмпирического
исследования, группы исследования и методического инструментария. 38

2.2. Программа коррекции негативных
переживаний и страха заражения у молодежи, проживающей в сельской местности в
условиях пандемии. 43

2.3. Анализ и обсуждение результата
эмпирического исследования. 50

Выводы по главе 2. 72

Заключение. 75

Список использованных источников. 80

Приложения. 85

  

Введение:

 

Актуальность проблемы
исследования. События, происходящие в жизни современного человека, состоят не
только из периодов относительно спокойного развития, но и включают критические
ситуации, которые могут привести к возникновению тяжелых негативных переживаний,
среди которых на сегодняшний день можно выделить распространение пандемии
вируса COVID-19 и развитие
страха заражения этим вирусом среди населения, и молодежь – как особая
социально-возрастная группа в структуре населения не является исключением. Развивающаяся
пандемия породила множество негативных психологических эффектов, связанных как
с непосредственными страхами заражения, так и с опасениями социальных
последствий (потеря работы, ухудшение финансового положения), срывом планов,
глобальной неопределенностью относительно будущего. Как пандемическая ситуация,
так и правительственные решения, требования существенно ограничили свободу
выбора и планирования людей.

На фоне стремительного
распространения пандемии COVID-19, постоянно меняющейся и непредсказуемой
ситуации, в которой оказался мир и изменения во всех областях жизни, у молодых
людей возникает чувство тревоги, страха и стресса, которые негативно
сказываются на здоровье. Пандемия, карантин, изоляция и
изменение привычного ритма жизни привели к вспышке психологических проблем у
молодежи: от роста нервно-психического напряжения, снижения активности и
настроения до развития невротических состояний (тревожности, невротической
депрессии, астении, истерического типа реагирования, обсессивно-фобических
нарушений, вегетативных нарушений и др.). В условиях пандемии люди месяцами
пребывают в состоянии паники, страха и хронического стресса, у них ослабляются
когнитивные
и волевые функции, ухудшается общее состояние самочувствия. И для того, чтобы
собраться, приняв разумные меры предосторожности, большинству молодых людей
нужна профессиональная психологическая помощь, которая решает задачи развития адаптационных
возможностей человека и повышения личностных ресурсов по преодолению негативных
переживаний и страха заражения в условиях пандемии.

Теоретические подходы к
определению сущности молодежи и исследование молодежи как
социально-демографической группы выделяемой на основе совокупности возрастных
характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или иным
составом социально-психологических свойств раскрыты в трудах: И.С. Кона, Ю.А.
Зубок, В.И. Чупрова, Н.Е. Вежновец, А.Г.Масалова и др. Психологические
особенности молодежи и молодость как этап онтогенеза личности рассмотрена в
психологических трудах: Д.Б.
Эльконина, А.К. Болотовой, М.В. Гамезо, Е.А.Петровой, М.Б. Батюты,
Т.Н.Князевой, О.В. Хухлаевой, Е.В. Зыкова, Г.В. Бубновой и др. Проблемы
сельской молодежи являются объектом ряда социологических и психологических
исследований: А.А. Абдокова, В.А. Архипова, А.И. Алексеева, С.В. Бахаревой,
О.А.Ивановой и др.

Негативные переживания в
контексте системно-структурного подхода к изучению психики личности нашли
отражение в работах: Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В. И. Слободчикова, Б. Теплова
и др.; в контексте деятельностного подхода изучались: Ф.Е. Василюком, В.К.
Вилюнас, Л. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. В отечественных
и зарубежных исследованиях (М. Браслав, К.Э. Изард, А. Линдсли, А.П. Санникова,
В. Томкинс и др.) подчеркивается, что негативная эмоция прежде всего
характеризуется внутренним состоянием субъекта — негативным переживанием.  Психологические аспекты и особенности процесса
негативного переживания нашло отражение в работах: А.С. Шарова, В.С. Василюка, Л.Р.
Фахрутдиновой и др.

Феноменология страха и
развитие страха заражения рассмотрена в трудах: А.С. Гагарина, Е. П. Ильина, Ю.В.
Щербатых, Я. Френкеля и др.

Негативные психологические
последствия пандемии охарактеризованы в исследованиях: Д.А. Леонтьева, Е.С.
Осина, Т.А. Видякиной, Д.И. Дуброва, М. Ю. Сорокина, Е. Д. Касьянова, Г. В.
Рукавишникова, О. В. Макаревича, Н. Г. Незнанова, Н. Б. Лутовой, Г. Э. Мазо и
др.

В современных
психологических исследованиях Ю.А. Александровского, А.В. Гостюшина, С.Н.
Ениколопова сформулированы основные подходы к коррекции негативных
эмоциональных состояний, при этом многочисленными исследованиями установлено,
что групповая психотерапия является высокоэффективной формой коррекции
негативных переживаний (Б.Д. Карвасарский, Е.И. Крукович, В.Г. Ромек), которая
удовлетворяет повышенную потребность населения в период пандемии в
психологической поддержке и практической психологической помощи.

Целью исследования
является изучение особенностей негативных переживаний и страха заражения у
молодежи, проживающей в сельской местности в условиях пандемии.

Объектом исследования
является молодежь, проживающая в сельской местности

Предмет исследования:
особенности негативных переживаний и страха заражения сельской молодежи в
условиях пандемии

Гипотеза: в основу
исследования было положено предположение о том, что:

— негативные переживания
и страх заражения у молодежи, проживающей в сельской местности в условиях
пандемии выражаются в проявлении невротических состояний (тревожность,
депрессия, развитие фобии заражения и др.), высоком уровне нервно-психического
напряжения (НПН), а также в общем ухудшении самочувствия и настроения, снижении
активности;

— участие в программе
коррекции негативных переживаний и страха заражения у молодежи, проживающей в
сельской местности в условиях пандемии является предиктором успешной адаптации
в условиях пандемии и способствует снижению проявлений невротических состояний
(уровня нервно-психического напряжения, тревожности, фобии заражения и др.), а
также росту активности, улучшению настроения и самочувствия.

Цель и гипотеза
исследования обусловили постановку следующих задач:

— представить психологическую
характеристику молодежи, проживающей в сельской местности;

— охарактеризовать концепции
негативных переживаний и страха заражения;

— рассмотреть влияние
пандемии на психоэмоциональное состояние личности, возникновение страхов в
непростых условиях.

— провести эмпирическое
исследование особенностей негативных переживаний и страха заражения у молодежи,
проживающей в сельской местности в условиях пандемии:

— разработать и
апробировать программу коррекции   негативных
переживаний и страха заражения;

— проанализировать
результаты и сформулировать выводы.

База практики —
международное объединенное волонтерское движение благотворительный фонд
«Близкие рядом». Исследование проводилось на протяжении 2020-2021гг. В
исследовании приняло участие 60 человек (юноши и девушки) – сельская молодежь в
возрасте 17-24 лет с разным семейным и социальным статусом.

В качестве основных
методов исследования выступали: теоретические: анализ научно-психологической
литературы по проблеме исследования; эмпирические (опрос, психодиагностическое
тестирование); методы обработки данных эмпирического исследования
(количественный метод (статистический); качественный метод (дифференциация
материала по группам, анализ).

Методики исследования:

1 Авторский опросник
«Восприятие пандемии COVID-19»:

2 Тест САН (В. А. Доскин,
Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай)

3 Шкала
нервно-психического напряжения — опросник НПН (Т.А. Немчин)

4 Клинический опросник
для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

Научная новизна
исследования: разработана эффективная форма оптимизации негативных переживаний
и страха заражения у молодежи, проживающей в сельской местности в условиях
пандемии – групповой психолого-педагогический тренинг, основанный на принципах
кризисной интервенции; доказано, что предикатором активизации адаптационных
возможностей человека в условиях пандемии является проведение
психокоррекционных занятий; показана эффективность групповой психокоррекции как
средства адаптации в условиях пандемии, направленного на снижение уровня
нервно-психического напряжения, снижение показателей тревоги, депрессии,
улучшения самочувствия, активности и настроения.

Теоретическая значимость исследования состоит в проведении
обстоятельного анализа психологических особенностей негативных переживаний и
страха заражения у молодежи, проживающей в сельской местности в условиях
пандемии.

Практическая значимость
исследования: полученные научные результаты могут быть использованы в целях
оказания психологической помощи средствами групповой кризисной психотерапии,
направленной на преодоление негативных переживаний и страха заражения у
молодежи, проживающей в сельской местности в условиях пандемии; в лекционных
материалах для студентов, осваивающих курс психологи.

Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка
использованной литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Молодежь
— это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и
своим статусом в обществе Рассматривая сельскую молодежь и ее психологические
особенности, можно отметить, что эти особенности определяются двумя факторами:
принадлежностью к молодежи и принадлежностью к сельскому социуму.  Сельская молодежь представляет собой
социально-демографическую группу населения в возрасте 16–29 лет, постоянно
проживающую в сельской местности, характеризующуюся как общими для всей
молодежи, так и особыми качествами социального положения, формирующимися под
воздействием определенной пространственной ограниченности жизнедеятельности
локальной сельской среды, спецификой сельского образа жизни.

Негативные
переживания является формой негативных эмоций, которые достигших высокой
степени рефлексивности. Под негативными переживаниями мы подразумеваем
негативные эмоции: страх, гнев, обиду, стыд, чувство вины, душевную боль,
другие негативные эмоции. Негативные переживания подрывают физическое и
психологическое здоровье вызывая развитие депрессии, хронического стресса,
неуверенности в себе, влияют на общение с другими людьми, препятствуют
достижению успеха.

Страх
– это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при
встрече с угрозой или при ее ожидании. Страх проявляется на поведенческом,
телесном уровнях, на уровне негативных переживаний. Результаты анализа научной
литературы свидетельствуют о том, что состояние страха является довольно
типичным для человека, особенно при наличии неблагоприятных условий в условиях
пандемии, когда человек сталкивается с множеством социальных и психологических
вызовов.

Любая
крупная эпидемическая вспышка вызывает негативные психологические последствия
как для отдельных людей, так и для общества в целом, охватывая практически все
стороны жизни на макро- и на индивидуальном уровнях. О возможных психических
последствиях пандемии COVID-19 можно говорить уже сейчас. Вспышка COVID-19
привела к значительному психического давлению и развитию психологических
проблем у населения — тревоги, депрессии, страха заражения. Проведенные
исследования продемонстрировали, что эпидемия коронавируса и связанные с ней
карантинные меры привели к росту беспокойства, расстройству сна и депрессивным
симптомам во всех группах населения. Тревожность людей, связанная с
возможностью заразиться, может ещё долго сохраняться после отмены карантина.

В результате
эмпирического исследования психологических особенностей негативных переживаний
и страха заражения у молодежи, проживающей в сельской местности в условиях
пандемии нами было выявлено:

Большинство
опрошенных молодых людей, проживающих в сельской местности испытывают
негативные переживания и страх заражения в период эпидемии. Наибольшее беспокойство
у большинства вызывает возможность заражения близких. 50% опрошенных (30 чел.) ощущают
потребность в психологической помощи для преодоления страха заражения и
негативных состояний и согласились с необходимостью оказания психологической
помощи для снижения нервно-психического напряжения, преодоления негативных
переживаний и страха заражения, решения психоэмоциональных трудностей и других
психологических проблем во время пандемии.

Результаты
диагностики самочувствия, активности, настроения на констатирующем этапе
исследования свидетельствуют об подавленном эмоциональном фоне большинства молодых
людей, проживающих в сельской местности. Результаты диагностики
нервно-психического напряжения (НПН) сельской молодежи свидетельствуют о том,
что у большинства представителей обеих подгрупп испытуемых в период пандемии
выявлен достаточно высокий уровень НПН. Чрезмерная нервно-психическая
напряженность характеризуется наличием сильного дискомфорта, тревоги,
переживанием страха. Показатели невротических состояний большинства молодых
людей по большинству рассматриваемых в методике параметров находятся в зоне
неустойчивой психической адаптации, что свидетельствует о влиянии пандемии на
психоэмоциональное состояние молодежи проживающей в сельской местности. Наиболее
значимые отклонения от нормы выявлены по шкале тревоги.

В
соответствии с оценкой нормальности распределения для выявления корреляционных
связей между психологическим состоянием сельской молодежи и основным
индикатором стресса связанного со страхом заражения в период пандемии –
развитием нервно-психического напряжения был применен коэффициент ранговой
корреляции Спирмана. В результате проведенного корреляционного анализа нами
была установлена взаимосвязь между повышением уровня нервно-психического напряжения
сельской молодежи в период пандемии и снижением показателей активности,
самочувствия и настроения.

Результаты
диагностики на констатирующем этапе исследования свидетельствуют об отсутствии
значимых различий в подгруппах испытуемых в развитии показателей,
характеризующих особенности негативных переживаний и страха заражения и
показывают вызванное пандемией наличие психологических последствий —
психической травматизации молодежи, проживающей в сельской местности.

После
разработки и реализации коррекционной программы для подтверждения ее
эффективности нами была проведена повторная диагностика согласно отобранных для
исследования методик. В результате проведенных с подгруппой молодых людей,
проживающих в сельской местности коррекционных мероприятий по преодолению
страха заражения и негативных состояний, отмечается положительная динамика по
повышению всех анализируемых в первом срезе показателей: самочувствия,
активности и настроения, наблюдается значимое снижение уровня
нервно-психического напряжения. Рассматриваемые показатели в подгруппе молодых
людей, не участвовавших в коррекционной программе, практически не изменились.

Сравнение
средних оценок в подгруппе молодых людей, принявших участие в программе
коррекции на констатирующем и контрольном этапах исследования, свидетельствуют
о значимом повышении показателей, превышающие 4 балла по шкалам: самочувствие
(5,01±0,68) и активность (4,07±0,7) и настроение (4,88±0,58), что говорит об
значимом улучшении уровня психологического состояния представителей данной
подгруппы по рассмотренным факторам. Результаты диагностики нервно-психического
напряжения (НПН) сельской молодежи на контрольном этапе показали: в подгруппе 2
— сельская молодежь, участвующая в программе коррекции негативных переживаний
показатель нервно-психического напряжения, значимо снизился и составил
(59,16±8,5). Умеренная нервно-психическая напряженность характеризуется
снижением состояния дискомфорта и тревоги.

Сравнение
параметров формирования невротических состояний сельской молодежи участвующей в
программе коррекции до и после ее реализации показывает статистически значимые
различия между показателями формирования большинства невротических состояний:
тревога (U = 599,5; p = 0,002), невротическая депрессия (U = 586; p = 0,00),
астения (U = 586; p = 0,00), истерический тип реагирования (U = 650; p = 0,00),
развитие обессивно-фобических нарушений (U = 499,5; p = 0,005) и
свидетельствует об эффективности коррекционной программы снижения уровня
негативных переживаний и страха заражения. При помощи коррекционной программы
большинству молодых людей удалось справиться с навязчивыми состояниями,
вызванными пандемией: это, например, могут быть мысли, связанные с пандемией,
которые никак не удается «прогнать» из своей головы, или одержимость чистотой
своих рук.  Наибольшее изменение
наблюдается в значимом снижении болезненного характера выявленного расстройства
показателя повышенной тревожности (-0,91 – до коррекции до 0,87 – после
коррекции) и его приближении к нормативному уровню (+1,28)

Остальные
показатели развития деструктивных невротических состояний также значимо
улучшились и по большинству критериев вошли в зону определяющую уровень
здоровья (истерический тип реагирования: 1,03 – до коррекции – зона
неустойчивой психической адаптации: 1,34 – после коррекции – зона здоровья),
что говорит об эффективности коррекционных программ в усилении психической
адаптации сельской молодежи в период пандемии, снижении у молодых людей
тревожности, истерического типа реагирования и др. негативных состояний в
период пандемии.

В
результате проведенного исследования было выявлено, что неправильное понимание
ситуации пандемии, а также неосведомленность относительно этой ситуации
вызвавшие негативные переживания, беспокойство, нарушение сна, тревогу и
фобический страх заражения, который усугубляется в условиях социальной
изоляции, карантина и усложняющейся экономический ситуации можно преодолеть при
помощи психокоррекции.  Необходимо
отметить, что невротические состояния (страх заражения, негативные переживания,
тревожность, истерия и др.) являются обратимыми, а это значит, что их можно
изменить. В нашем исследовании была доказана эффективность применения
коррекционных программ при работе с сельской молодежью по преодолению
негативных переживаний и страха заражения в период пандемии.

 

Фрагмент текста работы:

 

I.
Теоретический анализ психологических особенностей негативных переживаний и
страха заражения у молодежи, проживающей в сельской местности в условиях
пандемии

1.1.
Психологическая характеристика молодежи, проживающей в сельской местности Молодежь,
как отдельная от детей и взрослых возрастная группа, всегда привлекала к себе
особое внимание исследователей. В современной научной литературе существует
множество подходов к исследованию проблем развития молодежи. Вопрос определения
понятия «молодежь», критерии выделения ее в самостоятельную группу, определение
возрастных и других границ, служит основой полемики ученых и практиков в
области различных наук.

В
медицине молодежный период (молодость) характеризуется как период развития
личности, в течение которого подросток достигает черт взрослого человека.
Биология рассматривает данный период развития как стадию полового созревания. Политологи
рассматривают молодежь как инновационный ресурс развития страны, социологи —
как социокультурную группу. Психология квалифицирует молодость как определенный
период жизни индивида, а молодежь характеризует как группу с присущими ей
психофизическими особенностями взросления человека.

Молодежь
представляет собой социально-демографическую группу населения, которая
присутствует во всех социальных общностях: слоях, классах, этнических,
религиозных, профессиональных, территориальных и других группах. Молодежи
присущи свойства, определяемые возрастом вступления во взрослую жизнь, и
свойства той социальной общности, которую она представляет.

Молодежь
— это «…особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и
своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной
ответственности» [6, с. 239]. И. С. Кон определяет молодежь как социально-демографическую
группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик,
особенностей социального положения и обусловленных тем или иным составом
социально-психологических свойств [20, с.89].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы