Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические особенности мотивации у молодых сотрудников маркетинговой сферы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ. 11
1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной
психологической науке 11
1.2 Специфика профессиональной мотивации сотрудников. 21
1.3 Характеристика методов мотивирования и стимулирования сотрудников. 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ МАРКЕТИНГОВОЙ СФЕРЫ.. 35
2.1 Определение социально-психологических характеристик
работников маркетинговой сферы.. 35
2.2 Анализ результатов авторского анкетирования. 39
2.3 Анализ результатов диагностики внешнего и внутреннего характера
мотивации 43
2.4 Анализ результатов
диагностики источника профессиональной мотивации. 45
2.5 Анализ результатов диагностики мотива профессиональной
карьеры.. 48
2.6 Рекомендации по использованию полученных результатов. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….62
Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях высокой конкуренции
производители товаров и услуг постоянно сталкиваются с ситуацией, при которой
недостаточно ответственно относиться к производству или выполнению
обязательств, но необходимо найти именно своего клиента, узнать его
потребности, предвосхитить его желания. С этой целью в компаниях создаются
отделы маркетинга. Маркетолог, таким образом, это тот специалист, который
вводит товар на рынок, отвечает за его продвижение и позиционирование.
Профессия
маркетолога на рынке труда высоко востребована, особенно стремительно
развивается рынок интернет-маркетинга, поэтому отрасль привлекает к себе
значительное количество молодых и амбициозных специалистов.
В процессе
принятия кадровых решений возникает вопрос, как выделить наиболее
перспективного соискателя на должность или как повысить производительность
труда уже принятого специалиста. Ответ на этот вопрос находится в сфере
мотивации персонала.
Исследование
разнообразных аспектов мотивации деятельности и поведения индивида выступает
одной из фундаментальных проблем психологии. Именно мотивация детерминирует
содержание и характер человеческой активности. Особую роль изучение мотивации
играет в отношении рассмотрения профессиональной деятельности сотрудников, т.к.
ее уровень определяет успешность достижения профессиональных целей.
Тенденция
снижения удовлетворенности трудом и мотивации отмечается современными учеными.
Эта проблема также актуальна и для специалистов-маркетологов. Учитывая, что
маркетинг предполагает потребность в творческом подходе, нестандартных
решениях, принятии вызовов и пр., маркетологи нередко, утрачивая
профессиональную мотивацию, начинают выполнять свою работу формально, что
снижает эффективность маркетинговых стратегий до минимума. Поэтому сложно
переоценить роль и практический потенциал изучения психологических
особенностей мотивации у молодых сотрудников маркетинговой сферы.
Проблема
мотивации в отечественной и зарубежной психологии изучалась в рамках следующих
аспектов: потребностей и мотивации (Д.А. Леонтьев, А.Р. Лурия,
С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков; К. Левин, У. Мак-Дугалл, А. Маслоу,
Л. Фестингер и др.); мотивации профессиональной деятельности (И.А. Васильева,
В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, И.А. Кокорев, М.Н. Кулапов; М. Альберт, И.
Ансофф, Ф. Герцберг, Г. Десслер, Д. Мак-Клелланд, М.Х. Мескон, Ф.
Хедоури и др.).
Проблема исследования: Каковы психологические особенности мотивации у
молодых сотрудников маркетинговой сферы?
Объект исследования: мотивационная сфера личности сотрудников.
Предмет исследования: психологические особенности мотивации у
молодых сотрудников маркетинговой сферы.
Цель исследования: выявить психологические особенности мотивации
у молодых сотрудников маркетинговой сферы и составить рекомендации по ее
стимулированию.
Гипотеза исследования: предполагается, что мотивация молодых
сотрудников маркетинговой сферы является системой побуждений
работника к реализации своих профессиональных обязанностей с целью
удовлетворить свои внутренние потребности за счет трудовой деятельности. Индикаторами
профессиональной мотивации молодых сотрудников, таким образом, становятся:
внешний или внутренний характер мотивации; источник профессиональной мотивации;
мотив профессиональной карьеры.
Заключение:
По итогам проведения выпускной
квалификационной работы удалось получить следующие основные результаты:
1. Понятие «мотивация» имеет более широкий
характер, нежели чем понятие «мотив». В современной психологической науке слово
«мотивация» применяют двояко. С одной стороны, как очерчивающую совокупность
факторов, обуславливающих поведение (мотивы, потребности, намерения, цели,
стремления и др.). С другой стороны, в качестве характеристики процесса,
который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на конкретном
уровне.
2. Мотивация позволяет прояснить
целеустремленность действия, стойкость и структурированность целостной деятельности,
которая ориентирована на достижение конкретного результата. В узком смысле
слова мотивация понимается в качестве действий, побуждающих человека к
достижению поставленных целей и результатов, реализацию своих интересов.
3. Ключевую позицию в теории мотивации
занимает понятие «мотив». В общем смысле, мотив представляет собой одно из
понятий, отображающих область побуждения субъекта к деятельности (наряду с
потребностями, пристрастиями, установками, эмоциями, инстинктами). Демонстрирует
тенденцию подкрепления и повышения индивидуального уровня деятельности в разных
областях активности человека.
4. Молодых маркетологов можно
охарактеризовать как склонных к внешней профессиональной мотивации (как
отрицательного, так и положительного характера). Наиболее развитыми источниками
трудовой мотивации у них выступает инструментальная мотивация и интернализация
цели. Их карьерные ориентации сосредоточены на достижении профессиональной
компетентности, интеграции стилей жизни и служении. Основная направленность
личности у молодых маркетологов – личностная, т.е. на себя.
5. Опытные маркетологи в большей степени
мотивированы внешними положительными стимулами. К развитым в этой группе
источникам профессиональной мотивации следует отнести инструментальную
мотивацию, внутреннюю концепцию Я и интернализацию цели. В карьерном отношении
эта группа маркетологов направлена на менеджмент, стабильность и интеграцию
жизненных стилей. Направленность личности носит коллективистский характер, т.е.
на общение.
6. На основании результатов, полученных по
итогам подсчета U-критерия Манна-Уитни, было установлено, что между
психологическими особенностями мотивации молодых маркетологов и их более
опытных коллег существуют достоверные различия по следующим параметрам: внешняя
отрицательная мотивация (при р≤0,01); инструментальная мотивация (при р≤0,01);
внешняя концепция Я (при р≤0,01); внутренняя концепция Я (при р≤0,01);
интернализация цели (при р≤0,01); менеджмент (при р≤0,01); стабильность (при
р≤0,01); профессиональная компетентность (при р≤0,05).
Установлено, что мотивация молодых сотрудников маркетинговой
сферы представляет собой систему побуждений к реализации своих профессиональных
обязанностей с целью удовлетворить свои внутренние потребности за счет трудовой
деятельности, а ее индикаторами являются внешний или внутренний характер
мотивации; источник профессиональной мотивации; мотив профессиональной карьеры.
Данный вывод подтверждает выдвинутую
гипотезу, задачи решены, цель работы достигнута.
Результаты и выводы данной работы могут
быть использованы в процессе психологического сопровождения молодых сотрудников
маркетинговой сферы.
В заключение отметим,
что выполненная работа
обладает некоторыми научными перспективами. Целесообразно произвести
сопоставление других параметров у маркетологов в зависимости от стажа работы. В
частности, исследование влияния стажа профессиональной деятельности на
формирование профессионального выгорания способствовало бы созданию эффективных
программ по преодолению этого негативного синдрома у маркетологов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ
У СОТРУДНИКОВ 1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной
психологической науке В рамках психологической науки мотивация
является, с одной стороны, процессом, который отражает переход к действию после
формирования мотива, а с другой – системой мотивов.
Базой для проявления мотивации выступает
мотивационный процесс, формирующий у личности мотивационное пространство,
которое включает в себя как совокупность потребностей, так и их формы,
претерпевшие преобразование, т.е. мотивы. Формирование мотивационного
пространства происходит за счет мотивов и им можно охарактеризовать различные
стороны человеческой жизни (смысловую, ценностную и потребностную).
Под формированием мотивации мы будем
понимать сложный процесс, который состоит как из зарождения мотивов, так и из
их последующей трансформации в действие, протекающей на уровне развития
побуждающих к действию установок и устремлений. Для того чтобы деятельность
осуществлялась недостаточно одних лишь желаний и потребностей, требуется
присутствие мотивов, развивающихся под влиянием различных факторов:
— специфики развития личности индивида;
— особенностей воспитательной среды и
социального окружения индивида;
— воздействия объектов социализации (В.Д. Шадриков, 2013).
А.Н. Леонтьев, внесший значительный
вклад в вопрос изучения мотивации, под мотивом понимал опредмеченную
потребность. Им же была предложена следующая схема порождения мотива, а также
его последующего изменения.
С целью всестороннего постижения
происхождения вопроса «мотивации» следует обратиться к иностранным и
отечественным научным источникам по данной проблеме. При этом мы можем
отметить, что легче всего классифицировать научные концепции зарубежных ученых.
Основываясь на трудах В.К. Вилюнаса,
мы можем говорить о двух базовых векторах изучения проблемы «мотивации» в
иностранной научной мысли: ситуативном векторе; онтогенетическом векторе (В.К.
Вилюнас, 2020).
Основополагающим вектором выступает
ситуативный, в свете которого разработкой проблемы мотивации занимались
следующие ученые:
— Н.Д. Левитов и Г. Майер –
изучение механизмов фрустрации и того влияния, что ни оказывают на мотивацию (Н.Д. Левитов, 2019; Г. Майер,
2018);
— М. Плутчик – изучение защитных механизмов
мотивационной структуры (R. Plutchik, 2012);
— Дж. Аткинсон, Дж. Роттер и
Л. Фестингер – изучение воздействия, оказываемого объективной ценностью
целей и ожидаемой вероятностью на зарождение побуждений (J.W. Atkinson, 2017; Д.
Роттер, 2020; Л. Фестингер,
2020);
— Р.С. Вайсман и Д. Макклелланд –
изучение мотивации достижения (Р.С. Вайсман,
2013; Д. Макклелланд, 2017).
Охарактеризовать онтогенетическое
направление изучения мотивации можно спецификой предмета его изучения, а также
трудностью экспериментального контроля. Изучением мотивации в рамках данного
направления занимались – Дж. Браун, В.К. Вилюнас и К.Б. Мадсен (Д. Браун, 2017; В.К. Вилюнас, 2020; K.B. Madsen, 2018).