Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические особенности готовности гиперактивных детей к школьному обучению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы
исследования психологических особенностей готовности гиперактивных детей к
обучению в школе. 5
1.1. Сущность понятия готовности к школьному
обучению.. 5
1.2. Характеристики гиперактивных детей.
Особенности готовности к школьному обучению у гиперактивных детей. 15
1.3. Средства повышения уровня готовности к
школьному обучению у гиперактивных детей. 21
Выводы по первой главе. 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по повышению уровня готовности к школьному обучению у гиперактивных
детей. 31
2.1. Организация и методики исследования. 31
2.2. Выявление уровня готовности к школьному
обучению у гиперактивных детей 40
2.3. Работа по повышению уровня готовности к
школьному обучению у гиперактивных детей. 47
2.4. Проверка эффективности проведенной работы.. 54
Выводы по второй главе. 63
Заключение. 65
Список использованной литературы.. 66
Введение:
Детство, которое является
важнейшим этапом в жизни каждого человека, его развития и личностном
становлении, в значительной мере связано с образованием. Поэтому реформаторские
процессы, происходящие в отечественном и мировом образовательном пространстве,
и требующие снижения возраста детей, начинающих
систематическое обучение в школе, до 6-ти лет, обусловливают актуальность
комплексного решения ряда социально-педагогических проблем. Среди них наиболее
остро стоит проблема сохранения самоценности и уникальности дошкольного
детства.
Начало обучения с 6 лет
предусматривает усовершенствование системы детских дошкольных учреждений,
оптимизации учебно-воспитательного процесса, органической частью которого
является создание предпосылок к систематической учебной деятельности ребенка,
основанной на идее его всестороннего и гармоничного развития.
Изменения в образовании требуют новых подходов в решении вопроса
преемственности и перспективности взаимодействия дошкольного и начального
звеньев, где обеспечение «школьной зрелости» ребенка становится одной из
главных задач дошкольных учебных заведений. Особенно это актуально в работе с
гиперактивными детьми.
Переход от дошкольного к
младшему школьному детству является особенно значимым и ответственным этапом в
жизненном цикле становления личности. В это время происходит расширение сферы
потребностей и мотивов, качественных преобразований во всех сферах физического,
психического и социального развития ребенка, что в свою очередь приводит к
новообразованиям в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах, отношении к
себе и окружающим. Психологическая готовность ребенка к систематическому
обучению становится основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной
деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и
самочувствие, что в значительной мере влияет на его психическое и соматическое
здоровье. У дошкольников с гиперактивностью данный переход значительно
затруднен.
Появление образовательных
учреждений нового типа, потребность отбора детей в гимназические классы,
которые работают по разным системам обучения, необходимость создания сквозных
стратегий реализации личностно ориентированной концепции образования обусловливает
поиск путей совершенствования системы подготовки детей к систематическому
обучению в школе.
Проблема подготовки детей,
в частности, и гиперактивных детей, к школе, нашла широкое отражение в мировом
и отечественном историко-педагогическом опыте. Ее изучение основано классиками
психологии и педагогики (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н.
Леонтьев, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель).
Отдельные
психологические, педагогические и методические аспекты проблемы раскрываются в
работах Т. Кондратенко, В. Котырло, Г. Кравцова, Н. Пушкина, Е. Сапоговой,
К. Щербаковой, F.
Nylor,
Y.
Ossola,
D.
Cadman,
D. Wilson, L. Miller, G. Cummings. Обосновано систему
организованных занятий в детском саду (А. Усова, Ф. Сохин), разработана
методика развития компонентов учебной деятельности на специальных занятиях с
дошкольниками (Л. Артемова, Л. Венгер, А. Давыдчук, Т. Доронова,
П. Лучанская). Исследованы различные аспекты готовности ребенка к школе
(М. Безруких, И. Дубровина, Я. Коломинский, Р. Немов, Е. Панько), роль семьи в
этом процессе (А. Докукина, В. Тостовый, S.Valter, A. Rydell, D. Cookson,
M. Roussey, I. Senecal, V. Stein и др.)
Особое внимание уделяется
преемственности в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста (Л. Артемова, В. Кузь, Л. Калмыкова, А. Проскура, А.
Савченко, Д. Струнникова, Т. Назаренко, Л. Федорович и др.).
Об остроте проблемы
подготовки ребенка к школе свидетельствуют труды А. Богуш, Н. Бибик, Л. Ищенко,
М. Вашуленко, Е. Кононко, С. Лаврентьевой, Т. Пироженко, Н. Шилиной и др.
В них обращается внимание не только на возможности дошкольников в усвоении
предметных знаний, но и на то, что чрезмерные и ранние перегрузки ребенка
негативно влияет на его здоровье, общее развитие, меняет смысл и содержание
дошкольного детства.
Всем изложенным выше и
обусловлена актуальность темы данного вопроса.
Объектом исследования является
готовность гиперактивных старших дошкольников к школе.
Предметом исследования являются
психологические особенности готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Целью исследования является
выявление психологических особенностей готовности гиперактивных детей к
школьному обучению и повышение их уровня готовности к школьному обучению.
Задачами исследования, способствующими
решению поставленной цели исследования, были определены следующие:
1. Раскрыть сущность
понятия готовности к школьному обучению.
2. Охарактеризовать
гиперактивных детей, описать особенности готовности к школьному обучению у
гиперактивных детей.
3. Рассмотреть средства
повышения уровня готовности к школьному обучению у гиперактивных детей.
4. Провести опытно-экспериментальную
работу по повышению уровня готовности к школьному обучению у гиперактивных
детей.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение; педагогический эксперимент.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ литературы по теме
данного исследования показал, что готовность старших дошкольников, в частности,
и дошкольников с гиперактивностью, к обучению в школе является сложным
психолого-педагогическим образованием. По сути своей готовность ребенка к
школьному обучению является качественной характеристикой развития
интеллектуальной сферы, совокупностью его психологических особенностей,
отсутствие которых делает невозможным успешное обучение в школе. Неотъемлемая
составляющая готовности детей к школе – это приобретенный детьми опыт (знания, умения
и навыки, приобретенные в общении и деятельности), который у них есть на момент
поступления в школу.
С целью повышения уровня
готовности гиперактивных детей к школьному обучению нами была разработана
коррекционная программа по музыкотерапии и арт-терапии, поскольку музыка и
рисование способны реализовывать специфическую задачу – повысить уровень
психологической готовности к школьному обучению. Кроме этого, использовались
различные игровые упражнения и задания.
Именно
игра в данном процессе является одним из ключевых звеньев, поскольку
представляет собой ведущий вид деятельности дошкольников, и поможет
гиперактивным детям постепенно перейти от игры к обучению.
Итак,
подготовка гиперактивных детей к обучению в школе является первым элементом в
системе непрерывного образования и создает основу для дальнейшего развития
ребенка в учебном и воспитательном аспектах. Полученные нами результаты
эмпирического эксперимента позволяют делать выводы, что с помощью
целенаправленной деятельности на повышение уровня готовности гиперактивных
детей к обучению в школе, применив соответствующие для этого методики, можно
улучшить готовность таких детей к обучению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы исследования психологических особенностей готовности гиперактивных детей
к обучению в школе
1.1. Сущность понятия
готовности к школьному обучению Реформаторские процессы,
которые происходят в образовании, обусловливают необходимость решения многих
социально-педагогических задач, одним из них является переход детей из ДОУ к
обучению в школе. Дошкольный возраст – это один из самых жизненных циклов
человека, поэтому пути развития дошкольников способствуют овладению ими не
только премудростям школьной науки, но и науки жизни, приобретают в современных
условиях особое значение.
Проблема готовности
дошкольников к обучению в школе является актуальной сегодня, поскольку это
важный шаг во взрослую жизнь, и от того, каким он будет, зависит способность
ребенка адаптироваться к новым условиям и использовать собственные возможности.
Поэтому для обеспечения эффективной адаптации ребенка к школьному обучению
одной из важнейших задач дошкольного учебного заведения является
психологическое сопровождение готовности детей к школьному обучению, основанный
на понимании содержания, структуры и критериев готовности к школе[1]. Это сложный,
многокомпонентный, длительный и взаимообусловленный процесс. Этой проблемой
озабочены все: родители, работники ДОУ, учителя, органы управления
образованием, и каждый по-своему пытается решить эту проблему.
Вопрос подготовки детей к
школе впервые теоретически обосновано в работе Я. Коменского «Материнская
школа», она является первой такой программой подготовки детей к школе.
Проблемами подготовки
ребенка к школе занимались такие ученые, как А. Богуш, Н. Бибик, М. Вашуленко,
Н. Гавриш, А. Кононко, С. Лавреньева, Л. Пироженко, С. Плохий, К. Прищепа,
Г. Суворова, А. Середницкая и др.
Проблема преемственности
в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста исследовалась
такими педагогами и психологами, как Л. Артемова, В. Кузь, Г. Люблянская, А.
Проскура, А. Савченко, Д. Струнникова; диагностика готовности к школьному
обучению — А. Венгер, Ю. Гильбух, В. Дубровина и др. Среди психологов над этой
проблемой работали Л. Божович, В. Горбачева, Л. Маркова, Г. Щукина. В
теоретических наработках Т. Ильяшенко, Л. Богуславской, С. Гончаренко, Л.
Кондратенко, В. Шадрикова обоснованные концептуальные положения готовности к
школе, структурные элементы, возрастная характеристика готовности.
Педагоги в дошкольных
образовательных учреждениях обеспечивают готовность ребенка к школе, а она
определяется тем, что ребенок, еще оставаясь дошкольником, понимает важность и
необходимость подготовки к обучению в школе[2]. Также готовность к школе
во многом зависит и от родителей, им нужно планировать работу с детьми,
совершенствовать их знания и психическую готовность.
Освещая вопрос о
готовности детей к школьному обучению, следует отметить, что поступления в
школу – важный этап в жизни ребенка. Он разделяет детство с его неуправляемость
желаний с преимуществом «хочу» и школу с ее необходимостью подчиниться
дисциплине, требованиям «надо», распорядка учебного процесса. Для того, чтобы
требования школьной жизни не вызывали у ребенка негативных эмоций, а переход в
новое был безболезненным, необходимо готовить детей к школе в дошкольный период[3].
Готовность к школе
предусматривает создание и разработку эффективной программы гармоничного
развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Психологами
установлено, что возраст от 6 до 7 лет является переходным между дошкольным и
младшим школьным периодами. Важность дошкольного периода заключается в
достижении ребенком не только интеллектуальной, но и социальной зрелости. С
приходом в школу изменяется ведущая деятельность шестилетнего школьника —
теперь труд, игра, творчество подчинены обучению[4].
Общее развитие ребенка
обычно определяет и его социальное развитие, именно оно требует особого
внимания[5].
Недостаточно просто
знакомить ребенка с правилами поведения и общения. Необходимо воспитывать ее
нравственные черты, развивать нравственную устойчивость к неблагоприятным и
негативным условиям, с которыми она может столкнуться[6].
Говоря о «школьной»
готовности ребенка, чаще всего имеют в виду его интеллектуальное развитие. Но
есть еще одна, не менее важная сторона. И она связана с психологической
подготовкой ребенка. Главная задача воспитателей и родителей – это подготовить
ребенка психологически.
Прежде всего, у ребенка
должно быть желание идти в школу, то есть мотивация на обучение в школе. В него
надо сформировать социальную позицию школьника: ребенок должен уметь
взаимодействовать со сверстниками в школе, выполнять требования учителя,
контролировать свое поведение.
Важно, чтобы будущий
школьник был здоровым, закаленным и выносливым, ведь ему сложно выдерживать
нагрузки школы. Он должен иметь достаточный умственное развитие, которое
является основой успешного освоения знаний, умений и навыков, а также для
поддержания темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать
вместе с классом[7].
Итак, для поступления в школу необходимо учитывать три важных компонента
подготовки детей к школьному обучению, а именно — физиологический, социальный и
психологический.
По поводу данной проблемы
ученые поделили готовность ребенка к школе:
– интеллектуальную;
– волевую;
– эмоциональную и моральную[8].
Все эти аспекты тесно
взаимосвязаны, и недостатки в формировании любого из них отражаются на
успеваемости обучение ребенка. Отношение к этой проблеме, понимание
необходимости всесторонней подготовки к школе определяют будущие успехи
ребенка.
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению включает несколько взаимосвязанных сторон:
ребенку нужен достаточно значительный запас знаний об окружающей
действительности; предметы и свойства, явления живой и неживой природы, людей и
их труд, моральные нормы. Важное место в этой подготовке занимает овладение
специальными знаниями и умениями – грамотой и элементами математики, которые
влияют на успеваемость в школе[9]. [1] Хусаинова
Р.М. Психологическое сопровождение образовательного процесса: Методическое
пособие / Р.М. Хусаинова, И.М. Захарова, А.Н. Яшкова. – Казань.: Издательство
«Бриг», 2015. – 128 с. [2] Урунтаева Г.А. Дошкольная
психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А.
Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. [3] Борисова Л.Н. Готовность ребенка к
обучению / Л.Н. Борисова // Психологическая газета. – 2005. – № 23. – С. 3. [4] Калмыкова А. Школа будущего
первоклассника. Успешная адаптация детей 6-летнего возраста / А. Калмыкова //
Начальное образование. – 2012. – № 30. – С. 4. [5] Загвозкина И.А. Развитие социальной
уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и
сверстниками / И.А. Загвозкина // Педагогическое мастерство: материалы II
Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва: Буки-Веди, 2012.
– С. 82-84. [6] Левчишена А. Организованная
подготовка ребенка к школе / А. Левчишена // Завуч. – 2009. – № 28. – С. 18. [7] Брикунець Л. Готовность ребенка к
обучению в школе / Л. Брикунець // Открытый урок: разработки, технологии, опыт.
– 2012. – № 12. – С. 34. [8] Бабинова Н.В. Структура готовности
к школе в аспекте готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению
универсальных учебных действий / Н.В. Бабинова // Современные проблемы науки и
образования. – 2016. – № 3. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24773;
Малютина С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению /
С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II
Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С.
63-65. [9] Борисова Л.Н. Готовность ребенка к
обучению / Л.Н. Борисова // Психологическая газета. – 2005. – № 23. – С. 3.