Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологические аспекты восприятия медиаконтента мистической тематики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕДИАКОНТЕНТ В ПСИХОЛОГО-КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Медиаконтент как социально-коммуникационный феномен современного общества 7

1.2. Особенности психологического восприятия личности современной медиаинформации 14

1.3. Мистическая тематика медиаконтента как средство информационного влияния 25

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МИСТИЧЕСКОГО МЕДИАКОНТЕНТА НА СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

2.1. Анализ содержания мистического медиаконтента и формы представления его аудитории 38

2.2. Аспекты восприятия мистического медиаконтента пользователями социальных сетей 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100

ПРИЛОЖЕНИЯ 107

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI веков среди ученых и исследователей различных областей науки актуальности приобрела проблема влияния медиаконтента на современного человека, что было связано с началом массового внедрения информационных технологий и широкомасштабной компьютеризации во многих сферах жизни общества. На сегодняшний день каждая страна, признающая себя полноправным членом мирового сообщества, не может существовать без полноценного функционирования цифрового информационно-коммуникационного пространства. Тем не менее, помимо преимуществ, цифровизация общества и научно-технический прогресс влечет за собой новые угрозы для личности, которая получает огромное количество информации о мире через средства массовой информации, в особенности через медиаконтент. И пока эта информация формирует мировоззрение индивида, его отношение к самому медиаконтенту, в восприятии человека также формируется необходимость потребления новостей определенного направления.

Воспринимая медиаконтент конкретной тематики, человек на подсознательном уровне формирует собственное мнение, обобщая его содержимое или целенаправленно находит тот текст, видео и другие виды web-контента, в которых освещаются интересующие его темы (А. К. Гюнтер, К. Хоффнер и др.). Как показали результаты исследований зарубежных и отечественных социальных психологов (Р. П. Баканов, И. А. Гусейнова, Е. Н. Корнилова, Р. И. Сабирова и др.), тесная взаимосвязь человека с медиамиром способна изменять его внутреннюю психическую сферу, формируя новые установки психической деятельности личности или изменяя уже существующие. Так, медиаконтент мистической тематики, активно опираясь на мифологическое сознание и мистицизм в жизни человека, создает определенную аудиторию. В связи с этим в медиаконтент данного направления включается специально созданная инфографика, видеоролики и рассказы людей о реально происходящих событиях в мистическом мире, которые для обычного человека находятся вне реальности, но, якобы, фактически существуют.

Интересуясь отношением к медиаконтенту его создателей, как к способу отслеживания отношения человека к информации и особенностям ее восприятия, исследователи содержательно значимого наполнения цифровых ресурсов мистической тематики указывают на то, что данная проблема влияет на множество социальных и политических моделей поведения личности. В связи с этим, в последние годы этому направлению уделяется достаточно много внимания. Причиной этому является то, что цифровое информационное пространство становится все более уязвимым и порождает такой феномен как «мистицизм», который проявляется в социальных запросах на мистику, колдовство, черную магию, сверхъестественное, экстрасенсорику и пр. В данном случае возникает и необходимость изучения вовлечения в медиапространство достаточно широкого использования различных ресурсов мистического направления, где предоставляются как достоверные, так и сомнительные данные. Ключевым фактором такого поглощения медиаконтента мистической тематики является его сильное влияние на психическое состояние личности, что может вызывать у человека серьезные негативные последствия в сфере душевного благополучия и адекватного мировосприятия.

Так, например, Р. Льюис обращает внимание на то, что люди постоянно переживают всевозможные необъяснимые чувства восприятия, которые возникают в процессе мистического опыта, проявляющегося во время просмотра определенных каналов медиаконтента (Lewis, R.). Исследователь пишет, что широкий спектр психиатрических, неврологических и других заболеваний может вызывать у личности искаженное восприятие полученной информации в процессе созерцания медиаконтента мистической тематики. Некоторые из этих состояний связаны с неупорядоченными или болезненными состояниями, влияющими на мозг, некоторые являются временными, а некоторые возникают у здоровых, нормальных людей. Например, похожие на транс диссоциативные состояния и искажения восприятия, связанные с гипогликемией и лишением сна, другими факторами. Р. Льюис отмечает, что, когда люди испытывают восприятие мистического способами, которые для них неотличимы от других аспектов их объективной реальности, последнее, во что они хотят или могут поверить, это в сбои деятельности их собственного мозга во время созерцания. Тем не менее, такое восприятие мистического наносит их разуму достаточно весомый ущерб.

Степень разработки темы исследования:

Следует отметить, что, несмотря на все возрастающий интерес многих современных отечественных и зарубежных ученых к пониманию влияния медиаконтента мистического направления на личность, данный феномен в психологических науках практически не изучен. Кроме того, в сфере журналистики, как социально-культурологической, историко-экономической науке данному явлению не уделено должного внимания. Именно эти факторы и вызывают противоречия между запросами пользователей медиаконтента мистической тематики и анализом его влияния на психическое состояние человека. Анализ научно-практической литературы показал, что недостаточность изысканий в области психологического влияния медиаконтента мистической тематики на современного человека является актуальным и значимым вопросом для практического исследования.

В связи с выявленными проблемами и противоречиями между существующим состоянием изученности психологического влияния медиаконтента мистической тематики и реальным воздействием на пользователей систем цифровых коммуникаций данного направления нами была выбрана тема исследования «Психологические аспекты восприятия медиаконтента мистической тематики».

Цель исследования: проанализировать современные научные подходы к проблеме влияния медиаконтента мистической тематики на психические функции личности.

Задачи исследования:

1. Изучить научные подходы к понятию медиаконтента, как социально-коммуникационного феномена современного общества.

2. Раскрыть особенности психологического восприятия личностью современной медиаинформации.

3. Рассмотреть и обобщить специфику мистической тематики медиаконтента, как средства информационного влияния на человека.

4. Проанализировать содержание мистического медиаконтента и формы представления его аудитории.

5. Выявить аспекты восприятия мистического медиаконтента пользователями социальных сетей.

Объект исследования: мистический медиаконтент.

Предмет исследования: ТВ программы и видеоролики на YouTube, социальные сети.

В работе используются следующие методы научного анализа: теоретическое описание, анализ и синтез, системный подход.

Теоретико-методологической базой к данной работе послужили труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий. Особенности психологического влияния медиаконтента мистической тематики освещаются в трудах таких ученых, как

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (58 источников), 1 схемы, 2 таблиц, 42 рисунков и приложений. Полный объем работы составляет 112 страниц, основной текст расположен на 95 страницах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование на тему «Психологические аспекты восприятия медиаконтента мистической тематики» позволило сделать следующие выводы:

1. Научно-теоретический анализ подходов к понятию медиаконтента, как социально-коммуникационного феномена, дал возможность выявить, что наиболее эксклюзивными характеристиками содержимого современных информационных платформ должны быть уникальными, интересными и яркими. Функционирование СМИ, как показывают исследования, направлено на создание определенного смыслового содержимого и, через его трансляцию в культурное пространство, обеспечение глобального воздействия на сознание человека, определенных социальных групп и общества в целом. На сегодняшний день основополагающим фактором влияния СМИ на сознание людей являются не традиционные формы подачи информации (газеты, радио, телевидение), а Интернет-платформы. Особую роль в медиаконтенте современных СМИ для усиления осведомления аудитории играют визуальные формы отображения познавательных материалов.

2. Влияние медиаконтента на психическое здоровье современного человека во время взаимодействия с различными формами СМИ прослеживается в процессе систематических контактов индивида с определенным, выбранным им каналом вещания, результатом которого является закрепление первичной установки по части его содержания. Основной принцип восприятия и закрепления информационного контента личностью и формирования необходимости последующего его потребления является замкнутая система психологического структурированного процесса: поиск интересующей тематики – восприятие полученных сведений – заинтересованность в содержании – установка на получение новых данных – поиск нового/дополнительного ресурса. В результате произведения данного цикла у каждого человека вырабатывается определенная заинтересованность в обращении к конкретному медийному объекту, что формирует разностороннее мировоззрение и вырабатывает привычки, которые способствуют установлению определенного культурно-ценностного идеала на обусловленном промежутке жизнедеятельности.

3. В процессе исследования было определено, что в настоящее время остро стоит проблема психологического влияния на личность визуальной информации, в частности, мистического содержания, как фактора воздействия на человека с точки зрения психологической потребности индивида удовлетворять свои стремления в поиске ответов на вопросы о неизведанном. Глобально развивающиеся каналы медиапространства мистической тематики в разнообразных формах и жанрах медиаиндустрии развивают у индивида состояние гипнотической аддикции – внушаемости. В результате развивается механизм зависимости от контента, желание обогатить свой интеллектуально-эмоциональный опыт новым информационным, а часто и практическим опытом в области сверхъестественного, магического, неопознанного, паранормального и пр. И, как результат, влияние разноформатных СМИ мистического контента вызывает у индивида, а также у целых групп, зависимость от конкретной тематики определенного шоу/проекта, что может провоцировать на необдуманные действия, например, повторять за героями этих программ магические практики, сеансы спиритизма; посещать таинственные места, такие, как кладбища или заброшенные дома, что может быть опасно; проводить обряды и ритуалы, которые не всегда несут в себе риск физического или психологического увечья. Вместе с тем, подобного рода поступки часто приводят к негативным последствиям на ментальном и/или телесном уровне. Также это провоцирует людей с нервным нетерпением ждать новых частей или предвкушать развития дальнейших событий в той или иной передаче. Такие действия аудитории, постоянно просматривающей программы мистического содержания, можно расценивать как медиазависимость мистически-сакрального характера, что способно вызывать: депрессивные состояния, запрограммированность на получение желаемых сведений, наркотическая подчиненность от выплеска дофамина, стремление человека к личному общению или соединению со сверхестественным, потусторонним и пр.

4. Анализ вещательных компаний, на которых представляются программы мистического контента выявил, что наиболее популярным по содержанию и количеству программ является российский федеральный телеканал ТВ3, где транслируются такие проекты, как «Дневник экстрасенса. Молодой ученик», «Очень странные дела», «Тайные знаки» и другие. Тем не менее, на первом месте по популярности и эпатажности стоит шоу-долгожитель «Битва экстрасенсов» (ТНТ). Несмотря на разнохарактерность программ мистического характера на данных платформах, большинство контента каждой телевизионной компании имеет тенденцию освещать проблему смерти, демонстрировать образы, связанные с потусторонним миром, проводить параллели реального бытия и сверхъестественного. Однако, как показало исследование, наиболее популярными являются авторские каналы, созданные на платформе видеохостинга YouTube, что, вероятнее всего, связано с обширностью охвата аудитории и доступностью видеосюжетов, а также возможностью комментировать увиденное и услышанное. Также в процессе анализа было выявлено, что для каждого видеоконтента мистического направления характерны возрастные показатели зрителей того или иного шоу.

5. Несмотря на достаточно высокий рейтинг телеканалов в сфере продвижения медиаконтента мистического содержания, социальные сети, в частности TikTok, Telegram и другие занимают весомую нишу продвижения разнообразных форм подачи информации паранормального содержания и привлечения аудитории на свои каналы, что связано, вероятнее всего, с доступностью к приложениям и расширением их возможностей, сущность которых состоит в предоставлении аудитории давать комментарии, ставить лайки, рекомендовать друзьям или пользователям соцсети, нахождении необходимой информации по хештегам и пр. Анализ социальных платформ показал, что наиболее востребованным и часто посещаемым является сервис для создания и просмотра коротких видео TikTok, где не только выкладываются ролики, но и даются рекомендации по проведению различных ритуалов, проводятся стримы-сеансы магического действия и многое другое, связанное с мистикой. В кроссплатформенной системе Telegram созданы целые группы, где не только обмениваются сообщениями по исследуемой нами тематике, но и распространяются продукты, так или иначе связанные с оккультизмом, предлагаются различные практики, что вовлекает людей в сферу социально-психологического эффекта мистического контента и последующего закрепления их сознания с целью укрепления связи с каналом.

Таким образом, цель и задачи данного исследования выполнены в полном объеме. Тем не менее, настоящая работа не охватывает всех направлений и проблемных вопросов восприятия медиаконтента мистического содержания личностью, так как данный формат постоянно растет, а количество аудитории по отдельным тематикам меняет свою количественную и качественную оценку перцепции. В отдельных случаях возможно обсуждение проблемных аспектов и вариантов дальнейшего развития темы исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

МЕДИАКОНТЕНТ В ПСИХОЛОГО-КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Медиаконтент как социально-коммуникационный феномен современного общества

Новые технические возможности, появление различных средств подачи информации для аудитории на каждом историческом этапе способствовали расширению и поиску возможностей для более зрелищного и яркого освещения материалов, которые необходимо предоставлять читателю печатной продукции, радиослушателям и телезрителям, а, следовательно, и менять информационный контент в соответствии со спросом аудитории . Согласно Кембриджскому словарю, понятие «контент» (от англ. сontent – содержание) представляет собой информационные идеи, содержащиеся в текстовом, аудио-, видео- формате и включаются как часть чего-либо, например, печатного издания, телевизионной программы или веб-сайта, то есть, все, что наполняет какой-нибудь определенный медийный ресурс . Как отмечает М. Батлер, контент может принимать различные формы, включая сообщения в Интернет-блогах, видео, электронные книги, фотографии, инфографику, и несет информационно-психологическую нагрузку на целевую аудиторию, тем самым формируя и увеличивая доверие с ее стороны .

Следовательно, контент – это любая информация (аудио, видео, текст, картинки, изображения и пр.), которая располагается на медийном ресурсе и представляет собой итог интеллектуально-творческой деятельности человека, группы лиц или компании. Любой вид контента аудитория может воспринимать/игнорировать, осознавать/упускать, принимать/отвергать и, сообразно своему мировоззрению, социально-культурным и духовно-нравственным установкам, возрастным и психофизиологическим особенностям, его интерпретировать.

С начала 90-х годов прошлого века, как пишет Д. Михайлова, каждый россиянин мог включить свой телевизор и найти 24-часовые новостные каналы, а также музыкальные клипы, документальные фильмы о природе и реалити-шоу на различные темы, начиная от приключенческих, образовательных, развлекательных, юмористических и до социально-скандальных . Более того, данный период характеризуется еще большей доступностью разножанровых фильмов по запросу у кабельных провайдеров, не говоря уже о телевидении и видео, доступных онлайн для потоковой передачи или загрузки .

Последнее десятилетие характеризуется стремительным развитием компьютерных технологий и выходом на мировую информационную площадку цифрового формата медиапотребления, отмечает Е. А. Манскова, стимулируют медиаканалы вносить поправки в политику контент менеджмента, опираясь на специфику и возможности современных гаджетов . Как показали исследования российского медиапространства, за последнее десятилетие потребление контента Digital (от англ. «цифровой») и социальных медиа демонстрирует устойчивый рост использования среди общественности, в то время как объем просмотра телевидения динамично снижается. Стабильное расширение в аудиторной среде сохраняют несколько тенденций: «среднее время, проведенное в интернете, смартфон как основной инструмент потребления контента» и предпочтение хостингов и сетей интерактивного формата перед текстовыми медиа .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы