Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Подходы к изучению проблематики психологической саморегуляции в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Сущностные характеристики стрессоустойчивости как основы психологической саморегуляции 14
1.3 Особенности психологической саморегуляции спасателей 20
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ 29
2.1Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа 30
2.3 Анализ результатов контрольного этапа 37
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 50
Введение:
В настоящее время в условиях современной реальности уже не подлежит сомнению тот факт, что практически вся профессиональная деятельность специалиста экстремального профиля осуществляется в довольно сложных и тяжелых условиях. Это весьма значительная нагрузка, причем не только физическая, но и психоэмоциональная. Служба в МЧС России предъявляет к сотрудникам довольно высокие требования, которые напрямую связаны с социальной ответственностью и необходимостью предпринимать профессиональные действия в порой весьма непредсказуемых ситуациях. Воздействие негативных факторов окружающей среды в сочетании со значительными психогенными раздражителями, острым дефицитом информации и времени на принятие адекватного решения, постоянно сопровождают их повседневный труд. Все это снижает эффективность деятельности, служит причиной ошибок в работе при чрезвычайных происшествиях, порождает переутомление у сотрудников, формирует нервно-психические расстройства и довольно сильный эмоциональный стресс. Подобные деструктивные факторы понижают готовность личного состава, порождают определенную неудовлетворенность профессией, выраженную текучесть кадров, нервно-психическую напряженность, поэтому проблематика психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности не теряет своей актуальности.
Следует отметить, что любой профессионал, вне зависимости от стажа своей работы, может столкнуться с последствиями подобной нагрузки. Это может обнаруживаться в росте количества ошибок, понижении способности к концентрации внимания, резкому уменьшению самой эффективности работы, росте времени на принятие решений в профессиональной деятельности. Кроме того, подобная психоэмоциональная нагрузка, если она постепенно накапливается, может значительно влиять на здоровье самого человека и эффективность деятельности. Уже неоднократно доказано, что постоянное стрессовое воздействие в профессиональной сфере вызывает серьезные социальные последствия у сотрудников МЧС. Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить возможности психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности у спасателей.
Объект исследования: психологическая саморегуляция состояния личности.
Предмет: Развитие психологической саморегуляции состояния у спасателей в условиях первичной профессиональной подготовки средствами психолого-педагогического сопровождения.
Гипотезы:
1. Психологическая саморегуляция состояния спасателей характеризуется низким уровнем развития до начала прохождения первичной профессиональной подготовки.
2. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает позитивные изменения уровня развития параметров стрессоустойчивости в условиях первичной профессиональной подготовки спасателей.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме психологической саморегуляции состояния в психолого-педагогической литературе.
2. Определить содержательные характеристики стрессоустойчивости спасателей.
3. Рассмотреть основные формы развития психологической саморегуляции состояния в условиях первичной профессиональной подготовки спасателей.
4. Выявить эффективность средств психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающих развитие стрессоустойчивости у спасателей в условиях первичной профессиональной подготовки спасателей.
5. Исследовать возможности развития стрессоустойчивости у спасателей средствами психолого-педагогического сопровождения.
Теоретико-методологической базой данной работы представлены исследования, отраженные в трудах как российских, так и западных ученых и экспертов по проблемам психологической саморегуляции состояния, стресса и развития стрессоустойчивости у сотрудников, а кроме этого, прикладные технологии в сфере работы со стрессами в профессиональной деятельности персонала МЧС. Так, в частности, данной проблематике посвящены работы таких авторов как И.П. Волков, И.Н. Герчиков, А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, С.В. Шекшня, М. Мескон, В. Вудкок, Б. Карлоф, В. Ховард и др.
Методы исследования:
Теоретические методы:
анализ научно-методических источников по проблеме исследования.
Эмпирические методы:
психодиагностические методы: Шкала нервно-психического напряжения, или опросник НПН; Анкета «Прогноз» – опросник; Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» МЛО-АМ; Методика экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС)
Эксперимент: формирующий.
Статистические методы.
Метод формирующего эксперимента:
Комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения развития психологической саморегуляции состояния в условиях первичной профессиональной подготовки спасателей.
Научная новизна:
1. Выявлены возможности развития психологической саморегуляции состояния у спасателей в условиях первичной профессиональной подготовки.
2. Получены экспериментальные доказательства возможности использования средств психолого-педагогического сопровождения развития психологической саморегуляции состояния спасателей.
Теоретическая значимость
1. Расширены и конкретизированы представления об особенностях психологической саморегуляции состояния спасателей, проявляющиеся в высоком уровне ответственности, готовности к риску и внезапности обстановки, умению быстро и профессионально принимать решения в условиях чрезвычайной ситуации.
2. Обоснована эффективность применения средств психолого-педагогического сопровождения развития стрессоустойчивости спасателей в условиях первичной профессиональной подготовки.
Заключение:
Возросшая напряженность труда, связанная с ростом его интенсивности, организационно-экономическим реформированием и общей неблагополучной социально-экономической обстановкой в стране, демонстрирует необходимость разработки подходов к управлению персоналом системы МЧС, основанных на сохранении физических и психических ресурсов работников. В связи с этим чрезвычайно важными становятся исследования, объединяющие в единое целое организационно-управленческую основу и психологическое самочувствие спасателей.
На состояние и продуктивность работы сотрудников МЧС влияет развитая стрессоустойчивость как результат воздействия неблагоприятных факторов трудовой деятельности. Высоким риском формирования и развития выгорания характеризуются спасатели, поскольку их деятельность осуществляется в сфере «человек – человек». Создание эффективной системы профилактики эмоционального выгорания в учреждении является необходимым условием сохранения работоспособности работников, предупреждения их психического и физического истощения, поддержания удовлетворенности трудом, высокой мотивации к эффективному выполнению профессиональных задач и развитию профессионального мастерства.
В процессе проведенного исследования были проанализированы теоретические и практические аспекты проблемы профессионального стресса и его управления. В условиях современной реальности профессиональный стресс оказывает довольно сильное влияние на нашу жизнь и его практически невозможно избежать, поэтому он вызывает повышенный интерес у современных исследователей.
Профессиональная деятельность сотрудников МЧС постоянно связана с различными экстремальными условиями, для которых весьма характерны значительные травмирующие воздействия на психику сотрудника, что детерминирует повышенные требования к управлению профессиональными стрессами на рабочем месте у данной категории специалистов.
В настоящее время в управлении системы МЧС значительное практическое внимание уделяется различным профилактическим мерам, способствующим профессиональной стрессоустойчивости. В основном к настоящему времени уже структурно апробирована профилактика и коррекция посттравматического стресса и острых стрессовых расстройств.
Система эффективного управления профессиональными стрессами у сотрудников МЧС представляется одной из наиболее актуальных и социально значимых задач современного общества. Проблема устойчивости к стрессовым воздействиям у сотрудников является практически и профессионально значимой для органов Министерства чрезвычайных состояний, т.к. от нее в значительной степени зависит не только эффективность предупреждения различных экстремальных ситуаций, но и зачастую – жизнь пострадавших лиц и самих сотрудников.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Подходы к изучению проблематики психологической саморегуляции в психолого-педагогической литературе
В нынешнее крайне напряженное время психологическая саморегуляция все чаще признается значительной прикладной проблемой во всем мировом пространстве. По информации ВОЗ, стресс в трудовой деятельности представляется своего рода бедствием глобального масштаба, и по статистическим данным, около примерно трети всех сотрудников задумывались об увольнении хотя бы один раз из-за низкой психологической саморегуляции в профессиональной сфере. Необходимо отметить, что сам феномен психологической саморегуляции достаточно широко впервые исследовался зарубежными исследователями. В связи с этим появилось понятие «выгорание» в 30-х годах XX века в сленге спортсменов и обозначало явление, за которым атлеты после длительных выступлений и тренировок истощались и были неспособны в дальнейшем принимать участие в соревнованиях .
Вследствие увеличения количества специалистов социальных служб, которые в процессе осуществления профессиональной деятельности чувствовали себя эмоционально истощенными и обессиленными, проблема психологической саморегуляции привлекла внимание американских специалистов-социологов. В результате проведенных исследований, среди работников был обнаружен профессиональный «стресс общения», который получил название синдрома «выгорания» и начал рассматриваться как стресс-реакция на длительные конфликты в межличностных отношениях.
Профессиональная деятельность современного сотрудника экстремального профиля постоянно сопровождается присутствием различных умственных и психических нагрузок. Подобные возрастающие нагрузки на нервную систему и психику сотрудников экстремального профиля закономерно ведут к развитию стабильного эмоционального напряжения, которое является одним из ведущих компонентов в развитии разных заболеваний, представляясь по сути недомоганиями именно стрессогенного характера. И в данной связи на практическом уровне встает вопрос о таком важном аспекте как психологическая саморегуляция в управлении профессиональными стрессами у сотрудников экстремального профиля. По убеждению В.Н. Лавриненко, психологической саморегуляции можно достигнуть при следующих условиях :
1) адекватном понимании природы возникновения стресса и этапов его развития;
2) четком представлении о границах возможного воздействия на процесс стрессовой ситуации;
3) готовности индивида к активным действиям по достижению стрессоустойчивости.
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным феноменом, психологическая саморегуляция как системное явление по своей сути представляет собой определенный вид психоэмоционального состояния, которое проявляется у человека на поведенческом или эмоциональном уровне. В общем плане данное состояние определяется повышенной физиологической и психической активностью.
При относительно благоприятных условиях данное состояние вполне может перейти в оптимальное состояние, а при неблагоприятных факторах — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого в общем весьма характерно понижение работоспособности и эффективности функционирования всех систем и органов человеческого организма, а также истощение энергетических личностных ресурсов.
По определению О.Н. Поляковой, психологическая саморегуляция представляет собой некоторый механизм, с помощью которого происходит адаптация организма к условиям окружающего мира. Данный механизм, по сути, представляется вполне закономерным процессом адаптации человеческого организма к различным изменениям окружающей действительности .
Обращает на себя внимание тот факт, что теории и исследования категории психологическая саморегуляция довольно значительно противоречат друг другу. В данной области пока не наблюдается установившейся терминологии. Некоторые авторы применяют определение «стресс» там, где другие обращаются к терминам «конфликт», «тревога», «фрустрация» либо «защитная реакция» для объяснения аналогичных событий, явлений, фактов. В настоящее время в научной литературе есть две основные концепции психологической саморегуляции :
1) приверженцы первой концепции говорят о том, что психологическая саморегуляция представляет собой определенную объективную ситуацию, которая воздействует на индивида, а его собственная специфическая и индивидуальная реакция представляется просто следствием влияния этих внешних факторов, и она по своей сути индивидуальна;
2) по второй точке зрения, психологическая саморегуляция представляет некоторое субъективное состояние, которое переживает индивид.
Основываясь на определениях о стрессе с О.Н. Поляковой, можно привести следующие определения стресса, которые не являются противоречащими общей теории о стрессе, но определяют ее с различных позиций в профессиональном аспекте :
1. Стресс представляет собой неспецифическую реакцию человеческого организма на любое предъявленное ему воздействие из окружающего внешнего мира.
2. Стресс – это нормальная адаптивная реакция человеческого организма на внешние раздражители.
3. Стресс является возникшей в процессе эволюционного развития полезной для человеческого организма ответной реакцией, которая способствует оптимальной его адаптации к изменяющимся условиям окружающей жизни и действительности.
4. Стресс появляется как состояние напряжения (или перенапряжения) процессов метаболической адаптации головного мозга, что включает в себя в дальнейшем различные биохимические и гуморальные реакции человеческого организма.
5. Стресс – это состояние нарушения гомеостатического равновесия или сумма реакций, которые направленны на восстановление данного равновесия на системном уровне.
6. Стресс представляет собой состояние человеческого организма, который воспринимает внешнюю угрозу и направляет всю свою энергию на собственную защиту.
7. Стресс – это любое состояние, которое вызвано нарушением адекватного функционирования человеческого организма.
8. Стресс — это своего рода спутник современной жизни, и преодоление его связано с преодолением границы между возможным и актуальным.
9. Стресс – это необходимое требование, которое предъявляется к адаптивным возможностям человеческого мозга и тела.
10. Стресс – это вполне естественная составная часть повседневной жизни, он возникает в тех случаях, когда мозг и тело сталкиваются с такими требованиями окружающего мира, которые представляются слишком сильными либо значительно превышают способность человеческого организма к ответной реакции.
С начала учения о стрессе, в науке в связи с необходимостью формирования систем психологической саморегуляции появилось определение так называемого синдрома адаптации, где можно определить следующие основные этапы :
1) этап тревожности;
2) этап сопротивления;
3) этап истощения.
На самой первой стадии человеческий организм сталкивается с неким возмущающим фактором из окружающей среды и старается адаптироваться к нему. На второй стадии происходит адаптация к изменившимся условиям; но в том случае, если стрессор продолжает воздействовать длительное время, идет истощение гормональных ресурсов, наступает уже третья стадия и закономерный срыв адаптационных систем, в результате чего принимает деструктивный патологический характер и может закончиться болезнью либо летальным исходом. По утверждению А.Г. Маклакова, профессиональный стресс ни в коей мере не может трактоваться исключительно как отрицательное явление, т.к. лишь благодаря ему возможна адаптация организма к условиям окружающей действительности . Стоит отметить, что каждое из рассмотренных выше значений понятия о стрессе имеет под собой серьезную теоретическую и концептуальную основу. При этом разные подходы к пониманию стресса представляются скорее взаимодополняющими, которые определяют единую целостную картину жизнедеятельности человека в ходе адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.
Таким образом, как особое состояние стресс в профессиональном аспекте понимания в первую очередь тесно связан с зарождением и проявлением эмоций, но не сводится лишь исключительно к эмоциональным феноменам, а определяется и отражается в мотивационных, когнитивных, характерологических и иных структурных личностных компонентах на системном уровне. Не подлежит сомнению то положение, что в общем стресс и низкая способность работника противостоять воздействию стрессовых факторов в существенной мере на прикладном уровне понижает эффективность и результативность трудовой деятельности, что сказывается и на общем результате работы всей организации как системы. В общем аспекте анализа стресс на производстве вызывают две категории факторов: 1) организационные; 2) индивидуально-личностные. Так, организационные факторы самым непосредственным образом зависят от общей работы самой организации как системы взаимодействия с внешней средой, с окружением. К организационным факторам можно отнести следующие :