Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Криминология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Психические аномалии и их роль в генезисе преступного поведения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ.. 6

1.1. Понятие
и виды психических аномалий. 6

1.2. Психические аномалии — как фактор формирования
дефектов социализации личности и основа деструктивного поведения. 12

ГЛАВА 2.
ПСИХИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ И ПРЕСТУПНОСТЬ. 24

2.1. Влияние
психических аномалий на преступное поведение личности. 24

2.2. Личность несовершеннолетнего преступника с психическими
аномалиями  30

2.3.
Психические аномалии, не исключающие вменяемости и личность преступника  47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ   63

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что, несмотря на активную деятельность
правоохранительных органов  в сфере
профилактики и борьбы с преступностью, ее уровень остается по-прежнему высоким.

К сожалению, достаточно
часто происходят тяжкие преступления, которые совершаются на почве алкогольной
или наркотической зависимости субъекта, когда пагубные привычки приводят к
деформации сознания, потери жизненных ориентиров и маргинальному образу жизни.

В данном случае
вменяемость не исключается, а различного рода зависимости выступают отягчающими
обстоятельствами.

Есть и иные ситуации,
когда лицо действительно не осознает всю опасность своих действий в полном
объеме в силу врожденных или развившихся в процессе жизни психических аномалий.

Таким людям требуется
медицинская, в том числе принудительная помощь, с тем, чтобы они больше не
смогли причинить вред ни себе ни окружающим.

Люди с различного рода
особенностями психики могут проявлять себя сезонно, не случайно всплеск
преступности приходится на весенне-осенние периоды обострения хронических
заболеваний.

Только своевременная
профилактика и квалифицированное медицинское сопровождение могут способствовать
предупреждению преступлений среди таких граждан.

Теоретическую основу исследования составили работы таких
исследователей как: Аванесов Г.А., Антонян Ю.М, Голумб Ц.А.,
Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., Бородин С.В., Гульдан В.В., Артеменко Н.В., Балабанова Л.М.,
Белкин Р.С., Благов Е.В., Бухановский А.О., Ганнушкин П.Б., Гатауллина Г.И., Виноградов
М.В., Гнетнев И.Г., Иванов Н.Г., Карвасарский Б.Д., Михеев Р.И., Оллпорт Г., Сахаров
А.В., Тимкина О.А., Говорин Н.В., Сирожидинов Д.В., Ситковская О.Д., Смирнов
А.М., Толстолужинская Е.М., Четвериков В.С., Яхин К.К., Менделевич Д.М. и др.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ психических
аномалий и их роли в генезисе преступного поведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие и виды психических аномалий,

— исследовать психические аномалии как фактор формирования дефектов
социализации личности и основа деструктивного поведения,

— проанализировать влияние психических аномалий на преступное поведение
личности,

— изучить личность несовершеннолетнего преступника с психическими
аномалиями,

— исследовать психические аномалии, не исключающие вменяемости и
личность преступника.

Объектом исследования настоящей работы являются психические аномалии
как фактор формирования дефектов социализации личности и основа деструктивного
поведения.

Предмет – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература,
отражающая различные аспекты психических аномалий и их роли в генезисе
преступного поведения.

Методологической основой исследования являются общенаучный
диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы:
исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический,
лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический,
аналитический, синтеза и др.

Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы
правоприменительной практики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том,
что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы о роли
психических аномалий в генезисе преступного поведения, позволят расширить
теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые
подходы к его совершенствованию.

Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и
задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.

Работа включает введение, три главы, состоящие из восьми параграфов,
заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие
психическая аномалия широко используется в современной юридической науке,
совместно с медициной, в следственной и судебной практике, хотя точного
понятия, определения не сформировано.

Термин
«психические аномалии», стал устойчивым оборотом, в юридической практике.
Законодательством Российской Федерации это термин не утвержден, но при этом
уголовная ответственность лиц, не исключающая вменяемости, имеет право быть.

Психические
аномалии — это формы функциональных отклонений, при которых нарушаются процессы
взаимодействия, функционирования, психических структур. Как правило, это
отклонение от нормы, количественного характера.

Статья
22 УК РФ гласит, что «вменяемое лицо, которое во время совершения преступления
в силу психического расстройства, не исключающего вменяемости, и не могло в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих
действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной
ответственности».

Можно
сделать вывод, что под понятием аномалии психики, подразумевается
психиатрическую сущность данного понятия.

На
наш взгляд, на совершение преступления влияют изначально присутствующее
психическое расстройство у лица, совершившего противоправное действие, которое
проявилось при воздействии факторов, влияющих на психическое состояние лица.

Установлено, что из числа несовершеннолетних с психическими аномалиями
преступления совершают, как правило, те, которые, страдают олигофренией
(врожденным умственным недоразвитием) в степени легкой либо умеренной
дебильности (около 60 %), или те, которые являются психопатами либо имеют иные
психопатические расстройства без признаков слабоумия (около 40 %).

И, несмотря на убедительные данные науки о том, что значительная часть
несовершеннолетних правонарушителей страдает определёнными психическими
аномалиями, судебно-следственные органы, к сожалению, весьма редко направляют
несовершеннолетних, совершивших преступления, на судебно-психиатрическую
экспертизу.

Немаловажное значение имеет скрытый характер психических аномалий, учет
которых вообще невозможен. В связи с этим не представляется возможным
объективно оценить масштабы и вред рассматриваемой преступности. Соответственно
возникают трудности в разработке мер по ее профилактики.

Судебная практика по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
свидетельствует о наличии проблем справедливости назначения наказания
подросткам. Однако из анализа материалов уголовных дел следует, что в них
имелись достаточные данные, подтверждающие факт отставания в психическом
развитии несовершеннолетних, но, комплексная психолого-психиатрическая
экспертиза практически не назначалась.

На
наш взгляд, толкование психических расстройств, не исключающих вменяемости ст.
22 УК РФ, является чрезмерно расширенным. Установление дисбаланса психики и
пагубных факторов, их влияние на совершение преступления должны осуществляться
только экспертным путем, с привлечением специалистов в сфере психологии и
психиатрии. Когда выявлено данное влияние, установлена психическая аномалия,
которая являлась первопричиной преступления, то необходимо это учитывать в
судебной практике.

Также
можно обозначить еще целый ряд проблем в рассматриваемой сфере.

В
частности, нет единого четкого представления о том, что такое
психические аномалии и какие психические расстройства к ним относятся, в
частности, нет единого мнения о том, относятся ли к ним психические заболевания
или только психические расстройства, не являющиеся психопатологией, отсутствуют
единые данные о том, насколько часто у лиц, совершающих преступления,
встречаются психические аномалии; не решен вопрос о соотношении понятия
психических аномалий с понятиями психической нормы и психопатологии;
окончательно не исследовано влияние психических аномалий на формирование
мотивации преступного поведения и, как следствие, на формирование поведения
преступника.

До настоящего времени не сложилась целостная научная концепция и даже
понятийный аппарат психических расстройств, не исключающих вменяемости; не
прекращаются дискуссии по вопросу уголовно-правовых критериев, регулирующих
правила назначения и исполнения наказания; не всегда прослеживается четкая
логика, по которой в одних случаях экспертные заключения игнорируются, в других
— приводят к смягчению приговора, режима содержания или сокращению сроков
наказания; а также имеются пробелы и в самих нормах, затрудняющие их
однозначную интерпретацию.

Например, весьма неопределенной представляется формулировка ч. 2 ст. 22 УК
РФ, потому что законодатель не конкретизировал способ влияния психического
расстройства на назначение наказания. Одни авторы говорят о том, что данный
термин понимается так же, как и в ст. 21 УК РФ то есть невменяемость, а, по
мнению других авторов, психические расстройства не носят патологического
характера и не являются болезнями.

Кроме этого, существует ряд недостатков в организационной деятельности
субъектов профилактики преступности несовершеннолетних с психическими
аномалиями. В основном это отсутствие общей согласованности, обмена информации,
проведения совместных мероприятий. Каждый орган ведет обособленную
деятельность, что значительно снижает результативность работы.

Все это, безусловно, обуславливает необходимость принятия координационных и
эффективных мер для успешной профилактики преступности несовершеннолетних с
психическими аномалиями.

Профилактика преступности несовершеннолетних должна строится на принципах
охраны и защиты прав и интересов личности, её должны заниматься
разноведомственные учреждения по оказанию социально-правовой, психологической,
медицинской и педагогической помощи детям и семьям.

Несовершеннолетние с психическими аномалиями не должны быть оставлены без
внимания социально здорового общества, и не должны быть предоставлены
криминальному миру для пополнения их рядов.

Отметим необходимость
разработки методов ранней профилактики формирования психических отклонений у
детей и подростков.

Особое внимание следует
уделять выявлению психических отклонений в раннем возрасте с помощью
психологических исследований, в школах, кружках, институтах.

Эти мероприятия могут
быть рекомендованы школе, семье и близким родственникам, в которых будут
отражены меры по улучшению микросоциальной среды, советы по развитию интересов,
стремлений, необходимых ценностей, которые в будущем значительно облегчат
социализацию человека, снизят уровень преступности.

Профилактика и
предупреждение преступного поведения людей с психическими отклонениями —
сложная и скоординированная работа, в которой должны быть задействованы органы
здравоохранения, правоохранительные органы и само общество.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С
ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ

1.1. Понятие и виды психических аномалий На сегодняшний день в юриспруденции отсутствует четкая позиция по вопросу,
какие конкретно поведенческие проявления человека можно считать аномальными.

Р.И. Михеев и А. В. Михеева считают, что психические аномалии — это
«врожденное или приобретенное функциональное или органическое изменение
головного мозга, которое, отражаясь на разных сторонах психической деятельности
субъекта, влияет на содержание и характер его социально значимого поведения, в
том числе и общественно опасного поведения»[1].

Ю.М. Антонян и С.В. Бородин под психическими аномалиями понимают «все
расстройства психической деятельности, не достигшие психотического уровня (т.е.
уровня патологии) и не исключающие вменяемости, но влекущие личностные
изменения, которые могут привести к отклоняющемуся поведению»[2].

Е.М. Толстолужинская к указанному определению добавляет также то, что
данные расстройства «ослабляют сознательно-волевую сферу личности, т.е. влекут
за собой личностные изменения, затрудняющие адаптацию субъекта и
обусловливающие неадекватное поведение в условиях определенной ситуации»[3].

По мнению Н.Г Иванова, «психическая аномалия представляет собой такое
отклонение от нормы, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы
патологии»[4].

Психическими аномалиями также называют «ярко выраженные акцентуации
характера»[5], психические расстройства,
которые «не носят патологического характера, т.е. не являются болезнью»[6], и даже «все те
психические процессы, которые характеризуются дисбалансом сил возбуждения и
торможения»[7].

Таким образом, анализ
приведенных выше определений показывает, что, несмотря на отсутствие единого
представления о понятии психических аномалий, общим в указанных определениях
является то, что, во-первых, психические аномалии характеризуются изменением,
отклонением от какого-то стандарта, что соответствует обозначенному выше
современному значению слова «аномалия»; а во-вторых, психические аномалии
влияют на социальную адаптацию человека в обществе.

Кроме того, из
приведенных определений следует, что понятие психических аномалий неизбежно
связано с понятиями психической нормы и патологии (болезни).

В современной психологии и юриспруденции также не существует общепринятой
концепции психической нормы. Данная область в науке состоит из набора
самостоятельных теорий, которые можно разделить на две группы: теории,
изучающие психическую норму как самостоятельное состояние психики, и теории,
изучающие противоположную категорию — психопатологию.

Представителями первой группы теорий являются преимущественно
врачи-психиатры: З. Фрейд, К.Г Юнг, Б.В. Зейгарник, Б.Д. Карвасарский и др. Они
подходят к понятию психической нормы как к отсутствию психопатологии и считают,
что нужно изучать болезни, а затем, указав их признаки и критерии, по
остаточному принципу определить, что является нормой17. [1] Антонян Ю.М.
Преступность и психические аномалии / Ю.М. Антонян, С.В. Бородин. — М., 1987.
С. 8. [2] Антонян Ю.М.
Указ. раб. / Ю.М. Антонян, С.В. Бородин. С. 9. [3] Толстолужинская
Е.М. Особенности расследования преступлений, совершенных лицами с психическими
аномалиями: Дис. … канд. юрид. наук / Е.М. Толстолужинская. — Тюмень, 2004.
С. 120. [4] Иванов Н.Г. Аномальный
субъект преступления: проблемы уголовной ответственности / Н.Г. Иванов. — М.,
1998. С. 123. [5] Ситковская О.Д.
Психология уголовной ответственности / О.Д. Ситковская. — М., 1998. С. 174. [6] Иванов Н.
Ограниченная вменяемость / Н. Иванов, И. Брыка // Российская юстиция. 1998. №
10. С. 32. [7] Иванов Н.Г. Указ.
раб. / Н.Г. Иванов. С. 20.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы