Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Информатика Информатика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Программно-методическое обеспечение изучения языка программирования Scratch в пропедевтическом курсе информатики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы создания
программно-методического обеспечения в пропедевтическом курсе информатики. 6
1.1. Особенности программно-методического
обеспечения. 6
1.2. Характеристика пропедевтического курса
информатики. 13
Глава 2. Разработка программно-методического
обеспечения изучения языка программирования Scratch в пропедевтическом курсе
информатики. 20
2.1. Анализ существующих учебно-методических
ресурсов по программированию на Scratch. 20
2.2. Методический план. 25
2.3. Разработка технологических карт уроков
информатики. 41
Заключение. 56
Список использованных источников и литературы.. 58
Приложение. 61
Приложение 1. 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Информатика в современном мире
является одним из важнейших направлений образования и играет большую роль в
формировании у детей навыков работы с персональным компьютером. На сегодняшний
день наука развивается очень стремительно, и современное образование часто не
успевает за ней, вследствие чего, появляется необходимость реализации дополнительных
курсов по информатике.

Существует
множество пропедевтических курсов по предмету информатика, направленных на
общее знакомство с информационными процессами, информацией в целом и носят
исключительно развивающий характер. Однако в наши дни этого мало для овладения
навыкам эффективного использования компьютера детьми. При изучении
программирования у детей хорошо развивается логическое, алгоритмическое и
творческое мышление, необходимое не только на уроках информатики, но и в
повседневной жизни школьника. Логическое мышление, способствующее лучшему
усвоению школьной программы, нужно ребенку с первых дней занятий в школе.

Остаётся лишь
выбрать язык программирования, который будет легок и доступен детям. Язык
должен быть не только прост в изучении, но и иметь возможность решения
различных задач, понятных детям разного возраста. В настоящее время существует
много языков программирования для изучения в школе, но для изучения названным
критериям соответствует лишь визуальная среда программирования Scratch.

В последние
несколько лет язык (как и непосредственно среда) программирования Scratch
обладает особой популярностью. Это подтверждает тот факт, что Scratch находится
на двадцать четвертом месте в списке самых известных языков программирования.

Scratch – это
новая бесплатная среда программирования, которая позволяет школьникам создавать
собственные истории, мультфильмы, игры, презентации и другие произведения.
Scratch специально разрабатывался как новая учебная среда для обучения
школьников программированию.

Scratch был
спроектирован в Squeak3. Squeak3 также заслуживает особого внимания. Главным
идеологом Scratch является учащийся из Митч Резник из MIT Media Lab. Вероятно,
язык мог распространить так стремительно, за счет того, что он не был
спроектирован для непосредственного обучения программированию. Scratch, с
позиции теории, может называться объектно-ориентированным языком с возможностью
формирования многопоточной программы.

С позиции применения
на практике Scratch проста в освоении, красива, а также является мощным
инструментом, который не потребует длительного изучения перед использованием.

Первая
программа на Scratch может быть написана уже спустя 10 минут после ознакомления
с ее базой. Графические данные, анимации, музыкальные фрагменты, видеоэффект и
между тем классически ориентированное на события объектно-ориентированное и
модное параллельное программирование является отличительной чертой
использовании программы Scratch. Каждый пользователь может использовать данную
программу по своему усмотрению без особого труда, что является несомненным
преимуществом при обучении школьников пятых классов.

У учителей
информатики, работающих с информационными технологиями, в этом вопросе есть
преимущество. Конечно, основываясь, только на обязательном минимуме содержания
образования в школе, не всегда удается удовлетворить потребности ребенка,
связанные с получением углубленных знаний по интересующим его направлениям и
предметам. Исходя из
актуальности данной проблемы можно выделить среду программирования Scratch,
которая дает возможность детям младшего и среднего школьного возраста
познакомиться с программирование в игровой форме. В свою очередь актуальность
данной проблемы обусловлена также потребностью в разработке программно-методического
обеспечения изучения языка программирования Scratch в пропедевтическом курсе
информатики.

Объект исследования – 
язык программирования Scratch.

Предмет исследования – основы и принципы программирования
на языке Scratch в пропедевтическом курсе информатики.

Цель исследования – изучить и разработать программно-методическое
обеспечение изучения языка программирования Scratch в пропедевтическом курсе
информатики.

Задачи исследования:

¾ изучить особенности программно-методического обеспечения ;

¾ рассмотреть характеристику пропедевтического курса
информатики;

¾ сделать анализ существующих учебно-методических ресурсов по
программированию на Scratch;

¾ разработать методический план;

¾ разработать технологические карты уроков информатики .

Методы исследования: анализ научно-методической,
педагогической и психологической литературы, синтез, классификация, обобщение,
сравнение, сопоставление.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Программно-методическое
обеспечение процесса обучения по информатике должно отличаться наличием
существенного разнообразия, отвечать требованиям рабочих программ, а также
отличаться комплексностью.

На наш
взгляд, курс информатики предоставляет учителю дополнительную возможность
общения с детьми и развития их способностей. Многообразие подходов к изучению
данного курса является положительным в том отношении, что каждый конкретный
учитель в зависимости от уровня развития класса, направленности обучения,
технической базы имеет возможность выбора.

Все
вышеперечисленные направления пропедевтического курса информатики характеризуют
с различных сторон процесс информатизации школьного образования. Данные
направления не являются изолированными и взаимно проникают друг в друга. Каждый
учитель, взяв за основу одно из направлений курса информатики, обязательно
касается вопросов всех остальных. В связи с этим, мы считаем, что учителю
необходимо разбираться и уметь судить о целях и задачах каждого из
перечисленных направлений пропедевтического курса информатики в школе.

Вышесказанное
определяет особую актуальность рассмотрения и проработки методических вопросов
внедрения пропедевтических курсов информатики. Требуются специальные методики
проведения уроков пропедевтической информатики в школе, особой технологии
программной поддержки преподавания. Задача современного учителя в получении
соответствующей информационной подготовки, дающей возможность выбора формы
приобщения школьника к информатике как науке.

Для
разработки пропедевтического курса «Программирование на языке Scratch», в
качестве методической поддержки будет разработана программно-методическая
поддержка, которая позволит учащимся лучше ознакомиться с теорией, и получить
соответствующие практические задания, отвечающие целям обучения, с возможностью
самостоятельной работы.

В поддержку пропедевтического
курса было разработано программно-методическое обеспечение языка
программирования Scratch. В качестве платформы для создания программно-методического
обеспечения курса информатики выбираем Google Sites. Адрес сайта с
методическими материалами: https://sites.google.com/view/programmirovanie-scratch.

Было
разработано 10 уроков для изучения языка программирования Scratch в
пропедевтическом курсе информатики. В данном параграфе представлено 3 урока,
оставшиеся 7 уроков представлены в приложении 1.

Таким
образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы создания
программно-методического обеспечения в пропедевтическом курсе информатики

1.1. Особенности программно-методического
обеспечения На
сегодняшний день процесс обучения нацелен в первую очередь на развитие личности
учащегося. За счет постоянного усовершенствования образовательного процесса в
нем происходят постоянные изменения. Так, уровень качества учебного процесса
должен соответствовать уровню развития общества в целом. Образование должно
носить гуманистический характер, учебный процесс должен быть представлен в
различных вариациях и формах. Также акцент стоит делать и на развитии личной
роли учащегося в процессе обучения, на его самостоятельной работе в процессе
обучения. Процесс обучения должен опираться на современные достижения в области
науки и техники. Все это, несомненно, создает условия для личностного роста
учащегося [4].

Преподаватели,
учителя информатики, математики и педагоги из других областей проводят
методическую работу. Такая работа ориентирована на применение самых современных
технологий в обучении, на применение оптимальных и эффективных методов работы.
Данные материалы помогут учащимся эффективно выполнять работу, которая
поспособствует правильному выбору профессии. Применение учебных материалов
способствует обеспечению высокого качества профессиональной подготовки
учащихся, тем самым помогает им успешно выступать на олимпиадах и соревнованиях
[24].

Таким
образом, для того чтобы подготовить компетентного специалиста, педагог должен
обеспечить образовательный процесс разнообразными информационными источниками
(периодическими изданиями, учебными пособиями) и средствами, способствующими
эффективному осуществлению образовательного процесса.

Под
обеспечением образовательного процесса П.И. Образцовым понимается комплекс
дидактических средств, которые дают возможность учителю устроить собственную
образовательную работу и превратить ее в наиболее эффективную [8].

С возникновением
различных компьютерных образовательных средств люди начали говорить о
программном и методическом обеспечении.

П.И. Образцов
указывает на то, что в процессе раскрытия сути термина «программно-методическое
обеспечение» учитываются методологические аспекты в данном положении. Учителю
требуется подбирать необходимые средства и методы, которые будут использоваться
при обучении обучающихся. Итак, можно заметить, что непосредственная разработка
методического обеспечения, а также программно-методического основано на
достижениях в сфере науки и техники. Несомненно, это связано и с развитием
информационных технологий, а также технологий в области современного
программного обеспечения [9].

Использование
термина «программно-методическое обеспечение» можно встретить во многих
литературных источниках. В частности, он используется в научной литературе. А
самая распространенная область применения – педагогика.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы