Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Профилактика школьной дезадаптации первоклассников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей процесса адаптации и дезадаптации первоклассников 5
1.1. Психолого-педагогические особенности первоклассников 5
1.2. Понятия «адаптация», «дезадаптация», «школьная дезадаптация» 13
1.3. Причины, проявления и последствия школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста 18
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей дезадаптации у первоклассников 25
2.1. Организация и методы исследования дезадаптации первоклассников 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Рекомендации по профилактике школьной дезадаптации первоклассников 39
Вывод по главе 2 44
Вывод 46
Заключение 48
Литература 51
Введение:
Актуальность исследования. Поступление ребенка в школу сопровождается его адаптацией к новой социальной ситуации, а его успешность обусловлена рядом факторов как личностного, так и учебного характера. Создание благоприятных условий для адаптации в процессе учебной деятельности ускоряет не только приспособленность первоклассников к школе, но и предотвращает возникновение феномена школьной дезадаптации, который, как отмечают практикующие психологи, лучше предупредить, чем корректировать.
Следует отметить, что отечественное образование построено на основе педагогики партнерства и предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, поддержание его психического, интеллектуального, творческого потенциала, положительное отношение и уважение его личности, а именно эти составляющие являются основой в психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации первоклассников, предупреждении их школьной дезадаптации.
Следовательно, можно предположить, что современные образовательные условия способствуют ускорению адаптации учащихся к школе и формируют положительное отношение к учебной деятельности.
Проблематика поступления в школу и школьную адаптацию изложена в научных исследованиях М.М. Аниденковой, Е.Ю. Кононовой, И.Г. Глушко, Г.Г. Микеровой и А.Г. Чебелко и других авторов. В частности, проблема адаптации первоклассников к учебной деятельности описывалась в трудах А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой и др. Психогенные формы школьной дезадаптации характеризовали В.Е Каган, О.А. Кожемякина, Г.В. Колесова.
Цель исследования – изучить особенности адаптации первоклассников к школе и разработать комплекс мероприятий для профилактики дезадаптации.
Объект исследования – адаптация первоклассников к обучению в школе.
Предмет исследования – профилактика дезадаптации первоклассников в начальной школе.
Гипотеза исследования. В общеобразовательной школе процесс адаптации первоклассников к школе будет протекать успешнее, если применяются специальные средства, снижающие социально-эмоциональные проблемы детей с трудностями в адаптации к школе:
— во внеурочную деятельность учащихся включается совместная подготовка и проведение детьми различных категорий массовых спортивных мероприятий;
— используются арт-технологии (занятия по живописи, лепке, музыке);
— физкультминутки, коллективные работы, специальные формы, методы и приемы.
Задачи исследования:
1. Определить понятия «адаптация», «дезадаптация», «школьная дезадаптация».
2. Выделить причины, проявления и последствия школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
3. Организовать исследование с целью изучения особенностей адаптации и дезадаптации у первоклассников.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
5. Разработать рекомендации по профилактике школьной дезадаптации первоклассников.
Методы исследования:
— теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,
— эмпирические методы: анализ уровня адаптации детей младшего школьного возраста;
— метод количественного и качественного анализа результатов исследования, констатирующего и контрольного экспериментов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были изучены и обобщены труды педагогов и психологов, посвященные основным проблемам адаптации младших школьников к обучению в школе, определена психолого-педагогическая характеристика детей и рассмотрены особенно адаптации и дезадаптации первоклассников.
Практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть использованы в практической работе педагогов начальных классов, а также студентами педагогических специальности при изучении проблемы адаптации первоклассников и разработке путей решения дезадаптации детей.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и экспериментальной, выводов к главам, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Теоретический анализ психологической литературы, результаты проведения констатирующего экспериментального исследования по проблеме психологической дезадаптации дошкольников к условиям учебной деятельности позволили сформулировать следующие выводы:
1. Школьная дезадаптация является одной из разновидностей социальной дезадаптации. Это расстройство приспособления детей школьного возраста к условиям учебного заведения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются отношения в ученическом коллективе и появляются невротические нарушения.
2. Причинами дезадаптации определены: а) характерные кризисные явления, связанные с тревожностью через переход к новой ведущей деятельности – обучение; б) недостаточная сформированность произвольного поведения; в) неумение войти в темп школьной жизни; г) астеноневротический тип поведения; д) низкий социальный статус и отсутствие навыков общения; е) низкая самооценка ребенка; ж) влияние семейного климата: неэффективное воспитание, слишком эмоциональные реакции на неудачи детей в школе, семейные конфликты; з) непонимание родителями и учителями социально-психологических проблем, с которыми сталкиваются школьники.
3. Основными признаками школьной дезадаптации есть: а) организационные — нарушение приспособления к требованиям учителя, распорядка и режима учреждения, недостаточная сформированность произвольной регуляции деятельности; б) учебные – проблемы усвоения школьной программы; в) межличностные – несформированность коммуникаций (с учителем, сверстниками), низкий социальный статус; г) невротические – эмоциональные расстройства, конфликты.
4. Школьное обучение обуславливает значительные изменения в интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфере. Критериями интеллектуальной адаптированности есть желание учиться, усвоение системы эталонов – этических, сенсорных, практических. Критериями эмоциональной адаптированности являются посещение школы с радостью, эмоциональные рассказы о школе, наличие познавательных эмоций. Критериями социальной адаптированности являются гармонические отношения со сверстниками и чувство поддержки.
Методологическое обеспечение исследования психологической адаптации первоклассников предполагало использование серии методик, реализуемых поэтапно. По данным предварительного исследования, обосновано использование трех основных этапов: 1) выявление неврозов на начальном этапе их развития по методике «Школа зверей» С. Панченко; 2) определение самооценки ребенка и особенностей отношения к сверстникам и взрослым по тесту «Ступеньки» В. Щура; 3) установление уровня школьной тревожности ребенка по тесту Р.Теммла, М. Дорки, В. Амена. Полученные результаты констатирующего этапа исследования психологической адаптации к условиям школьного обучения позволили сделать следующие обобщения:
1. По результатам экспериментального определения особенностей психологической адаптации к школьному обучению учащихся первого класса выявлено, что большая часть школьников (70-88% по данным использованных методик) адаптированы к школьной деятельности: они имеют положительное отношение к обучению, умеренную или высокую самооценку, среднюю или низкую тревожность. Вместе с тем, у многих первоклассников (12-30%) наблюдаются определенные трудности психологической адаптации, которые проявляются отрицательном отношении к учебной деятельности (12%), низкой самооценке (30%) и высокой школьной тревожности (17%). Эти школьники нуждаются в соответствующей психологической коррекции, направленной на преодоление описанных показателей.
2. Повышению психологической адаптации первоклассников будет способствовать программа, которая поможет сформировать положительное отношение к учебной деятельности. Программа психологической коррекции, созданная по результатам констатирующего эксперимента, предусматривает следующие задачи работы: 1) способствовать развитию и усовершенствованию у детей эмоционально-волевой сферы; 2) развивать навыки общения в разных жизненных ситуациях и учить общаться в коллективе; 3) формировать самооценку в различных видах деятельности, умение адекватно оценивать поведение и окружающих; 4) воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию во время общения; 5) повышать уровень самоконтроля своего эмоционального состояния и толерантности в восприятии других; 6) помогать в преодолении внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности и чувстве вины; 7) совершенствовать психические качества, обеспечивающие успешную адаптацию первоклассников; 8) формировать произвольное поведение и побуждение к обучению.
Проводить занятия с детьми рекомендовано дважды в неделю в течение двух месяцев. Объем коррекционной группы – от семи до десяти детей. Программа поможет школьникам снизить тревожность, преодолеть страхи, повысить самооценку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей процесса адаптации и дезадаптации первоклассников
1.1. Психолого-педагогические особенности первоклассников
Дети, поступающие в школу, имеют способность адаптироваться к меняющимся временам и принимать их вызовы. В раннем возрасте ребенок становится учеником, его помещают в противоположную среду (учебное заведение), которая дает новые, неожиданные задания, меняет ритм его жизни, воспитывает и формирует характер первоклассника. Школа – это место, где ребенок должен развивать свои навыки аудирования, говорения, чтения и письма, решения проблем, общения, творческого мышления. И.Р. Шарипова отмечает «чтобы иметь возможность развиваться, дети должен иметь возможность обучаться разными способами, общаясь с одноклассниками, учителями, выходя за пределы класса для роста физической активности, усваивая новую информацию, размышляя, решая проблемы с помощью изобретательности. Ребенок, поступающий в начальную школу, является активной, творческой личностью, поэтому обучение его должно сочетаться с особенностями первоклассника и его социальной, эмоциональной, двигательной активностью и языковым развитием» [50, с. 75].
Л.А. Федосеева указывает, что, прежде всего, одной из характеристик первоклассника является природная способность к обучению. Чтобы продолжать обучение, прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию. Для пояснения этой характеристики выбран пример того, как ученик может выучить язык. С рождения ребенок усваивает родной язык, развивая его от различения простых звуков до развития морфологии, синтаксиса, семантики. К 5-6 годам ребенок завершил большую часть процесса овладения основным языком, и это время является хорошей возможностью начать изучение второго (иностранного) языка. Он ловко приобретают знания языка достаточно быстро и для полноценного развития, поскольку он окружен языком, который становится ценным по причине контекста и того, как учителя говорят с ними [45].
Важно, чтобы сообщение было понятно каждому ученику, и это можно было осуществить с помощью жестов, переживаний, примеров, сторожевой речи, иллюстраций. Овладение вторым языком может объяснить состояние каждого ребенка, который способен овладеть языками с заметно меньшими усилиями, чем их родители, находясь в иностранной языковой среде. Ребенка окружает язык, который становится значимым из-за контекста и того, как с ним разговаривают учителя. По словам Н.А. Филиной, ребенок может овладеть языком, когда его учат родители. У него есть время понять язык, слушая учителей, родителей, и использовать его для своих выразительных целей. Таким образом, первоклассник способен быстро выучить и использовать новые знания при поддержке окружающих, родителей и учителей [46].
Более того, изобретательность является одной из преобладающих характеристик первоклассников. Поскольку среда образовательного учреждения оказывает значительное влияние на обучение детей младшего школьного возраста, она влияет не только на настроение, мотивацию или продуктивность, но и на творчество существующих идей или концепций. О.Н. Сонина провела тестирование младших школьников в возрасте 10 и обучающихся 15 лет, чтобы увидеть уровень творчества обучающегося в определенном возрасте. Результаты показали, что в 6 лет ребенок креативен на 98%, в 10 лет изобретательность младшего школьника снижается до 30%, а в 15 лет достигает только 12%. Как видно, 6 лет, когда процент креативности максимальный, приходится на первый класс начальной школы [40].
Творческая деятельность (например, рисование, актерское мастерство или танцы) поощряет настойчивость и способность противостоять скуке, что приводит к большей самодисциплине и мотивации. Это также связано с большей самооценкой, которая связана с более низким риском депрессии и поощряет как перспективное планирование, так и создание правил, которым дети затем следуют, чтобы управлять своим поведением.
Глядя в 21 век, современный первоклассник сталкивается с депрессией, беспокойством, так как у него достаточно свободного времени, которое часто тратится не в том направлении, где нет подходящего человека, который помог бы с поведением ученика, самомотивацией, самодисциплиной и мотивацией. При этом можно сказать, что ученик – это творческая личность, которая нуждается в поддержке, чтобы оставаться мотивированным, дисциплинированным и непредубежденным человеком.
О.В. Сердюкова указывает, что первоклассник в младшем школьном возрасте наиболее выразителен. У него достаточно мужества, чтобы сказать то, что у него на уме, почти обо всем. Это означает, что ученик громко высказывает свое мнение, мало заботясь о том, что думают другие. Необходима работа по развитию у воспитанника свободного, ясного выражения мнения, мысли. Следовательно, юному ученику необходимо иметь место, чтобы высказать свои мысли без перерыва, быть выслушанным своей возрастной группой или взрослыми. Это показывает, что его мысли ценны, и нет необходимости бояться выражать свои мысли [39].
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков отмечают, что коммуникабельность является одной из важных характеристик первоклассников. Для детей младшего школьного возраста крайне важно установить обратный канал между людьми его возрастной группы и сделать шаг вперед в разговорах на все более и более разные темы со взрослыми на протяжении многих лет. В школе дети имеют возможность высказать свое мнение о конкретной идее, выслушав другую точку зрения от одноклассников и от взрослого (учителя). Кроме того, одним из замечательных способов развития общения является проведение урока путем обсуждения конкретной темы, когда все ученики делятся своей идеей друг с другом, включая учителя, и спрашивая друг друга, что думают те или иные. Взаимодействие с другими помогает улучшить четкое выражение мыслей первоклассников, помогает обрести чувство собственного достоинства, смелость, мотивацию. Благодаря общению ребенок знакомится и выстраивает отношения с другими людьми, а также учится у них. Младший школьник, которому трудно взаимодействовать с другими детьми или взрослыми, скорее всего, будет иметь трудности в поведении, потому что он не может ясно выразить свое сообщение, выражая мысли другим с помощью языка [35].
Обучающиеся начальных классов – мастера игры. Младшие школьники находятся в том возрасте, когда способность к обучению и развитие мозга находятся на пике своего развития, и природа дала им стремление максимизировать эту способность с помощью своего лучшего инструмента обучения – игры. Неудивительно, что дети предпочитают действовать и взаимодействовать пассивному слушанию. Так они устроены. Игра – это контекст, в котором младшие школьники могут развивать жизненно важные навыки, которые сложнее практиковать в более структурированных форматах – принятие сложных решений, лидерство и исполнительные функции. Она приглашает «развивать замечательные идеи». Игра также создает основу для абстрактного репрезентативного мышления: тряпка на палке становится флажком, точно так же, как набор закорючек на странице заменяет слово. Игра побуждает детей создавать и описывать свои собственные миры, решать самые насущные для них проблемы и приобретать опыт ведения переговоров об альянсах, ролях и стратегиях со своими сверстниками. Поощрение игр в классе и стратегическое использование их возможностей для конкретных целей обучения обеспечивает подлинное участие и возможности глубокого обучения для младших школьников [29].
Первоклассники всегда задают вопросы, они любопытны и любознательны. Они жаждут делать открытия, находить ответы, которые помогут им осмыслить окружающий их мир. Они задают вопросы не для того, чтобы раздражать или прерывать, а для того, чтобы следовать присущему им стремлению учиться. Подобно ученым, они разрабатывают гипотезы и проверяют их, объединяя свои выводы и часто повторно проверяя и модифицируя свои теории с течением времени – основы логического мышления. Детям нравится развивать глубокие знания – называть малоизвестных динозавров, объяснять, как устроена игрушка, или играть в «учителя» с точностью жестов и речи. Направить это неустанное любопытство в сторону академического роста первоклассников, не подавляя их, – самая большая проблема для учителя начальных классов. Присоединяясь к учащимся в процессе исследования и создавая богатые возможности для открытий, накопления глубокого опыта и обмена этими новыми знаниями, учителя могут использовать «двигатель» естественной предрасположенности детей к обучению, чтобы обеспечить их успех в классе [26].
Младшие школьники стремятся утвердить власть и получить контроль над своим миром. Они очень гордятся тем, что выполняют самостоятельные задачи – завязывают шнурки на ботинках, строят башню или ухаживают за рассадой. Дети младших классов обращаются к взрослым за моделями навыков и отношения, необходимых для обретения независимости, подражая и практикуя то, что они наблюдают, как в притворной, так и в «реальной» работе. Они жаждут сложной, значимой, подлинной работы. Когда они находят ее, они проявляют большую настойчивость, чувство мастерства и радостную цель. Им нравится делиться своими достижениями с другими и отмечать их с помощью устной речи, письма, рисования, музыки или драмы. Когда учителя серьезно относятся к работе детей и создают среду и занятия, которые способствуют самостоятельности и мастерству, они позволяют своим ученикам взять на себя ответственность за свое обучение [18].