Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Профилактика рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РИСКОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ 7
1.1. Характеристика интернет-коммуникации 7
1.2. Особенности влияния интернет-коммуникации на подростков. Риски интернет-коммуникации 16
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Диагностика уровня интернет-зависимости, отношения к интернету 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов на констатирующем этапе 44
2.3. Программа профилактики рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации, методические рекомендации для педагогов 52
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по профилактике рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации 65
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Введение:
Для любого молодого человека общение занимает существенную роль в процессе социализации. Однако сейчас практически отошло в прошлое письменное общение через письма, непопулярными стали разговоры по обычному домашнему телефону. Все чаще подростки и молодежь предпочитают виртуальное общение в сети Интернет. Можно с полным основанием утверждать, что в современном социуме общение упростилось до максимального уровня и происходит в социальных сетях. Интернет-коммуникация рассматривается как своеобразный культурный феномен, уровень популярности которого неуклонно растет. Сейчас можно констатировать о том, что выросло молодое поколение, которое воспринимает виртуальную реальность как вполне реальное социальную среду для жизни и развития, обладает архетипами и формами социальных взаимодействий. Этот факт требует от социальных педагогов, практических психологов и социальных работников новых инновационных подходов, которые бы помогли подчеркнуть положительное влияние социальных сетей на процесс социализации молодежи, а также уменьшили бы негативное влияние, которое провоцирует целый ряд конфликтных взаимодействий на разных уровнях.
Подчеркнем, что в социально-педагогической науке поведение и коммуникация испытывают влияние моделей взаимоотношений людей. Сейчас активно пропагандируется мысль о том, что чем более крепкие социальные связи, тем активнее развивается коммуникационный процесс на основе использования социальных сетей и доступных медиа. Опираясь на то, что именно Интернет является одной из них, он совершенствует процесс общения, позволяет осуществлять объединение людей, разбросанных географически, но связанных общими интересами в целях круга общения. Как показывают данные, достаточно часто виртуальное общение между молодыми людьми, особенно подросткового возраста, является не таким положительным и может побудить к конфликтному противостоянию и даже подталкивать к суициду.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что такие ученые, как А. Белинская, А. Бондаренко, Б. Вахула, А. Погодина, В. Сазанов, А. Сапожник, рассматривали проблемы Интернет-коммуникаций, исследовали практические проблемы организации общения пользователей в социальных сетях, анализировали влияние социальных сетей на личность пользователей. Установлено, что исследования В. Горового [Горовой 2014], В. Сазанова [Сазанова 2014] и других ученых посвящены изучению информационного (сетевого) развития общества. В публикациях Г. Бойко [Бойко, эл. ресурс], Б. Вахулы [Вахула 2012], А. Зенталя [Зенталь 2013], Б. Ковалевич [Ковалевич 2014], А. Охрименко [Охрименко 2014], К. Янга [Янг 2000] сосредоточено на социологической характеристике социальных сетей и проанализированы их современную роль в социуме. Проведенный анализ наработок А. Анцупова, А. Бандуры, С. Калаур, М. Пиренн, Н. Повьякель, М. Трухан, Б. Гасана, А. Гольцмана и других исследователей дает нам все основания рассматривать конфликт как движущую силу развития личности. Однако можем констатировать как неоспоримый факт и то, что в контексте современных изменений и нововведений требует более детального рассмотрения их психолого-педагогическая сущность и условия детерминации конфликтного взаимодействия при общении подростков в социальных сетях. Такое исследование непосредственно базируется на основательном исследовании положительных и отрицательных функций социальных сетей.
В процессе изучения наработок ученых было установлено, что, принимая во внимание динамику и рост интереса к проблематике конфликта в различных сферах жизни современного социума, возникает настоятельная потребность в новых знаниях в этой области, несмотря на стремительное развитие интернет-коммуникации. Сейчас недостаточно основательно проанализирована проблема возникновения взаимодействия в социальных сетях и их влияние на подростков. Требуется всестороннее и системное исследование теоретических и практических аспектов социально-психологического распознавания и путей предотвращения и преодоления этого влияния. Первым шагом в этом должен стать всесторонний анализ роли социальных сетей и исследования их потенциала во влиянии новостного контента социальных сетей на эмоциональное состояние подростков.
Всем сказанным выше и обусловлена актуальность темы исследования.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей профилактики рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации.
Объект исследования – риски интернет-коммуникации среди подростков.
Предмет исследования – профилактика негативного влияния интернет-коммуникации на подростков в условиях общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профилактика рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации будет успешной при условий разработки и реализации программы профилактики рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Охарактеризовать интернет-коммуникацию.
2. Описать особенности влияния интернет-коммуникации на подростков и
3. Рассмотреть риски интернет-коммуникации.
4. Провести экспериментальное исследование по профилактике рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации.
5. Разработать и апробировать программу профилактики рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации, методические рекомендации для педагогов.
Методы исследования:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– констатирующий эксперимент;
– анкетирование (тестирование);
– количественный и качественный анализ данных;
– метод теоретического конструирования при разработке программы профилактики рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации и методических рекомендаций для педагогов.
Методики исследования:
– Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость;
‒ Тест на интернет-аддикцию (Т.А. Никитина, А. Ю. Егоров);
– Опросник Басса-Дарки;
– шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина).
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы; в разработанных программе профилактики рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации и методических рекомендациях для педагогов.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ литературы показал, что подростковый возраст характеризируется стремлением ребенка быть понятым, стать взрослым, выполнять взрослые роли. Если взрослый не принимает такое стремления, возникают трудности в общении и конфликты. Общение в среде подростков – это ведущий вид деятельности. Им важно знать, что о них думают окружающие. Общение со взрослыми отходит на задний план и предпочтение отдается общению со сверстниками.
Подростки являются склонными к некритическому подражанию, они отождествляют себя с увиденным, копируют поступки и действия своих кумиров. Поэтому сегодня нужными являются механизмы фильтрации, а также инструменты защиты от нежелательных рисков интернет-коммуникации. В то же время у подростков следует формировать компетентность работы с информацией в Интернет-сети, новостным контентом социальных сетей.
Под влиянием виртуального мира интернет-коммуникации у подростка нередко возникает опасность оторванности от реальной жизни, например, у пользователя, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он является главным их участником. В данной ситуации подросток находится в «разногласии» с самим собой, его сознание проживает опыт, который не имеет ничего общего с реальным опытом. Интернет-коммуникация создает совершенно новую ситуацию в процессе формирования и удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей человека. В результате у подростка могут сформироваться негативные эмоциональные состояния, связанные с проявлениями агрессии и тревожности
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения рисков интернет-коммуникации среди подростков общеобразовательной организации и их профилактики
1.1. Характеристика интернет-коммуникации
Общение через социальные сети стало сегодня настолько динамичным и интенсивным, что рассматривается как обычный средство коммуникации среди человечества. Согласны с учеными [Бойко, эл. ресурс] в том, что с начала своего основания и приобретения популярности социальные сети заняли видное место в повседневной жизни человека. Это связано прежде всего с тем, что они обеспечивают активную связь между людьми, независимо от их местонахождения. Сейчас с введением таких новых функций, как распространение музыки, видео, фото и документов, социальные сети окончательно закрепились в тройке самых посещаемых страниц в сети Интернет. Хотя начало их возникновения произошел не так давно – только в 1997 г., компания Sixdegrees.com показала человечеству невиданный ранее сервис, в основе которого были настоящие имена пользователей. Несколько позже, в 2003г., была основана первая социальная сеть Linkedin, которая объединяла деловых людей. Технологии управления контактами стали быстро разрастаться, и это стало причиной разработки технологий, которые позволили пользователям социальной сети объединяться в сообщества вокруг общего увлечения.
Практически только за 20 лет с начала основания социальные сети завладели коммуникативным пространством. Например, по данным Б. Вахулы [Вахула 2012], 70% пользователей Интернета активно используют собственно социальные сети. Автор отмечает, что «общее количество пользователей социальных Интернет-сетей по состоянию на октябрь 2011 составляет более 1 млрд людей по всей планете. Социальные Интернет-сети играют свою важную роль в свободном распространении информации и благодаря почти полной отсутствия определенных ограничений для пользователей создают комфортное плюралистическое среду для обмена своими мыслями и для выражения своих гражданских позиций» [Вахула 2012, с. 311].
Е.С. Эндерс, Г.Л. Парфенова приводят следующий факт: «в 2016 году Сбербанк, совместно с агентством Validata, провел опрос молодежи с целью исследования и понимания, чем она живет, какие банковские услуги ей интересны. Пока это единственный столь масштабный опрос молодежи в России. По итогам опроса были сформулированы, так называемые, «30 фактов о современной молодежи». Не перечисляя их все, отметим то, что касается нашей темы – общения через Интернет. Речь идет о молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, которую сейчас часто называют «поколение Z» или «центениалы»» [Эндерс 2018, с. 45].
Исследование выявило, что сеть (Интернет) наряду с оффлайн-реальностью является для молодежи полноценной реальностью. Молодые люди черпают там мысли, тренды, ориентиры. При этом, информацию они воспринимают «клиппово», т.е. мелкими порциями, а длинные тексты воспринимают хуже, либо игнорируют. Также отмечено, что молодым людям важно постоянно быть на связи, они чувствуют сильный дискомфорт, когда они не в сети, как будто в этот момент они «выключены» из жизни. Также для них «модно» уметь устанавливать социальные связи, поддерживать разговор на разные темы, «быть нескучным». Они страстно хотят признания, что выражается в стремлении «собрать много лайков». Они боятся одиночества: быть «одиночкой» означает провал и выпадение из социума; не ориентируются на долгосрочные цели, так как поток информации в сети постоянно изменяется, и никто не знает, что увлечет их завтра [Эндерс 2018, с. 45].
Интернет-коммуникация осуществляется, как правило, посредством разнообразных социальных сетей. Во всемирной паутине существует множество различных социальных сетей, которые можно классифицировать по различным признакам.
По доступности можно выделить следующие типы социальных сетей: закрытые; открытые; смешанные. В настоящее время большинство социальных сетей полностью открыты для всех, хотя некоторые проекты из-за своей бизнес-модели не предусматривают публичности, и поэтому они уже с самого начала создавались закрытыми. Социальные сети смешанного типа развиваются очень плохо: основной задачей в них является достижение популярности такого уровня, как и в открытых сетей, но пользователям не нравятся различные барьеры и поэтому они весьма неохотно присоединяются к таким социальным сетям [Солис 2012].
Классифицируются социальные сети и по географическому расположению: мирового значения; отдельно взятая страна; территориальная единица; без региональной принадлежности.
По направлению социальные сети можно разделить на личные, профессиональные и тематические. Личные направленные на поддержку и наладка уже существующих контактов, а также для поиска новых. Профессиональные направлены на профессиональное развитие и построение карьеры. Тематические собирают аудиторию по определенным интересам: музыка, хобби и т.д.
Более детальная классификация по видам социальных сетей выглядит так:
– Социальные сети для общения, к ним относятся: «Вконтакте», «Facebook» и другие. Этот вид один из первых предложил персональный мини-сайт, который позже стал известен как профиль.
– Социальные сети для обмена медиа контентом. Этот вид дает широкие возможности для обмена видео и фото. К ним относятся «Instagram», «YouTube».
– Социальные сети для коллективных переговоров. В основе этого вида лежит потребность в обмене знаний. Представители «Quora», «Reddit».
– Социальные сети для авторских записей. К данному виду относятся сервисы для блогинга, где пользователи создают и публикуют текстово-медийный контент. Представители «Blogger», «Twitter».
– Сервисы социальных закладок – это сервисы, где пользователь собирает в контент свою личную библиотеку, на которую могут подписываться другие участники союза. Представители «Pinterest», «Flipboard».
– Социальные сети по интересам. Данный вид дает возможность искать единомышленников и людей с похожими интересами. Представители «Goodreads», «Friendster» [Ших 2011].
В целом можно сделать вывод, что классификация видов социальных сетей достаточно условна, к тому же деление на виды, типы и категории продолжается и по сей день.
Можем констатировать, что социальные сети принадлежат к одному из институтов гражданского общества, а именно – к независимым средствам массовым информациям, которые обслуживают общественные интересы и потребности, а также активно влияют на формирование общественного мнения. В этом смысле, как отмечают ученые, роль социальных Интернет-сетей может проявляться в следующих аспектах:
– помощь в налаживании связей между социальными группами;
– обеспечение надлежащей скорости для обмена информацией;
– содействие налаживанию обратной связи и оперативному реагированию на конкретные потребности и проблемы аудитории;
– осуществление представительства интересов перед органами власти и местного самоуправления.
В процессе развития социальные сети достаточно активно обогащаются новыми возможностями для максимального удовлетворения различных запросов пользователей. Мы разделяем позицию Л. Смолы [Смола 2010] о том, что к числу наиболее значимых причин нынешней привлекательности социальных сетей следует отнести следующие:
– верификация идей через участие в социальном взаимодействии;
– получение информации / поддержки от других членов социальной сети на основе доверия;
– получение определенной социальной выгоды от поддержания общения и создания контактов (причастность к группе, самоидентификация, социальное отождествление, социальное восприятие);
– организация рекреационной деятельности (отдыха) [Смола 2010, с. 92-93].