Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Профилактика профессионального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 7
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕДАГОГОВ ДОУ 11
1.1 Феномен
профессионального выгорания педагогов в отечественной и зарубежной литературе. 11
1.2 Причины и
особенности проявления профессионального выгорания педагогов ДОУ.. 20
1.3 Пути и
средства профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ 33
Выводы по
главе. 37
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ДОУ.. 39
2.1
Организация и методы исследования. 39
2.2
Диагностика уровня сформированности профессионального выгорания педагогов ДОУ.. 44
2.3
Разработка программы профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ.. 48
2.4 Анализ
эффективности программы профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ
и разработка рекомендаций. 55
Выводы по
главе. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….72
Введение:
Актуальность
исследования. В процессе модернизации российского образования
и появления новых тенденций, подчеркивающих значимость личности педагога как
субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает
целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности педагога,
обеспечивающих, с одной стороны, реализацию поставленных перед педагогом
профессиональных задач, а с другой – сохранение профессионального здоровья.
Общеизвестно, что
педагогическая профессия – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее
реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические
ресурсы. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение
педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения,
педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению
нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических
расстройств, психосоматических заболеваний.
Структуру
профессионально важных качеств педагога составляют такие характеристики, как
стрессоустойчивость, саморегуляция, чувство такта, эмпатия, эмоциональный
контроль. Исследователи считают, что успешно осуществлять управление
психическим развитием личности воспитанника может только специалист, способный
осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим
мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим подопечным, способный
преодолевать трудности. Очевидно, что педагог, демонстрирующий в своей
профессиональной деятельности признаки эмоционального истощения и
переутомления, или же, например, недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и
черствость в работе и личной жизни, вряд ли сможет быть эффективным и успешным.
Для принятия превентивных мер по профилактике развития и устранению данных
симптомов, разумеется, необходимо выявление основных причин, формирующих
профессиональное выгорание.
Поэтому психологи
подчеркивают необходимость раннего выявления и профилактики профессионального
выгорания, которое проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности,
тревожности, снижении качества профессиональной деятельности и появлении
соматических расстройств.
Исследование влияния
стрессогенных факторов и их последствий в профессиональной деятельности
педагогов является актуальным, так как знания особенностей проявления дистресса
можно использовать с целью профилактики профессионального выгорания
воспитателей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного
процесса.
Разработанность
проблемы исследования. В настоящее время в работах
отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М.
Ляйтер, К. Маслач, В.Е. Орел, Г. Фрейденбергер и др.) феномен профессионального
выгорания рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной
деятельности человека. Исследуется особенности личности работающего человека и
их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим
выполнению их профессиональной деятельности.
Цель
исследования: теоретически обосновать, составить и
апробировать программу профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ.
Объект
исследования: феномен профессионального выгорания
педагогов ДОУ.
Предмет
исследования: профилактика профессионального выгорания
педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза
исследования: предполагается, что внедрение программы профилактики профессионального выгорания
педагогов ДОУ позволит скорректировать уровень профессионального и эмоционального
выгорания, а также психологического стресса.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть феномен профессионального выгорания педагогов в
отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить причины и
особенности проявления профессионального выгорания педагогов ДОУ.
3. Проанализировать пути
и средства профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ.
4. Выполнить диагностику
уровня сформированности профессионального выгорания педагогов ДОУ.
5. Разработать и
апробировать программу профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ.
6. Провести анализ
эффективности программы профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ
и разработать соответствующие рекомендации.
Методы
исследования:
— теоретический анализ
научной литературы по проблеме;
— тестирование;
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных;
—
математико-статистический анализ эмпирических данных.
Методики
исследования:
— методика диагностики
эмоционального выгорания (В.В. Бойко);
— опросник «Профессиональное
(эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.Е.
Водопьяновой, Е.С. Старченковой;
— шкала психологического
стресса PSM-25.
Теоретико-методологические
основания работы составили труды Б.Г. Ананьева, В.В. Бойко, Н.Е.
Водопьяновой, Е.П. Ильина, Р.С. Лазаруса, А. Лэнгле, К. Маслач,
Э. Пайнс, А.А. Рукавишникова, Н.В. Самоукиной,
М.М. Скугаревской и др.
База
исследования: государственное казенное учреждение
здравоохранения Московской области «Орехово-Зуевский специализированный дом
ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с
нарушением психики».
Теоретическая
значимость работы состоит в систематизации и обобщении
научных позиций по проблеме феномена профессионального
выгорания педагогов; в выявлении ведущих причин и особенностей проявления
профессионального выгорания педагогов ДОУ; в уточнении путей и средств профилактики
профессионального выгорания педагогов ДОУ.
Практическая
значимость работы заключается в возможности использования разработанной
программы профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ в работе с
персоналом образовательных организаций.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа представлена
введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком
использованной литературы и приложением.
Заключение:
По
итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать,
составить и апробировать программу профилактики профессионального выгорания
педагогов ДОУ.
Для
достижения указанной цели были решены следующие задачи:
—
был рассмотрен феномен профессионального выгорания педагогов в отечественной и
зарубежной литературе;
—
были изучены причины и особенности проявления профессионального выгорания
педагогов ДОУ;
—
были проанализированы пути и средства профилактики профессионального выгорания
педагогов ДОУ;
—
была выполнена диагностика уровня сформированности профессионального выгорания
педагогов ДОУ;
—
была разработана и апробирована программа профилактики профессионального
выгорания педагогов ДОУ;
—
был проведен анализ эффективности программы профилактики профессионального
выгорания педагогов ДОУ и разработаны соответствующие рекомендации.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что внедрение программы профилактики профессионального
выгорания педагогов ДОУ позволит скорректировать уровень профессионального и
эмоционального выгорания, а также психологического стресса.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ 1.1 Феномен профессионального выгорания педагогов в
отечественной и зарубежной литературе На «профессиональное выгорание» как на психологический
феномен ученые обратили свое внимание не так давно. Научные разработки по
данной проблеме появились почти одновременно в США и в России (Советском
Союзе).
Впервые этот феномен был описан Б.Г. Ананьевым в 1968 году.
По мнению автора, «профессиональное сгорание» есть негативное явление,
возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с
непосредственным общением с людьми.[1]
В 1969 году Г. Бредли[2]
исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники
американских пенитенциарных учреждений. Однако автором понятия «профессиональное
выгорание» (англ. burnout)» по праву считается американский психиатр
Г. Фройденбергер[3] (Н. Freudenberger),
описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей,
оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном
тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной атмосфере.
В 1976 году социальный психолог К. Маслач[4]
(C. Maslach) сделала следующий шаг в описании данного феномена. Она
определила его уже как синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и
физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных
изменений. Например, негативное отношение к работе, утрату эмпатии и
возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам.
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в
профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже
достаточно давно. В работах Г. Селье[5],
Р. Лазаруса[6],
М. Фридмана[7]
показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на
психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его
удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакция на
межличностные отношения в социальных профессиях.
В литературе даже появился термин «бессильный помощник»,
описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее
внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди
причин называют, усилившуюся в американском обществе, тенденцию к
индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию
социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный
период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом
неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами.
Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных
служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня
ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб,
так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали
столкновения с реальностью.[8] [1] Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2011. [2] Иванова И.В.
Актуальнось профилактики профессионального выгорания педагога в условиях
модернизации образования // Вестник образовательного консорциума Среднерусский
университет. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 56–59. [3] Ермакова Е.В.
Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой
сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология.
2010. № 1. С. 27–39. [4] Маслач К.
Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. [5] Селье Г. Стресс
без дистресса // Юридическая психология. М.: Юрайт, 2010. С. 122–133. [6] Лазарус Р.С.
Эмоция как процесс защиты // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2014. С. 210–223. [7] Ронгинская Т.И.
Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2016. № 2. С.
107–121. [8] Скугаревская М.М.
Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2012. № 7. С. 3–9.