Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Профилактика нарушений осанки средствами гимнастики у учащихся 3 класса в режиме учебного дня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1 Теоретико-методические
основы процесса профилактики нарушений осанки в младшем школьном возрасте. 6
1.1 Понятие «осанка» и виды ее
нарушений. Значение профилактики нарушений осанки в младшем школьном возрасте. 6
1.2 Особенности физического развития
учащихся третьего класса. Взаимосвязь сформированности мышечного корсета, стопы
и осанки. 18
1.3 Средства и методы профилактики
нарушений осанки у младших школьников 26
1.4 Виды гимнастики для профилактики
нарушений осанки. 40
Выводы по главе 1. 44
Глава 2 Использование средств
гимнастики с учащимися третьего класса в режиме учебного дня. 46
2.1. Характеристика развития
корсетных мышц и стопы у учащихся третьего класса. 46
2.2. Экспериментальное использование
комплексов разных видов гимнастик с учащимися третьего класса в режиме учебного
дня. 51
2.3. Влияние комплексов разных видов
гимнастик с учащимися третьего класса на уровень развития корсетных мышц и
стопы.. 60
Выводы по главе 2. 63
Заключение. 65
Библиографический
список 67
Введение:
Актуальность. В системе
образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные
процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую
очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, появлением
инновационных, альтернативных образовательных учреждений, в последние годы
особое внимание уделяется вопросу правильной осанки школьников.
Значение состояния осанки для
формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний
сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.
За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей
здоровья детей, посещающих образовательные учреждения. Число детей с
хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3– 26,9%), а число
детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до
5–6%). По данным центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в
состоянии здоровья – от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Среди
хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной и
пищеварительной систем.
При появлении дефектов осанки
изменяется не только внешний вид ребенка, – возникают нарушения деятельности
внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких,
предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость – звенья
одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие
искривления позвоночника – сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являются
наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей
и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда
функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают
отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. Неправильное
положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы,
односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного
аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и
систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение,
дыхание, пищеварение.
Одной из причин этих заболеваний
является несоответствие школьной мебели росту ребенка. Когда ученик сидит за
мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и
пропорции его тела, статическая нагрузка еще более возрастает, и в этих случаях
школьник не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего
нарушается осанка.
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
обязывают обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с
его ростом. В любом возрасте нарушениям осанки следует уделять самое
пристальное внимание, но особенно важно сделать это в отношении детей, так как
от правильного формирования скелета ребенка зависит в целом его здоровье. Тем
более, что скорректировать отклонения достаточно несложно при минимальном
вмешательстве специалиста-остеопата. Используемые им мануальные техники
позволяют оказывать деликатное направленное воздействие на те точки организма,
которые в этом нуждаются. Что позволяет быстро достигнуть требуемого
результата, восстановив равновесное положение костей скелета ребенка.
Заниматься осанкой своего ребенка
должны и сами родители, тем более, что существуют эффективные комплексы
профилактических упражнений, позволяющие поддерживать и корректировать физическую
форму ребенка. Подобрать наиболее подходящий комплекс поможет опять-таки
специалист, который также сбалансирует питание ребенка, чтобы его организм
получал все необходимые витамины и минеральные вещества.
Противоречия исходят из
актуальности работы, в частности функциональное состояние нервно-мышечного
аппарата напрямую воздействует на состояние осанки человека, тогда как осанка
может оказать воздействие на состояние всего организма.
Объект исследования: процесс
профилактики нарушений осанки у учащихся третьего класса
Предмет исследования: комплексы
разных видов гимнастик для профилактики нарушений осанки и стопы у учащихся
третьего класса
Гипотеза исследования: мы
предполагаем, что предложенные комплексы и разных видов гимнастик, включающих
специальные упражнения на укрепление корсетных мышц и стопы. Окажет
положительное влияние на уровень развития, названных мышц.
Цель исследования: изучить
влияние комплексов разных видов гимнастик на развитие мышц корсета и стопы у
учащихся третьего класса
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую
и методическую литературу по проблеме исследования, дать определение понятию
«осанка», описать виды ее нарушений, обосновать значение профилактики нарушений
осанки в младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть специфику физического
развития учащихся 3 класса и взаимосвязь сформированности мышечного корсета,
стопы и осанки
3. Описать средства и методы
профилактики нарушений осанки у младших школьников
4. Охарактеризовать виды
гимнастики для профилактики нарушений осанки
5. Изучить уровень развития
корсетных мышц и стопы и дать ему характеристику.
6. Разработать комплексы разных
видов гимнастик с учащимися третьего класса в режиме учебного дня и
экспериментально проверить их эффективность
Методы исследования: теоретический
анализ научно-методических источников; эксперимент; тестовые обследования
двигательной подготовленности, методы математической обработки данных.
Проблематика исследования
обусловлена его актуальностью, в частности изучение вопросов формирования правильной
осанки имеет особую значимость для будущего здорового поколения.
Практическая значимость: в работе
представлена система мероприятий, направленная на определение нарушений осанки,
на формирование правильной осанки, составлен комплекс упражнений, направленный
на формирование правильной осанки у школьников начальных классов, который могут
использовать в своей практической деятельности учителя физической культуры и
начальных классов, а также студенты во время прохождения педагогических
практик.
Теоретическая значимость
обусловлена актуальностью исследования, в частности, позволит расширить знания
в этой области, а значит и увеличит эффективность от внедрения новых методов
борьбы с данной проблемой.
Структура и этапы эксперимента:
Первый этап — диагностический,
целью данного этапа являлось определение уровня осанки у школьников;
Второй этап – формирующий, целью
данного этапа было проведение профилактики нарушений осанки у младших
школьников;
Третий этап – констатирующий,
цель данного этапа провести оценку эффективности внедренных профилактических
мероприятий.
Заключение:
Нарушение осанки это одна из
основных нарушений физического развития школьников. В основном изменения осанки
у детей школьного возраста это приобретённое явление. Причина всему этому –
неправильная организация учебного процесса, что, в последнее время, привел к
появлению у школьников отклонений разнообразных органов и систем и спаду общей
функциональности и увеличению психофизической перегрузки.
Для образования правильной осанки
необходимо создать подходящую среду не только в учреждениях образования, но и в
домашних условиях. Поэтому большое значение в профилактике изменений осанки
уделяется лечебная физкультура, способствующая укреплению мышечного корсета и
снятию напряжения. Развитие навыков сохранения правильной осанки должно
зарождаться в семье. Для этого обязательно проводятся беседы с родителями и
детьми.
При выполнении выпускной
квалификационной работы была изучена и проанализирована методическая и научно –
педагогическая литература по проблеме эксперимента и сделан анализ работы.
В ходе изучения
научно-методической литературы нами были изучены основные аспекты процессов
формирования правильной осанки у детей. Изначально рассмотрены особенности
строения позвоночного столба детей. Осанка — это привычная, непроизвольная поза
человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является
позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки,
взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног.
Нами были определены средства и
методы профилактики нарушений осанки, среди которых комплексы корригирующей
гимнастики с включенными симметричными корригирующими упражнениями, упражнения
в равновесии, расслаблении, растягивании, упражнения для увеличения подвижности
позвоночника, гимнастические упражнения для укрепления мышц спины, брюшного
пресса, боковых мышц туловища, упражнения, формирующие навык правильной осанки,
дыхательные и собственно гимнастические упражнения коррекционного характера.
Также была проверена
эффективность разработанной системы мероприятий, для этого было проведено
тестирование испытуемых.
Результаты указывают на то, что
предложенные комплексы упражнений отличаются эффективностью.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретико-методические основы процесса профилактики нарушений осанки в
младшем школьном возрасте
1.1 Понятие «осанка» и виды ее нарушений.
Значение профилактики нарушений осанки в младшем школьном возрасте Осанка – своего рода двигательный
стереотип, в основе которого, лежит совокупность безусловных и условных
рефлексов, формирующихся в период онтогенеза и отражающий индивидуальные
характеристики автоматизированных движений [15,16].
Физическая культура представляет
собой интегративную область знаний, опирающуюся на фундаментальные положения
физиологии, биомеханики, биохимии, анатомии и т.д. Обобщение широкого спектра
научных знаний, в рамках физической культуры, позволяет не только комплексно
рассматривать осанку, но и подбирать средства и методы для её коррекции [23,
25, 27].
Несмотря на множество трактовок
термина «осанка», большинство авторов и исследователей, объектом научных
интересов которых она является, сходятся во мнении, что под осанкой следует
понимать двигательный стереотип, приобретаемый в процессе индивидуального
развития, который может меняться под воздействием внешних и внутренних
факторов.
В основе правильной осанки лежит
соразмерная выраженность изгибов позвоночного столба в шейном, грудном,
поясничном и крестцовом отделах [16]. Изгибы, образованные в шейном и
поясничном отделах позвоночного столба, называют лордозом, а в грудном и
крестцовом отделе — кифозом. Изгибы позвоночника формируются последовательно в
период постнатального развития. По данным В.А. Кашубы, на формирование
позвоночного столба непосредственное влияние оказывает высота расположения
общего центра тяжести [5].
Изначально ребёнок рождается с
позвоночником, не обладающим характерными изгибами, а имеющим форму полой дуги.
В научной литературе принято выделять несколько важных этапов формирования
осанки, которые обусловлены адаптацией к внешним условиям среды, а именно к
гравитации.