Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Организационная психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Профессиональные и личностные качества школьного психолога.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 7

Глава 1. Теоретические основы исследования профессиональных и личностных качеств школьного психолога 13

1.1. Понятие профессиональных качеств личности специалиста в психологии 13

1.2. Специфика профессиональной деятельности, структура профессиональных и личностных качеств в профессиограмме школьного психолога 23

1.3. Формирование профессиональных и личностных качеств школьного психолога в профессиональной деятельности 36

Выводы по первой главе 46

Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств школьного психолога 48

2.1. Описание процедуры исследования и методик 48

2.2. Система тренинговых упражнений по развитию профессинальных и личностных качеств школьных психологов 58

2.3. Анализ результатов исследования профессиональных и личностных качеств школьных психологов 62

2.4. Создание профессионально-личностного портрета школьного психолога по результатам исследования 93

Выводы по второй главе 97

Заключение 99

Список использованной литературы 102

Приложение 1 108

Приложение 2 110

Приложение 3 116

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современных условиях реформирования образовательного пространства повышенное внимание уделяют психологическому благополучию современных школьников.

У части детей и подростков вызывает проблемы сам процесс обучения: возникает отставание в процессе усвоения школьного материала, развивается выученная беспомощность, страх перед плохой оценкой, проблемы адаптации в классном коллективе. Процесс взаимодействия между учащимися в школе также протекает не без сложностей, поскольку далеко не все дети отличаются высоким коммуникативным и социальным развитием, которое обеспечило бы им возможность полноценного и гармоничного взаимодействия в группе сверстников.

Школьные педагоги испытывают схожие с учащимися сложности, но помимо вышеперечисленных проблем у них могут быть проблемы профессионального развития, которые заключаются в развитии профессиональной деформации, формировании профессионального выгорания, нехватки знаний о психологических особенностях учащихся и пр. Помощь в решении всех вышеперечисленных проблем как у учащихся, так и у педагогов находится в зоне профессиональной ответственности школьного психолога. Для эффективного решения всех вышеперечисленных проблем школьный психолог должен обладать необходимым набором профессиональных и личностных качеств.

Современные подходы, связанные с совершенствованием содержания психологического сопровождения, применением новейших диагностических и психокоррекционных технологий, реализуют, прежде всего, в рамках учебно-воспитательного процесса учебных заведений. Поэтому результативность влияния на развитие детей напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности психолога и его профессиональных и личностных качеств.

Особенности профессиональной деятельности психолога предполагают объединение и тесную взаимосвязь профессиональных и личностных качеств специалиста, обусловливающих направленность, идеалы, убеждения, ценностные ориентации, мотивационные тенденции и смыслы, интерпретацию собственных убеждений этического характера. Профессионально освоить такую деятельность возможно только на индивидуально-личностном уровне, путем накопления опыта ценностного переживания событий и их осознания.

В связи с этим возникает актуальная потребность в необходимости определения личностных и профессиональных качеств школьных психологов в процессе профессиональной деятельности, что обусловило социальную и научную значимость выбора темы исследования: «Профессиональные и личностные качества школьного психолога».

Различным аспектам профессионально важных качеств психолога посвящены многочисленные научные исследования, в частности: компетенции как показателя профессиональной способности (А.А. Бодалев, Р.В. Овчарова), готовности психолога к деятельности (И.А. Зимняя, Е.А. Климов), личностным качествам и показателям профессионализма (A.А. Деркач, Э.Ф. Зеер), системе связи теоретических знаний с их применением в психологической практике (Э.Ф. Зеер, Т.А. Казанцева).

Особое внимание ученых уделено личностным качествам психолога, поскольку они характерны длительным периодом формирования (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя), осуществлен анализ их самоактуализации в связи с результативностью деятельности (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов, Ю.Н. Емельянов).

В то же время, следует отметить определенные расхождения в понимании различными авторами путей активизации процесса формирования личности профессионала. В частности, это связано со спецификой личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, В.И. Слободчиков), с психологическим сопровождением как системой профессиональной деятельности психолога (Р.В. Овчарова), с развитием смысловой профессиональной установки (Н.А. Алимов), с самоактуализацией личностного и профессионального «я» психолога (Д.В. Чупшев), со становлением его профессиональных свойств в период применения тренинговой деятельности (С.И. Макшанов), с иерархией значимых качеств психолога (Е.А. Климов, А.Г. Лидерс).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных деятельности психолога в целом, профессиональные и личностные качества школьного психолога до сих пор не выступали предметом специальных научных исследований. Именно поэтому, на современном этапе развития психологии осуществление целенаправленного исследования особенностей профессионально ориентированных личностных качеств школьных психологов приобретает актуальность.

Объект исследования – школьные психологи.

Предмет исследования – особенности профессиональных и личностных качеств школьного психолога.

Цель исследования – установить особенности профессиональных и личностных качеств школьного психолога.

Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ понятия профессиональных качеств личности специалиста в психологии.

2. Определить специфику профессиональной деятельности, структуру профессиональных и личностных качеств в профессиограмме школьного психолога.

3. Выявить особенности формирования профессиональных и личностных качеств школьного психолога в профессиональной деятельности.

4. Разработать комплекс диагностических процедур для установления профессиональных и личностных качеств школьного психолога.

5. Представить анализ результатов исследования профессиональных и личностных качеств школьных психологов.

6. Разработать профессионально-личностный портрет школьного психолога по результатам исследования.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система тренинговых упражнений будет способствовать, формированию профессионально ориентированных личностных качеств: высокий уровень интеллекта, индивидуальный стиль мышления, эмпатийность, сензитивность, альтруизм, аффилиативность, коммуникативность, компетентность, потребность в саморазвитии, самореализации и самосовершенствовании.

Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

 теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сопоставление, обобщение и систематизация результатов научных исследований с целью определения состояния разработанности проблемы и перспективных направлений ее решения;

 эмпирические: наблюдение, эксперимент, опрос, психодиагностические методы;

 методы обработки данных: качественный и количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики (показатели средних значений, частотное распределение, факторный анализ, t — критерий Стьюдента).

Методики исследования:

 «Методика многофакторного исследования личности «16 PF — опросник Г. Кеттела»;

 «Диагностика уровня эмпатийных способностей» (В. Бойко);

 «Диагностика степени готовности к риску» (Г. Шуберта);

 «Методика уровня развития коммуникативных и организаторских способностей КОС-2»;

 Модифицированная методика «Мотивация аффилиации»

А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие теоретические положения: закономерности становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), теория деятельности (А.Н. Леонтьев), концепция профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер).

База исследования: МБОУ «Лицей № 1 им. Г.С. Титова» (г. Краснознаменск Московской области).

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 30 школьных психологов (женщины в возрасте 30-45 лет). Данную выборку можно считать репрезентативной для составления профессионально-личностного портрета школьного психолога.

Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств психолога школы было произведено в три этапа:

— на первом этапе – констатирующем – был определен уровень развития профессиональных и личностных качеств у школьных психологов, принявших участие в исследовании;

— на втором этапе – формирующем – была разработана и апробирована система тренинговых упражнений, благотворно влияющих на развитие профессиональных и личностных качеств школьного психолога;

— на третьем этапе – контрольном – была определена эффективность тренинговых мероприятий, благотворно влияющих на развитие профессиональных и личностных качеств школьного психолога, составлен профессионально-личностный портрет школьного психолога.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы критерии и установлены уровни сформированности профессионально ориентированных личностных качеств школьных психологов, раскрыты принципы их развития и разработан профессионально-личностный портрет школьного психолога.

Усовершенствованы психологические требования к отбору диагностического инструментария, трансформированы активные средства воздействия соответственно содержанию профессиональной деятельности психологов в учебных заведениях; дальнейшее развитие получили: смысловое наполнение термина «профессионально ориентированные личностные качества школьного психолога», система знаний о сущности, содержание и особенности становления профессионально ориентированных личностных качеств школьного психолога, разработан профессионально-личностный портрет школьного психолога.

Практическое значение исследования заключается в подборе комплекса психодиагностических методик для изучения особенностей профессионально ориентированных личностных качеств психологов. Разработан профессионально-личностный портрет школьного психолога, который целесообразно использовать в системе подготовки специалистов в высших учебных заведениях, переподготовки и повышения квалификации.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (59 источников) и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование профессиональных и личностных качеств школьного психолога позволяет прийти к следующим выводам:

1. Теоретический анализ и обобщение результатов научных исследований позволили определить сущность индивидуально-личностных и профессиональных качеств психолога, рассмотреть их особенности. Установлено, что профессиональные качества определяют как совокупность личностных проявлений, интегральные психологические характеристики субъекта, позволяющих специалисту успешно выполнять определенный вид деятельности и обеспечивать психологическое воздействие с целью интенсификации развития детей. Доказано, что профессиональные качества личности выступают одним из базовых факторов профессиональной пригодности. Они не только отражают определенные способности, но и влияют на эффективность усвоения субъектом учебно-профессиональной деятельности и направлены на достижение высокого уровня профессионализма.

2. Установлена структура профессиональных и личностных качеств психологов учебных заведений. В процессе исследования выяснено, что указанным качествам присуща специфика, которая отражена в компонентах, а именно: когнитивно-рефлексивный компонент, охватывает интеллект, индивидуальный стиль мышления, интуицию, рефлексию; морально-этический – эмпатиность, сензитивность, альтруизм, нравственность, ответственность; коммуникативно-аффилиативный — коммуникативность, аффилиативность, компетентность, потребность в саморазвитии и самореализации, самосовершенствовании.

3. Реализация эмпирического исследования осуществлялась с применением широкого арсенала психодиагностических методик, которые были объединены в логическую систему в соответствии с прогнозируемым портретом профессиональных и линостных качествах школьного психолога.

Анализ полученных данных позволил выявить ведущие личностные качества, влияющие на профессиональный рост психологов: личностно-регулятивные, коммуникативно-организаторские, эмпатийные способности; эмоциональную устойчивость и профессиональную идентификацию. Статистически доказано существенные различия между степенью сформированности профессионально ориентированных качеств у психологов до и после формирующего эксперимента, что позволило оценить эффективность применения предложенных методов формирования профессионально ориентированных личностных качеств, в частности, системы тренинга личностного роста.

4. Определены уровни сформированности профессионально ориентированных личностных качеств: высокий, средний и низкий. Так, высокий уровень зафиксирован при проявлениях таких качеств, которые в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую и профессиональную характеристику личности; среднему уровню свойственна не полная сформированность элементов; низкому уровню характерны минимальные проявления профессионально ориентированных личностных качеств у психологов учебных заведений. Установлено, что положительные тенденции в развитии исследуемых качеств представлены по уровню сформированности.

5. Исходя из результатов констатирующего эксперимента определены психологические основы формирования профессионально ориентированных личностных качеств психолога учреждений образования. Реализация формирующего этапа с привлечением соответствующих форм работы и проведением тренинга профессионально-личностного роста позволила установить, что в структуре указанных качеств имеются сложные многоуровневые связи между отдельными личностными чертами, которые оказались пластичными в процессе формирующего эксперимента.

6. Создан и обоснован профессионально-личностный портрет школьного психолога, структура которого охватывает компоненты (когнитивно-рефлексивный, морально-этический, коммуникативно-афилиативный), которые характеризуются показателями, выделенными на предыдущих этапах исследования. Указанные компоненты являются исходными в процессе целенаправленного формирования профессионально ориентированных личностных качеств психолога учреждений образования, которое основывается на принципах, формах психологического воздействия тренинговых упражнений.

7. Установлено, что после специально организованного тренинга, увеличились показатели и соответственно был зафиксирован высокий уровень сформированности всех компонентов профессиональных и личностных качеств школьных психологов.

Таким образом, система тренинговых упражнений будет способствовать, формированию профессионально ориентированных личностных качеств: высокий уровень интеллекта, индивидуальный стиль мышления, эмпатийность, сензитивность, альтруизм, аффилиативность, коммуникативность, компетентность, потребность в саморазвитии, самореализации и самосовершенствовании.

Гипотеза данного исследования доказана, цель достигнута и все поставленные задачи полностью решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования профессиональных и личностных качеств школьного психолога

1.1. Понятие профессиональных качеств личности специалиста в психологии

Любая профессия, как вид общественно необходимой деятельности требует от человека определенной подготовки и соответствующих профессиональных качеств личности. Для современного этапа развития психолого-педагогических знаний характерным является переход от изучения отдельных профессионально-важных качеств специалистов к выделению более сложных личностных образований, которые последовательно формируются и реализуются в процессе профессиональной деятельности.

По мнению А.Н. Леонтьева, формирование личности происходит в процессе онтогенеза. К понятию «личность» исследователь относит тип нервной системы, темперамент, потребности, умения и навыки, в том числе профессиональные. Все это, по его мнению, составляет индивидуальные свойства, которые могут меняться в процессе профессиональной деятельности человека [34].

Л.И. Анцыферова отмечает, что к структуре личности обычно относится ряд систем: способности, мотивации, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, социальные установки, роли и нормы, моральные качества [8,

с. 79].

В процессе осуществления человеком своей профессиональной деятельности ценятся не только его профессиональные знания, умения, но также его профессиональные и личностные качества. Поскольку, как замечает А.А. Бодалев, «…возрастают требования не только к профессиональной подготовке, но и к личностным качествам, способным обеспечивать успешность адаптации и возможность самореализации человека в быстро меняющемся мире» [11, с. 79].

По мнению ученых, психологическая структура личности выступает основой для систематизации профессионально важных качеств специалиста [5, с. 46].

В психологии существуют различные толкования понятия «профессиональных качеств личности» или психограмма.

М.В. Клищевская, Г.Н. Солнцева трактуют «профессиональные качества» как индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним, или несколькими ее основными результативными параметрами: качеством, производительностью, надежностью [29].

Наиболее релевантным в отношении целей нашего исследования усматривается подход В.Д. Шадрикова, в котором обосновывается необходимость исследовать как индивидуальные качества личности, так и профессиональные, формирующиеся под влиянием деятельности. Ученый отмечает, что профессиональным качествам свойственны следующие характеристики:

1) во-первых, это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и на успешность освоения этой деятельности;

2) во-вторых, это те внутренние условия, из-за которых преломляются внешние действия и требования к деятельности [57].

По мнению В.Д. Шадрикова, профессиональные качества личности выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности. Ученый рассматривает профессионально важные качества как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее формирования» [58].

Л.А. Ясюкова определяет профессиональные качества как предпосылку профессиональной деятельности, а именно такие, которые сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности [59].

Е.А.Климов, изучая эту проблему, писал: «как бы мы ни понимали профессию, в любом случае есть основания говорить, что она выдвигает некоторые требования к личным психологическим качествам работника» [28, с. 157].

В то же время, занимаясь вопросами психологии профессионализма, Р.В. Овчарова отмечает, что профессионально важные качества – это качества человека, которые влияют на эффективность осуществления работы по основным характеристикам и служат предпосылкой профессиональной деятельности, являясь ее новообразованием [43, с. 83].

По мнению В.А. Бодрова, профессиональное становление и развитие личности имеют «обеспечение достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, определяющее формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для любого вида деятельности» [12, с. 4].

В контексте нашего исследования заслуживает внимания четырехкомпонентная структура личности, спроектированная Э.Ф. Зеером на основе понимания личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности [21, с. 24], в качестве компонентов которой выделены профессиональные: направленность; компетентность; важные качества; значимые психофизиологические свойства.

Э.Ф. Зеер дает такое определение как «качеств личности, определяющих продуктивность (качество, результативность) деятельности» [22, с. 38].

Понимая под профессионально важными качествами человека такие качества, которые необходимы для успешного выполнения данной трудовой деятельности, Н.С. Пряжников указывает, что «наличие или отсутствие этих качеств у личности позволяет ей определить ту область деятельности, в которой она станет собственником с меньшими затратами сил» [47, с. 35].

Во время выполнения человеком своей профессиональной деятельности ценятся не только ее профессиональные знания, умения, но и профессиональные и личностные качества, поскольку, как замечает Л. Белова, «…возрастают требования не только к профессиональной подготовке, но и к личностным качествам, способным обеспечивать успешность адаптации и возможность самореализации человека в мире, быстро меняется» [48, с.79].

С.Г. Молчанов под личностными качествами понимает отношение, которое закрепилось и стало привычным, и определяет устойчивость поведения личности в любых изменяющихся условиях [41].

Под профессиональными качествами личности, автор понимает динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, профессиональные качества личности являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями.

Следовательно, профессиональные качества рассматривают как такую совокупность качеств личности, позволяющих ей успешно выполнять определенный вид деятельности, и дают возможность стать конкурентоспособным специалистом по выбранной специальности. Профессиональные качества личности являются одним из важных факторов профессиональной пригодности. Они не только характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и профессиональной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы