Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Организация работы с молодежью

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Профессиональное самоопределение молодежи: проблемы и перспективы развития в современной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретические основы профессионального самоопределения молодежи: проблемы и перспективы развития в современной России 7

1.1 Профессиональное самоопределение современной молодежи: понятие и основные характеристики 7

1.2 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение современного молодого человека 13

1.3 Сущность, основные принципы и формы профориентационной работы с современной молодежью 21

2. Исследование профессионального самоопределения молодежи в современной России 33

2.1 История развития профессионального самоопределения и профориентационной работы с молодежью в России 33

2.2 Условия и проблемы профессионального самоопределения российской молодежи в современных условиях 44

2.3 Методы профориентационной работы и программы помощи в развитии профессионального самоопределения современной молодежи России 59

Заключение 67

Список использованных источников 70

  

Введение:

 

Молодежь как социальная группа на протяжении всей истории чело-вечества была и остается предметом обсуждения и изучения. Актуальность исследования молодого поколения стало причиной возникновения моло-дежной тематики в социально-гуманитарном знании в начале XX в. Не-смотря на уже сложившиеся научные подходы в отечественной и зарубеж-ной науке, накопленного знания о всех сторонах жизни молодежи, до сих пор имеется множество вопросов, имеющих дискуссионный характер.

Молодёжь – это особая социальная группа с преобладающим уров-нем интеллектуальной активности и здоровья, в отличие от других групп населения. Культурные потребности и интересы молодёжи неустойчивы, это связано как с семейно-бытовыми условиями, так и с социальными. Од-ной из важных потребностей молодёжи является профессиональное само-определение. Профессиональное самоопределение в современном понима-нии охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределе-ния с личностным. Выбранная профессия – это своего рода выбранный жизненный путь, на котором происходит становление человека как лично-сти. Самоопределение личности можно считать состоявшимся в том слу-чае, если личность осознаёт цель и смысл жизни, готова к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, склонностями, способностями и требованиями окружения и общества.

Выбор профессии один из главных критериев социализации и само-реализации. Правильный выбор профессии способствует становлению че-ловека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества.

Изменения социально-экономического устройства современного ми-ра повлекли за собой многообразные трансформации на психологическом уровне организации личности. Многообразие источников дохода, отсут-ствие жизненной необходимости в профессиональной деятельности, исто-рии быстрого жизненного успеха без глобальных личностных инвестиций, гиперопека как стиль воспитания и нацеленность родителей на постоянную поддержку и положительную обратную связь, — все это далеко не полный список факторов, которые могут выступать пусковыми механизмами трансформации системы ценностных ориентаций современной молодежи. При этом в качестве глобального экономического механизма можно счи-тать отсутствие настоятельного требования со стороны общества к этап-ной, планомерной профессионализации и наличие открытых возможностей у современной молодежи к длительному и многовекторному поиску себя, своего жизненного пути. Молодой человек, входящий в профессиональ-ную деятельность, часто не вполне четко понимает сферу труда и функции специалиста на том или ином рабочем месте, при этом имеет достаточно оформленные требования к содержанию труда.

Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях обусловлена постоянно изменяющими-ся социально-политическими, экономическими и психологическими факто-рами общественного развития. На современном этапе развития общества для достижения результативности и успешности в профессиональной дея-тельности, будущим специалистам, необходимо обладать не только высо-кими знаниями, умениями, навыками, но и также быть готовыми осознать значение мобильности профессиональных качеств, адекватно самоопреде-литься в жизненном, личностном и профессиональной плане.

Разумный выбор профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Однако на этапе профессионального самоопределения молодёжь сталкивается с рядом трудностей. Именно поэтому важно структурировать основные проблемы профессионального самоопределения молодёжи в со-временных социальных условиях для выявления факторов успешной про-фессионально-трудовой социализации.

Степень изученности темы. Многоаспектность социологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи отражена в разнообразии направлений исследования. Ее начало было положено ра-ботами Г. Спенсера [58]. Значительный вклад в указанную научную от-расль внесли М. Вебер, [6], С.В. Шишкин, Т.Л. Клячко, А.Г. Левинсон и др. [46]. Я.В. Дидковская, Е.А. Климов, О.В. Журавлева, К.В. Карпинско-го и др.

Объект исследования: профориентационная работа с молодежью

Предмет исследования: профориентационная работа с современной российской молодежью.

Цель исследования: описать становление профориентационной ра-боты с российской молодежью, определить особенности и методы профо-риентационной работы с российской молодежью в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие и основные характеристики профессионального самоопределения современной молодежи.

2. Выявить факторы, влияющие на профессиональное самоопределе-ние современного молодого человека.

3. Определить сущность, основные принципы и формы профориен-тационной работы с современной молодежью.

4. Описать историю развития профориентационной работы с моло-дежью в России.

5. Выявить особенности профориентационной работы с российской молодежью в современных условиях.

6. Определить методы профориентационной работы с российской молодежью в современных условиях.

Теоретико-методологической базой исследования по вопросу раз-вития и становления профорентационной работы с молодежью стали рабо-ты М.А. Болдиной, Е. В. Деевой, А. М. Гендина, М. И. Сергеева, П.В. Со-рокун и др.

Эмпирической базой исследования стали социологические иссле-дования:

социологический опрос обучающихся в целях определения уровня их заинтересованности в последующем трудоустройстве и повышения эф-фективности проводимой профориентационной работы, проведённого Национальным Агентством финансовых исследований,

социологический опрос по проблемам профессионального само-определения Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждое новое поколение молодых людей сталкивается в своей жизни с выбором профессии и будущего дела. Поэтому профориентационная ра-бота всегда была актуальна для молодежи, особенно для подростков — выпускников школ. Кроме востребованности этой работы у молодого по-коления необходимость выбора подходящей профессии важна и для эко-номики страны. Именно специалисты, готовые полностью реализовать себя в любимой профессии, смогут обеспечить рост конкурентоспособности отечественной экономики. Таких специалистов можно подготовить из чис-ла социально актив¬ных выпускников школ, которые характеризуются как ответственные личности, способные к осознанному выбору профессии. Именно к подготовке таких идеальных выпускников должна стремиться современная школа.

Под профессиональным самоопределением понимается процесс фор-мирования знаний, убеждений, навыков, ценностных установок и личных качеств личности на пути выбора будущей профессии в процессе трудовой деятельности в конкретных исторических условиях ее востребованности, статусности, материального потенциала и имеющегося общественного мнения. Учет субъективных и объективных факторов профессионального самоопределения раскрывает сущность данной проблемы в ракурсе моло-дежных исследований. Здесь имеется в виду соответствие или не соответ-ствие личностных возможностей и установок молодых людей и имеющим-ся рынком образовательных услуг, труда и другими социально-экономическими условиями развития общества и государства.

Общественная значимость проблемы профессионального самоопре-деления старшеклассников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями обще-ства в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложив-шимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профессиональной ориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенство-ванием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процес-са. Проблема профессионального самоопределения молодежи была и остается актуальной. Степень ее актуальности меняется каждый раз, когда изменяется парадигма общественного развития.

Проведение сравнительного анализа процессов профессионального самоопределения молодежи в разные исторические периоды, при различ-ных социально-экономических условиях имеет важное научное и практи-ческое значение. Молодежь – это мощный потенциал инновационного раз-вития страны, который может действовать как конструктивно, так и де-структивно. Знание процессов, происходящих в среде молодежи, позволит своевременно уловить позитивные и предотвратить негативные тенденции. Понимание особенностей процесса профессионального самоопределения дает возможность прогнозирования его моделей в ближайшей перспективе, а также позволит вносить коррективы в планирование и осуществление эффективной молодежной политики.

Проведение профориентационной работы по формированию готов-ности к выбору будущей профессии является длительным процессом, тре-бующим постоянной поддержки и помощи подростку со стороны специа-листов. Решение этой задачи обеспечивается введением в образовательное пространство средней школы позиции тьютора. Его работа отличается от традиционной роли учителя, психолога, классного руководителя тем, что представляет собой специально организованную педагогическую деятель-ность по индивидуализации образования. Она предполагает выяснение учебных мотивов и познавательных интересов ученика, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной траектории школьника, развитие учебной и образовательной рефлексии учащегося, что в конеч-ном итоге способствует формированию готовности старшеклассника к вы-бору будущей профессии.

Изучение основных проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях позволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать специалистам, педагогам, пси-хологам, родителям, государству и обществу в целом. Перспективным направлением исследования представляется изучение специфики решения проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях. Необходима разработка программ профессиональ-ного самоопределения молодёжи, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбо-ра, а выпускникам получить необходимую поддержку в период професси-онального становления.

В настоящее время разрабатываются и внедряются разнообразные технологии и методы с целью содействия осознанного выбора своего про-фессионального пути у молодёжи. Научно-технический прогресс проника-ет и в систему образования, дополняя традиционные формы работы с учащимися новыми технологиями, которые призваны помочь детям сори-ентироваться в многообразии вариантов профессионального развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы профессионального самоопределения молодежи: проблемы и перспективы развития в современной России

1.1 Профессиональное самоопределение современной молодежи: понятие и основные характеристики

Молодежь является одним из важнейших стратегических ресурсов любого общества, играя критическую роль в развитии экономики, культу-ры, политики и других сфер. Как объект и субъект процесса социализации молодежь активно впитывает в себя все общественные воздействия, ценно-сти и идеалы, чутко реагирует на изменения, а зачастую и инициирует ин-новационные тенденции в развитии общества. Молодежь представляет со-бой такой ресурс, который призван обеспечить не только воспроизводство социальной системы, но и ее обновление. Серьезность миссии, возлагаемой на молодое поколение, обуславливает повышенный интерес к этой группе ученых и исследователей, в частности, социологов, психологов, педагогов, историков, экономистов, культурологов и др.

Социологи по праву выделяют молодежь в самостоятельную соци-альную группу, обладающую особыми характеристиками, отличающими ее от других социальных групп, например, детей, взрослых, пожилых. В основе дифференциации этих образований лежит возрастной критерий. В частности, для определения границ молодежи используется интервал от 14 до 35 лет, задающий формальные рамки объекта изучения. Но вместе с тем для социологического анализа принципиальным является не столько сам возраст человека как биологическая данность, сколько социальное напол-нение этой данности. Возраст лишь формально задает пределы группы, а основным критерием группообразования выступают социальные характе-ристики молодых людей, например, «включенность в процессы обретения нового социального статуса» [48]. Иначе говоря, молодые люди находятся в процессе самоопределения, поиска себя, своего «Я», а молодость — это некое состояние подготовки или становления.

Центральное место в социализации молодежи занимает профессио-нальное самоопределение. Социология профессий является одним из ве-дущих направлений западной и российской социологической науки, име-ющей собственную теоретическую традицию и методологию исследования. Ее начало было положено работами Г. Спенсера, раскрывшими роль про-фессий в сложных промышленно развитых обществах [58]. Значительный вклад в указанную научную отрасль внес М. Вебер, который показал спе-цифику профессионального труда ученого и политика, раскрыл смысл и соотношение понятий «призвание» и «профессия», определил место про-фессионалов в социальной структуре общества [6, с. 707–735]. Т. Парсонс органично вписал профессиональные типы в теорию социальных систем, рассмотрел профессиональные отношения как важные звенья воспроиз-водства социетальной системы и проанализировал поведение и мотивацию профессиональных групп с позиции социального действия [55, с. 457–467].

Тема ценностей молодежи и их влияния на профессиональную дея-тельность человека остается в поле внимания и современных зарубежных специалистов. О. Гелмец, Б. Хатибоглу и С. Енген (Турция) провели в структурированной малой группе качественное исследование по выявле-нию представлений студентов об их личностных ценностях и самооценке, их ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. С помощью формализованного опросника, ведения специальных дневников и метода фокус-группы было установлено, что испытуемые либо затруд-нялись определить свои личные ценности, либо принимали за них домини-рующие общественные нормы. По мнению авторов, такое состояние лич-ности препятствует формированию профессиональной идентичности. За-мещение личных ценностей профессиональными дает человеку возмож-ность эффективно работать, поэтому ученые делают вывод о том, что об-разование должно быть направлено прежде всего на формирование про-фессиональных ценностей [54].

Особую значимость приобретает изучение проблем самоопределе-ния, в частности, в профессиональной сфере. При этом профессиональное самоопределение молодежи будем рассматривать как «процесс ее интегра-ции в социально-профессиональную структуру общества, который реали-зуется на личностном уровне через ценностный выбор вариантов профес-сионального развития» [14]. Профессиональное самоопределение, таким образом, носит процессуальный характер. На каждой стадии профессио-нального самоопределения актуализируется особая проблема выбора, ре-шение которой знаменует собой переход на другую стадию. В частности, нас будут интересовать вопросы выбора будущей профессии (специально-сти) и уровня подготовки к ней (формального образования). «Выбор про-фессии и вуза, в котором нужно будет осваивать выбранную профессию, — это главная социальная задача юношеского возраста» [23], качество выполнения которой определяет вектор дальнейшего развития личности молодого человека.

Овладение специальными знаниями и умениями, профессиональная деятельность и принадлежность к соответствующей профессиональной группе играют ключевую роль в становлении зрелой личности, в ее соци-альной и психологической адаптации. Именно через обращение к различ-ным профессиональным группам молодые люди закрепляют себя в струк-туре социума. И от того, каким будет это обращение, во многом зависит не только судьба завтрашних работников, но и будущий социальный про-филь нашего общества. Отсюда вытекает особая значимость и актуаль-ность изучения данного аспекта социализации молодежи в современном мире, наполненном трансформационными процессами.

В настоящее время социология профессий живо откликается на эко-номические, технологические и социальные изменения, структурные пре-образования сферы труда и профессиональной деятельности. В связи с со-кращением рабочих профессий и расширением сектора обслуживания, как отмечает Г. Стэндинг, распространяются прекариальные виды занятости, происходит пересмотр профессиональных иерархий и сложившихся ста-тусных позиций различных профессиональных групп и вследствие этого постепенно меняется социальная структура общества [45]. Поэтому про-фессиональное самоопределение личности в современный период приоб-ретает особый смысл и значимость.

М. П. Пальянова и соавторы отмечают, что «цель системы професси-онального самоопределения в Германии – формирование у обучающихся способности выбирать профессиональную деятельность, оптимально соот-ветствующую личностным особенностям и запросам рынка труда» [32, с. 193]. В статье прослеживаются этапы профессионального самоопределе-ния на всех ступенях образования, в том числе в младшей школе, где осу-ществляется разделение детей по способностям и интересам. В 7-м классе в учебном плане школ Германии появляются дополнительные занятия по подготовке к профессии. Предусмотрены уроки с усиленным практическим уклоном, в частности организация экскурсий на предприятия. В последу-ющем школьники знакомятся с профессиональной спецификой выбранного направления и приобретают соответствующие ему первоначальные навыки и знания. В предпоследних классах им предлагают план-карту выбора профессии для определения интересов и способностей. Учащиеся получа-ют информацию о многообразии профессий в Интернете, в центрах про-фориентации, на днях открытых дверей, которые проводят предприятия, учреждения и профессиональные учебные заведения.

В немецкой системе профессиональной ориентации широко исполь-зуются различные технические средства, заключаются соглашения между школой и предприятиями для знакомства с производственными процесса-ми и прохождения производственной практики учащимися 8–10-х классов в течение всего учебного года. В некоторых случаях практикуется трудо-устройство на время летних каникул [23]

Одной из проблем сегодняшнего времени является профессиональ-ное самоопределение современной российской молодежи. Ее следствием является дисбаланс в имеющихся трудовых ресурсах и потребностями рынка труда, что становится причиной безработицы и других деструктив-ных социально-экономических процессов, в которые втянута не только са-ма молодежь, но и все общество в целом [46].

В самом общем виде, профессиональное самоопределение есть про-цесс поиска себя, своей идентичности, это попытка стабилизировать свое существование в изменяющемся и противоречивом мире, обозначить в нем устойчивые координаты. Такое понимание роли профессиональной иден-тичности в жизни молодежи особенно значимо тем социокультурным тен-денциям, которые имеют место в современном российском обществе. Цен-ностный раскол, массовые аномические состояния, наслаивание новых идеалов и образцов на старые социкультурные матрицы, нарастание не-определенности и социального риска — все это характерные черты нашего общества, которое одни исследователи все чаще определяют как переход-ное, или транзитивное, другие — как «общество риска». Таков период со-циализации молодого поколения, свойственный всему российскому про-странству постсоветского периода. При этом, безусловно, необходимо начинать с изучения региональных особенностей развития молодежи, под-дающихся эмпирическому анализу и выступающих фундаментом для формирования адекватной молодежной политики на местах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы