Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «окружающий мир».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1 Проектная деятельность в начальной школе 6
1.2 Исследовательская деятельность младших школьников 12
1.3 Цель, задачи и содержание изучения предмета «Окружающий мир» 20
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 27
2.1 Диагностика первоначального уровня представлений учащихся о комнатных растениях в рамках изучения курса «Окружающий мир» 27
2.2 Формирующая работа по организации проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Проверочная работа №1» 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Работы учащихся на констатирующем этапе» 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Результаты проекта и работы учащихся» 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г «Проверочная работа №2» 72
Введение:
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) важнейшим приоритетом является формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД). Одним из способов решения проблемы создания УУД, изложенных в новом стандарте, является использование проектно-исследовательской деятельности.
Вместе с тем ФГОС НОО нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а метод проектов определен как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. В современные развивающие программы начального образования проекты включены в содержание различных курсов. Курс окружающего мира имеет для этого наибольшие возможности.
Проблемам содержания знаний о природе в начальной общеобразовательной школе посвящены исследования Т.А. Бабаковой, Н.Ф. Виноградовой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, Л.В. Симоновой и др. Педагогические условия формирования знаний и представлений о природе у младших школьников разрабатывали И.В. Гарифуллина, Н.В. Донских, О.А. Лысова, М.М. Матвеева.
В то же время проектно-исследовательская деятельность рассматривается как образовательная технология, цель которой – ориентировать ученика на обновление имеющихся знаний и получение новых (иногда посредством самообразования) с целью активного участия в проектной деятельности в социокультурной среде.
В настоящее время метод проектов находит свое отражение в научных исследованиях многих педагогов: О. В. Брыкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, М. Б. Романовская, И. С. Сергеев, А. Е. Тихонова и других.
Изучением исследовательской деятельности учащихся в начальной школе в последнее время занимаются такие авторы как: Л.А. Гребенникова, Е.Ю. Волчегорская, Н. В. Шабалова, Х.И. Кациева, Г.Ф. Давлиталиева и другие.
Основная цель проектно-исследовательской деятельности – развить способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы действия в любой области человеческой культуры. Однако школа на протяжении многих лет выступает против традиционного и проектного обучения. И, как и прежде, традиционное образование, особенно в нашей стране, основано не на творческих и независимых методах исследования, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже кем-то усвоенных истин. Благодаря такому обучению ребенок во многом утрачивает главную характеристику исследовательского поведения – исследовательскую деятельность.
Результатом является потеря любопытства, способности мыслить независимо, что делает практически невозможными процессы самообучения, самообразования и, следовательно, саморазвития. Поэтому подготовка ребенка к деятельности в рамках проекта, обучение его навыкам и умениям исследовательской работы становится важнейшей задачей современного образования и учителей.
Итак, актуальность данной проблемы позволила определить тему выпускной квалификационной работы «Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир».
Объект исследования – образовательный процесс по предмету «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования – организация проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Цель исследования – теоретически обосновать и на основе опытно-экспериментальной работы изучить возможности проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
2. Проанализировать характерные черты исследовательской деятельности младших школьников.
3. Проанализировать цель. задачи и содержание обучения по предмету «Окружающий мир».
4. Представить содержание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: предполагаем, что организация проектно-исследовательской деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе способствует эффективному развитию представлений о растениях у младших школьников.
Методы исследования:
теоретические (сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, классификация, анализ, обобщение);
эмпирические (анкетирование, качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы).
База исследования: МОУ «СОШ с. Б.Таволожка Пугачёвского района Саратовской области».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения данной работы были получены следующие результаты:
Рассматривая проектную деятельность, ее суть, содержание, этапы, можно прийти к выводу, что этот вид деятельности – технология обучения, при которой дети приобретают знания, при этом формируя у себя навыки планирования, самостоятельного поиска и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Это эффективный инструмент развития познавательного интереса. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, формирует и развивает познавательный интерес к различным областям знаний, воспитывает навыки общения и сотрудничества. Проектная деятельность открывает возможности каждому ребенку обогатить свой собственный жизненный опыт, учитывает детские потребности и интересы, развивает самостоятельность, творческое мышление.
На основе анализа литературы было определено, что процесс развития исследовательских умений наилучшим образом реализуется в начальной школе. Организация исследовательской деятельности так же обеспечивает формирование универсальных учебных действий младшего школьника. При правильной организации данной деятельности учащиеся незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования и формируют универсальные учебные действия, которые в совокупности составляют исследовательские умения. Формируются такие качества как: трудолюбие, самостоятельность, ответственность. Слабые учащиеся, работая в группе с сильными, получают возможность развивать лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Современный период развития преподавания окружающего мира в начальной школе характеризуется формированием у младших школьников целостной картины мира, а также воспитанием активной деятельной личности. Повышение качества образования в значительной степени определяется качеством преподавания каждого урока, на котором необходимо более широко применять активные методы обучения. Учебный курс «Окружающий мир» в начальной школе способствует формированию у учащихся единой научной картины мира, позитивно ценностного отношения к окружающему миру, воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения, развивает познавательный интерес к изучению наук о природе, творческое отношение к окружающей действительности.
Для проверки эффективности проектно-исследовательской деятельности в начальной школе при формировании знаний учащихся по курсу «Окружающий мир» была проведена опытно-экспериментальная работа. В опытно-экспериментальной работе приняли участие учащиеся 4 класса, количество учащихся – 10 человек. Была разработана специальная контрольная работа. Исходя из результатов, полученных на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что в исследуемой группе детей преобладает средний уровень представлений учащихся о комнатных растениях по курсу окружающего мира.
С целью повышения уровня знаний учащихся начальной школы по курсу окружающего мира была проведена формирующая работа. Третьим этапом опытно-экспериментальной работы стал контрольный этап. Для еще одного диагностического этапа была разработана специальная контрольная работа аналогичная контрольной работе на констатирующем этапе.
В соответствии с анализом сравнительных результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы и контрольного этапа, можно заметить положительную динамику в оценках учащихся. На контрольном этапе учащиеся стали лучше разбираться в теме и тем самым смогли лучше решить контрольную работу. Поэтому можно говорить об эффективности разработанной методики организации проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир». Представленная и апробированная методика может быть использована педагогами в формировании знаний и умений учащихся по рассматриваемой теме. Представленные задания могут быть использованы учащимися в самостоятельной работе дома.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была полностью достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1 Проектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность, как образовательная технология, возникла во второй половине XIX века в США. Основоположником считается педагог и философ Джон Дьюи (1859-1952), представитель прагматической педагогики. По такой форме обучались дети фермеров в свободное от сельскохозяйственных работ месяцы время, для этого педагоги выдавали им задания, которые назывались «домашний проект». Официально закреплена данная форма обучения в США в 1911 году. Само обучение протекало в удобном темпе для ребенка, сочетая в себе индивидуальные консультации с педагогом и коллективное обучение [9].
Методологию Д. Дьюи продолжил в своих трудах В.Х. Килпатрик, у которого метод проектов заключался в ряде опытов. Проекты были основаны на интересах ребенка, процессах окружающей действительности и связаны между собой.
О внедрении метода проектов в России существует две версии. Первая версия заключается в том, что метод проектов внедрялся после перевода трудов В.Х. Килпатрика в 1925 году на русский язык и уже в 20-годы XX века его интенсивно использовали в советском образовании. В соответствии со второй версией, метод проектов возник параллельно с разработками американских педагогов, поскольку это находит подтверждение в использовании метода проектов группой учителей под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году.
Позднее идея проектной деятельности также использовалась М.В. Крупениной, В.Н. Шульгиным и другими выдающимися советскими педагогами. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных способов формирования исследовательских навыков и развития познавательной активности младших школьников. Однако до сих пор в научной литературе, а также в практике школьных учителей недостаточно информации по этому вопросу. Рассмотрим подробнее саму проектную деятельность и ее педагогический потенциал.
Термин «проектная деятельность» не является в науке новым, однако однозначной трактовки понятия не сложилось. Учёными методистами было доказано, что проектная деятельность обучающихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности. Среди них можно выделить Т.И.Шамову, И.Н. Пономареву, В.В. Пасечника, М.И. Махмутова, В.А. Самкову, А.М.Матюшкина.
Такие российские педагоги, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев, рассматривают метод проектов не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении, но и как инструмент непосредственной связи между приобретёнными знаниями и умениями в процессе решения практических задач [26].
По мнению А.И. Савенкова, проектную деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуальной и творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов исследовательской деятельности и основанный на исследовательском поведении. Логически он включает в себя мотивирующие факторы (исследовательскую деятельность) исследовательского поведения и механизмы их реализации [29]
С точки зрения Л.В. Мантула, проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [21].
По утверждению Г.Р. Багавиевой, проектная деятельность — это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. В начальной школе проектная деятельность учащихся реализуется под руководством педагога, так как навыки творческой самостоятельной работы у младших школьников еще только формируются [2].
Таким образом, проектная деятельность считается деятельностью, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Суть проектной деятельности – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенным объемом знаний посредством проектной деятельности. Участие в проектной деятельности обучающихся необходимо для того, чтобы вооружить их универсальной способностью решать различные задачи, в том числе и образовательные.
В современной педагогике проектная деятельность рассматривается как одна из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующая проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и другие методы. Она должна использоваться не как замена классной системе обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как в классной, так и во внеклассной деятельности.
Н.В. Матяш и В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, Е.А. Гилева, С.Е. Шишов считают, что проектная деятельность способствует развитию у школьников следующих умений:
коммуникативные, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультаций с преподавателем, защиты наиболее смелых идей в общении со сверстниками;
личностные, а именно оригинальность и гибкость мышления, воображение, любознательность, здоровые творческие амбиции; зрительная память, абстрактно-логическое мышление;
социальные: умение работать сообща, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к чужому мнению;
манипулятивные: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений [36].
С точки зрения Т.М. Бузаевой, метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт [3].
Проектная деятельность понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технологи» которая:
предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования учебного процесса, поэтапной диагностики и варьирования средств и методов коррекции результатов;
включает в себя обоснованную систему методов и форм деятельности преподавателей и обучающихся на различных этапах реализации образовательного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
используется при изучении различных школьных предметов в учебных заведениях различного типа.
В соответствии со структурой образовательной деятельности в проектной деятельности выделяются следующие этапы:
1) Этап мотивации. Учитель: объясняет общую идею, формирует положительный мотивационный настрой, ведет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею. Ученики: обсуждают, представляют собственные идеи, уточняют информацию, обсуждают задачу, формулируют цель урока и результат.
2) Этап планирования – анализ проблемы, определение источников информации, разделение ролей в команде, определение темы и целей проекта, определение задач, разработка плана действий, критерии оценки результата и установления процесса согласовывается сначала с максимальной помощью учителя, затем с информацией и работой. Ученики: собирают материалы, работают с литературой и другими источниками, выполняют проект напрямую, создают задания, объясняют информацию. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является источником информации, помогает с анализом и обобщением, наблюдает.
3) Этап информационно-операционный: сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, выполняют проект напрямую, разрабатывают план действий, фиксируют результаты. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является источником информации, косвенно руководит деятельностью.
4) Этап рефлексивной оценки: анализ реализации проекта. Учащиеся представляют проекты, участвуют в мозговом штурме и значимой оценке результатов и рабочего процесса, проводят устную или письменную самооценку, учитель принимает участие в коллективных оценочных мероприятиях, наблюдает, направляет процесс анализа и обдумывает вопросы [7].