Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проектная деятельность младших школьников на внеурочных занятиях по технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ.. 9
1.1 Организация проектной деятельности, ее достоинства и недостатки. 9
1.2 Внеурочные занятия по технологии. Преимущество их использования для
младших школьников. 17
1.3 Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время, как
средство повышения эффективности образовательного процесса. 32
Выводы по главе 1. 42
ГЛАВА
2. Методологические особенности использования проектная деятельность младших
школьников на внеурочных занятиях по технологии.. 45
2.1. Практика организацици и
проведения проектной деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по
технологии. 45
2.2. Разработка внеурочной
прогрмаммы по технологии с использованием проектом деятельности как средства
повышения эффективности образовательного процесса. 59
2.3. Результаты исследования
эффективности использования проектной деятельности в оценке знаний по продмету. 62
Выводы по 2 главе. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ. 80
Введение:
Образовательный процесс в
современной школе должен быть направлен на достижение уровня образования
учащихся, который был бы достаточен для их самостоятельного решения прикладных
или теоретических задач. Достижение этой цели связано с организацией
образовательной деятельности исследовательской и творческой направленности.
Опираясь на Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо
акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным
процессом. Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость
реализации тех методов, которые способны в большей степени развивать у детей
исследовательские умения и творческие способности, при этом используя
инновационные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и
дальнейшего усвоения уже в рамках обучения школе.
Эффективным методом
формирования исследовательских умений и творческих способностей учащихся
является метод проектов. В соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе образования,
необходимо организовать развитие опыта учащихся в проектной деятельности. В
практике современной российской массовой школы формирование опыта реализации
проектной деятельности школьников происходит либо тогда, когда проекты
выполняются в специальных внеклассных мероприятиях, либо на уроках в рамках
освоения конкретной темы. В этом случае учитель, как правило, не ставит цель
формирования проектных компетенций у школьников, а результатом такого обучения
является только предметный продукт, а также усвоение материала по предмету. Это
связано с тем, что сами преподаватели не имеют достаточного опыта в проектной
деятельности и, как следствие, не способны организовать формирование такого
опыта у своих учеников. Проектная деятельность — это совместная
образовательная, познавательная, творческая или игровая деятельность, которая
имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на
достижение результата — создание проекта.
Реализация образовательных
проектов школьниками закладывает основу для формирования творческих
способностей, создает условия для проявления у детей любознательности,
познавательной активности, дает возможность реализовывать и оценивать
собственные результаты в исследовательской деятельности.
Актуальность выпускной
квалификационной работы заключается в том, что одной из основных задач
современного образования является не столько приобретение знаний, сколько
способность учащихся приобретать опыт в различных видах технологической деятельности.
Сложность создания проектов по технологии заключается в том, что логика урока
не позволяет использовать метод проекта в классе, поскольку почти все учебное
время затрачивается на развитие определенных навыков, а учителя предпочитают
внеклассную форму организации проектных мероприятий. Предмет «Технология»
знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и
умений, способствует формированию трудовой и технологической культуры,
воспитанию трудовых, гражданских и патриотических качеств, профессиональному самоопределению в условиях
рынка, формированию гуманистически и прагматически ориентированного
мировоззрения, причем упор в данной предметной области сделан на формирование
интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Что подтверждено во ФГОС
НОО в предметной области «Технология». В данном документе сказано, что изучение
технологии должно обеспечить: развитие интеллектуальной творческой деятельности
обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование
знаний из других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и
проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических
аспектах научно-технитехнического прогресса;
овладение методами решения творческих задач, моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда.
Таким образом, становится актуальным
использование проектной деятельности младших школьников на внеурочных занятиях
по технологии.
Объект исследования — процесс использования проектной деятельности младших школьников на
внеурочных занятиях по технологии.
Предмет исследования — методика использования проектов в системе работы по развитию
исследовательских умений и творческих способностей учащихся на внеурочных занятиях по технологии.
Цель исследования — проанализировать эффективность использования проектной деятельности
младших школьников на внеурочных занятиях по технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проектных
технологий в учебном процессе.
2. Определить особенности использования проектной деятельности младших
школьников на внеурочных занятиях.
3. Выявить эффективность использования проектной деятельности младших
школьников на внеурочных занятиях по технологии.
Гипотеза исследования — предполагается, что систематическое использование проектной деятельности будет
способствовать повышению знаний по продмету.
Основные методы
исследования:
— теоретические: анализ
научной литературы по теме исследования, описательный и аналитический методы,
— практические: обобщение
передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, диагностика,
— методы качественной и
количественной обработки данных.
Организация исследования:
1 этап: проводился
комплексный анализ научно-методической литературы по проектным технологиям в
обучении, определялся круг методов и средств использования проектной
деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по технологии.
2 этап: разрабатывались
диагностические критерии по выявлении уровня развития знаний по предмету.
3 этап: были апробированы
проекты как средство развития знаний по предмету.
Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что разработанные критерии и предложенные
проекты могут быть использованы в практической деятельности педагогов.
Исследование состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений
Заключение:
Проект — это
специально организованный учителем комплекс действий, направленный, на
самостоятельную деятельность учащимися, результатом которой является создание
конкретного творческого продукта.
Для того, чтобы
сформировать у ученика умение проектировать, для решения возникающих перед ним
проблем, нужна целостная система.
Организация проектной деятельности обучающихся требует грамотного,
научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач.
Итак, на этом этапе важно
заинтересовать учащихся познавательным процессом, проектной деятельностью,
подбодрить, поощрить, настроить на удачное завершение и презентацию проекта.
На заключительном этапе
осуществляется окончательный контроль и демонстрация проекта. Ученики
представляют к защите обоснование проекта, техническую документацию самого
изделия, а также участвуют в обсуждении, самооценке и оценке проектов. Для
оценки проектной деятельности учащихся целесообразно пользоваться рейтинговой
шкале.
Значительная роль на
заключительном этапе отводится созданному учеником портфолио:
— целенаправленно
отобранным по соответствующим критериям работам учеников, коллекциям материалов
с определенной темой и подборке работ ученика (или группы учащихся) над
определенной проблемой;
— соответствия состояния
готовности портфолио плана работы над проблемой, дневнике исследовательской
работы, тезисам доклада, черновикам выводов, подготовке иллюстраций и тому
подобное.
Итогом становится оценка
проекта учителем и другими учениками, учителями, обсуждение его достоинств и
недостатков. Здесь важно так организовать учебный процесс, чтобы результат превратился
в стимул для дальнейшей деятельности (в том числе проектной). Задача педагога —
адекватно оценить сам проект как результат самостоятельной познавательной
деятельности и усилия, затраченные в процессе его создания.
На занятиях применяются
различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные: (рассказ, объяснение,
беседа, демонстрация); репродуктивные (воспроизводящие); проблемно-поисковые
(проблемное изложение материала).
Программа является
ориентировочной. Руководитель кружка может вносить изменения и дополнения в ее
содержание и распределение часов по темам, учитывая интересы кружковцев,
состояние материально-технической базы заведения.
Первый проект, который
был реализован — «Мир оригами» (индивидуальный). Этот проект был разработан
после изучения:
1. Оригами: история и
современность;
2. Инструментарий
оригами,
3. Классическое оригами;
4. Современные техники
оригами;
Второй проект «Мой
воздушный змей» — индивидуальный
(приложение 1) был выполнен после изучения темы «Оригами и геометрия».
Третий проект —
заключительный «Волк
и поросята» (групповой) был направлен на создание сказки с помощью поделок,
изготовленных в технике оригами.
В течение занятий
учащиеся знакомятся с выдающимися мастерами оригами из разных стран мира,
изучают их опыт, привлекаются к изготовлению собственных моделей, осознают
важную роль оригами в научно-технической, художественной и социальной сферах
деятельности человека.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 1.1 Организация проектной
деятельности, ее достоинства и недостатки Согласно ФГОС,
основным подходом в современном образовании является деятельностный подход.
Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, через
которую формируются все универсальные учебные действия, прописанные в
Стандартах.
В соответствии со
ФГОС НОО проектная деятельность является одним из обязательных компонентов
системы образования. В Примерной основной образовательной программе среднего
общего образования делается акцент на «освоении проектной работы как типа
деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы» [6, с.
32-36].
В Примерной
основной образовательной программе основного общего образования [7, с.11]
проектная деятельность рассматривается с нескольких сторон: продукт как
материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита
проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и
ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных
результатов обучающихся, а специфика проектной деятельности обучающихся в
значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата,
обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.
С.Е. Шишов под
проектом понимает «идею, образ, план работы, комплекс мероприятий, направленных
на создание какого-либо уникального продукта» [4, с. 4].
Н.В. Матяш под проектной деятельностью понимает «форму
учебно- познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивированном
достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта,
обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса