Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проектная деятельность как условие развития обучающихся старших классов в изучении локальной истории в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ.. 6
1.1 Сущность понятий «проект», «проектная деятельность». 6
1.2 Специфика использования проектной деятельности на
уроках истории в старших классах 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ИЗУЧЕНИИ
ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ.. 21
2.1 Методика реализации проектной деятельности при изучении
локальной истории 21
2.2 Разработка упражнений и проектных заданий для развития
обучающихся старших классов в изучении локальной истории. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 40
Введение:
Актуальность темы
исследования. В связи с социально-экономическими
изменениями в мире перед обществом возникают потребности в активных, деятельных
людях, которые могли бы быстро приспособиться к меняющимся условиям, способных
к самообразованию, саморазвитию. Современное общество ставит перед педагогами
задачу подготовки учеников, которые способны: быстро адаптироваться в
меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
самостоятельно критически мыслить; грамотно работать с различной информацией;
быть способным к саморазвитию.
Чтобы с достоинством
принять задачу, образование должно иметь опережающий характер, то есть быть
нацеленным в будущее, на решение проблем нового века, развитие ключевых и
предметных компетенций.
Эффективным средством
формирования предметной и ключевой компетентности обучающихся в процессе
обучения являются учебные проекты.
До сих пор проектная
деятельность обуучающихся не получила необходимого теоретического обоснования и
экспериментального изучения. На сегодня продолжается методологическая
разработка, начала формироваться практика современного проектного образования,
однако остается еще много нерешенных проблем: нет одного общепринятого взгляда
на учебный проект.
Теоретические основы
проектной деятельности раскрывают в своих исследованиях А. Беспалько, В.
Гузеева, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, А. Коберник, А. Косович, Л. Лукьянова Н.
Матяш, В. Нечипоренко, И. Петрова, В. Пехота, Е. Полат, В. Радионова, Ч.
Ричардс, Л. Савчеко, В. Слободченкова, А. Слободяник, С. Сысоева,
М. Уйсимбаева, М. Цигулева, И. Шевченко, И. Шендрик и др. Смысл и значение
проектной деятельности рассмотрено в публикациях А. Алексийчук, А. Вдовиченко,
А. Касперского, А. Коберника, В. Сидоренко, М. Ступницкого, А. Терещук, Л.
Хоменко и других ученых.
Современная проектная
деятельность берет свое начало с метода проектов, который возник в США в начале
ХХ века. Педагог Дж. Дьюи на основе концепции американского прагматизма
предложил строить учебный процесс на активной основе – целенаправленная
деятельность обучающихся, которая направлена на получение определенного
результата. Ученик и последователь Дж. Дьюи В. Килпатрик дополнил и разработал
эту идею в «проектную систему обучения» (метод проектов). Студенты привлекались
к практической деятельности, направленной на овладение практическими навыками и
более глубокое понимание теоретических знаний. Метод проектов активно начали
использовать в обучении иностранному языку в США и Европе с 1980 года. В
исторической ретроспективе были выделены две модели метода проектов, актуальных
и в современной педагогической практике[1].
В изученных нами
педагогических исследованиях процесс проектирования рассматривается как
основной механизм осуществления и развития инновационной деятельности и как вид
творчества, который включает моделирование, прогнозирование и аналитическое
оценивание. Следует отметить, что такое большое количество педагогических
исследований не раскрывает всех вопросов педагогического проектирования, в
частности не систематизирует вопросы реализации его как основного способа
осуществления инновационной деятельности при изучении естественнонаучных
дисциплин, не определены требования к подготовке учителей к педагогическому
проектированию учебного процесса.
Как видим, на практике
все еще очень мало применяются инновационные технологии, в частности,
компьютерно-ориентированные средства обучения. Это свидетельствует о
недостаточной разработанности процессов внедрения инновационных теоретических
концепций в практике работы современной школы и низкий уровень подготовки
учителя к инновационной деятельности, в частности к процессу педагогического
проектирования.
Всем изложенным выше и
обусловливается актуальность темы данного исследования.
Цель исследования
состоит в разработке методики реализации проектной деятельности, а также
упражнений и проектных заданий для развития обучающихся старших классов в
изучении локальной истории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятий «проект», «проектная деятельность».
2. Описать специфику
использования проектной деятельности на уроках истории в старших классах.
3. Разработать методику
реализации проектной деятельности при изучении локальной истории.
4. Разработать упражнения
и проектные задания для развития обучающихся старших классов в изучении
локальной истории.
Объект исследования
– процесс обучения истории в старших классах.
Предмет исследования
– использование проектной деятельности как условия развития обучающихся старших
классов в изучении локальной истории в школе.
Методы исследования:
– анализ литературы по
теме исследования;
– синтез и обобщение;
– проектирование;
– моделирование.
Теоретические основы
исследования представлены трудами таких исследователей,
как Е.А. Баханов, В.П. Беспалько, Е.А. Вохменцева,
Е. Гитман, С.А. Зенькова, А.Н. Коберник, В.А. Мирошниченко,
Е.С. Полат, Л.А. Савченко, Г.К. Селевко, А.В. Слободяник,
М.С. Султанова, А.А. Филимонов, С.В. Шаров, Н.Ф. Яковлева и
др.
Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что была обобщена
информация относительно использования проектной деятельности как условия
развития обучающихся старших классов в изучении локальной истории в школе.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса; в
разработанных методике реализации проектной деятельности, упражнениях и
проектных заданиях для развития обучающихся старших классов в изучении
локальной истории; в возможности их использования учителем истории в старших
классах при изучении локальной истории.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы. [1] Яковлева Н.Ф. Проектная
деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2014. –
144 с.
Заключение:
Проектная деятельность –
совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, которая имеет общую
цель, способы деятельности, согласованные методы, которые направлены на
достижение общего результата. Проектная деятельность предполагает различные формы
самостоятельной деятельности обучающихся: индивидуальную, групповую, парную,
выполняемую учащимися в течение конкретного временного отрезка.
Проектная деятельность
имеет большое значение в обучении, поскольку с помощью данного вида
деятельности педагог мотивирует у обучающихся к учебной и познавательной
деятельности, формирует устойчивый интерес к предмету. Однако нельзя просто
взять и начать активно использовать проектную деятельность в образовательном
процессе. Обучающихся необходимо к ней приобщать постепенно и целенаправленно,
что будет способствовать развитию обучающихся.
Как деятельностный метод
обучения проект позволяет педагогу развивать знания и умения, формировать
компетенции, повышать функциональную грамотность. Учитель истории может решить
определенные учебные задачи, например, развитие приемов логического мышления,
формирование навыков работы с информацией, совершенствование знаний по
какому-то предмету. Кроме того, в проектной деятельности педагог может
реализовать воспитательные задачи, направленные на формирование у школьника
определенных волевых качеств, настойчивости в достижении цели, рефлексивные
способности, адекватную самооценку.
Учебный проект на уроках
истории при изучении локальной истории с точки зрения учащегося: это
возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому,
максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить
себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи,
когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,
интересен и значим для самих открывателей.
Анализ опыта по
реализации проектной деятельности на уроках истории показал, что она будет
способствовать развитию обучающихся, так как в основе развития лежит
деятельностный подход.
Таким образом, учебный
проект является дидактическим средством, с помощью которого обучающиеся
приобщаются к преобразовательной творческой деятельности на основе
планирования. Осознание личной значимости дела, удовлетворение индивидуальных
способностей и потребностей в сочетании с приобретением новых знаний в ситуации
интеллектуального напряжения и самостоятельности способствует формированию и
развитию мотивов учения – чувство долга, желание учиться, влечение к
самообразованию, познавательных интересов.
В практической деятельности
разрабатываются различные проекты, которые различаются по сфере применения,
масштабом, степени сложности, влиянию результатов и тому подобное. Итак,
система классификации проектов содержит следующие составляющие: тип проекта (по
ведущими сферами деятельности, в которых осуществляется проект); класс проекта
(по составу и структуре проекта); масштаб проекта (по размеру самого проекта,
количеству участников и степени влияния на окружающий мир), продолжительность
проекта (по сроку осуществления), сложность проекта; вид проекта (по характеру
предметной области).
Типология учебных
проектов, используемых на уроках истории при изучении локальной истории,
находится в зависимости от целей и задач обучения, следовательно, задается
несколькими параметрами. По доминирующей деятельностью –
исследовательско-поисковый, информационный (ознакомительно ориентирован),
ролевой (игровой), творческий (художественный), прикладной (практически
ориентированный). По содержанию – монопредметний, межпредметных, надпредметных.
По форме проведения – урок-проект, экскурсия, спектакль, фестиваль,
видеопроект, выставка и тому подобное. По масштабу субъекта, участвующего в
проектной деятельности, – индивидуальный, парный, коллективный, корпоративный.
По характеру межсубъектных контактов – среди участников одного возраста; среди
участников всех возрастов. По характеру координации деятельности обучающегося –
с непосредственной координацией, со скрытой координацией. По продолжительности
– краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В
СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятий
«проект», «проектная деятельность» Проектная технология
активно и успешно внедрялась в зарубежной школе. В частности, в США,
Великобритании, Бельгии, Финляндии, Германии, Италии и других странах
технология проектов получила большую популярность благодаря удачному сочетанию
теоретического знания и его практического применения для решения конкретных проблем.
Такие отечественные
педагоги, как С. Шацкий, В. Шульгин, М. Крупенина считали, что проектная
технология обеспечит развитие инициативы и творческой деятельности обучающихся
и будет способствовать связи между приобретением знаний и навыков и их применением
при решении практических задач. Они считали, что проектная технология – это
единственное средство для превращения «школы учебы» в «школу жизни», где
полученные знания будут реализовываться в ходе практической деятельности обучающихся [1].
В 1920-х годах прошлого
века проектная технология становится одной из самых популярных в отечественном
образовании, однако заложенные в ней педагогические задачи часто искажались.
Особенно ярко все достоинства и недостатки применения проектов нашли свое
отражение в идеях и опыте В.Н. Шульгина. Содержание образования определялось не
столько программой, интересами тех, кто учится, сколько потребностями
окружающей жизни. По мнению В.Н. Шульгина, результаты работы по методу проектов
должны измеряться не только образовательно-воспитательным эффектом, но и
степенью решения той хозяйственной, политической, культурно-просветительской
работы, которую как выполнение промфинплана культурное учреждение взяло на
себя. Учебные заведения выполняли производственные, культурно-бытовые, политические
проекты[2].
Само слово «проект»
заимствовано из латинского, которое означает «брошенный вперед». В современном
понимании: «проект – это намерение, которое будет осуществлено в будущем. Метод
проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в
начале ХХ века в США. Его назвали также «методом проблем» и связывали с идеями
гуманистического в филологии и образовании, разработанным американским
педагогом, психологом и философом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х.
Килпатриком[3].
Во многих своих работах
Дж. Дьюи приводил мнение о том, что ребенок, представленный как пассивный
слушатель, бессмысленно тратит много энергии. Основываясь на анализе
способностей ребенка, он предложил педагогам считаться с двумя важными
факторами в воспитании: воображением и интересом. Эта идея американского
педагога и психолога вызывает интерес для проведения исследования, поскольку
современная методика проектного обучения опирается на такой принцип как
обучение с увлечением и интересом. В современной методике широко используется
то, что предлагал Дж. Дьюи – это «эго-фактор» (Я-фактор), то есть все обучение
преломляется через личность учащегося, его интересы. Следует привести ребенка к
осознанию необходимости для самого себя практического и интеллектуального умения
пользоваться такими методами работы и поисков, которые позволили бы ему
способность достигать нужных ему результатов. Итак, если то, что ребенок уже
знает, составляет часть любого преподаваемого предмета в школе, то естественным
и передовым приемом оказывается метод, который умеет использовать такое знание,
что ставит его в основу, на которой можно построить сознательные занятия
ребенка[4].
Идеи Дж. Дьюи получили
развитие в трудах его последователей: американского педагога У.Х. Килпатрика,
который внес большой вклад в американское школьное образование, и Е. Коллингса.
Метод проектов привлек внимание советских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи
проектного обучения возникли в СССР практически параллельно с разработками
американских педагогов. Под руководством советского педагога С. Шацкого была
организована небольшая группа сотрудников, которая пыталась активно
использовать метод проектов в практике преподавания[5].
Самостоятельность в
обучении, которая является неизменной составляющей проектной деятельности и
обязательной частью современного образования, обеспечивает сосредоточенность обучающихся
на выполнении основных учебных задач и предусматривает:
– усвоение учебного
материала;
– увеличение объема
знаний и их качественное усложнение;
– повышение существующего
уровня умений и навыков;
– овладение рациональными
методами и приемами умственного труда;
– открытие новых способов
учебной деятельности и т.д.[6].
В исследованиях некоторых
ученых метод проекта понимается как мотивация обучающихся к приобретению новых
знаний, умений и навыков через участие в проекте (включение в определенную
деятельность) с четко регламентированными графиком и описанием продукта
конечного результата. Процесс выполнения проекта активизирует креативное
мышление, творческие способности и способствует самостоятельности обучающихся.
В педагогике известны различные типы учебных проектов (творческие, игровые,
информационные, исследовательские).
Обратим наше внимание на
интерпретацию понятий «проект», «проектирование», «проектная технология»,
«проектная деятельность». Анализ научной отечественной и зарубежной литературы
свидетельствует о том, что понятие «проект» трактуется учеными достаточно широко.
Ученый Е. Гитман определил «проект» как совокупность концептуальной и
формальной модели, пакет документов, который дает описание на предметном языке
того, что и как должно быть сделано[7].
А. Коберник дает более
исчерпывающее определение, близкое к современному пониманию: «проект» – это
прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния;
замысел, план (projectio
–
бросание вперед), а проектирование – как создание идеального описания будущего
объекта предшествует его реализации; таким образом мы задаем вектор
рассмотрения педагогического проектирования как частного случая проектной
практики в целом[8].
А. Пометун конкретизировал определение проекта как замысла, плана, прообраза
определенного объекта[9].
Отдельным вопросом проанализируем
понятие «проектирование». Ученый А.В. Беспалько предоставил несколько
определений наиболее распространенных определений проектирования:
– определение версий или
вариантов развития или изменения определенного явления или объекта;
– конструирование вариантов
оптимального будущего состояния объекта;
– форма опережающего
отражения и преобразования действительности, направленная на конструирование
системы параметров будущего материального объекта, качественно нового его
состояния;
– принятие решений в условиях
неопределенности[10].
И. Шевченко понимает
проектирование как нерегламентированную, творческую, полифункциональную
деятельность, выполняет аналитическую, прогностическую, конструктивную,
организационную и рефлексивной функции[11]. Н. Яковлева конкретизировала
понятие «проектирование» и определила его как процесс создания проекта и его
фиксацию в любой внешне выраженной форме. Этот термин техническое звучание, но
в настоящем он также используется для обозначения интеллектуальной деятельности
по созданию проектов самых разнообразных типов[12].
Ученый А. Слободяник
подвела толкование проектирования до современной лаконичной и сжатой формы.
Согласно ее мнению, проектирование рассматривается как основной механизм
осуществления и развития инновационной деятельности и как вид творчества,
который включает моделирование, прогнозирование и аналитическую оценку[13].
Такого определения мы
будем придерживаться в данном исследовании.
Обратим наше внимание на [1] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод
проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. –
Самара, 2003. – 234 с. [2] Филимонов А.А., Гам В.И.
Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во
ОмГПУ, 2005. – 256 с. [3] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод
проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. –
Самара, 2003. – 234 с. [4] Филимонов А.А., Гам В.И.
Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во
ОмГПУ, 2005. – 256 с. [5] Там же. [6] Шаров С.В. Самостоятельная работа
как условие формирования профессиональной компетентности будущих специалистов
// Современное образование. 2017. – №. 5. – С. 37. [7] Гитман Е., Гитман М. Проект в
образовательной области «Технологи» // Школьные технологи. – 2002. – №6. – С.
137. [8] Коберник А.Н. Проектная
технология: возможности применения в образовании // Педагогика высшей и средней
школы. – 2012. – №. 36. – С. 13. [9] Интерактивные технологии обучения:
теория, практика, опыт. Метод. пособие / Авт. сост .: А. Пометун, Л. Пироженко.
– М.: АПН, 2002. – С. 99. [10] Беспалько А.В. Социальное
проектирование учеб. пособие. / Ин-т психологии и соц. педагогики. – К.: [б.
и.], 2010. – С. 5. [11] Шевченко И. Педагогическое
проектирование и его составляющие // Научные записки. Сер .: Педагогические
науки. – 2010. – №. 91. – С. 258. [12] Яковлева Н.Ф. Проектная
деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2014. –
С. 14. [13] Слободяник А.В. Анализ понятия
«проект», «проектная технология», «педагогическое проектирование» в
исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Научные записки. Серия:
Проблемы методики физико-математического и технологического образования. –
2015. – Т. 3. – №. 7. – С. 234-243.