Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Познавательная активность как объект педагогического анализа 6
1.2 Структура и функции познавательной активности детей младшего школьного возраста 17
1.3 Специфика использования проектной методики в начальной школе 23
Выводы к главе 1 31
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА 33
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности как предварительный этап педагогического эксперимента 33
2.2 Программа педагогического эксперимента 39
2.3 Результаты эксперимента и методические рекомендации 57
Выводы к главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Введение:
Актуальность работы. В современных социальных условиях человек, умеющий мыслить нестандартно, генерировать различные идеи и претворять их в жизнь, имеет более широкие перспективы. В то же время сегодняшний день характеризуется все возрастающим объемом информации, что побуждает образовательные учреждения воспитывать учащихся, способных самостоятельно и активно приобретать знания, искать и обрабатывать необходимые источники и создавать новые объекты. Перечисленные выше аспекты являются характеристиками проектной деятельности.
Как способ организации младших школьников к самостоятельной работе, она основана на непосредственной познавательной активности и автономности младших школьников, а потому способствует формированию у них коммуникативных и информационных навыков, учебных умений и др.
Целью данного исследования является теоретическое исследование и подтверждение специфики реализации метода проектов в учебной деятельности для определения особенностей воздействия метода на развитие познавательной активности младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования — развитие познавательной активности у младших школьников. Предметом исследования является влияние метода проектов на развитие познавательной активности младших школьников.
Гипотеза исследования: использование метода проектов в учебной деятельности будет эффективным и повысит уровень познавательной активности младших школьников при соблюдении следующих условий:
— учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей обучающихся.
— соблюдение организационно-методических условий проектной деятельности, а именно четкий план работ, правильное распределение ресурсов, эффективная коммуникация и контроль за выполнением задач.
— определение возможностей проектной деятельности в повышении заинтересованности обучающихся.
— систематическое использование проектной деятельности в целях повышения учебной и исследовательской мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1) Объяснить термины «познавательный интерес», «познавательный процесс», «познавательная активность» в педагогике и психологии; дать общую характеристику проектного метода и его применения к обучению и воспитанию детей;
2) В сочетании с условиями современной действительности и реализацией образовательного процесса описать особенности метода проектов, используемого в младших классах общеобразовательной школы, и раскрыть возможности проектной деятельности как метода обучения для развития познавательной активности учащихся;
3) Охарактеризовать особенности обучения и познавательной активности младших школьников в условиях проектной деятельности, а также выявить различные аспекты метода проектов в обучении теории и практике в РФ и за рубежом;
4) Провести предварительную диагностику уровня развития познавательного интереса младших школьников и описать выполнение этапа подготовки к педагогическому эксперименту
5) Реализовать метод проектов, направленный на повышение уровня развития познавательной активности как этап педагогического эксперимента;
6) Проанализировать эффективность мер по внедрению методики, описать проведение контрольного этапа эмпирического исследования и составить на данной основе методические рекомендации по рассматриваемой теме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал, изложенный в работе, может быть использован учащимися, учителями, педагогами начальных классов в качестве методических материалов для подготовки научно-практических занятий.
В своей работе мы используем следующие методы исследования: анализ специальной и общей литературы, использование методов диагностики познавательных интересов детей, анализ данных, полученных при использовании методов диагностики, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
На основе теоретического анализа проблемы формирования познавательной активности младших школьников были сделаны выводы относительно состояния проблемы. Идеалом современного обучения является личность не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с быстрой реакцией на все новое, с полноценными развитыми потребностями дальнейшего познания и самостоятельного действия, с хорошими ориентировочными навыками и творческими способностями. Познавательная активность — один из главных критериев качества подготовки учеников, а эффективность ее формирования можно обеспечить только при условиях специальной организации познавательной деятельности тех, кто учится.
Атмосфера доброжелательности, поощрение во время обсуждений, поддержка застенчивых детей ведут к их умственной и эмоциональной раскомплексованности, снижают страх перед возможными ошибками, способствуют развитию умения аргументировать. Эмоции играют важную роль в развитии навыков критического мышления, поэтому развитию эмоционального интеллекта уделяется значительное внимание. В курсе по развитию познавательной активности необходимо выделить время для творчества, поскольку способность генерировать новые идеи и критически их рассматривать является едва ли не главным показателем успешности человека.
Познавательная активность младшего школьника является сложным психолого-педагогическим образованием, синтезирующим в себе ряд компонентов. Особую связь наблюдаем между познавательной активностью и познавательным интересом учащихся, другими словами, — если урок не является интересным, приемы и методы преподавания не привлекают, не стимулируют к поиску новой информации, то, естественно, ждать высокой познавательной активности воспитанников не приходится.
Развитие познавательной активности обусловливается не только содержанием учебных дисциплин, но и способами овладения им. Поэтому действенным фактором решения обозначенной проблемы служат инновационные средства и методы преподавания для формирования и развития личностных ценностей детей.
Количественные и качественные показатели результатов образовательно-воспитательной работы, проведенной на формирующем этапе исследования, свидетельствуют об эффективности использования в ней проектной методики. Если в начале эксперимента подгруппа детей, способных независимо мыслить, сопротивляться внушаемым мыслям, критически относиться к себе, искать новые варианты учебных действий, аргументировать, составляла 31% от экспериментальной группы, то на конец опыта их количество увеличилось на 10%. На 4% улучшились качественные показатели в подгруппе со средним уровнем развития мышления.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности предложенной системы заданий по проектной методике в формировании познавательной активности младших школьников показала значительный прогресс в развитии признаков мышления у детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют и качественные показатели — отсутствие боязни высказывать свои мысли, стремление найти собственный вариант решения проблемы и другие важные навыки.
Достижением нашего эксперимента является и то, что с помощью кейса заданий, включенных в образовательный процесс экспериментальной группы, мы добились коррекции психических свойств ума тех детей, которые представляли подгруппу с низким уровнем сформированности познавательной активности. Таким образом, цель исследовательской работы можно считать достигнутой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Познавательная активность как объект педагогического анализа
Акцент современных методистов на познавательной активности обусловлен ее важностью в процессе обучения и доминирующим влиянием на все сферы человеческой деятельности. Большинство современных ученых считают, что активность является основой познания, поэтому вопрос о формировании данного явления актуален для развития современной педагогической мысли.
Однако существуют терминологические различия и расхождения в трактовке психолого-педагогической природы данного явления разными учеными. Для дальнейшего исследования феномена познавательной активности в контексте педагогической мысли рассмотрим процесс его появления и формирования с точки зрения иных, начальных аспектов, а именно философского и психологического.
В философии познавательная активность рассматривается через определение деятельности, понимаемой как одной из решающих характеристик образа жизни социального субъекта, которая отражает степень (уровень) направленности его способностей, знаний, умений, навыков, стремлений, сконцентрированной воли, творческих усилий на реализацию насущных потребностей, интересов, целей, идеалов [53].
Французские философы-материалисты XVIII века направляли своё внимание на исследование активности живых систем (и в том числе познавательной) и их взаимосвязей с материальным воплощением окружающей среды. Именно сложность её организации, а не существование конкретных материй, объясняет способность человека чувствовать и мыслить. Например, И. Кант утверждал, что познание не может отражать реальность непосредственно, оно опосредовано субъективностью мысли, даже на уровне чувственного отражения [Цит. по: 41, с. 40-12].
Согласно Г. Гегелю, первоосновой мира является абсолютное понятие. Его самодвижение порождает реальный материальный мир [Цит. по: 4, с 225]. Суть познания — саморазвитие, то есть познание собственного содержания. Так, Г. Гегель объясняет знание как активную человеческую деятельность. В то же время тема познавательной активности отражена и в исследованиях психологов, которые утверждают, что человек не рождается со способностью познавать мир — врожденной является только способность к познанию.
З. Фрейд подчеркивал, что любая деятельность человека определяется инстинктом. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и косвенным, имплицитным [Цит. по 64, с. 87]. Однако инстинкты являются конечной причиной любой деятельности. А. Адлер верил в творческую силу человека, которая дает ему возможность стать творцом собственной жизни: свободная, сознательная деятельность является определяющей характеристикой человека [Цит. по: 57, с. 80].
Здесь экзистенциальная психология сталкивается с субъективированной деятельностью личности в абстракции, даже если речь идет о творческих проектах. Эта деятельность считается спонтанной и независимой от окружающей среды, которая противопоставляется человеку. Таким образом, активность — это степень, в которой субъект взаимодействует с окружающей действительностью.
Данная категория является одной из самых актуальных для изучения психологической природы человека, его развития, сознания, познания и творчества. С психологической точки зрения активность — универсальная характеристика живых существ, собственная динамика которых является источником преобразования, изменения или поддержания важных связей с окружающим миром; активность личности — одно из важнейших качеств личности, выражающееся в изменения окружающего мира в соответствии со своими потребностями, перспективами и целями [19].
Анализ научных данных показывает, как взгляды исследователей-педагогов на природу деятельности эволюционировали в соответствии с философским и психологическим трактованием данного понятия, что отображено на рисунке 1.
Рис. 1 Терминологический анализ понятия «активность» [23]
На основе анализа научной литературы были обобщены существующие мнения о качестве феномена активности, которые в целом можно разделить на три категории:
1) активность как деятельность.
2) активность как характеристика деятельности.
3) активность как характеристика работоспособности или потенциала системы.
В справочниках «активность» определяется как:
— как положительное отношение человека к миру, способность осуществлять социально значимые изменения в материальной и духовной среде на основе развития исторического опыта человечества;
— как способность человека к сознательному труду и социальной активности, измеряющая его способность целенаправленно и планомерно преобразовывать свое окружение и самого себя на основе усвоенной им богатой материальной и духовной культуры.
В педагогике термин «активность» определяется как:
— активное отношение индивида к миру.
— способность производить социально значимые изменения в физической и психической среде в свете развития исторического опыта человека;
— категория самовыражения: в творческой деятельности, в волевом поведении, в общении [36].
Поэтому считаем, что понятия «деятельность» и «активность» нельзя отождествлять, хотя между ними существует диалектическая связь. «Деятельность» понимается как сознательный и целенаправленный процесс преобразования окружающих нас вещей и образов.
Современная наука изучает различные виды активности личности (психологическую, социальную, трудовую, поведенческую, интеллектуальную, творческую, личностную, познавательную, коммуникативную и др.) Психолого-педагогические исследования особенно касаются познавательной деятельности. Как отмечает О.С. Барболина, активность обучающегося — это показатель отношения к знаниям и качества социально значимой личности в данной образовательной ситуации [66]. Как уже упоминалось ранее, вопрос развития познавательной активности не является новым в педагогической теории и практике, однако, несмотря на большое количество исследований по этому вопросу, до сих пор исследователи не пришли к единому мнению относительно определения понятия.
Проанализировав существующие дефиниции, отметим, что ученые выделяют познавательную активность в качества личности и формирование личности. Методисты считают, что познавательная активность зависит от отношения человека к познавательной деятельности, готовности и желания самостоятельно выполнять эту деятельность.
По итогу анализа материала, можно сказать, что исследователи не дали четкого определения познавательной деятельности. Суммируя, можно сделать вывод, что познавательная активность — это комплексное качество личности, выраженное в стремлении к знаниям, которое определяет стойкий интерес к поиску новых фактов, готовность, инициативу и самостоятельность к исследовательской деятельности, что выражается в положительных эмоциях и рефлексивной самоорганизации.
Адаптивный и продуктивный характер познавательной деятельности, который должен влиять на развитие личности благодаря созданию соответствующих условий, важен для изучения познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста. Данные стороны познавательной деятельности связаны друг с другом и редко проявляются в чистом виде.
Таким образом, познавательная деятельность с педагогической точки зрения — это сложное, многогранное явление, имеющее свою структуру (виды, жанры, компоненты и элементы), основные формы выражения, стандарты и показатели, уровни, которые поддаются измерению. Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста осуществляется в соответствии с их потребностями в разнообразных формах деятельности, которые способствуют формированию целостного представления об окружающем мире. Эта активность, одновременно являющаяся познавательно ориентированной, деятельностной и самостоятельной, имеет свои характерные особенности.
Во-первых, познавательная активность проявляется у детей с самого рождения и интенсивно развивается в дошкольном возрасте. В этот период дети проявляют способность к реализации своих познавательных потребностей через различные виды деятельности. Они постоянно задают вопросы, размышляют, сравнивают, экспериментируют и решают разнообразные детские проблемы.
Во-вторых, познавательный интерес у детей проявляется на уровне любознательности и интегративного любопытства. Он объединяет интеллектуальное и эмоциональное отношение к реальным объектам и явлениям, причем эмоциональный аспект часто является доминирующим. В школьном возрасте эти проявления познавательного интереса ещё более усиливаются.