Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проектирование взаимодействия участников образовательных отношений в обогащении содержания игровой деятельности детей 3-4 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ОБОГАЩЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы
развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста. 6
1.2
Характеристика психолого-педагогических условий развития игровой деятельности у
детей посредством компьютерных технологий в системе образовательных отношений. 13
Выводы по 1
главе. 23
ГЛАВА
2. Эмпирическое исследование по изучению психолого-педагогических условий
развития ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дошкольников посредством компьютерных технологий
в системе ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 25
2.1 Анализ
деятельности дошкольной образовательной организации по педагогическому
просвещению родителей в условиях детского сада. 25
2.2
Выявление уровня развития познавательной активности в игровой деятельности у
детей 3-4 лет. 30
Выводы по 2
главе. 36
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ОБОГАЩЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 37
3.1
Педагогический проект «Виртуальный детский сад». 37
3.2
Методические рекомендации для педагогов по развитию игровой деятельности
дошкольников. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 60
Введение:
ВВЕДЕНИЕ В условиях современной
реальности перед дошкольными образовательными организациями как общего типа,
так и специального назначения стоит системная задача всестороннего развития детей
и подготовки их к поступлению в школу. В настоящее время в условиях нынешней реальности
игровая деятельность и применение взаимодействия участников образовательных
отношений в некоторой степени утрачивает свою актуальность и практическую
значимость, по причине того, что все активней внедряются в жизнь современного
человека различные информационные технологии, цифровизация всех сфер
жизнедеятельности, глобализация социума и экономики, социальные сети и т.д. Но
при этом именно игровая деятельность и основанная на ней познавательная
активность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности как
подрастающих поколений, так и взрослых людей, именно в потенциале взаимодействия
заложен огромный запас для воспитания и обучения, привития морально-нравственных
ценностей подрастающим поколениям.
Таким образом, одним из средств формирования и
развития познавательной активности и познавательной культуры у дошкольников 3-4
лет является игра как ведущий вид деятельности.
Вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая
значимость настоящего исследования.
Теоретико-методологическая основа и степень изученности настоящей
проблематики состоит в том, что в посвященных развитию познавательной
активности дошкольников в игровой деятельности исследованиях Е. И. Тихеевой, А.
П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой
уделяется существенное внимание проблематике проектирования взаимодействия
участников образовательных отношений.
Кроме этого,
теоретико-методологическая основа работы включает в себя следующие положения:
1) система взаимодействия субъектов
социально-образовательного процесса (Крупина И.В.);
2) учение о высших психических функциях и
использования потенциала народной культуры (Л.С. Выготский);
3) положения личностно-ориентированного подхода и
полисубъектного сотрудничества в воспитании (Л.И. Божович, Л.Н. Куликова и
др.).
Объект исследования: развитие
игровой деятельности у детей 3-4 лет.
Предмет исследования:
психолого-педагогические условия формирования взаимодействия участников
образовательных отношений в обогащении содержания игровой деятельности у детей 3-4
лет.
Цель исследования – теоретически
обосновать и опытно-экспериментально подтвердить влияние взаимодействия
участников образовательных отношений в обогащении содержания игровой
деятельности у детей 3-4 лет.
Поставленная цель обусловила
формулирование следующих задач исследования: 1.
Проанализировать психолого-педагогические особенности дошкольного возраста и
основные характеристики формирования познавательной активности у дошкольников. 2. Определить
влияние игры на развитие детей дошкольного возраста. 3. Провести
диагностику начального уровня развития игровой активности у дошкольников. 4. Провести
психолого-педагогическую работу по развитию познавательной активности
дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в процессе проектирования
взаимодействия участников образовательных отношений. 5. Осуществить
сравнительный анализ полученных результатов исследования; на основе
исследования сформулировать основные выводы и практические рекомендации.
Гипотеза: в основе нашего
исследования лежит предположение о том, что развитие детей 3-4 лет посредством
игровой деятельности в процессе проектирования взаимодействия участников
образовательных отношений будет эффективным при соблюдении следующих
психолого-педагогических условий:
1) если перед проведением игры
будут проведены тематические беседы, обсуждения, в том числе между самими
воспитанниками;
2) если будет составлена
картотека, направленная на развитие познавательной активности старших
дошкольников, при регулярном её обновлении;
3) если будет осуществлено
взаимодействие с родителями, направленное на развитие познавательной активности
дошкольников посредством игры.
Рассмотрим более подробно данные
психолого-педагогические условия.
1. Необходимо формировать
ситуации, когда перед самими играми будут проводиться беседы по теме, которая
будет потом проигрываться непосредственно в играх дошкольников.
При этом важно, чтобы сами дети
вовлекались в процессы обсуждения тех или иных аспектов игр.
2. Составление картотеки
позволит более структурированно и системно осуществлять работу по развитию
познавательной активности дошкольников. В данном психолого-педагогическом
условии необходимо соблюдать тот принцип, что функционирование картотеки должно
соответствовать основным целям занятий по развитию познавательной активности
дошкольников, а кроме этого, данная картотека должна постоянно обновляться.
3. Взаимодействие родителей и
педагогического состава позволят сделать формирование и развитие познавательной
активности у дошкольников именно на системной и регулярной основе.
Методы
исследования:
1) анализ
психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме
исследования;
2)
наблюдения;
3) психолого-педагогический
эксперимент;
4) анализ
экспериментальных данных.
Структура работы: Общий объем работы составляет 62 страницы,
включает 7 таблиц и 5 рисунков. Работа включает в себя введение, три главы,
заключение, библиографический список в количестве 42 источников.
Практическая
значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения
эффективной и оптимальной практической программы формирования и развития
познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью комплексной
программы игр в процессе проектирования взаимодействия участников
образовательных отношений.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время в условиях современной реальности (пандемия
коронавирусной инфекции, напряженная эпидемиологическая обстановка,
социально-экономические последствия деструктивного характера) нынешняя
социокультурная ситуация имеет под собой определенный ряд негативных процессов,
возникших в сфере духовной жизни российского современного общества – это и
ослабление духовно-нравственных ориентиров, и некоторое отчуждение от культуры
и искусства современных детей и подростков, молодежи и взрослых, недостаточная
финансовая обеспеченность организаций и учреждений.
В связи с этим современная система дошкольного образования с каждым днем
все значительнее требует активного применения различных возможностей потенциала
игровой деятельности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста на
основе проектирования конструктивного взаимодействия участников образовательных
отношений в обогащении содержания игровой деятельности детей. С учетом
постепенного перехода системы образования на дистанционный формат
представляется крайне важным разрабатывать наиболее оптимальные технологии по
воспитанию с применением потенциала игровой деятельности.
В условиях современной реальности в
образовательном процессе дошкольной образовательной системы на первое место ставится
идея системного развития полноценной и гармоничной личности ребенка,
формирование его практической готовности к самостоятельной и активной
деятельности. В связи с этим вполне закономерно меняются и функции, и
содержание работы дошкольных образовательных учреждений на основе эффективных
коммуникаций с родителями в проектной деятельности.
Развитие игровой познавательной
активности имеет существенное значение во всем многоаспектном процессе развития
ребенка. Само обучение игровой деятельности возможно рассматривать и как цель,
и как практическое средство овладения родным языком и всеми процессами
социализации ребенка.
При этом освоение различных сторон
речи служит важнейшим условием формирования и дальнейшего развития
познавательной активности, и одновременно развитие игровой деятельности
способствует самостоятельному применению дошкольников отдельных слов и
синтаксических конструкций.
Как
неоднократно указывалось в настоящем исследовании, ведущим видом деятельности
ребенка дошкольного возраста является игра. При этом само содержание игровой
деятельности в целом и сюжетно-ролевых игр в постепенно в дошкольном возрасте
значительно обогащается — от разыгрывания простых бытовых сюжетов дошкольник
переходит к отражению различных отношений, начинают появляются
импровизированные сюжеты с творческими нешаблонными компонентами, а все это, в
свою очередь, совершенствует навыки познавательной активности.
Результаты
проведенной работы обнаружили, что специально организованная сюжетно-ролевая
игра дает возможность на практике обеспечить комплексное развитие и
совершенствование познавательной
активности и всех ее компонентов у детей дошкольного возраста. Таким
образом, прикладная значимость настоящего исследования заключается в
доказательстве результативности использования программы с целью развития познавательной активности дошкольников.
В сегодняшние дни к подрастающим поколениям определяется существенное
количество разнообразных требований к вопросам обучения и воспитания. Многие
исследователи обращают внимание на тот факт, что в условиях пандемии
коронавирусной инфекции и непростой эпидемиологической обстановки во всем
мировом пространстве в значительной мере увеличивается прикладная роль
повышения духовно-нравственного потенциала в процессе системной социализации
детей при использовании игровой деятельности.
Особый интерес на сегодняшний день вызывает проблема влияния
социальной среды в виде игрового взаимодействия, его потенциала на
морально-нравственное воспитание детей. И в данном аспекте проблемы образования
и образовательных организаций как социальных структур являются очень важными на
сегодняшний день при проектировании системы эффективного взаимодействия.
Особенности развития современного российского общества усиливают
значимость и необходимость преобразования разных сфер в жизни и деятельности
людей, включая также сферу дошкольного образования. Современное образование
характеризует наличие изменений, обусловленных необходимостью совершенствования
вопросов развития процессов социализации в контексте применения потенциала игры
для развития современного ребенка.
В системе начального образования вся учебно-воспитательная работа
базируется и на практическом уровне реализуется на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ДОО), где основным постулатом
является системное вовлечение и приобщение детей дошкольного возраста к
основным историческим аспектам, социально-культурным нормам и вопросам
морально-нравственных ценностей именно при помощи потенциала игрового
взаимодействия. Организация игрового взаимодействия в
дошкольном образовательном учреждении будет способствовать сохранению
устойчивого интереса к окружающему миру, совершенствовать навыки социализации и
эффективной коммуникации, воплощать в игре определённые переживания, побуждать
к созданию новых образов, а также привлечению внимания подрастающего поколения
к сохранению народной культуры. С полной уверенностью можно заключить,
что, приобщая детей к богатейшему опыту человечества, накопленному
в игровом взаимодействии, можно воспитать высоконравственного,
образовательного, разносторонне развитого современного человека. Важное влияние
на развитие личностных качеств детей, творческих способностей, оказывают
театрализованные игры, кукольный театр, которые обладают существенными
возможностями воспитания, желанием творить, смотреть и видеть, образно мыслить,
слушать и слышать. Большое и разностороннее влияние игровой деятельности на
личность ребенка позволяет применять их как достаточно эффективное, и при этом
не навязчивое педагогическое средство. Воспитательные и образовательные
возможности игр усиливается тем, что их тематика практически не ограничена.
Ежедневно меняющиеся условия развития нашего общества,
наравне с модернизацией дошкольного образования на системной основе
актуализируют интерес к вопросам и проблемам формирования информационного
сопровождения по вопросам социализации детей в условиях культурного подхода,
базирующегося на потенциале использования и обогащения игровой деятельности.
Задача образовательной системы должна состоять в конструктивном использовании
информационных цифровых технологий при воспитании с применением всего огромного
потенциала культуры и творчества в виде игровой деятельности.
Фрагмент текста работы:
1.1. Психолого-педагогические
подходы к изучению проблемы развития игровой деятельности у детей дошкольного
возраста Дети дошкольного возраста в настоящее время с позиций
масштабности представляются определенным образом авангардом нашего социума,
способности и общий потенциал которых может оказывать влияние на общее
состояние страны в мировом пространстве и внешних связях конструктивного
сотрудничества на международной арене. На основе этого положения следует
отметить, что различным социально-воспитательным структурам следует четко
понимать прикладные возможности и потребности детей дошкольного возраста, на
регулярной основе осуществлять контроль их интеллектуального и
духовно-нравственного развития, учитывая их социально-психологические
особенности в игровой деятельности. Иначе говоря, невозможно оптимально
формировать и совершенствовать систему дошкольного образования и воспитания без
учета вышеназванных особенностей. Указанное положение в полной мере касается и
системы организации и развития игровой деятельности как ведущего типа
активности у детей 3-4 лет.
Не подлежит сомнению тот факт,
что только лишь в процессе
игрового взаимодействия и сотрудничества ребенка со сверстниками и взрослыми
осуществляется процесс его культурного развития и усваиваются основные
алгоритмы процессов социализации. Именно
педагогический потенциал игровой деятельности, реализуемый в регулярной работе,
способствует развитию и совершенствованию основных личностных и
интеллектуальных качеств и компетенций ребенка на системном уровне.
Осуществление реализации игрового потенциала происходит при непосредственной
передаче общественно-исторического опыта подрастающему ребенку в процессе
непрерывного развития и обучения [7, с. 112].
Потенциал игры на системном уровне представляет собой единое
пространство дошкольной образовательной организации, ту основополагающую
структуру, в которой должны быть гармонично участвовать педагоги, дошкольники,
родители. Кроме этого, в условиях нынешней пандемии коронавируса стал довольно
актуальным вопрос о дистанционных схемах и форматах взаимодействия в дошкольной
образовательной среде при использовании потенциала игровой деятельности на
основе народной культуры и исторических традиций в воспитательном процессе.
Инновационные технологии цифровой среды в современных социально-экономических
условиях требуют своего прикладного использования и наиболее результативного
применения в аспекте личностно-ориентированного подхода использования
потенциала игровой деятельности на основе народной культуры в воспитании и
развитии дошкольников [2, с. 211].
Ежедневно меняющиеся условия развития нашего общества,
наравне с модернизацией дошкольного образования на системной основе
актуализируют интерес к вопросам и проблемам формирования эффективного
взаимодействия участников образовательных отношений в обогащении содержания
игровой деятельности у детей 3-4 лет.
Задача дошкольной образовательной системы должна состоять в
конструктивном использовании информационных цифровых технологий при воспитании
дошкольников с применением всего огромного потенциала игровой деятельности [9, с. 42].
Игра как воспитательно-развивающий фактор на системном уровне
представляется важным компонентом культурного наследия нашей страны, и поэтому
именно в ней заключены наиболее важные психолого-педагогические условия
использования потенциала культурного наследия в процессе воспитания детей
дошкольного возраста. При этом необходимо отметить, что специфической
особенностью игрового творчества является то, что оно самым непосредственным
образом выражает в себе все устойчивые формы жизнедеятельности народа,
национальный характер и коллективное мышление [14, с.112].
Известно, что качество
образовательного процесса в значительной степени определяется тем, насколько он
ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребёнка, раскрытие
неповторимости личности, развитие её творческих способностей, создание
креативной среды, поиска средств поддержания интереса и активизации
деятельности воспитанников. Поэтому требования нового образовательного
стандарта дошкольного образования предполагают такие формы организации
образовательного процесса, в которых широко используются проблемные ситуации, в
результате чего происходит развитие творческих, интеллектуальных и
коммуникативных способностей детей.
По мнению исследователей,
изучавших особенности развития детей (Л.
С. Выготский, Т. А. Гридина, Е. В. Жулина, В. И. Яшина и др.), одним из
наиболее эффективных методов обучения и развития является специально
организованная игра, мотивы, цель и задачи которой конкретизируются в
зависимости от её направленности и целей использования в работе. Эти
утверждения основаны на том, что ребёнку присуща легкость и свобода в создании
условных ситуаций [1, с. 52]. Дети любят использовать
словесные описания–представления, при этом как бы играя образами, могут создавать
фантастические образы и обобщенные образы–идеалы, легко включаясь в
воображаемые события, учитывая указанные условия. Кроме того, в игре
реализуется опыт ребенка, проигрываются и обыгрываются его жизненные
впечатления [3, с. 214].
По убеждению учёных,
исследовавших влияние игровой деятельности на развитие ребёнка (О. В.
Ким, И. В. Козловой, О.В. Груздевой, Н. А. Жуковской и др.), в
психодиагностической и коррекционно–развивающей работе с детьми дошкольного
возраста наибольшие возможности создает творческая сюжетно–ролевая игра, в
условиях которой ребенок самостоятельно моделирует реальность, воспроизводит её
содержание, апробирует различные схемы выполнения или строит собственный сюжет,
преодолевает стереотипы собственного поведения, являясь основой развития
воображения, мышления и речи [5, с.81]. Ведь выполнение роли в игре
требует от ребенка сложной творческой работы: нужно четко представить себя в
каждый отдельный момент действия персонажа, спланировать его последующие
действия, исходя из конкретной ситуации и удерживать внимание на ходе
игры. В игровых действиях с предметами дети варьируют действиями, придают
им сюжетное значение и соблюдают условные правила. Игра и новые возможности
воображения дают простор ребенку выйти за пределы реальных ситуаций, происходит
перевоплощение ребенка во взрослого, возникает иллюзия идентификации с ним в
игровых действиях. Воображение и играет стимулирующую роль в создании
первого целостного образа себя и окружающего мира, себя в нем.