Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проектирование инклюзивного физического воспитания учащихся основной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.. 8
1.1. Теоретические основы инклюзивного физического
воспитания учащихся общеобразовательных школ. 8
1.2. Особенности психофизического развития учащихся с
интеллектуальными нарушениями. 20
1.3. Методические подходы к проектированию инклюзивного
физического воспитания учащихся основной школы.. 33
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 41
2.1. Задачи исследования. 41
2.2. Методы исследования. 41
2.3 Организация исследования. 52
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 54
3.1 Результаты констатирующего эксперимента. 54
3.2. Адаптивная образовательная программа физического
воспитания учащихся основной школы с интеллектуальными нарушениями. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73
ВЫВОДЫ.. 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 77
Введение:
Реорганизация и
обновление национальной системы образования на основе принципов демократизации,
гуманизации и модернизации, признание права каждого ребенка на получение
образования, адекватного его познавательным возможностям и требованиям времени
является указателем к поиску оптимальных путей ее реформирования, социализации
детей с нарушениями психофизического развития и их интеграции в социуме.
В нашей стране
учебно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы
образования и здравоохранения. Вариативное образование дает возможность для
создания различных учебных заведений как для способных, одаренных детей, так и
тех, которые испытывают трудности в обучении и развитии. Сегодня в российских
школах намечается тенденция включению таких детей в образовательный процесс на
базе обычной школы. Данный подход к обучению детей с ОВЗ является инклюзивным
образованием.
Термин инклюзивное
образование используется для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями общеобразовательных школах. Основная идея такого образования –
это исключение дискриминации детей, тем самым обеспечивая равное отношение ко
всем людям; создание особых условий для детей, которые имеют особые
образовательные потребности.
Актуальность темы
данного исследования обусловлена
необходимостью проектирования инклюзивного физического воспитания учащихся
основной школы для всестороннего развития детей с ОВЗ и успешного их включения
в социум.
Для того, чтобы
весь процесс физического воспитания учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования был более эффективным, необходимо правильное комплектование
специальных учреждений, разработка и реализация адаптивной
образовательной программы физического воспитания учащихся с ОВЗ основной школы,
что является требованием ФЗ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации». В связи с этим
возникает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но, прежде
чем решать эту задачу, важно знать, каких детей можно считать умственно
отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы, поведения, физического развития
Образование такой
категории детей должно помочь в самоопределении, самоидентификации,
самореализации с учетом индивидуальности. Для реализации цели педагоги должны
знать и учитывать в процессе обучения и воспитания индивидуальные особенности
детей с нарушениями в развитии. Проблема в том, что в настоящее время не
разработано целостной теории, обоснованной концепции, методики инклюзивного
физического воспитания учащихся основной школы, полностью не раскрыта сущность
индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей с проблемами развития.
Сегодня существует
проблема совместного обучения двигательным действиям, развития физических
способностей, воспитания личностных свойств детей с ОВЗ и их здоровых
сверстников в системе включенного физического воспитания в России. Данная
проблема до сих пор не изучена на достаточном уровне, что частично обусловлено
отсутствием теоретически обоснованных концептуальных и технологических подходов
к решению этой проблемы.
Как правило,
учащиеся с ОВЗ освобождаются от занятий на уроках физической культуры. Такая
ситуация может усугублять нарушения в их развитии, поскольку при ограниченной
двигательной активности происходит развитие гиподинамии, замедление в развитии
функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем всего
детского организма, понижение сопротивляемости воздействия неблагоприятных
факторов внешней среды, невозможна коррекция вторичных отклонений с
использованием специальных физических упражнений направленного характера.
Особенности
психики детей с ограниченными возможностями здоровья исследовали многие ученые:
Л.В. Занков в своих трудах рассматривал проблемы значительного отличия
всего содержания обучения умственно отсталых детей от содержания обучения
нормально развивающихся школьников. Он отмечал нежелательность цензового
характера образования для умственно отсталых школьников, был противником
копирования программы массовой школы для вспомогательных школ [17];
Б.И. Пинский рассматривал психологические особенности деятельности
умственно отсталых школьников [31];
С.Я. Рубинштейн исследовал психологические особенности умственно отсталых
школьников [34];
И.М. Соловьев изучал особенности восприятия
действительности умственно отсталыми детьми [40];
Ж.И. Шиф занималась исследование психических познавательных процессов у
учащихся с умственной отсталостью [44].
Исследователи,
которые занимались изучением развития физических качеств школьников с ОВЗ (А.В. Аксенов
[2],
А.Н. Плешаков [32],
Л.Л. Борисенко [6],
Г.А. Дзержинский [13],
Е.Н. Приступа [33]
и др.), указывают на низкий уровень развития физических качеств у этой
категории детей по сравнению с учениками общеобразовательных школ.
В ходе анализа
литературы по теме исследования было выявлено противоречие,
заключающееся в существовании, с одной стороны, необходимости проведения
профилактики и лечения заболеваний, коррекции физических отклонений детей с
ОВЗ, и, с другой, отсутствием разработанной специальной модели организации
занятий на уроках физической культуры с применением средств адаптивной и
лечебной физической культуры совместно со здоровыми сверстниками.
Проблема
исследования: каковы оптимальные пути
реализации инклюзивного физического воспитания учащихся основной школы?
Объектом исследования является процесс инклюзивного физического воспитания
учащихся основной школы.
Предметом исследования являются средства и методы физического воспитания учащихся с
интеллектуальными нарушениями основной школы.
Целью исследования: разработка
и теоретическое обоснование адаптивной образовательной программы физического
воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью основной школы.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение; контрольные
испытания.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что разработка и внедрение адаптивной образовательной
программы физического воспитания учащихся с ОВЗ основной школы будет
способствовать развитию двигательной сферы детей с ОВЗ и формированию уровня
освоения учащимися с ОВЗ образовательной программы по физической культуре,
предметных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами теоретический и
фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного
вопроса, а также в процессе физического воспитания детей с умственной отсталостью;
в разработанной адаптивной образовательной программе
физического воспитания учащихся основной школы с интеллектуальными нарушениями
и возможности ее использования в процессе проектирования инклюзивного
физического воспитания учащихся основной школы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Включение школьников с инвалидностью в
физическое воспитание практически здоровых детей способствует эффективному
решению задач инклюзивного образования средствами физического упражнения.
Отсутствие адаптированных программ по физической культуре для инклюзивного
образования не является для творческого учителя абсолютной преградой в
дидактическом обеспечении физического воспитания школьников в инклюзивных
классах.
2. Разработка и внедрение адаптивной
образовательной программы физического воспитания учащихся основной школы с
интеллектуальными нарушениями будет способствовать формированию уровня освоения
учащимися с ОВЗ образовательной программы по физической культуре и предметных
результатов.
3. Особая роль в коррекционной работе с
умственно отсталыми детьми отводится адаптивному физическому воспитанию,
которое вместе с задачами укрепления здоровья, правильного физического развития
детей, направлено одновременно и на решение коррекционных задач путем
преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно
отсталых лиц, способствует компенсации интеллектуальных и психических дефектов.
Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачам исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка
использованной литературы и приложения.
Заключение:
различными особенностями развития, которые
предполагают разработку тщательного методологического подхода к процессу их
воспитания и обучения. Однако, несмотря на существующие различия в развитии
детей с ОВЗ, все они требуют индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Кроме этого, отмечаются нарушения речевого развития у многих категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья. Поэтому логопедическая работа с такими
детьми обладает особой важностью.
Проведенный анализ литературы показал, что
у детей с ОВЗ наблюдается недостаточное физическое развитие, поскольку в
общеобразовательных школах довольно часто учащиеся данной категории
освобождаются от занятий физической культурой, либо выполняют упражнения с
минимальной физической нагрузкой, что не позволяет достичь нужного уровня
освоения учащимися с ОВЗ образовательной программы по физической культуре и
сформированности у них предметных результатов.
Проведенное исследование позволило
установить, что у учащихся с ОВЗ Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Целиннинская средняя общеобразовательная
школа» наблюдается недостаточная сформированность уровня освоения учащимися с
ОВЗ образовательной программы по физической культуре и сформированности у них
предметных результатов. Решить данную проблему позволит разработка и внедрение
адаптивной образовательной программы физического воспитания учащихся основной
школы с интеллектуальными нарушениями.
Предложенная нами адаптивная программа направлена на формирование умений
и навыков здорового образа жизни; гармонизацию психофизического развития и
коррекция его нарушений; всестороннее развитие личности; обеспечение
оптимальной адаптации учащихся к физическим и социальным условиям окружающей
среды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 1.1.
Теоретические основы инклюзивного физического воспитания учащихся общеобразовательных
школ Цель инклюзии в образовании заключается в
ликвидации социальной изолированности (исключение), что является следствием
негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной точкой этого понятия
является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав
человека и основой для более справедливого общества.
В основе термина «инклюзия» лежит
социальная модель понимания инвалидности, которая трактует инвалидность, как
понятие, которое эволюционирует, и является результатом взаимодействия между
людьми, имеющими нарушения здоровья, и барьерами, существующими во внешней
среде и которая мешает их полной и эффективной участия в жизни общества наравне
с другими. Социальная модель понимания инвалидности стала альтернативой
медицинской модели понимания инвалидности, которая в первую очередь была
направлена на коррекцию развития лиц с особенностями психофизического развития
или лиц с особыми потребностями.
ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как
динамичный процесс, который заключается в позитивном отношении к разнообразию
учеников в учебной среде, восприятии индивидуальных особенностей развития
ребенка не как проблемы, а как возможностей для развития. Поэтому движение в
направлении инклюзии – это не только техническое или организационное изменение,
но и определенная философия в образовании [3].
Современная
социально-педагогическая наука пользуется термином «инклюзия» для описания
процесса обучения детей с ограниченными функциональными возможностями в
массовых общеобразовательных школах