Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проект по усовершенствованию ассортиментной политики на примере ЗАОр «НП Конфил»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАО «НП КОНФИЛ» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО МЕСТА В ОТРАСЛИ 8
1.1 Анализ кондитерской отрасли и оценка занимаемой в ней места компанией ЗАО «НП Конфил» 8
1.2 Общая характеристика ЗАОр «НП Конфил» 27
Выводы 32
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАО «НП КОНФИЛ» 34
2.1 Исследование организационно-производственных показателей деятельности предприятия ЗАО «НП Конфил» 34
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности ЗАО «НП Конфил» 41
2.3 Анализ ассортиментной политики предприятия ЗАО «НП Конфил» 75
Выводы 85
3 ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАО «НП КОНФИЛ» И ОБОСНОВАНИЕ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 88
3.1 Разработка теоретических и практических предложений по улучшению ассортиментной политики в ЗАО «НП Конфил» 88
3.2 Оценка эффективности предложенного проекта мероприятий по улучшению ассортиментной политики в ЗАО «НП Конфил» 104
Выводы 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 117
ГЛОССАРИЙ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ 124
ОТЧЕТ ПО ПРОВЕРКА НА ПЛАГИАТ
АННОТАЦИЯ
Введение:
Проблема формирования эффективной ассортиментной политики предприятий является актуальной для всех предприятий. Это объясняется тем, что необходимым условием эффективной деятельности предприятия является создание оптимального ассортимента товаров. Ассортимент продукции должен удовлетворять разнообразные запросы конечных потребителей. В связи с этим, ведение эффективной ассортиментной политики предприятия является важным.
Разработка ассортиментной политики и ее реализация предприятием принимают особое значение в современных рыночных условиях. Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Поэтому рассмотрение вопросов разработки ассортиментной политики предприятия, использования маркетинговых подходов является актуальным и востребованным. Правильно выбранная ассортиментная политика является важнейшим инструментов в конкурентной борьбе предприятий. В этом случае стоит заметить, что правильная ассортиментная политика — это ключ к рентабельности и усилению позиций на рынке.
Ассортиментная политика компании — это целенаправленная деятельность в области рыночного предложения товаров, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение потребительского спроса, с учетом оптимизации ассортимента продукции и обеспечения прибыльности всех виды деятельности.
Ассортиментная политика компании является комплексной. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести на нет все остальные усилия. Расширение и рационализация ассортимента товаров должны быть доведены до пристального внимания коммерческих работников.
Долговременной целью деятельности предприятий служит максимизация прибыли. Эту цель реализовать можно только максимальным удовлетворением запросов потребителей. Коммерческая деятельность в области разработки ассортимента должна основываться на принципах комплексного подхода и предполагает разработку системы мер и фундаментальных подходов стратегического характера, направленных на создание конкурентной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивое положение предприятия.
Современная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач: удовлетворение спроса конкретных групп потребителей; гибкий ответ на требования рынка; обеспечение финансовой устойчивости компании.
Исследование практики управления ассортиментной политикой на отечественных предприятиях позволяет сформулировать основные подходы, используемые руководством при принятии управленческих решений по ассортиментной политики предприятия. По уровню управления выделяют методы стратегического и тактического уровня управления предприятием. Стратегические решения в сфере формирования ассортиментной политики предполагают использование методов, направленных на формирование хозяйственного портфеля, который объединяет совокупность отдельных направлений деятельности и продукции предприятия. Тактические решения в сфере формирования ассортиментной политики связаны с разработкой производственной программы предприятия на предстоящий плановый период.
Планированию и формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, которая дает научное обоснование о перспективном ассортименте предприятия, его оптимальный вариант, основанный на прогнозных данных относительно характера будущего спроса и потенциальных возможностей предприятия для удовлетворения запланированного спроса.
Целевая направленность и искусство планирования проявляются в том, когда реальные и потенциальные возможности предприятия удовлетворяют потребности потребителей на высоком уровне и позволяют получить достаточную прибыль.
Формирование ассортиментной политики играет важную роль при планировании многих видов деятельности: от момента выбора сырья для производства продукции и его продажи на рынке. Обеспечение необходимого уровня обслуживания потребителей и рост основных экономических показателей деятельности предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров на стадии планирования.
Необходимо отметить, что проблемы формирования ассортиментной политики с недавнего времени находятся в центре внимания российских экономистов. Вопросам формирования ассортиментной политики посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. В работах Завьялова П.С., Ивахника Е.Д., Зотова В.А. фрагментально рассмотрены методологические подходы к формированию ассортиментной политики предприятий. В работах Силакова А.В., Иващенко Н.С. В работах Скрипкина А.В., Котлера Ф. рассматриваются вопросы системного подхода к процессу формирования ассортиментной политики. Общие основы изучения ассортимента заложены в работах российских и зарубежных ученых: Г.Л. Азрева, И. Ансоффа, К. Боумена, А. Вайсмана, А. П. Градова, JI.M. Путятиной и других.
Вместе с тем изучение литературных источников, а также практического опыта функционирования российских предприятий показывает, что ряд вопросов этой проблемы исследованы недостаточно полно. Отсутствует комплексный подход к анализу и формированию ассортиментной политики, учитывающий взаимосвязь стратегических и оперативно тактических аспектов деятельности компании. Кроме того, широкое распространение получили упрощенные, приближенные методы планирования товарного ассортимента, слабо используются методы моделирования.
Недостаточная разработка теоретических, методических и практических исследований в области ассортиментной политики предприятия на этапе всеобщего экономического развития обусловили актуальность выбранной темы работы, определили цель и задачи исследования.
Цель исследования – разработать мероприятие по совершенствованию ассортиментной политики ЗАОр «Конфил».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– проанализировать базовые условия функционирования ЗАО «НП Конфил» и определить его места в отрасли;
– провести анализ показателей и результатов функционирования предприятия ЗАОр «НП Конфил»;
– провести анализ ассортиментной политики предприятия;
– разработать проект мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ЗАОр «НП Конфил»;
– дать оценку эффективности предложенного проекта мероприятий по улучшению ассортиментной политики предприятия.
Объект исследования – деятельность ЗАОр «Конфил».
Предметом исследования является ассортиментная политика ЗАОр «Конфил».
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления, экономической теории, финансов предприятия и экономического анализа.
Эмпирической основой послужили отчетные материалы ООО ЗАОр «НП Конфил» за 2017-2019 гг.
Методологической основой исследования являлись следующие методы научного познания: метод горизонтального и вертикального анализа, формально-логический метод.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
В первой главе данной работы были изучены базовые условия функционирования ЗАОр «НП Конфил» и определено его места в отрасли. Анализ позволил сделать следующие выводы:
– в 2015-2019 гг. продажи кондитерских изделий в России ежегодно росли. В 2019 г в стране было продано 3,6 млн т кондитерской продукции, что на 11,7% выше, чем в 2015 г. Кризис в отечественной экономике в 2014-2016 гг, повлекший за собой снижение покупательской способности россиян, лишь притормозил рост рынка кондитерских изделий, в то время как многие потребительские рынки существенно сократились за аналогичный период. Росту рынка кондитерских изделий в 2015-2019 гг способствовал ряд факторов, среди которых развитие торговых сетей, расширение продуктовой линейки кондитерских изделий, усиление маркетинговых акций производителей и ритейлеров и др.;
– в 2020 году общий спад экономики, вызванный коронавирусной инфекцией, оказал свое негативное влияние и на производство шоколадных изделий. В целом производство шоколада за 1 полугодие 2020 года сократилось на 8%, однако во второй половине 2020 года ситуация стабилизировалась и произошел скачек роста производства и потребления кондитерских изделий. Самоизоляция стала одной из причин роста потребления данной продукции;
– внутренний спрос на кондитерские изделия практически не изменился, а российские производители заместили значительную часть подорожавшего импорта и получили возможность поставлять свою продукцию на внешние рынки, где она стала гораздо более конкурентоспособной из-за снижения курса рубля;
– общая выручка производителей шоколада и сахаристых кондитерских изделий увеличилась за 2019 год на 9,4% и составила 577,2 млрд. руб., при этом выручка отечественных производителей с 2014 года выросла на 72,7% (с 334 млрд. руб. в 2014 году);
– основным видом деятельности ЗАОр «НП Конфил» является производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий. Это одно из крупнейших предприятий по производству кондитерских изделий;
– в ЗАОр «НП Конфил» за 2019 год наблюдается рост выручки и снижение себестоимости, соответственно, снижаются затраты на 1 рубль реализованной продукции, что говорит о повышении эффективности деятельности предприятия. Также отмечен рост производительности труда, что говорит о повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
Во второй главе был проведен анализ финансово-экономических показателей деятельности ЗАОр «НП Конфил», в результате чего были сделаны следующие основные выводы:
– рост в 2019 году текучести кадров является однозначно негативной тенденцией, которая означает ухудшение качества персонала, однако рост невысокий, как и сам показатель (всего 5%). В таких условиях можно ожидать на стабильное качество работы персонала;
– одной из главных причин ухода трудящихся предприятия является отсутствие возможности карьерного и профессионального роста;
– основная часть основных средств организации является новой, о чем говорят низкие значения показателей коэффициентов обновления и выбытия. Об этом же свидетельствует уменьшение коэффициента износа и увеличение коэффициента годности;
– наблюдается высокая финансовая гибкость ЗАОр «НП Конфил», ведь роль оборотных активов остается высокой. Это означает, что у предприятия есть больше возможностей для того, чтобы реализовать на рынке менее продуктивные с точки зрения текущей рыночной ситуации активы и вложить высвобожденные финансовые ресурсы в более продуктивные;
– в 2019 г. доля привлеченных у собственников ЗАОр «НП Конфил» средств составляла 83,19%, в то время как обязательств, привлеченных на краткосрочной основе – 14,54%, а обязательств, привлеченных на долгосрочной основе — 2,27%. Доля вложенного собственниками и накопленного за счет эффективной деятельности капитала была высокой, что свидетельствует о защищенности интересов внешних поставщиков финансовых ресурсов;
– финансовое положение предприятия является устойчивым на протяжении всего анализируемого периода;
– качество управления расходами на предприятии снижается, о чем свидетельствует рост себестоимости более быстрыми темпами, чем выручки. Это приводит к снижению валовой маржи проданных товаров и услуг ЗАОр «НП Конфил». Важно активизировать управленческий потенциал для поиска возможностей изменения выявленного тренда;
– выручка от реализации продукции за 2019 год возросла фактически по всему ассортименту, кроме продажи мармелада. Его было продано меньше на 2,1%, чем в 2018 году;
– в ЗАО «НП Конфил» наибольшую долю в структуре выручки от реализации занимают продажи весовых шоколадных конфет (25,6%), при этом их удельный вес с каждым годом возрастает. Второе место по продажам занимают весовые карамельные конфеты (19,9%), здесь так же наблюдается рост в структуре.
В третьей главе были разработана мероприятия по усовершенствованию ассортиментной политики, а именно:
– ЗАОр «НП Конфил» предлагается реализовать следующие мероприятия: внедрить службу управления ассортиментом и расширить ассортимент продукции;
– в целях оптимизации ассортиментной политики в рамках проекта планируется осуществить запуск производства замороженных хлебобулочных изделий ЗАОр «НП Конфил»;
– создаваемое производство относится к B2B сегменту и нацелено на оптовый рынок. Тактические задачи предприятия на ближайшие 3 месяца заключаются в завершении инвестиционной стадии, формировании коллектива, запуске производства, выходе на проектную мощность производства и продаж, достижении запланированных в соответствии с бизнес-планом показателей экономической и инвестиционной эффективности деятельности;
– проектом предполагается выпуск двух основных групп продукции: хлебобулочные и слоеные изделия;
– основной ассортимент выпускаемой продукции насчитывает 6 наименований, в том числе: 5 позиций относятся к группе хлебобулочных изделий и по 1 позиция к группам слоеных и содовых изделий. Наибольший объем выпуска (59%) будет приходиться на группу хлебобулочных изделий. На группы слоеных изделий будет приходиться 41% выпускаемой продукции, соответственно;
– в целях организации работы участка ЗАОр «НП Конфил» производство замороженных хлебобулочных изделий по технологии Lesaffre, разработанной специалистами предприятия ООО «Саф-Нева»;
– суммарный объем инвестиций в проект составит 3893 тыс. руб. Капитальные вложения будут профинансированы из нераспределенной прибыли ЗАОр «НП Конфил». Экономическая эффективность проекта подтверждается показателями чистой приведенной стоимости, составившей 12189 тыс. руб., и индексом доходности, составившем 4,13. Срок окупаемости проекта составит 10 месяцев.
Фрагмент текста работы:
1 ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАО «НП КОНФИЛ» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО МЕСТА В ОТРАСЛИ
1.1 Анализ кондитерской отрасли и оценка занимаемой в ней места компанией ЗАО «НП Конфил»
Для того чтобы предположить, как будет развиваться российский рынок кондитерских изделий в новых условиях, сформировавшихся в 2020 году, полезно проанализировать его динамику и показатели основных игроков в настоящее время и в периоды прошлых экономических кризисов.
Кондитерские изделия – это многокомпонентные пищевые продукты, готовые к употреблению, имеющие определенную заданную форму, полученные в результате технологической обработки основных видов сырья – сахара и (или) муки, и (или) жиров, и (или) какао-продуктов, с добавлением или без добавления пищевых ингредиентов, пищевых добавок и ароматизаторов.
Мучные кондитерские изделия – кондитерские изделия, представляющее собой выпеченный пищевой продукт или изделие, содержащее в своем составе выпеченный полуфабрикат, на основе муки и сахара, с содержанием муки в выпеченном полуфабрикате не менее 25%.
К «мучными кондитерскими изделиями» относят: печенье сладкое; торты; вафли и облатки вафельные; кексы и рулеты; пряники; пирожные; сладости восточные и прочие мучные кондитерские изделия недлительного хранения; печенье имбирное; прочие мучные кондитерские изделия длительного хранения.
Сахаристыми кондитерскими изделиями называются пищевые изделия, большая часть которых состоит из сахара, чаще всего видоизмененного, или другого сладкого вещества (мед, ксилит, сорбит), а также патоки, различных фруктов, ягод, орехов и т.п.
Шоколадные кондитерские изделия – продукты, получаемые из какао-сырья, к которым относятся какао-бобы, какао-порошок, какао масло и др.
В первую очередь в ходе исследования был рассмотрен объем предложения кондитерских изделий. Он равен сумме складских запасов кондитерских изделий на начало года и кондитерских изделий, которые были произведены внутри страны или завезены в Россию в течение года (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Предложение кондитерских изделий, РФ, 2015-2019 г.г. (тыс. тонн; %)
Как видно из данных таблицы 1.1, с 2015 по 2019 гг. предложение кондитерских изделий в России увеличилось на 15,6%: с 4,2 до 4,9 млн т. Предложение росло за счет увеличения как производства внутри страны, так и импорта продукции.
Экономисты отмечают, что кризисные изменения на фоне пандемии коронавируса приведут по итогам 2020 г к снижению предложения кондитерских изделий в России на 2,2% (таблица 1.2).
При этом отечественное производство сократится на 2,3%, а импорт – на 4,1%. В 2021-2024 гг. показатель, как ожидается, возобновит рост за счет наращивания внутреннего выпуска продукции. В 2024 г предложение кондитерских изделий в России оценивается в 5,1 млн т, что на 4,2% выше, чем в 2019 г. Существенного роста предложения в прогнозном периоде не ожидается, так как рынок уже сейчас близок к насыщению.
Так как ЗАО «НП Конфил» в основном производит шоколадную продукцию, то рассмотрим более подробно рынок шоколада.
В 2019 году объем отечественного производства шоколада и шоколадных изделий (включая белый шоколад) увеличился на 2,7% и достиг 1,3 млн тонн произведенной продукции.
В 2020 году общий спад экономики, вызванный коронавирусной инфекцией, оказал свое негативное влияние и на производство шоколадных изделий. В целом производство шоколада за 1 полугодие 2020 года сократилось на 8%. За 2020 год по оценкам аналитиков Центра экономики рынков объем отечественного производства шоколада и шоколадных изделий сократится на 7,7% и составит 1,2 млн тонн продукции (рисунок 1.1).