Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемы управления системой образования в регионе».можно рассмотреть тему на примере Пермского края.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие, сущность и характеристика российской системы образования 6
1.2 Государственное управление развитием сферы образования 13
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ 18
2.1 Краткая характеристика Пермского края 18
2.2 Оценка системы образования Пермского края 21
2.3 Проблемы государственной политики в сфере образования в Пермском крае 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ 32
3.1 Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования 32
3.2 Внедрение дуального образования в Пермском крае 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Введение:
Образование всегда было важнейшей социальной отраслью, которая обеспечивает потребности человека в получении знаний.
Авторитетность современного образования определяется не только экономической необходимостью и целесообразностью. Через систему образования общество получает значительно больше дополнительных социальных благ, чем это требуется для воспроизводственного и производственного процесса.
Как экономический показатель — уровень образования населения является базой для развития науки и высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень образования характеризует возможность экономически активного населения, как фактора производства.
Выступая в качестве социального показателя, уровень образования благоприятствует повышению культурного уровня населения, развиваются такие направления как кинематография, литература, музыка, изобразительное искусство.
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших составляющих статистического метода. Социальная статистика определяет количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет найти и измерить основные закономерности в поведении людей и распределить блага между ними. Данные социальной статистики нужны ученым для анализа развития общества, своего рода социальной проверки, выявления таких тенденций, усиление которых сможет угрожать жизнедеятельности людей.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что вопросы, связанные с изучением государственной образовательной политики в РФ являются предметом исследования многих ученых социологов и политологов на сегодняшний день. Изучение системы образования в РФ имеет множество проблем, которые необходимо решать для развития общей системы образования в РФ. По данной тематике написано достаточно большое количество статей и монографий и именно поэтому, тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у окружающих.
Конституция Российской Федерации как Основной закон, регулирующий отношения в государственной и в общественной сфере, закрепляет достаточно объемный перечень прав человека и гражданина, а также устанавливает ряд обязанностей и для индивида, и для государства. С изменением политического курса страны в 1991 году потребовалось трансформировать и отношения в обществе, что должно было в первую очередь сказаться на смене культурных доминант.
По справедливому замечанию Э.Д. Днепрова, образовательная политика решает две группы задач: внешние (политические, социокультурные, экономические и др.) и внутренние (собственно образовательные).
Первые, безусловно, являются определяющими, и их реализация может даже в некоторых случаях исключать возможность осуществления вторых. Реформа образования, начало которой было положено принятием Закона «Об образовании» в 1992 году, идет и по сей день в рамках, установленных на момент ее запуска.
Объектом исследования в работе выступает система образования РФ. Предмет исследования – изучение системы государственного управления в сфере образования. Целью данной работы является исследование управления системой образования.
Цель работы позволила сформулировать основные задачи работы:
рассмотреть понятие, сущность и характеристика российской системы образования;
исследовать государственное управление развитием сферы образования;
дать краткую характеристику Пермского края;
провести оценку системы образования Пермского края;
исследовать проблемы государственной политики в сфере образования в Пермском крае;
разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования;
разработать проект внедрение дуального образования в Пермском крае.
Методы исследования: методы сравнения и анализа.
Научную основу работы составили книги следующих авторов: Днепров Э.Д. «Новейшая политическая история российского образования», Ефремов И.А. «Реформа высшего юридического образования и возможные последствия», Жихаревич М. Е. «Проблемы теории гражданского образования», Наливайко Н. В., Паршиков В. И. «Философия образования: комплексный анализ», Розин В. М. «Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения», Чепрасова Н. А. «Социально-философский анализ становления гражданского общества в России».
Работа состоит из введения, содержащего в себе предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, отражающих специфику работы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
По результатам проведенного статистического анализа, можно сказать, что на сегодняшний день большое внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Основным источником информации об уровне образования людей является перепись, а также возможно извлечь информацию о типах учебных заведений, в которых на данный момент учатся, и узнать о тех учебных заведениях, которые граждане закончили. Главным источником информации о государственных учебных учреждениях является государственная статистическая отчетность.
На основе данных переписи населения формируются различные статистические показатели, которые были подробно рассмотрены в данной работе, на основе которых создаются статистические отчеты за прошедший год и пишутся различные научные статьи.
Показатели уровня образования тесно связаны с показателями грамотности. К сегодняшнему дню, уровень грамотности в стране приблизился к 100%. Соответственно уровень грамотности сельского населения ниже, чем уровень городского населения.
В настоящее время в российской системе образования происходит некое реформирование по многим аспектам. Советское образование отошло на задний план, и сегодня в России практикуют от части европейскую систему образования.
Модернизация образования, которая произошла за последние годы, реализовала и откорректировала множество направлений в системе образования, но тем не менее властям предстоит еще многое сделать для устранения пробелов в российской системе образования.
В современных условиях на сегодняшний день экономически активное население сталкивается с такой проблемой, как доступность образования для населения с разным уровнем платежеспособности (многие отказываются от высшего образования из-за ценового барьера в стоимости обучения), а также выявление приоритетов в развитии системы обучения.
Уровень образования растет по мере взросления населения. Однако, как показывают статистические данные, рост уровня образования растет лишь до 30 лет. Увеличение доли людей с высшим и послевузовским образованием объясняется большей долей людей данного возраста в общей численности населения страны. Наибольшая доля лиц с высшим образованием у более молодого поколения.
Доля людей, имеющих начальное профессиональное образование, в России не высокая, что позволяет говорить о высоком показателе среднего уровня образования.
Что касается людей со средним специальным образованием, то это доля людей значительно превышает долю людей с высшим образованием.
Образование во многих странах мира является неотъемлемой частью развития современного общества. Во многих странах мира образование принято подразделять на несколько уровней:
1.Начальное профессиональное образование;
2.Среднее профессиональное образование;
3.Высшее профессиональное образование;
4.Послевузовское профессиональное образование.
Государственная образовательная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством и направленных на повышению грамотности и образовательных навыков у населения. К субъектам государственной образовательной политики относят:
1.Федеральные органы власти;
2.Региональные органы власти;
3.Педагогическое сообщество;
4.Родительская общественность и т.д.
Помимо субъектов, государственная образовательная политика имеет и объекты. К данной категории можно отнести:
1.Национальную образовательную систему;
2.Региональную образовательную систему;
3.Муниципальную образовательную систему и т.д.
Основной целью государственной образовательной политики является обеспечение высокого качества образования и его доступности для всех категорий населения.
Основными принципами государственной образовательной политики являются:
1.Гуманистический характер образования
2.Единство общенационального культурного и образовательного пространства;
4.Доступ к образованию каждого, адаптивность системы образования к уровню развития и подготовки учащихся и т.д.
К ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования подлежат следующие вопросы:
1.формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2.правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:
1.организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;
2.организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;
3.создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и тд.
За последние годы по РФ количество образовательных учреждений уменьшилось на 20 тысяч. В системе образования в РФ принято выделять несколько проблем:
1. Снижение качество и уровня образования
2.Нехватка квалифицированных педагогов
3.Недостаточный уровень финансирования и тд.
В качестве направлений по преодолению данных проблем можно предложить следующее:
1.внедрение нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников общего образования;
2.развитие региональной системы оценки качества образования и региональной образовательной сети;
3.совершенствование системы подготовки кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе государственного заказа и договоров с работодателями и т.д.
Для дальнейшего эффективного развития системы образования в РФ необходимо поддерживать и выделять финансовые средства, направленные на улучшение условий обучения и совершенствование материально-технической базы.
Таким образом, проблемы в российской системе образования присутствуют почти на каждом уровне, а решение этих проблем — важнейшая задача нашей страны. Современное образование требует своевременных изменений, которые смогут повысить образовательный уровень, повысить количество квалифицированных сотрудников и обязательно поднять качество образования России до международных стандартов.
На основании проблематики в кадровом планировании учреждения был разработан ряд проектных предложений по совершенствованию существующей системы кадрового планирования и устранению выявленных недостатков. Предлагаемый план включил в себя разработку методики оценки практических навыков принимаемых на работу сотрудников, а также описан оптимальный порядок оценки возможности кандидатов находить точки соприкосновения с трудовым коллективом, сформирован порядок ознакомления кандидатов с перечнем выполняемой ими в будущем работы с возможность разъяснения по требованию кандидата и оценки эффективности этого знакомства.
Для совершенствования системы обучения педагогического персонала Пермского края предлагается:
1. Внедрение системы дистанционного обучения для студентов.
2. Совершенствование системы обучения.
3. Производить мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов.
Таким образом, разработанные предложения по совершенствованию системы наставничества в процессе развития персонала помогут иметь наиболее профессиональных наставников, которые в силу своего профессионализма смогут развивать действующих сотрудников организации. Благодаря таким сотрудникам, повышает свою конкурентоспособность на рынке труда среди соискателей. Так же, благодаря разработанным мероприятиям, кадровая политика, куда входит направление развития персонала, совершенствуется и так же дает положительный результат на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности образования Пермского края.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и характеристика российской системы образования
Во все времена в понятие «образованная личность» вкладывалось свое содержание и значение. Оно всегда опиралось на способности человека не только к быстрому усвоению приобретенных знаний и опыта, но и к самостоятельному созданию нового мышления.
Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, которое изменяет потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует соответствующей государственной поддержки, но и помогает развитию предпринимательской деятельности.
Одна из самых важных задач статистического изучения заключается в измерении образовательного навыка общества; в изучении процессов его формирования и использования. Образовательный потенциал общества – это накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые изучаются населением и воспринимаются через систему образования.
К организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, относятся организации: дошкольные образовательные, общеобразовательные, профессиональные образовательные, высшего образования, дополнительного образования детей, иные юридические лица (организации здравоохранения, социального обслуживания, науки, культуры и т.д., осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в качестве дополнительной к своей основной деятельности).
К воспитанникам относятся лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, а также лица, в отношении которых установлен только присмотр и уход.
Формирование информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой системы развития образования, наряду с этим обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение и выявление новых направлений развития содействуют формированию современной схемы образования. В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, которые характеризуют спрос на образовательные услуги; в большей степени — ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений. Практически не выработаны методы сочетания различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить различия, оценивать варианты решения проблем и находить правильные управленческие решения, которые эффективны для всех участников образовательного процесса.
Образовательные программы доступны в нескольких формах, такие как, очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), самообразование, экстернат.
Российская система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, она представляет собой одну из ведущих отраслей экономики.
С помощью проведения переписи населения проводится измерение самого уровня образования граждан. При создании этой программы определяются подробные критерии образованности каждого гражданина нашей страны. В процессе переписи, к сожалению, удается узнать не у всего населения страны об имеющемся образовании, исходя из многих препятствующих пунктов. Основываясь на программе переписи формируется определенная методика построения показателей, которые обобщают показатели образования населения определенных социально образовавшихся групп или населения в целом.
На основании полученных данных с переписи, население разделяется на разные группы в зависимости от полученного образования.
Рассмотрим данные показатели в рис. 1.
Рисунок 1 — Обобщающие показатели уровня образования
Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход — отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.
Внедрение компьютерных технологий увеличивает возможности информационного обеспечения системы образования. Активно продвигается создание дистанционных факультетов. На сегодняшний день почти в каждом университете уже есть данный факультет. Динамично усиливается создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления:
создание информационных систем для внутри вузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;
создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специалистов различных отраслевых направлений и специальностей.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:
подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;
подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;
общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).
По каждому из видов учебных заведений статистика учитывает численность обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной площадью и др.
Система российского образования, как общее среднее, так и высшее в области естественных и технических наук всегда считалось лучшей системой образования в мире. Опыт нашей страны перенимали мировые лидеры: США, Китай и Япония. В настоящее время в современной системе образования достаточно тяжелый период. Советские школы отходят на задний план, а на смену пришла европейская система обучения. Качество образования очень важный вопрос, который необходим подрастающему поколению, а также важен для будущего страны.