Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемы сохранения традиционной культуры народов Дальневосточного региона на примере нанайцы и эвенков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Малые народы как объект культурной политики 7
1.1. Культурная глобализация в контексте равенства культур 7
1.2. Культурная политика в российских регионах сегодня 10
Глава 2. Традиционная культура народов дальневосточного региона, проблемы сохранения на современном этапе 20
2.1. Традиционная культура эвенков 20
2.2. Традиционная культура нанайцев 36
2.3. Современное состояние и сохранение традиционных культур 49
Заключение 55
Список источников и литературы 57
Приложение 65
Введение:
Актуальность темы исследования. Изучение этнокультуры того или иного народа, приобщение к ее истокам задача для современного общества актуальная. Это обусловлено, прежде всего, переосмыслением общечеловеческих мировоззренческих категорий, представляющих собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей, ярко представленных в традиционной этнической культуре.
На фоне объединения воедино всех мировых культур, даже при условии отсутствия иерархичности, возникает опасность унификации всех культур, явление, которое само по себе приводит к упрощенчеству во всем. В столь быстро развивающемся мире важной и трудной задачей становится сохранение культуры, традиций и накопленных знаний поколений особенно у малых народностей.
Социальные изменения, происходящие в обществе, включают и деформацию этнического сознания. Производные этнического сознания: этническое самосознание, этническая идентичность. Структура самосознания личности строится внутри порождающей ее системы – некоторой человеческой общности.
Глобализация влияет на развитие традиционных институтов социализации. Происходит потеря элементов национальной жизни, религий, традиций, национальных языков, что негативно влияет на осознание своей этнической принадлежности. Угроза потери позитивной этнической идентичности активизирует социально-психологическую защиту личности и вызывает отрицание и разрушение традиций.
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования специфики традиционной культуры и самосознания народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Объект исследования: малые коренные народы Дальневосточного региона.
Предмет исследования: традиционная культура малых коренных народов Дальневосточного региона.
Степень разработанности проблемы. Сторонниками культурной глобализации в разные исторические эпохи были такие выдающиеся деятели и ученые как Аристотель, Платон, Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, К.Г. Уэлс, А. Эйнштейн, М. Ганди, В. Вильсон Г. Шмидт, А. Печчеи, А. Сахаров, А. Этциони. Все они, как и их последователи, желали создать мир, в котором не существует войн и межнациональных конфликтов.
Идею равенства культур поддерживали немецкие философы О. Шпенглер, В. Шубарт. Например, О. Шпенглер критиковал европоцентрийское воззрение, так как в нем игнорировалась история Китая и отвергалась культура Майя. Так же он подмечал, что культуры «живые», могут заслонять друг друга, но не создавать иерархии.
К. Леви-Стросс соглашался и принимал позицию равенства культур, одинаково ценил эскимосов Арктики и культуру Индии, говоря о глубине религиозно-философских систем. Приводил примеры культур Мексики и Перу не выдержавших напора завоевателей.
Г. Померанц увидел в теории К. Леви-Стросса ряд концептуальных неувязок, связанных с принципом равенства культур и «культурных коалиций» . Идею равенства культур пыталась раскрыть канадская исследовательница Л. Марсиль-Лакост, она также считала – единство культур как феномена имеет концептуальные неувязк и. Собственная ее позиция строилась на противопоставлении понятий плюрализм (от лат. pluralis – множественный) и эгалитаризм (фр. egalitarisme от egalite «равенство»).
Русский публицист и социолог Н.Я. Данилевский, опубликовавший в 1869 году знаменитую работу «Россия и Европа», которая получила широкое распространение. В XX столетии, ее продолжили в своих трудах О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби, отрицая существование единой мировой культуры.
По мнению Годжиева Р.Б. «Современный этап развития российского образования характеризуется необходимостью перехода к одному из главных направлений, которым является признание ценностей этнокультуры в процессе формирования личности» .
Цель исследования: проанализировать проблемы сохранения традиционной культуры народов Дальневосточного региона на примере нанайцы и эвенков.
Задачи работы:
— обобщить культурную глобализацию в контексте равенства культур;
— дать оценку культурной политике в российских регионах;
— показать традиционную культуру эвенков;
— выделить черты традиционной культуры нанайцев;
— показать современное состояние и сохранение традиционных культур.
Методология исследования.
Для обобщения и систематизации информации в работе применялись общенаучные методы исследования. В частности, речь идет о диалектическом способе как основном способе объективного и, что немаловажно, всестороннего познания действительности, аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных методов: историческом, системно-структурном, сравнительно-правовом, формально-юридическом, проблемно-хронологическом методе и других. Неоконституиональный подход позволил выявить организационные формы культурной политики страны и регионов. Использование этих методов позволило обеспечить наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во взаимосвязи и целостности.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в рамках дисциплин обществоведческого цикла для студентов и в старших классах общеобразовательных школ, при изучении «Краеведения» Дальневосточного региона.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.
Заключение:
Сегодня процесс культурной глобализации протекает довольно стремительно, геополитическое развитие стран все больше привлекает людей и способствует их миграции. Несмотря на то, что культурная глобализация встречает на своем пути множество противников и задач, которые подчас кажутся непреодолимыми, можно сказать, что время и стремительное развитие стран Запада стирают границы между культурами.
Мультикультурность и стремление населения Земли жить в комфортном социуме является преобладающей. Религиозные и национальные разногласия уходят в небытие. Запущенный процесс единого мира, глобальной культуры и равенства культур становится очевидным.
Вместе с тем процесс сохранения уникальности древнейших мировых культур всегда должен быть актуален, независимо от темпов развития общества и экономики. Культура, созданная предками это не только «памятник» в историческом музее, но и память, а значит передача знаний и опыта предыдущих поколений.
Доминирующим измерением в конструировании государственной культурной политики в отношении коренных народов является представление о культуре как о традиционном искусстве и фольклоре. Региональные структуры, согласно нормативным документам, поддерживают это направление посредством проведения «традиционных» праздников, конкурсов и фестивалей. В результате мы можем констатировать охранительную стратегию по поддержанию культурного наследия КМНС, маркируемого как «традиционное».
Участие нефтегазовых корпораций в развитии культурной сферы не изменило ситуацию кардинальным образом. Основные проекты связаны не столько с развитием культуры коренных народов и адаптацией местных сообществ к рыночным условиям, сколько с поддержанием условного традиционализма и консервацией имеющихся элементов культуры. Консервация локальной культуры, соответствующей представлениям внешних участников (органы власти, компании, международные организации), сопряжена с международным дискурсом «возрождения и сохранения» и локальными практиками его воплощения. Последние выражаются в создании фольклорных ансамблей, восстановлении ремесел, публикации сказаний и легенд, проведении национальных праздников.
Эта политика связана с упрощением и унификацией культуры, созданием единого стандарта, которому должны соответствовать все образцы данной культуры. Как правило, этот стандарт создается наиболее влиятельными игроками (в данном случае, это органы власти и компании). А консервации в ряде случаев подлежат элементы культуры коренных народов, созданные в советское время в процессе «окультуривания» и гомогенизации.
Проведенное исследование показало, что система жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока выработала специфические культурные технологии, связанные и с традиционной одеждой, которая наполнена культурными смыслами, символами и образами. Благодаря знаковой функции традиционной одежды того или иного северного этноса можно узнать важнейшую информацию о человеке: его эстетических вкусах, культуре, религии, о его социальном статусе. Таким образом, традиционная одежда выступает в качестве своеобразного языка культуры, этномаркера.
Традиционная культура жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока дает возможность сформировать общность людей, способных к самоорганизации своей жизнедеятельности в поликультурном социуме, при которой она может осознавать свою этническую идентичность и адаптировать знания этнокультурных традиций в современной социокультурной ситуации, не искажая их основы и сути. А также возможность развивать корректную стратегию по взаимовлиянию и взаимопроникновению культур, обеспечивающих их дальнейшее развитие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Малые народы как объект культурной политики
1.1. Культурная глобализация в контексте равенства культур
В современном мире культурная глобализация все больше набирает популярность и масштабы в разных странах мира. Это связано с массовой миграцией населения Земли. Люди расселяются на территориях других государств, культура и национальные традиции принявшей страны становятся для переселившегося человека преемственной, то есть эмигрант принимает и старается придерживаться их в социуме. Кроме того, привносит и свои национальные и культурные традиции, таким образом, появляется мультикультурность. Этот феномен можно наблюдать сегодня таких странах как Канада, Австралия, Германия, Америка, Израиль. Массовое переселение объединение культур, заимствование одного образа жизни, экономической модели развило процесс глобализации культур.
Сегодня глобализация является дискуссионным процессом среди историков, которые рассматривают этот процесс как один из этапов капитализма, экономистов, ведущих отсчет от транснационализации финансовых рынков, политологов, делающих упор на распространение демократических организаций и культурологов, связывающих этот процесс с вестернизацией культуры .
Процесс вестернизации – заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни, модели экономики, образования и культуры . Дожившее до наших дней и поддерживаемое, как «модернизация мира» европоцентристское воззрение. Характерная философская тенденция и политическая идеология провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходство образа жизни, а также особую роль в мировой истории .
Н.Я. Данилевский говорил, о субъектах исторического развития выделяя три вида исторических образований:
1) племена, являющиеся «этнографическим материалом» (финны);
2) народы, совершающие только «разрушительный подвиг» в истории (гунны, монголы, турки);
3)народы, ставшие «положительными деятелями истории», создавшие десять основных культурно-исторических типов:
— египетский;
— китайский;
— ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический);
— индийский;
— иранский;
— еврейский;
— греческий;
— римский;
— аравийский (ново-семитический);
— германо-романский.
Так же он добавляет американский, мексиканский, перуанский типы, – погибшие, не успевшие достичь полного развития . Каждый из типов он характеризует как самостоятельный организм, развивающий свою культуру. Выделяет уединенные культуры – Китай и Индия. Преемственные – египетская, греческая, римская, еврейская, германо-романская. Все культурно-исторические типы подвергаются общим законам развития. Процесс объединения религий, также входящий в систему культурной глобализации, неотъемлем.
Явлением современной религиозной жизни стал экуменизм (от греч, вселенная). Инициатором движения в начале XX века был Дж.Р. Мотт. Эта концепция сближения разных религий получила резкую критику, и не получило дальнейшего развития .
На фоне объединения воедино всех мировых культур, даже при условии отсутствия иерархичности возникает, опасность прихода к унификации всех культур, явление, которое само по себе приводит к упрощенчеству во всем.
В столь быстро развивающемся мире важной и трудной задачей становится сохранение культуры, традиций и накопленных знаний поколений особенно у малых народностей. Сложность этого процесса состоит еще и в том, что ритм жизни малых народностей, например, на Дальнем Востоке, таких нанайцы, ульчи, эвенки и другие отличается своей нескоротечностью. В отдаленных селах люди живут почти архаичным способом не сильно отличающемся от жизни и уклада предков. Живут в гармонии с природой, стараются не нарушать ее традиции. Хотя, например, ульчи были крещены, традиционные верования оказались устойчивыми. Фольклор включает мифы о происхождении Вселенной, мифологические и бытовые рассказы, исторические предания о происхождении родов, рек, озер, поверья о возникновении обычаев, волшебные сказки, загадки. Разнообразно представлен ритуальный фольклор: шаманские песнопения, благопожелания, обращенные к духам, плачи, проклятия (вредоносная магия), свадебные, погребальные песни, запреты . Отсутствие большого технического прогресса в таких отдаленных от цивилизации сел дает возможность сохранять родной язык и культуру. Но отсутствие должной инфраструктуры заставляет перебираться таких жителей в города. Ульчи, как и многие народности мира, вынуждены быть двуязычными.
Так же, как и на Дальнем Востоке России, происходит во всем мире. Малые народности, становясь перед выбором комфортного проживания или сохранения традиций, выбирают первое. Далее последующие поколения утрачивают опыт и знания предков, так как в быстро развивающемся индустриальном обществе они им просто не нужны. Таким образом, могут пропадать целые пласты культуры.