Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемы соблюдения профессиональной этики в современной зарубежной журналистики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
изучения журналистской этики. 7
1.1
Понятие и общая характеристика журналистской этики. 7
1.2
Этические принципы журналисткой деятельности. 22
1.3
Виды нарушений профессиональной этики журналиста. 33
Глава 2. Проблемы
профессиональной этики журналиста на примере фотожурналистики в зарубежных
печатных СМИ.. 41
2.1
Аберрация этического на примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ.. 41
2.2
Нарушение европейских этических стандартов на примере фотожурналистики в
зарубежных печатных СМИ.. 48
2.3
Проблемы и решения соблюдения профессиональной этики журналиста на примере
фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ.. 58
Заключение. 72
Список использованных
источников. 74
Приложение………………………………………………………………………………………….81

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Этическая область профессиональной деятельности журналистов
на протяжении уже нескольких десятилетий представляет собой наиболее проблемное
поле для исследователя. С одной стороны, низкий уровень речевой культуры и
коммуникативной грамотности авторов медиатекстов, с другой стороны, постоянное
давление на этические рамки их поведения в медиасфере гражданской журналистики,
отличающейся отсутствием какой-либо кодификации в общении с читательской
аудиторией, приводят к тому, что нередко читатель сталкивается с нарушением
профессиональной этики, иногда – с проявлением открытого неуважения к адресату
газетных и журнальных публикаций. Все это заставляет многих ученых говорить о
кризисе в этической плоскости журналистики, акцентируя рост негативных
тенденций, с ней связанных, искать пути его решительного преодоления.

На наш взгляд, решение проблемы лежит в раскрытии конкретных
механизмов реализации или, наоборот, отклонения от этических ориентиров в
медиаизданиях, внимание к которым поможет избежать многим начинающим авторам
сознательных или случайных ошибок, в результате приводящих к демонстрации
неуважения к читателю. Несмотря на множество работ по журналистской этике
(учебных пособий, статей, монографий), данный вопрос, а также типология
этических ориентиров, столь важных для журналистов, остаются практически
неразработанными. Сказанным обусловлен выбор темы исследования, его
актуальность.

Фотография является неотъемлемой частью гармоничного
функционирования средств массовой информации. По мнению экспертов, снимки
вызывают несомненный интерес и привлекают внимание аудитории, как в интернете,
так и на полосах периодических изданий. Зачастую, фотоснимок в СМИ становится
не только одним из наиболее привлекательных элементов художественного
оформления номера, объединяющий весь комплекс текста, но также эффективным
способом рассказать историю, изложить свой взгляд на событие. В большинстве
случаев, видя новость, мы сразу обращаем внимание на иллюстрацию, и
пролистываем дальше, даже не обратив внимание на текст.

Этика в фотожурналистике мало изучена, есть лишь небольшое
количество литературы и научных исследований в этой области. Профессиональные
кодексы журналистов во многих странах излагают этические представления о работе
журналистов телевидения, радио и интернета, но они содержат только общие фразы
о деятельности фотожурналистов.

Объектом исследования
выступают этические ориентиры профессиональной деятельности журналистов.

Предмет исследования
составили конкретные механизмы нарушений этики печатных изданий (на примере
фотожурналистики в современных зарубежных
печатных СМИ).

Цель исследования
заключается в определении этических проблем профессиональной деятельности
современных журналистов на примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ.

Данная цель достигается посредством реализации конкретных задач:

— изучить понятие и общую характеристику журналистской этики;

— рассмотреть этические принципы журналисткой деятельности;

— рассмотреть виды нарушений профессиональной этики
журналиста;

— проанализировать аберрацию этического на примере
фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ;

— проанализировать нарушение европейских этических
стандартов на примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ;

— изучить проблемы и решения соблюдения профессиональной
этики журналиста на примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ.

В качестве основных методов
исследования в работе применялись: методы теоретического анализа и научного
описания, сравнительно-сопоставительный и типологический методы. В основу
анализа медиаизданий был положен мониторинг печатных изданий зарубежных СМИ.
При извлечении примеров для исследования использовались прием сплошной выборки,
при их аналитическом рассмотрении – элементы компонентного,
структурно-семантического и стилистического анализа.

Степень научной
разработанности проблемы. Анализ научной литературы по теме бакалаврской
работы показал наличие множества проблем методологического характера: в
частности, не было обнаружено четких определений таких базовых для
журналистской этики понятий, как «этический ориентир», «этическая норма»,
«этический императив», «этический принцип», что указывает на недостаточную
степень освещенности избранного нами для исследования вопроса. Между тем в ряде
работ отечественных ученых (В.Абишева[1],
Е. А. Афанасьевой[2],
Е. С. Долгиной[3], П.
Н. Киричок[4],
Г. В. Лазутиной[5],
А. С. Маслова[6] и
другие) содержатся ценные выводы и замечания по некоторым его аспектам, которые
составили научные основы данного исследования.

Научная новизна
исследования заключается в том, что в нем впервые представлена попытка дать
исчерпывающее аналитическое описание этических ориентиров профессиональной
деятельности журналистов ряда печатных зарубежных СМИ, а именно, «New York Times», «Hustler» «Newsweek», «Time» «Daily News», «Jyllands-Posten», «Fox News», «National Geographic», «Sun», «The People», «Daily Mail».

Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что в нем уточнено содержание и
определено соотношение терминов-понятий «журналистская этика», выявлены и
подробно изучены механизмы репрезентации этических ориентиров на смысловом и
языковом уровнях в материалах публикаций журналистов.

Эмпирическая база научной работы и хронологические рамки
исследования. Эмпирической базой послужили зарубежные печатные СМИ «New York Times», «Hustler» «Newsweek», «Time» «Daily News», «Jyllands-Posten»,
«Fox News», «National Geographic», «Sun», «The People», «Daily Mail». Хронологические
рамки исследования включают 1970-2018 гг.

Практическая значимость
работы. Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы
в лекционных курсах, курсах по выбору и спецкурсах для студентов-журналистов
филологических факультетов вузов. Кроме того, работе сформулированы проблемы и
пути их решения в сфере соблюдения профессиональной этики журналиста, которые
современные фотожурналисты могут использовать в своей деятельности.

Структура
исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников. [1] Абишева В.
Фотожурналистика с позиции профессиональной этики // Сучасная медыясфера:
практыка трансфармацыі, тэарэтычнае асэнсаванне, інстытуцыянальныя перспектывы.
Матэрыялы I Міжнароднай навукова- практычнай канферэнцыі. С.В. Дубовік (адказны
рэдактар). – Изд.: Белорусский государственный университет (Минск). 2017.  С. 11. [2] Афанасьева Е. А. Создание
и распространение контента : этические регуляторы в цифровом медиапространстве
/ Е. А. Афанасьева // Журналистский ежегодник. 2018. № 2. С. 89–92. [3]
Долгина Е. С. Профессиональная этика журналиста : каноны и нарушения //
Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2018
г.).  Уфа : Лето, 2018.  С. 91–93. [4] Киричек П. Н. Этика
журналиста: учеб. пособие.  Саранск :
Изд-во Мордов. ун-та, 2019.  140 с. [5] Лазутина, Г.В.
Информационное поле страны: актуальность изменений в условиях цифровой
революции // Журналист. Социальные коммуникации.  2017. – 
№4. – 25-28 с. [6] Маслов А.С. «Визуальный
поворот» печатных СМИ: этический аспект // Дискурс современных масс- медиа в
перспективе теории, социальной практики и образования. Мат-лы I Междунар.
науч.-практ. конф. – Белгород: Белгородск. гос. нац. исслед. ун-т, 2014.  С. 248-255.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение можно прийти к следующим выводам:

Во-первых, изучили понятие и общую характеристику
журналистской этики. Журналистская этика представляет собой совокупность правил
поведения в журналистской среде, обеспечивающую нравственный характер
взаимоотношений внутри нее и с объектами данной профессиональной деятельности –
обществом и государством. Журналистская этика обладает сложной диспозитивной
сущностной природой, обусловленной корреляцией нескольких моральных пластов,
связанных с особенностями получения, обработки и репрезентации
аналитико-новостной информации, включает в себя мораль имманентную, личную,
фоновую, профессиональную, общественную.

Во-вторых, рассмотрели этические принципы журналисткой
деятельности. Международные принципы журналистской этики были приняты на IV
Консультативной встрече международных и региональных профессиональных
журналистских организаций в 1983 году в Париже. Некоторые из них: право людей
на получение достоверной информации, верность журналиста объективной
действительности, социальная ответственность журналиста, профессиональная
честность журналиста. 14 апреля, доступность СМИ и участие общественности,
уважение частной жизни и человеческого достоинства.

В-третьих, рассмотрели виды нарушений профессиональной этики
журналиста. Мы выделили четыре группы нарушений журналистской этики. Первая
группа: журналист и аудитория. Журналист должен быть ответственен перед
аудиторией, не провоцировать панику, проверять достоверность фактов, не
публиковать слухи, не искажать информацию, не пропагандировать насилие. Вторая
группа: журналист и источник информации. Собирать информацию необходимо
честными методами, не перевирать слова источника, быть беспристрастными. Третья
группа: журналист и герой публикации. Журналист не имеет права вмешиваться
в частную жизнь, публиковать порочащие сведения, оскорблять или
пренебрежительно намекать на расу, национальность, физическую или психическую
неполноценность. Четвертая группа: журналист и профессия. Необходимо
соблюдать условия честной конкуренции, не совмещать политическую должность и
работу журналиста, не дискредитировать своим поведением профессию журналист.

В-четвертых, проанализировали аберрацию этического на
примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ. В ходе исследования было
доказано, что исторические события, процессы сокращения бюджетов, закрытие и
реорганизация газет и агентств вызывают определенную обеспокоенность у
профессиональных журналистов относительно соблюдения этических норм в
перспективе. Многие положения кодексов игнорируются в погоне за сенсацией. В
свою очередь, увеличение потенциальных конкурентов заставляет профессионалов
ответственно подходить к соблюдению существующих этических норм, чтобы не
уронить свою репутацию в глазах аудитории.

В-пятых, проанализировали нарушение европейских этических
стандартов на примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ. Наше
исследование показывает, что определяющее влияние на появление нарушений
оказывают сложные ситуации, такие как война, теракты, скандалы с известными
людьми и так далее. Из этого, мы можем сделать вывод, что, находясь в таких
условиях, фотожурналист при своей работе делает упор на свои чувства, а не на
правила.

В-шестых, изучили проблемы и решения соблюдения
профессиональной этики журналиста на примере фотожурналистики в зарубежных
печатных СМИ. В этой связи большое значение имеет самоконтроль или
саморегулирование СМИ, которое может рассматриваться как торжественное обещание
журналистов и средств массовой информации, заботящихся о качестве своего
продукта, действовать исходя из норм об ответственности и исправлять ошибки,
если они допущены, а для выполнения этого обещания необходима сдержанность со
стороны правительства и государства в контроле СМИ и журналистов.

В работе были изучены те основные принципы и закономерности
работы журналиста на примере фотожурналистики, а также этические нормы,
регулирующие профессиональную деятельность фотожурналиста. Основной вывод в
этом направлении состоит в том, что вместе с развитием общества и технологий,
их совершенствованием, вопросы морали и этики журналистского творчества не
корректируются и остаются на прежнем уровне.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения
журналистской этики

1.1 Понятие и общая характеристика журналистской
этики

Возникновение профессиональной этики во времени
предшествовало созданию научных этических учений и теорий о ней. Аристотель
считается основоположником этики как самостоятельной области знаний,
преподавание которой основано на концепции моральных отношений в обществе. Его
заслуги в развитии этой науки довольно велики. Аристотель в своих трудах
систематизировал знание этических суждений. Так, в 4 веке до нашей эры
благодаря Аристотелю появилось понятие и наука «этика».

Этика, с позиции Аристотеля, –  это наука о морали, цель которой –  создать счастливую человеческую жизнь и
помочь в понимании основных жизненных задач[1].

Понятие «этика» в Толковом словаре С.И. Ожеговой трактуется
как философское учение о нравственности, ее развитии, принципах, нормах и роли
в обществе. Второе определение этики в словаре: совокупность норм поведения
(обычно по отношению к какой-либо социальной группе)[2].
Итак, этика по своей природе –  это
философское понятие, в основе которого лежит объяснение происхождения и
сущности морали и этики, основного социального функционала этих явлений[3].

В общем смысле этика – 
это набор моральных принципов и ценностей, которые регулируют поведение
человека или группы людей и определяют положительные и отрицательные оценки их
мыслей и действий.

Доктор философских наук М.Н. Розенко рассматривает
профессиональную этику как философскую дисциплину, науку о моральных нормах и
требованиях, регулирующих отношения между людьми в сфере труда.
Профессиональная [1] Этика Аристотеля / пер. с
греч.; с прил. «Очерка истории греческой этики до Аристотеля» Э. Радлова. СПб.:
Филос. о-во при Имп. С.-Петерб. ун-те, 1908. — С. 99 [2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /
Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е
изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. – С. 44 [3] Дусенко С.В.
Профессиональная этика и этикет. М.: Академия, 2012. – С. 25

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы