Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемы и перспективы таможенного регулирования внешней торговли России в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы таможенного
регулирования внешней торговли России в современных условиях. 6
1.1. Исторические этапы становления и развития
таможенно-тарифной политики, как основы таможенно-тарифного регулирования. 6
1.2. Сущность и роль таможенного регулирования
внешней торговли России в современных условиях. 16
1.3. Организационно-правовые основы действующего в
рамках ЕАЭС таможенно-тарифного регулирования. 26
Глава 2. Практические особенности таможенного
регулирования внешней торговли России в современных условиях. 36
2.1. Исследование динамики внешнеторгового оборота
ЕАЭС в рамках применения таможенно-тарифного регулирования. 36
2.2. Анализ таможенно-тарифного регулирования в
рамках ЕАЭС.. 46
2.3. Нетарифные меры.. 54
Глава 3. Проблемы таможенного регулирования
внешней торговли России в современных условиях и пути их решения. 60
3.1. Проблемы таможенного регулирования внешней
торговли России. 60
3.2. Перспективы таможенного регулирования внешней
торговли России. 68
Заключение. 74
Список использованной литературы.. 78
Приложения. 84
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Сегодня глобализация мировых
экономик ведет к международному разделению труда. Государства вступают в
интеграционные объединения и международные институты регулирования ВЭД. В этих
условиях войти в перечень лидирующих экономик становится еще более сложной
задачей, справиться с которой можно, в том числе и за счет грамотного
использования возможностей таможенно-тарифного регулирования.
Изменение
внешнеполитических курсов многих государств в последние годы, изменение
приоритетов обеспечения социально-экономического развития, расширение
мирохозяйственных связей поставили перед Россией совершенно новые задачи.
Продолжающаяся трансформация роли России в рамках внешнеэкономической
деятельности однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление ее
статуса. Важным фактором укрепления позиции России является успешное
экономическое развитие последних лет. В русле глобализационных процессов,
социально- экономическое развитие государства, является одним из важнейших
механизмов, который нуждается в совершенствовании.
Это обуславливается
важностью позиционирования государства в мирохозяйственных связях. Значимость
исследования института таможенного регулирования внешней торговли Российской
Федерации обусловлена необходимостью нового теоретического осмысления проблемы как
с точки зрения существующего позиционирования России в различных интегративных
образованиях, так и с точки зрения эффективности внешнеэкономической
деятельности в целом.
Актуальность проблем
таможенного тарифного регулирования способствует тому, что все большее
количество ученых в области таможенного дела, а также органы власти занимаются
поиском решений данных проблем. Международный опыт свидетельствует, что
таможенные органы способны обеспечивать 10-30% поступлений в государственный
бюджет. Следовательно, эти средства будут перенаправлены на финансовые,
социальные и другие программы. Таможенный тариф является одним из наиболее
распространенных регуляторов ВЭД. С его помощью многие страны мира решают
следующие задачи: проведение протекционистской политик, пополнение доходной
части бюджета.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступили
общественные отношения, возникающие в процессе таможенного регулирования
внешней торговли России в современных условиях.
Предметом исследования выпускной квалификационной
работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное
регулирование внешней торговли России в современных условиях.
Целью выпускной
квалификационной работы является анализ особенностей
таможенного регулирования внешней торговли России в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных
задач выпускной квалификационной работы:
— изучить исторические этапы становления и развития
таможенно-тарифной политики, как основы таможенно-тарифного регулирования;
— раскрыть сущность и роль таможенного регулирования внешней
торговли России в современных условиях;
— рассмотреть организационно-правовые основы действующего в рамках
ЕАЭС таможенно-тарифного регулирования;
— провести исследование динамики внешнеторгового оборота ЕАЭС в
рамках применения таможенно-тарифного регулирования;
— провести анализ таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС;
— охарактеризовать нетарифные меры;
— выявить проблемы таможенного регулирования внешней торговли
России;
— определить перспективы таможенного регулирования внешней
торговли России.
Методологическая база выпускной квалификационной работы. Из числа
общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и
целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из
частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой,
проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили
Конституция РФ[1],
ТК ЕАЭС[2],
федеральные законы.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций,
диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в
своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая значимость темы выпускной квалификационной работы обоснована
спецификой современного этапа развития таможенного регулирования внешней торговли
России в современных условиях, связанного с пандемией.
Практическая значимость темы выпускной квалификационной работы заключается в том,
что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и
рекомендации могут быть использованы при совершенствовании таможенного
регулирования внешней торговли России в современных условиях.
Структурно выпускная
квалификационная работа включает введение, обосновывающее объект и предмет
исследования, цели и задачи работы, три главы, последовательно раскрывающие
содержание работы и заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию. [1] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Российская газета. – 1993. — от 25 декабря. [2] Таможенный кодекс
Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном
кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского
экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых
задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и
предложения в рамках представленной темы.
1. Исследование и обоснование исторических этапов тарифного
регулирования внешней торговли позволяют утверждать, что тарифное регулирование
постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов, которые
условно можно разделить: постоянные и переменные; циклические и нециклические;
стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его и т. д. Данные факторы могут
взаимодополняться: постоянные факторы могут носить циклический и нециклический
характер; переменные факторы могут, как стимулировать развитие рынка, так и
сдерживать его. Таким образом, использование тарифного регулирования на
практике представляет собой закономерный процесс, который выражает
индустриальное развитие экономики, мирового рынка и характеризуется процессами
интернационализации, экономической интеграции и воздействием такого явления,
как мировой кризис.
2. В современных условиях
таможенное регулирование ВЭД играет исключительно важную роль в
организационно-экономическом государственном механизме, поскольку является
инструментом защиты национальной экономики, выполнения международных
обязательств, поддержания стабильности международной торговли. Эффективно
действующая система таможенного регулирования является основным условием для
проведения государством действенной и целостной таможенной политики и решения
задач по обеспечению экономической безопасности.
Таможенное регулирование
в системе государственного управления реализуется с помощью инструментов
экономического регламентирования (тарифные методы) и административного регламентирования
(нетарифные методы).
Использование
экономических инструментов таможенного регулирования призвано способствовать
целям и задачам ВЭД, а также обеспечивать безопасность страны и защита ее
национальных интересов.
3. Отличительными чертами
таможенно-тарифного регулирования в условиях ЕАЭС заключается в том, что
большинство вопросов таможенного регулирования остались в ведении
стран-участников, несмотря на наличие постоянно действующего наднационального
органа. Таможенное регулирование должно осуществляться на основании таможенного
законодательства ЕАЭС, что вызывает противоречия в вопросе выбора нормативного
акта для применения в конкретной ситуации. Эти противоречия мешают равному и
равномерному экономическому развитию стран-членов ЕАЭС в том числе в вопросах
таможенно-тарифного регулирования.
4. В перспективе важным моментом реализации внешнеторгового потенциала
в полной мере является диверсификация торговых потоков в условиях нарастающей
конкуренции, сокращение транзакционных издержек и минимизация влияния
внешнеполитической конъюнктуры на экономическое развитие стран. Данное
направление предлагается достичь посредством заключения преференциальных
непреференциальных торговых соглашений и возможным расширением ЕАЭС (по данным
2021 года количество стран, изъявивших желание стать наблюдателями или вступить
в Евразийский экономический союз достигает 43 (в 2020 г.- 40)).
Также следует уделить внимание формированию образовательного,
научного и культурного союзного пространства, ведь действительно успешный союз
способен не только предложить миру сырье и товары, но и быть образцовым в сфере
совместного развития граждан разных национальных культур.
5. ЕАЭС на всем протяжении существования динамично развивается и
вносит корректировки в деятельности интеграционной группировки. Однако мир не
стоит на месте и дает возможно активно развиваться и трансформироваться, где
также предоставляются инновационные системы, инструменты и методики в
таможенно-тарифном регулировании. ЕАЭС необходимо идти в ногу со временем и
внедрять современные технологии для упрощения и совершенствования работы. Так
как таможенно-тарифная система в мировой торговле является ключевым звеном.
России, в свою очередь, как главному участнику интеграционной группировки,
необходимо пересмотреть свои торгово-экономические взгляды, как и на
внешнеторговых участников, так и на ЕАЭС.
Основной
угрозой развития экономик стран ЕАЭС является затормаживание развития
цифровизации, которое может привести к тому, что не будет обеспечена должная
открытость товарных рынков, являющихся общими, что повлечет за собой
восстановление таможенного контроля на границах стран. В данном аспекте важным
является то, что цифровизация уже вышла за рамки государства. Её реализация в
Российской Федерации, а также в ЕАЭС необходима для обеспечения национальной
безопасности стран, усиления позиций организации на мировой арене. Благодаря
цифровизации реализуется гармонизация законодательств стран ЕАЭС.
6. Основной задачей в современных условиях является адаптация
механизма нетарифного регулирования к современным условиям международной
торговли в рамках функционирования ЕАЭС. Требуется пересмотр механизма НТМ с
целью минимизации затрат на соблюдение и повышения эффективности процессов
внедрения. Если нормативные и процедурные требования, относящиеся к НТМ, будут
более доступными, повысится осведомленность участников ВЭД, с одновременным
снижением затрат и издержек, связанных со временем. Снизятся информационные
расходы за счет повышения прозрачности. Ресурсы, ранее использовавшиеся для
обслуживания избыточных процессов НТМ, перераспределяются на другие виды
экономической деятельности, где их можно использовать более продуктивно.
Эффективная рыночная интеграция также требует разрешения вопросов, связанных с
нетарифными мерами. Различные методы анализа, основанные на актуальных данных,
позволят количественно оценить влияние НТМ в ЕАЭС и определить потенциальные
выгоды от оптимизации и конвергенции нормативных требований.
7. Развивающийся
потенциал механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД ЕАЭС сдерживается
имеющимися определенными проблемами. ЕАЭС необходимо идти в ногу со временем и
внедрять современные технологии для упрощения и совершенствования работы. Так
как таможенно-тарифная система в мировой торговле является ключевым звеном.
России, в свою очередь, как главному участнику интеграционной группировки,
необходимо пересмотреть свои торгово-экономические взгляды, как и на
внешнеторговых участников, так и на ЕАЭС.
8.
В данных
условиях стратегическими направлениями модернизации механизма
таможенного регулирования ВЭД Евразийского экономического союза становится его
корректировка, позволяющая обеспечить эффективную интеграцию национальных
сегментов в единый межгосударственный механизм таможенно-тарифного
регулирования, сформировать единый контур экономической безопасности ЕАЭС.
Необходима мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического
сотрудничества для продвижения интересов государств-членов ЕАЭС на мировом
рынке, что связано с настоятельной необходимостью развития элементов
таможенно-тарифного регулирования ВЭД.
Таким образом,
представляется возможным заключить, что тарифные и нетарифные методы
таможенного регулирования необходимы для выполнения следующих функций:
фискальной, протекционистской и балансировочной. Основную часть доходов
федерального бюджета обеспечивают выгодные таможенные пошлины. Поэтому среди
всех перечисленных ранее функций таможенного регулирования наиболее важной
является фискальная функция.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы таможенного регулирования
внешней торговли России в современных условиях
1.1. Исторические этапы становления и развития
таможенно-тарифной политики, как основы таможенно-тарифного регулирования Предлагается
рассмотреть этапы становления тарифного регулирования, критерием для
определения которых служит развитие международной торговли[1].
1- й этап (до XV в.) — этап первобытнообщинного
строя и годы развивающегося феодализма. Особенности: формирование товарного
рынка, разовый характер сделки, преференциальный режим между колониями и
метрополиями, обеспечивающий благоприятные торговые отношения. В ряде случаев
устанавливается беспошлинный вывоз сырья из колонии в метрополию и установление
пошлин в другие страны; в случае импорта — беспошлинный ввоз в колонию из
метрополии, товарные потоки из других государств — с использованием импортных
пошлин. Возникает необходимость регулирования торговли. Торговцы и
промышленники искали покровительства у влиятельных князей, предлагая
«таможенную охрану границ». Можно отметить также период, отделяющий античность
от раннего средневековья, характеризующийся кризисом Римской империи
(завоевание варварами, великое переселение народов, время глубоких
экономических преобразований)[2].
Первоначальная цель таможенного тарифа — получение дохода и защита от
иноземцев. Впервые ученые упоминают о необходимости защиты рынков
(меркантилизм). В Европе появляются первые идеи данной школы в виде попытки
теоретического обоснования системы экономической политики.
2- й этап (XVI-XVII вв.) —
этап формирования (становления) мирового рынка (мануфактурная стадия).
Особенности: первоначальное накопление капитала; великие географические
открытия; регулярный характер сделок; торговые документы (новоторговый устав),
включающие вопросы тарифного регулирования и вопросы организации таможенного
обложения. Цели таможенного тарифа — сугубо фискальные, впоследствии защитные
(покровительственные). Как следствие, возникшая система протекционизма
способствовала развитию промышленности. Политика протекционизма требовала
защиты промышленности от конкуренции (французский тариф Кольбера, австрийская
монархия, германские государства). Европейские государства применяют защитные
меры (барьеры), целью которых является поощрение экспорта готовых изделий, с
запретом вывоза сырья; поощрение транзитной торговли; навигационные акты,
позволившие в XVII в.
снизить торговое могущество Голландии.
3- й этап (XVIII-XIX вв.) —
этап развития мирового рынка. Особенности: становление рыночной экономики в
Западной Европе; преобладание традиционных систем экономики в остальных
странах; развитие международной торговли; высокий уровень таможенного тарифа
содействует в западноевропейских странах созданию национальной промышленности;
устранены внутренние таможенные тарифы; обострение конкурентной борьбы;
формирование первых таможенных союзов; распространены экспортные таможенные
тарифы. Использование таможенного тарифа ставило покровительственные
(протекционистские) цели, которые наиболее распространились в данный период,
эпоху промышленного капитализма, который характеризуется мировым кризисом,
получившим название «глубокая продолжительная депрессия 1830-1840 гг.».
4- й этап (к. XIX в. — н. XX в) — этап
интернационализации. Особенности: развитие крупной машинной индустрии и, как
следствие, объединение национальных рынков в единый мировой рынок; завершается
экономический и территориальный раздел мира, что приводит к развитию
международной интернационализации рынков, миграции капитала; таможенный тариф
имеет агрессивный характер. Торговля носит регулярный характер; усиливается
конкуренция; увеличивается частота сделок и объемы международной торговли;
инструментами регулирования торговли являются как тарифные, так и нетарифные
методы регулирования, что позволяет утверждать о развитии и становлении
международной торговли и необходимости ее регулирования. Таможенный тариф
используют в борьбе монополии за рынки сбыта, сферы приложения капитала. Помимо
повышения ставок, таможенный тариф подвергся большой детализации (инициатором
были США), т. е. из простого он превратился в сложный таможенный тариф.
Появляется понятие «аграрный протекционизм», возникший во время мирового аграрного
кризиса конца XIX в., и, как следствие, усиливаются меры внешней торговли по
защите рынка различных государств (таможенный тариф Бисмарка в Германии,
американские тарифы Мак-Кинлея и Ундервуда). Мировой кризис определяет
тенденции развития таможенного тарифа того времени. А именно: высокий уровень
таможенного тарифа на аграрную продукцию; непосредственное ограничение и запрет
ввоза продукции; государственная монополия на продажу сельскохозяйственных
товаров. При исчислении размера таможенного тарифа за основу бралась
максимальная разница в издержках производства товара внутри страны и в
конкурирующих странах. Полученная разница с известной таможенной надбавкой
являлась исходной цифрой для таможенного обложения. К. Маркс и Ф. Энгельс
определяют протекционизм как «наступательный», который защищает от иностранной
конкуренции не слабые отрасли, а наиболее развитые, высокомонополи- зированные.
й этап (1914 г. — 1950 г.) — этап
институализации. Особенности: диспропорции в развитии некоторых отраслей
мирового хозяйства, неравномерность экономического развития стран, что приводит
к мировому кризису перепроизводства; унификация структуры таможенного тарифа;
преобладают специфические ставки таможенной пошлины (до 70 %), т. к. основной
объем мировой торговли приходился на сырье и [1] Гаращенко Е.А. Генезис тарифного
регулирования внешней торговли в мировой экономике // Экономика. Управление.
Инновации. — 2017. — № 3 (2). — С. 87-91. [2] Блаженкова Т.А. Таможенно-тарифное
регулирование. Учебное пособие. — Санкт-Петербург, 2022. – С.65.