Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемы и перспективы в странах Латинской Америки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Предпосылки и сущность «правого поворота» в странах Латинской Америки 9

1.1. «Левый поворот» в Латинской Америке в конце 1990-х — первой половине 2000-х гг. 9

1.2. Кризис левых идей и причины «правого поворота» в Латинской Америке 14

2. Влияние «правого поворота» в Латинской Америке на современные международные отношения. 23

2.1. Влияние «правого поворота» стран Латинской Америки на глобальные международные отношения 23

2.2. Региональные процессы в Латинской Америке в условиях «правого поворота» стран Латинской Америки 37

Заключение 51

Список источников и литературы 56

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Начиная с 1990-х годов стало ясно, что латиноамериканские страны претендуют на более активную и независимую роль в мировой политике. Так, к примеру, Бразилия претендует на постоянное место в Совете Безопасности ООН, три латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика) стали членами G-20. В 1999 году Группа Рио осудила бомбардировку НАТО Югославии. В 2003 году Чили и Мексика в качестве непостоянных членов Организации Объединенных Наций СБ ООН способствовали отклонению англо-американской резолюции, которая санкционировала военные действия в Ираке. В декабре 2008 года тридцать три главы государств и правительств стран Латинской Америки и Карибского бассейна призвали Соединенные Штаты отменить экономическое, торговое и финансовое эмбарго против Кубы. В июне 2009 года, в результате инициативы нескольких латиноамериканских стран, Организация американских государств (ОАГ) приняла резолюцию об отмене правительственного отстранения Кубы от ОАГ.

Вместе с тем многие страны Латинской Америки в последние годы переживают период нестабильности ввиду смены политических режимов. На новом этапе интеграции, отмеченном поляризацией вокруг венесуэльского кризиса, попытками усилить «торговое крыло» мультилатерализма и повышением степени конфликтогенности влияния США на региональную повестку, важную роль играет подъем правых сил . На эволюцию регионализма в Латинской Америке большое влияние исторически оказывали смены правительств и их идеологических программ. Отталкиваясь от курсов администраций Жаира Болсонару в Бразилии, Ивана Дуке в Колумбии, второго правительства Себастьяна Пиньеры в 2018- 2022 гг. в Чили и Марио Абдо Бенитеса в Парагвае, можно сказать, что произошли трансформации в интеграционных процессах на фоне успехов правых сил в региональной борьбе за власть в середине 2010-х – начале 2020-х гг., более известных как «правый поворот».

Произошедшие перемены показывают неоднозначность влияния «правого поворота» на интеграционный ландшафт в Латинской Америке. Во-первых, хотя подъем либерально-консервативных сил и переформатировал философию интеграции, участие в многосторонних группах остается важным для правительств, которые стремятся решать за счет них основные проблемы государства и расширять собственный репутационно-политический капитал. Во-вторых, несмотря на подвижность электоральной динамики, которая скоро может положить конец доминированию правых сил, правыми правительствами был поставлен ряд вопросов, имеющих долгосрочное значение в контексте дальнейшего развития интеграционных объединений в регионе.

Развитие региональной политики латиноамериканских стран в XXI веке соотносят с их новым витком и третьим этапом, характеризующимся гибридным подходом, включающим в себя элементы классического реализма, теорий комплексной взаимозависимости и зависимости. В новом столетии для Латиноамериканского региона основные акценты сместились на торговую открытость, международные экономические переговоры в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и реализацию масштабных проектов экономической интеграции, таких как Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), включая новейшие интеграционные объединения – Союз южноамериканских наций (УНАСУР) и Тихоокеанский Альянс. При этом внутри самого региона политика интеграции на сегодняшний день носит максимально ассиметричный характер, связанный с глубокой зависимостью региональной политики от внутриполитических процессов и неготовностью большинством государств к образованию наднациональных систем, на подобии Европейского Союза. Постоянное нарастание напряжённости между различными блоками стран региона по идеологическим вопросам и вопросам нерегиональных связей с Китаем, Россией или США, приводят к политической турбулентности и разобщённости между странами Латинской Америки.

Изучению исследуемой проблемы посвящены работы политологов, международников, историков, исследователей научных центров, работников практических организаций, занимающихся проблематикой Латинской Америки.

Мнения латиноамериканистов относительно точки отсчета современного «правого поворота» не совсем совпадают. Согласно мнению А.А. Слинько, дрейф политических координат вправо берет свое начало в 2008 г., когда разразился мировой экономический кризис . В то же время В.Л. и Л.С. Хейфецы полагают, что процесс стартовал в 2009 г. или даже позже . Так или иначе, но спорность данного вопроса объясняется различными оценками динамики и последствий уклона вправо.

По мнению Хуан Фелипе Флорез Агирре, изменения, произошедшие в латиноамериканской системе власти за последние пятнадцать лет, могут быть определены как радикальные преобразования, которые беспрецедентным образом изменили социально-экономическую среду американского субконтинента .

На рубеже веков перед Латинской Америкой встала задача встроиться в глобализационные процессы. Как отмечает Джон Теодор, в результате активизации институтов гражданского общества и парадипломатии в ходе масштабной демократизации сформировалось понимание, что глобализация может содержать в себе источники роста и развития .

Латиноамериканские исследователи сходятся во мнении, что социальные протесты в странах региона в конце 2019 г. нельзя рассматривать как обособленные друг от друга явления . Чилийский исследователь Г. Негретто подчёркивает, что протесты нельзя рассматривать исключительно через призму кризиса неолиберальной модели, выстроенной правыми правительствами, – важную роль играет общее отношение населения к политической системе, государству в целом, которое не способно «слышать» требования, предъявляемые его народом .

Необходимо отметить труды Хисэлы Перейра Доваль , которая отмечает, что интеграционные инициативы в Латинской Америке оказываются связаны с перераспределением влияния и лидерства в регионе, и, если использовать терминологию неореализма, возникновением для государств новых структурных ограничений в латиноамериканской (южноамериканской) подсистеме. Например, для Бразилии роль ведущего государства и лидера интеграционных процессов в Южной Америке сопряжена с императивом превращения в великую державу, но с приходом к власти Ж. Болсонару эта связь оказывается нарушенной.

В работах Лизкано Фернандез раскрыты территориальные и этнические особенности стран Латинской Америки. Этапы проведения региональной политики в странах Латинской Америки рассматриваются в трудах Эдгардо Хименез .

Хуан Куадрадо-Роура отмечает, что в начале XXI в. на территории Латинской Америки стали различать два вида политики, обеспечивающей социально-экономическое развитие регионов страны: региональную политику и политику регионального развития .

Уругвайский политолог Диего Эрнандес рассматривает внешнюю политику правительств FA в 2005–2015 гг.

Интерес представляет научная статья В. Л. Хейфеца и К. А. Коноваловой . Авторы отмечают, что на эволюцию регионализма в Латинской Америке большое влияние исторически оказывали смены правительств и их идеологических программ. Анализируя внешнеполитические шаги, риторику и содержание концептуальных документов указанных латиноамериканских стран, авторы фокусируются на особенностях национальных взглядов различных представителей правых сил на региональные интеграционные инициативы. Исследовательский вклад работы объясняется обращением к самому фактору идеологии в развитии латиноамериканской интеграции, детальным разбором конкретных страновых примеров и новыми выводами с учетом данного фактора.

Целью настоящей работы является исследование проблем и перспектив «правого поворота» в странах Латинской Америки.

Задачи исследования:

— раскрыть «левый поворот» в Латинской Америке в конце 1990-х – первой половине 2000-х гг.;

— охарактеризовать кризис левых идей и причины «правого поворота» в Латинской Америке;

— проанализировать влияние «правого поворота» стран Латинской Америки на глобальные международные отношения;

— рассмотреть региональные процессы в Латинской Америке в условиях «правого поворота» стран Латинской Америки.

Объектом исследования является Латинская Америка.

Предмет исследования – развитие стран Латинской Америки в условиях «правого поворота».

Методологическая основа. В процессе исследования использовались такие методы как теоретический анализ материалов, источников и литературы, посвящённых данной проблеме, метод исторического анализа, позволяющий изучить и проанализировать события и процессы, которые стали предпосылками «правого» поворота в Латинской Америке, а также отношения между странами региона, что является важной основой для изучения современных процессов в регионе. Метод научного поиска, анализа и систематизации позволил качественно использовать документы и источники для исследования проблемы.

Хронологические рамки исследования – 2010–2023 гг.

Географические рамки исследования – Латинская Америка, географический макрорегион, занимающий территории Центральной и Южной Америки.

Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Причины изменений в политической ситуации ряда стран в контексте «правого поворота» достаточно разнообразны и кроются как в социально-экономических проблемах, так и в особенностях организации политических систем стран региона. В их числе бюрократизация и персонализация политики, тенденции к гиперпрезидентству, стремление некоторых лидеров продлить срок своего пребывания у власти путем реформирования законодательства.

На наш взгляд, невозможно рассматривать состояние интеграционных процессов и отношения между странами на региональном уровне без анализа состояния политической ситуации внутри стран Латинской Америки. Делая акцент на проявлении политической поляризации в рамках отдельных государств и подчёркивая проблемы и тенденции, с которыми страны сталкиваются на современном этапе в развитии политических процессов, предприняли попытку определить влияние внутриполитической поляризации на развитие отношений между странами Латинской Америки.

Можно предположить, что в условиях постоянного изменения положения политического маятника, который делает движение то в сторону «левой», то в сторону «правой» части спектра в разных странах региона, региональные процессы будут обречены на продолжение развития поляризации. Данная ситуация будет развиваться по такому сценарию, пока не сменится акцент в основании выстраивания интеграционных связей с политико-идеологического курса на курс разрешения актуальных для региона проблем вне зависимости от политической ориентации лидеров, одерживающих победу на выборах.

Кризис в Венесуэле значительно повлиял на процессы интеграции в регионе Латинской Америки. В особенности это сказалось на таких организациях как МЕРКОСУР, Боливарианский альянс АЛБА, УНАСУР, а также были созданы новые организации, в качестве реакции на кризис (ПРОСУР) и для поиска путей его урегулирования (Группа Лимы). Поиск путей решения проблем, с которыми столкнулась Венесуэла и способов урегулирования кризиса происходит через региональные организации, запускаются различные инициативы. Такие организации как Группа Лимы, МЕРКОСУР, ПРОСУР, пытаются привлечь к этому процессу как можно больше государств региона.

Интеграционные объединения также значительно задействованы и принимают активное участие в ситуации, связанной с венесуэльским кризисом. А также, состояние кризисной ситуации в Венесуэле влияет на процессы интеграции в регионе и изменения, происходящие внутри блоков и объединений.

Более того, было заметно отрицательное влияние на механизмы работы организаций региона Латинской Америки. Так, членство Венесуэлы было приостановлено в МЕРКОСУР, в связи с тем, что в стране не соблюдается демократический режим и это не соответствует уставу организации.

Еще одно важное интеграционное объединение в регионе Союз южноамериканских наций УНАСУР столкнулся с проблемами и в связи с этим, а также под влиянием кризисных событий в регионе образовалось новое объединение – Форум для развития Южной Америки ПРОСУР, который возглавляется правыми силами и выступает против правительства Венесуэлы Николаса Мадуро. Особенность нового блока состоит в том, что он позволяет правым силам участвовать в урегулировании кризиса в Венесуэле. Таким образом, в регионе наблюдается разделение на два блока, поскольку одни страны оказывают поддержку правой оппозиции в Венесуэле, а другие поддерживают действующее социалистическое правительство во главе с Николасом Мадуро.

В связи с кризисом роль Венесуэлы в интеграционных объединениях становится менее значительной, а организации с участием Венесуэлы сталкиваются с проблемами. Таким образом, внутри блока УНАСУР, среди государств-членов возникают противоречия, блок постепенно приостанавливает свою деятельность с перспективой его замены на новый блок ПРОСУР. Несмотря на то, что УНАСУР осуществлял руководство переговорным процессом между правительством и оппозицией в Венесуэле, данные переговоры не завершились успешно, а блоку не удалось выработать механизмы по разрешению сложившейся кризисной ситуации. Стоит также отметить, что цели, которые были поставлены перед блоком УНАСУР, не могут быть выполнены ввиду того, что большинство стран объединения заявили о своем выходе и сомневаются в его эффективности.

Таким образом, поставленные в работе цель и задачи достигнуты.

В частности, во-первых, раскрыт «левый поворот» в Латинской Америке в конце 1990-х – первой половине 2000-х гг.

Сделан вывод, что для левого крыла в целом характерно тяготение к большей роли государства и признание необходимости социальной защиты населения. Для леворадикальных правительств, сторонников «социализма XXI века» незыблема приоритетность социальной проблематики, принципов этатизма и стремление к преимущественному участию государства в социально-экономических программах. Левоцентристы в вопросе организации проводимой политики также признают важность поддержки социальной сферы населения, отдают предпочтение весомому участию государства в экономике, однако вместе с тем, не отрицают возможность использования механизмов и инструментов демократии в политике и рыночной экономики.

Во-вторых, охарактеризован кризис левых идей и причины «правого поворота» в Латинской Америке.

Отмечено, что причины изменений в политических системах ряда латиноамериканских стран в рамках «правого поворота» достаточно разнообразны и кроются как в социально-экономических проблемах, так и в особенностях организации политических систем стран региона. Большая часть экспертов связывает рост поддержки населением «правых» партий и движений в регионе с экономическими причинами и с неспособностью предыдущих правительств разрешить актуальные общественные проблемы, как например, проблему высокого уровня экономического неравенства.

В-третьих, проанализировано влияние «правого поворота» стран Латинской Америки на глобальные международные отношения.

Как установлено в ходе исследования, изменения, произошедшие в политическом пространстве Латинской Америки в контексте «правого поворота», привели к тому, что повестка дня в региональных организациях, выстраиваемая в первом десятилетии XXI века, претерпевает изменения, происходит осложнение сотрудничества в мире. Несколько проблем и вопросов лежат в основе существующих торговых споров, и все страны, включая государства латиноамериканского региона, заинтересованы в их решении.

В-четвертых, рассмотрены региональные процессы в Латинской Америке в условиях «правого поворота» стран Латинской Америки.

Отмечено, что политический оттенок интеграционных процессов в регионе обрёк создаваемые объединения на прямую зависимость от того, какие политические силы находятся у власти. Трансформация политической панорамы, выраженная в усилении правоцентристских и правых тенденций в результате электорального цикла 2017–2019 гг. и изменении политической окраски региона, повлияла на региональный баланс, что в дальнейшем сказалось и на деятельности участников региональной интеграции. Основной причиной текущего состояния процесса интеграции можно назвать изменение соотношения политических сил в регионе, которое приводит в свою очередь к усилению поляризации стран и в дальнейшем, к замедлению или приостановке процессов сотрудничества и интеграции.

Таким образом, достигнута цель работы – проведено исследование проблем и перспектив «правого поворота» в странах Латинской Америки.

Подводя итог, можно сделать вывод, что «правый поворот» для Латинской Америки оказался процессом, сменившим политическую ориентацию власти, которая скорректировала внутри – и внешнеполитический курсы, однако во многом продолжает политику своих предшественников, в том числе, в социально-экономической сфере.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Предпосылки и сущность «правого поворота» в странах Латинской Америки

1.1. «Левый поворот» в Латинской Америке в конце 1990-х — первой половине 2000-х гг.

Латинская Америка – это регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой, который включает в себя Мексику, страны Центральной и Южной Америки и островные государства Карибского моря. То есть Латинскую Америку можно разделить на 3 региона: Карибский регион (или Вест-Индия), Центральная Америка и Южная Америка.

К началу 1970-х гг. в странах Латинской Америки проводилась классическая региональная политика, т.е. государственная политика, направленная на сокращение межрегиональных различий и стимулирование развития отстающих регионов страны, которая проводилась в двух вариантах: внутрирегиональная и межрегиональная политика. Этот период региональной политики характеризовался применением планирования и регионализацией, т.е. передачей ряда полномочий центрального правительства в политической и экономической сферах властям регионов, для повышения эффективности национальной экономики, созданием полюсов роста, корпораций регионального развития, разработкой стратегий пространственной экономической интеграции, комплексными программами развития сельских территорий (при участии Всемирного банка) . Однако, по оценке латиноамериканских авторов, результаты, достигнутые на первом этапе, были скромными .

В 1970-е гг., фактически, прекратились работы по планированию в целях территориального развития, что было связано с приходом к власти в странах Латинской Америки правых сил, в т.ч. в результате военных переворотов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы