Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемы и особенности интенсивного обучения английскому языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
интенсивного обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. 7
1.1 Цели и задачи и особенности
современного интенсивного иноязычного обучения 7
1.2 Интенсивные методы обучения. 15
1.3 Комплекс упражнений для
обучающихся старшего этапа с использованием методов интенсивного обучения. 24
Выводы по главе. 28
Глава 2 Экспериментальное
исследование использования интенсивных методов обучения английскому языку в
общеобразовательной школе. 31
2.1 Общая характеристика
экспериментального исследования использования интенсивных методов обучения
английскому языку на старшем этапе. 31
2.2 Апробация комплекса упражнений и
анализ результатов экспериментального исследования. 41
Выводы по главе. 56
Заключение. 58
Список использованной литературы.. 61
Приложение 1. 68
Приложение 2. 82
Введение:
Актуальность
работы. Главной отличительной чертой современного мира
являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических
систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга
человека. В условиях динамично меняющегося мира необходимо умело выбирать
варианты самореализации и самоутверждения при взаимодействии с различными
общностями, культурами. Поэтому в образовании необходимо учить личность
постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её
успешную учебную и внеучебную деятельность. В результате важнейшими навыками
должны стать навыки самоорганизации и самооценки, рефлексии. ФГОС ставит перед
современным иноязычным образованием цель по формированию коммуникативной
компетенции, что приобретает особую актуальность в современном мире, где растет
необходимость в высокоэффективной и плодотворной межличностной
коммуникации. Обновления затрагивают технологический
аспект обучения, т.е. «умение» преподавать иностранный язык. Современным
подходом в преподавании иностранного языка можно назвать
компетентностно-деятельностный подход, основная идея которого заключается в
том, что воплощение обновленного содержания и использование инноваций в
обучении станет фундаментом для формирования различных компетенций учащихся
(учебно-познавательной, речевой, языковой, социокультурной), а процессу изучения
содержания будет свойственен деятельностный характер.
Не прекращается поиск новых, более
действенных путей решения задачи оптимизации преподавания иностранного языка,
которая решается с помощью замены непродуктивных методов и способов обучения на
более эффективные, формирования более подходящих условий для корректировки и
усовершенствования практического овладения языком, для воспитания учащихся по
средствам иностранного языка.
В результате анализа
психолого-педагогической и методической литературы нами было установлено, что в образовательной практике
существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативной
компетенции и поиском эффективных средств и методов формирования
коммуникативной компетенции у старших школьников.
Вышеназванное противоречие определяет проблему нашего
исследования: поиск эффективных средств формирования коммуникативной
компетенции на старшем этапе обучения иностранному языку. Представляется, что
одним из таких средств могут выступать интернет-ресурсы, содержащие аутентичный
видеоматериал, которые могут быть использованы в рамках интенсивных методов
обучения иностранному языку. В рамках данного исследования рассматривается
методический потенциал тревел-блогов как одного из аутентичных ресурсов, представленных
в сети интернет, который может быть положен в основу разработки
образовательного тематического квеста, который является одним из методов
интенсивного обучения иностранному языку. Использование именно тревел-блогов
будет оптимальным, исходя из интересов учащихся старших классов, особенно в
ситуации пандемии, когда туристические сообщения между странами закрыты. Помимо
этого, тревел-блоги обладают больгим лингвокультурным потенциалом, что будет
способствовать формированию лингвокультурной компендии учащихся. Гипотеза
исследования состоит в предположении, что использование
интенсивных методов обучения в рамках школьного курса будет способствовать
формированию коммуникативной компетенции. Цель
исследования: исследовать потенциал использования
тревел-блогов как основы для разработки комплекса упражнения, соответствующего
принципам интенсивного обучения. В
качестве задач исследования нами
были поставлены следующие:
—
систематизировать цели и задачи и особенности современного интенсивного иноязычного
обучения;
—
определить интенсивные методы обучения;
—
описать упражнения для обучающихся старшего этапа с использованием тревел-блога;
—
дать общую характеристику экспериментального исследования использования тревел-блогов
при обучения английскому языку на старшем этапе;
—
провести апробацию комплекса упражнений и анализ результатов экспериментального
исследования. Для
достижения поставленной цели и реализации задач исследования нами были
использованы следующие методы исследования: анализ,
систематизация выводов, метод обобщения, метод моделирования, экспериментальный
метод.
Методологическая база исследования:
— теоретические и практические положения о развитии иноязычной
коммуникативной и лингвокультурной компетенций (Е. Г. Волкова (2015), Н.Д.Гальскова
(2006), А. Я. Данилюк (2009), М. С. Ильин (1975), др.);
— изучение интенсивных методов обучения иностранным языкам (Л.К. Гегечкори
(1975), Л. Г. Денисова (1995), Н. В. Елухина (1990), Г.А. Китайгородская
(1986), В. В. Козлов (2011), А. В. Конышева (2004), А.А. Миролюбов (1995),
др.).
Теоретическая значимость данной работы
заключается в систематизации знаний об интенсивных методах преподавания
иностранного языка в школе; исследовании понятия «методы интенсивного обучения»
применительно к практике преподавания иностранного языка в школе, их сущности и
значения в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования на уроках
иностранного языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся
в образовательном процессе, а также в создании моделей фрагментов уроков
иностранного языка, с применением тревел-блогов, которые могут быть
использованы педагогами в работе.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Во введении обосновывается
актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели,
задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база
исследования.
Первая глава, состоящая из трех
параграфов, носит теоретико-обзорный характер. В ней рассматривается понятие
интенсивного обучения иностранным языкам, описываются методы, применяемые в
рамках данного подхода.
Во второй главе описываются
результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на установление
эффективности применения методов интенсивного обучения на пути формирования
коммуникативной компетенции в рамках школьного курса. В Заключении подводятся основные
итоги работы, систематизируются в виде выводов основные положения
исследования.
Список использованной литературы
содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы.
Заключение:
В ходе выполнения работы, где
ставилась цель — исследовать потенциал использования тревел-блогов как основы
для разработки комплекса упражнения, соответствующего принципам интенсивного
обучения, были получены следующие результаты:
Требования общества к овладению
иностранным языком в большом объеме при малозначительных затратах времени
возросла с развитием информационных технологий, повышением числа зарубежных
контактов, развитием культуры и торговли, что, в свою очередь, послужило
толчком для создания в середине ХХ века категории интенсивных методов обучения.
Анализ
требований к современного интенсивного обучения на страшем этапе показал, что
отличительной чертой нового стандарта иноязычного образования является
ориентация не на конечные знания, приобретаемые в ходе учебного процесса, а на
личность учащегося с учетом его индивидуальных способностей и изменения,
которые происходят в ходе учебы. Основной целью обучения иностранному языку, в
частности английскому считается формирование коммуникативной компетенции, под
которой понимается готовность вступать в языковой контакт на иностранном языке,
что предполагает необходимость развития у учащихся навыков диалогической речи.
Формирование межкультурной компетенции является одной из задач,
решаемых на пути формирования компетенции коммуникативной, что является
основной целью обучения иностранному языку в рамках общего образования. В
качестве одного из компонентов
образованности в рамках
языковой педагогики
рассматривается межкультурная образованность, которая
прежде всего предполагает формирование социокультурной
компетенции, происходящее одновременно с
формированием коммуникативной компетенции.
Внедрение данных методов
осуществляется с целью реализации коммуникативного подхода в обучении иностранным
языкам. Без всякого сомнения, главной задачей интенсивного обучения является
повышение уровня иностранного языка, но вместе с тем оно направлено на
комплексное развитие личности учащегося, на одновременное развитие
интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных ее сторон. Использование скрытых
психических резервов личности, т.е. опора на бессознательное является
фундаментальной основой всех интенсивных методов, что и гарантирует их большую
эффективность. Однако, при несоблюдении ряда особенностей организации такого
обучения, нельзя говорить о достижении каких-либо результатов. Такими
обязательными условиями, которые обеспечивают плодотворность интенсивных
занятий, можно назвать профессионализм преподавателя, высокую мотивацию
учащихся, особую благоприятную рабочую атмосферу, тщательно подобранный состав
и характер учебной группы и др.
Экспериментальная
работа позволила установить, что процесс формирования коммуникативной
компетенции у учащихся 11 классов общеобразовательной школы будет более эффективным,
если организовывать его с привлечением дополнительных образовательных ресурсов
из сети интернет, на основе которых моделируется система упражнений,
соответствующая принципам интенсивного обучения. При этом подобные уроки лучше
проводить в игровой форме.
После проведения серии уроков, на
которых учащиеся 10-го класса выполняли упражнения, составленные с учетом
принципов интенсивного обуения, нами была доказана результативность применения
данной методики. Применение интенсивных методов обучения на уроках английского
языка является условием преодоления коммуникативных барьеров школьников в
иноязычном общении, способствует повышению уровня коммуникативной компетенции,
помогает не испытывать переживания перед ответом и тревоги в ситуациях проверки
знаний.
Анализ опыта организации учебной деятельности
учащихся с использованием методов интенсивного обучения позволяет нам
констатировать факт эффективности и целесообразности ее использования в
процессе обучения английскому языку, поскольку участие в ней, стимулируя
учащихся к активной самостоятельной деятельности обеспечило достаточно высокий
уровень языковой подготовки учеников, способствовало формированию
исследовательской компетенции учащихся, существенно повысило интерес учащихся к
изучаемому предмету.
Анализ работ методистов позволяет
сделать вывод, что методы интенсивного обучения являются одним из продуктивных
методов личностного и коммуникативного развития обучающихся на уроке
иностранного языка.
Востребованность метода проектов в
современном образовании является свидетельством его высокого потенциала как
педагогической технологии, способной, сохраняя основу, меняться в зависимости
от требований личности, общества и государства.
Достигнутые результаты работы позволяют
считать поставленные задачи решенными, и могут быть использованы в практике
преподавания английского языка в средней школе.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретические основы интенсивного обучения иностранному языку в
общеобразовательной школе
1.1
Цели и задачи и особенности современного интенсивного иноязычного обучения
Современный мир и новые
экономические и политические тенденции нашего быстро развивающегося общества
расширяют масштабы межкультурного взаимодействия. Глобализация экономического и
политического пространства ставит перед многими странами новые цели и задачи. В
целом, это требует от системы образования усовершенствованных подходов к подготовке
выпускников школ во всех сферах жизнедеятельности.
Коммуникативная потребность
является базовой потребностью человека, означает необходимость в общении,
которая свойственна любому социальному существу. Вовлеченность ученика в
процесс коммуникативного взаимодействия обеспечивает успех в социальном
развитии личности. Конечной целью обучения иностранным языкам согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту является овладение
учащимися языком на уровне, позволяющем им успешно участвовать в межкультурном
общении.
В современных педагогических
исследованиях разрабатывается концепция компетентностного подхода при обучении
иностранным языкам.
В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, основные
компетенции, которыми должен овладеть современный школьник: это умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, а также владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
Согласно действующим
образовательным стандартам целью современного иноязычного образования является
формирование коммуникативной компетенции.
Очевидно, что для того чтобы
обучающийся, завершивший изучение иностранного языка, обладал знаниями на
определенном уровне, необходимо овладение коммуникативной компетенцией.
Но понятие «коммуникативная
компетенция» — широкое и дифференцируется таким образом, что в его структуре
выделяют ряд иных компетенций. Например, коммуникативная компетенция может
включать следующие составляющие: лингвистическую, социокультурную,
стратегическую, дискурсивную, социальную компетенции, каждая из которых имеет
свои подвиды.
Анализ
литературных источников позволяют сделать обобщения, что коммуникативную
компетенцию следует рассматривать как способность человека понимать и
воспроизводить иностранный язык не только на уровне фонологических,
лексико-грамматических и страноведческих знаний и речевых умений, но и в
соответствии с различными целями и спецификой ситуации общения. По этим
позициям, для речевого общения недостаточно только знать систему языка на всех
ее уровнях, владеть правилами для формулирования предложений в соответствии
грамматическим нормам, но и необходимо, кроме того, адекватно задачам и
ситуации общения осуществлять свое влияние на собеседника и в соответствии с
этим принимать речевые высказывания.
М.Н. Вятютнев рассматривает
коммуникативную компетенцию как «комплекс взаимосвязанных элементов:
лингвистических, психологических и методических. Коммуникативная компетенция
реализуется в ходе выбора речевых единиц, основываясь на культурном
пространстве, и формируется в результате естественной межкультурной
коммуникации или специально смоделированного обучения» [9, с. 388].
Концептуальная модель Ю. Ю.
Подгурецки, А. Ю. Домбровска рассматривает коммуникативную компетенцию, как
«систему знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления процесса
коммуникации. По мнению исследователей, коммуникативная компетенция относится
как к знанию, так и к умению реального общения (в естественных условиях) [39, с. 45].
Рассмотрение категории
«коммуникативная компетенция» с точки зрения функционального подхода, позволило
ученым выделить следующие составляющие: грамматическую, социолингвистическую,
дискурсивную и стратегическую компетенции.