Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемные задания как средство развития познавательных интересов младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы
развития познавательных интересов младших школьников с помощью проблемных
заданий. 6

1.1. Понятие
познавательного интереса в психолого-педагогической литературе  6

1.2. Условия и
особенности развития познавательных интересов младших школьников  10

1.3. Сущность и
значение проблемных заданий в развитии познавательных интересов младших
школьников. 15

Выводы по 1 главе. 19

Глава 2. Эмпирическое изучение
использования проблемных заданий как средства развития познавательных интересов
младших школьников. 20

2.1. Изучение уровня
сформированности познавательных интересов у младших школьников. 20

2.2. Разработка и
внедрение проблемных заданий как средства развития познавательных интересов
младших школьников. 23

2.3.  Анализ
результатов работы по развитию познавательных интересов у младших школьников
посредством проблемных заданий. 35

2.4. Методические
рекомендации по использованию проблемных заданий для развития познавательных
интересов младших школьников. 38

Выводы по 2 главе. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

Список
литературы.. 46

  

Введение:

 

В современном обществе возрастает потребность в
высокоинтеллектуальных творческих личностях, 
способных самостоятельно преодолевать трудности, которые возникают,
принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Развивающееся общество
нуждается в современно образованных, высоконравственных, предприимчивых людях,
способных принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способных к
сотрудничеству, отличающихся мобильностью, 
активностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством
ответственности.

В этой связи возникает необходимость изменения образовательного пространства, его
совершенствования, определения целей образования, учитывающих государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. В данных условиях приоритетным
направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов.

В качестве одной из особенностей,
обеспечивающих развитие познавательных 
интересов учащихся, является проблемное обучение.

Актуальность применения
проблемного обучения вытекает из соответствия социальному заказу: современному
обществу нужна личность, обладающая такими качествами, как находчивость,
сообразительность, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная
и коммуникативная культура, способность выходить из нестандартных ситуаций, способность к
компромиссам, к компетентному использованию полученной информации на практике. Использование проблемных заданий в учебном
процессе — это свидетельство доминирования тенденции перехода от информативных
к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности,
исследовательского поиска, использованием резервов самостоятельной работы
учащихся, создания условий для творчества.

Актуальность темы нашего
исследования обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью
введения проблемных заданий в учебный процесс для развития познавательных интересов
младших школьников и  недостаточной разработанностью
методики их использования в начальной школе.

Объект исследования: познавательные интересы младших
школьников.

Предмет исследования: проблемные задания как средство
развития познавательных интересов младших школьников.

Цель исследования: раскрыть педагогические условия и методы использования
проблемных заданий на уроках в начальной школе как средства повышения
познавательных интересов младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предположили, что использование различных проблемных
заданий может значительно увеличить уровень познавательных интересов у младших
школьников.

Исходя из цели, были поставлены задачи исследования:

1. изучить теоретические основы применения проблемных заданий
как средства повышения познавательных интересов младших школьников;

2. определить методы и приемы использования проблемных
заданий на уроках в начальной школе;

3. выявить педагогические условия использования проблемных
заданий как средства повышения познавательных интересов у учеников начальных
классов;

4. провести исследование эффективности использования
проблемных заданий как средства повышении познавательных интересов у младших
школьников.

База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Центр образования №
12 г. Ногинска. В исследовании приняли участие 26 учеников 3 класса, среди
которых 16 мальчиков и 10 девочек.

Методы исследования:

· теоретические
методы — анализ научной и методической литературы по теме  исследования; обобщение передового
педагогического опыта;

· практические
методы — наблюдение, анкетирование, диагностические методики  (методика
«Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика
«Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской,
«Методика с конвертами» Г.И. Щукиной);

· методы
обработки данных — количественный  и
качественный анализ.

Научная разработанность проблемы. Проблема
стимулирования познавательных интересов учащихся средствами занимательного
материала находилась в центре внимания исследователей прошлого: Аристотеля, Ф.
Фенелона, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, Н. Ф.
Каптерева, К. Д. Ушинского.

Педагогическая сущность занимательности как средства
активизации познавательной деятельности школьников и повышения знаний
прослеживается в трудах дидактов Ш. А. Амонашвили, Ю. П. Азарова, А. Б.
Аникеевой, 3. П. Буслаевой, Е. М. Минкина, Б. П. Никитина, В. В. Репкина, П. И. Пидкасистого, Е. Э.
Селецкой, С. А. Шмаковой, М. Г. Яновской и др.

Практическая значимость исследования. Разработаны и экспериментально
проверены педагогические условия использования проблемных заданий как средства
повышения познавательных интересов младших школьников. Результаты данного
исследования могут быть использованы педагогами в работе, направленной на
развитие познавательных интересов у учащихся младшего школьного возраста.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Познавательный интерес
является основным условием развития у учеников потребности в знаниях, овладения
навыками интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины
и прочности знаний. Кроме того, благодаря своей познавательной активности
ребенок вступает в практические, эффективные отношения с окружающим миром, что
является условием его успешной социализации.

Познавательный  интерес
способствует формированию личности в целом, так как под его влиянием более
активно протекает восприятие нового
материала, активизируется эмоциональный фон.

Одной из современных
тенденций совершенствования процессов образования и воспитания является
ориентация на активизацию деятельности самих школьников. По мнению ведущих
педагогов и психологов, развитие потребностей и способностей учеников к
самопознанию, непрерывному образованию и самообразованию невозможно без
развития у учеников стойких познавательных интересов.

Таким образом,
познавательный интерес является в целом интегральным качеством личности,
направленным на овладение знаниями и методами познавательной деятельности.
Главное в познавательном интересе — это переработка знаний, связанная с активным поиском значимых
связей и взаимосвязей в изучаемых явлениях.

Мы провели диагностику
познавательного интереса младших школьников до
и после включения в ученый процесс проблемных заданий. По результатам
констатирующего этапа выявлено, что у младших школьников познавательные
интересы выражены на среднем и низком уровнях.

На формирующем этапе в
уроки на всех этапах включались проблемные
задачи.

На контрольном этапе мы
повторно провели исследование познавательных интересов младших школьников. Было
выявлено, что использование различных
проблемных заданий, повысили познавательный интерес детей.

Таким образом, гипотеза
нашего исследования полностью доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
развития познавательных интересов младших школьников с помощью проблемных
заданий 1.1. Понятие познавательного интереса
в психолого-педагогической литературе Проблема познавательного интереса
продолжает занимать одно из ключевых мест в дидактике. Сама идея интереса к
преподаванию, основам наук, изучаемых в школе, была развита многими учителями
прошлого. Великие учителя и воспитатели (И.
Г. Пестолоцци, А. Дистервег, И. Гербарт)  XVIII и XIX веков отмечали большую роль интереса
в обучении,  требовали от учителя сделать
обучение приятным, то есть интересным.

Во многих работах ученых интерес
рассматривается как важный инструмент в руках учителя, с помощью которого он
помогает ученику преодолевать трудности, интерес делает обучение радостной
деятельностью, пробуждает ученика к самостоятельной работе по извлечению
знаний. Признание интереса как важной мотивирующей силы в учебном процессе
стало уделом учителей XIX — начала XX веков наряду с другими проблемами
дидактики.

В советский период проблема
познавательного интереса в учебном процессе получила дальнейшее развитие.

Рассмотрим, как в
психолого-педагогической литературе раскрывается природа интереса, то есть его
сущность, структура, взаимосвязи с отдельными компонентами учебного процесса.
Интерес — это избирательное эмоционально-познавательное отношение личности к предметам,
явлениям, событиям окружающей действительности, а также к соответствующим видам
человеческой деятельности, которое выступает в единстве объекта интереса,
имеющего захватывающие, привлекательные стороны, и субъекта, для которого эти
стороны жизненно важны [2]. На основе ориентировочной деятельности постепенно
развивается сначала любознательность (глобальное, еще мало дифференцированное,
но уже явно познавательное отношение к окружающему), а потом интерес, что дает
возможность целенаправленно и глубоко проникать в суть вещей и явлений [2].

Интерес имеет сложную психологическую структуру. Он не представляет
собой отдельного конкретного психического процесса. Интерес является
определенной формой связи между потребностями личности и средствами их
удовлетворения. По своей природе интерес не является врожденным свойством
личности, он возникает не сам по себе, а обусловлен влиянием на человека
окружающей действительности, то есть носит социальный характер. Разнообразие
предметного мира, в котором живет человек, вызывает у личности разные интересы,
развитие и формирование которых происходит в процессе различных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы