Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Социология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблема формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования здорового
образа жизни в студенческой среде. 8

1.1.
Социологические подходы к изучению проблемы здорового образа жизни  8

1.2.
Студенческая молодежь как особая социально-демографическая
группа. 24

1.3.
Особенности формирования здорового образа жизни в студенческой среде  34

Выводы по 1
главе. 41

Глава 2.
Социологическое исследование проблемы формирования здорового образа жизни в
студенческой среде. 43

2.1.
Методологическая и методическая части социологического исследования  43

2.2.
Результаты и анализ социологического исследования. 55

2.3. Выводы и
рекомендации по формированию здорового образа жизни в студенческой среде. 70

Заключение. 77

Список
использованных источников. 79

Приложение. 84

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одно из приоритетных направлений в инновационной политики России
ориентировано на сохранение и поддержание здоровья населения. Качество здоровья
россиян за последние десятилетия неотъемлемо снижается, что непосредственно
оказывает влияние на экономическую сферу страны. Значимость данного направления
закреплено в основополагающих государственных документах в области образования
таких как: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др. В
качестве основного средства реализации данного направления в образовании
определяется сформированная потребность у молодежи к здоровому образу жизни и
ответственное отношение к собственному здоровью.

Несмотря на все усилия, которые применяются в системе образования по
формированию ответственного отношения обучаемых к собственному здоровью,
результаты не соответствуют ожиданиям. Поэтому и возникает необходимость менять
подходы к реализации данного направления в образовании. Студенты, относящиеся к
социально-уязвимой категории обучающихся, испытывают трудности в адаптации к
новым условиям жизнедеятельности.

В поле зрения ученых постоянно находятся вопросы здоровья студенческой
молодежи и ее образа жизни. В.К. Бальсевич, В.И. Григорьев, В.М. Дубровский,
Л.И. Лубышева, В.Г. Шилько, Г.Л. Ворсина, В.Н. Калюнов, А.Н. Пивоваров, Э.Н.
Полякова, В.Д. Пономарев, В.И. Кряж, В.Н. Соколов, Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов,
Н.А. Русина, А.Г. Щедрина, Р.И. Айзман, Э.В. Вайнер и другие исследователи
рассматривают данную проблему в социологических, медико-биологических,
психолого-педагогических аспектах, в которых заложены теоретические и
практические предпосылки формирования ЗОЖ и корректировки существующего образа
жизни. Отмечается также что, попытки реанимации физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой деятельности в вузах старыми организационными формами, как
правило, малоэффективны и не приводят желаемым результатам.

В исследованиях A.A. Деркача, A.M. Столяренко и др. анализируются
вопросы формирования здорового образа жизни обучающихся в процессе их
профессионального становления, выявлены медицинские и психологические аспекты
проблемы. Исследователи М.Я. Виленский, Э.М. Казин, Г.А. Калачев, О.Л. Трещева
и др. отмечают, что из года в год сокращается количество здоровых студентов, а
число здоровых абитуриентов, поступающих в вузы и отличающихся
удовлетворительным здоровьем, не превышает 30-40%. Данные исследователи
констатируют не только отдельные моменты неблагополучного состояния здоровья
студентов (окружающая среда, стиль жизни, наследственность), но и выделяют
целый комплекс отрицательных факторов: отсутствие целенаправленной пропаганды и
просвещения в области валеологии и экологии личности в высших учебных заведениях;
недостаток методик в области обучения и воспитания здорового образа жизни
студентов вуза; недостаточное внимание к формированию потребностей, мотивации и
установок на здоровый образ жизни молодежи в учебных заведениях слабая
разработанность критериев и показателей в области оценки уровня
сформированности культурных навыков в процессе формирования здорового образа
жизни у студентов.

Анализ научной литературы по проблеме здоровьесбережения и физического
воспитания молодежи, изучение существующей практики организации этого процесса
позволили определить основные недостатки в формировании ценностного отношения
студентов к здоровью:

— в педагогике мало освещенными остаются такие вопросы: как сформировать
у студентов ценностное отношение к здоровью, каков механизм психологических
основ формирования этого качества;

— слабо разработаны теоретические основы проектирования системы
формирования ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни;

— в ряде случаев педагоги недостаточно владеют методическими приемами
мотивации студентов на здоровый образ жизни;

— в учебном плане ВУЗа нет специальной дисциплины по валеологии;

— отсутствует научно обоснованный единый подход к диагностике уровня
сформированности ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни;

— не определены компоненты учебно-образовательной среды, способствующей
формированию ценностного отношения молодежи к здоровью.

Указанные недостатки в организации процесса формирования ценностной
ориентации студентов на здоровый образ жизни ведут к противоречиям
между:

— потребностью современного общества в целенаправленном формировании
ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни и неразработанностью
научно-педагогических основ системной организации этого процесса;

— высокими требованиями интенсифицируемого учебного процесса к состоянию
здоровья студентов и несформированностью у них ценностной ориентации на
здоровый образ жизни существующей системой образования;

— эпизодическим, мало скоординированным процессом формирования у
студентов ценностной ориентации на здоровый образ жизни и необходимостью
придания ему системного характера, обеспечения координации и преемственности
педагогических действий.

В традиционном образовании забота о состоянии здоровья студентов является
прерогативой медицинских работников и соответствующих учреждений, но их
деятельность в основном направлена на профилактику и лечение болезней, а не на
формирование установки на здоровый образ жизни детей. Недостаточная
разработанность рассматриваемой проблемы и ее видимая практическая значимость,
в особенности для студентов, обусловили выбор темы исследования: «Проблема
формирования здорового образа жизни в студенческой среде».

Цель исследования: изучить
проблемы формирования здорового образа жизни в студенческой среде для
разработки рекомендаций по оптимизации внеучебной работы в государственном вузе
в сфере ЗОЖ.

Объект исследования:
процесс формирования здорового образа жизни у молодежи.

Предмет исследования: система
формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социологические подходы к изучению проблемы здорового
образа жизни

2. Изучить особенности студенческой молодежи особая
социально-демографическая группа

3. Раскрыть особенности формирования здорового образа жизни в
студенческой среде

4. Разработать методологическую и методическую части социологического
исследования проблемы формирования здорового образа жизни в студенческой среде

5. Проанализировать полученные в ходе эмпирического исследования результаты.

6. Сделать выводы и разработать рекомендации по формированию здорового
образа жизни в студенческой среде.

Методологической и теоретической основой исследования служат работы отечественных социологов Е.В.
Бахаровской, И.А. Бугаева, Т.В. Гуткина в вопросах формирования здорового
образа жизни; работы, посвященные исследованию студенческой молодежи: Г.А.
Епанчинцевой, Л.Я. Рубиной, ИВ.Т. Лисова, О.А. Плугарь и др. и работы,
посвящённые исследованию особенностей формирования здорового образа жизни у
студентов: М.Н. Антоненка, Р.О. Соловьева, Л.А. Журавлева, Е.В. Зарубиной, Т.В.
Карасевой, Э.И. Савко и др.

Эмпирическую часть работы составляют результаты и анализ
самостоятельно проведенного в 2021 г. социологического исследования по проблеме
формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

Методы исследования:
изучение и теоретический анализ экономической и социологической литературы по
теме исследования, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод
экспертного опроса, метод письменного анкетирования.

Практическая значимость: практическая значимость данной работы, прослеживается в возможном
использовании результатов исследования, для разработки программы по
формирования здорового образа жизни у студентов в контексте социальной работы,
способом создания и внедрения в социально-воспитательную деятельность
университета социального проекта «Здоровым быть модно».

Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из двух глав и шести
параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования был получен ответ, что большую и
прогрессивную часть молодежи составляет именно студенческая молодежь, которая
представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного
уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в
ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной
общественной силы. В настоящее время студенческая молодежь не может обойтись
без воплощения своих стремлений в жизнь. Молодежь является бесценным капиталом,
от нее зависит будущее организаций, регионов и целой страны. Именно поэтому
важно укреплять и развивать здоровье студенческой молодежи.

Необходимость формирования ЗОЖ у студенческой молодежи определяется ее
потенциалом для развития социума, так как здоровье определяет возможности
реализации будущих специалистов, способность к созданию семьи и деторождению, к
профессиональной, общественно — политической и творческой деятельности. В период
обучения в вузе студенты испытывают воздействие целого комплекса факторов,
оказывающих отрицательное влияние на состояние их здоровья, это и стрессовые
ситуации, связанные с успеваемостью, трудности с материальной обеспеченностью и
как следствие необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима
труда, отдыха и питания.

Здоровый образ жизни включает в себя не только отсутствие вредных
привычек, но и культуру сексуального поведения и межличностного общения,
выполнение требований санитарии, организацию двигательной активности,
полноценный рацион и т. д. Поэтому важен комплексный подход в формировании
здорового образа жизни, учитывающий влияние не только семьи, но и различных
институтов и малых групп. Государственная политика, кроме мер, направленных
напрямую на сокращение алкоголизации, курения и социально-неодобряемых форм
досуга, влияет на молодежь косвенно, предлагая различные спортивные и
культурно- массовые мероприятия как альтернативу.

ЗОЖ достигается с помощью комплекса технологий, которые можно отнести к
здоровьемсберегающим и здоровьеформирующим. Под здоровьесберегающими
технологиями понимаются — все приемы, методы, формы, средства организации
учебного процесса, использование которых обеспечивает безопасные условия
пребывания, обучения и работы в общеобразовательном учреждении, идет на пользу
здоровья учащихся. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», направлены
на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих
его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В свою очередь,
здоровьеформирующие технологии – это все психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни.

Рассмотрев некоторые критерии здорового образа жизни, мы можем подвести
некоторый итог. В данном исследовании выяснили, что здоровый образ жизни
способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных
профилактических мер. При ведении здорового образа жизни улучшается эмоциональное
самочувствие, повышается работоспособность и нормализуется жизнедеятельность
организма. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека
(умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное
питание и отказ от вредных привычек), которая обеспечивает человеку физическое,
душевное, духовное и социальное благополучие (т.е. здоровье) в реальной
окружающей среде и активное долголетие.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования здорового
образа жизни в студенческой среде 1.1.
Социологические подходы к изучению проблемы здорового образа жизни

Здоровье человека – это центрообразующий аспект жизни, рассматриваемый в
современном мире, как с научных, так и с практикоприкладных сторон.
Действительно, здоровье – это такое состояние организма и психики человека,
которое во многом является и условием, и фактором, обеспечивающими
адаптивность, продуктивность, реализованность личности современного человека, а
в некоторых случаях и реабилитацию и ресоциализацию человека.

По общепринятому мнению, именно способность организма как системы, а
также всех его органов, функционировать в полном и необходимом объеме и
отсутствие болезни можно считать здоровьем. Но, на современном этапе,
отсутствие каких-либо дефектов не является главной и однозначной
характеристикой этого понятия. Международное сообщество здравоохранения –
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – определяет здоровье, как «состояние
полного физического, душевного и социального благополучия», причем эта
абстрактная формулировка является, по их мнению, лишь ориентиром, позволяющим
оценивать реальную ситуацию со здоровьем и на уровне человеческой популяции, и
на уровне отдельного человека, где популяционное и индивидуальное здоровье
оценивается посредством различных критериев. Так, популяционное здоровье
оценивается через такие параметры как снижение уровня смертности, повышение
устойчивости к заболеваниям и снижение инвалидизации, а индивидуальное –
посредством выявленного отсутствия расстройств и заболеваний.[1]

Проблемы здоровья волнуют человечество испокон века и
к концу 20-го столетия проведенный анализ накопленных изысканий в этой области
позволил П.И. Калью выделить более 79 определений понятия здоровья (а по
некоторым источникам таких определений существует более 300), обобщив их по
значимым категориям. К ним были отнесены следующие значимые характеристики
здоровья: [1] Свирид В. В., Катников О. А.,
Кулумаева Т. В. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ» // Мир
современной науки. 2014. – №4 (26). – с. 49-52

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы