Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Природа Тавдинского района. Изучение в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1 Стратегия и важнейшие институты формирования экологической культуры школьников 4
1.2 Педагогический комплекс экологического воспитания 12
1.3 Психологические особенности учащихся 10-14 летнего возраста 16
Выводы к главе 1 23
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАВДИНСКОГО РАЙОНА 25
2.1 Природные условия Тавдинского района 25
2.2 Современное состояние природы Тавдинского района 40
Вывод к главе 2 46
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ТАВДИНСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЕ 47
3.1 Диагностика уровня знаний о природе родного края в средней школе 47
3.2 Программа внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у школьников 51
3.3 Разработка методического урока по теме «Многообразие животного мира Тавдинского края» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе развития общества успешность личности во многом зависит от умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, опираясь на творческий потенциал и не забывая о гармоничных отношениях с окружающей природной средой. В связи с этим, целью современного образования считается развитие личных качеств учащегося, его способностей, формирование у ученика активной, творческой жизненной позиции. Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно внеурочной краеведческой деятельности.
Внеурочная деятельность на текущий момент является неотъемлемой частью образовательного процесса. В ее рамках реализуются такие направления развития обучающихся как, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Во внеурочной деятельности широко используются краеведческие методы. Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению окружающего пространства, природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
В процессе краеведческой работы, среда родного края является объектом познания и источником гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения учащихся в различные сферы поискового и исследовательского характера, общественнополезной и массовой работы.
Реализация краеведческого подхода в обучении на базе классической школы, сформировавшейся у нас в стране, затруднительно из-за отсутствия в достаточном количестве учебного времени и материальной базе. Зато в полной мере может осуществляться на базе внеурочного дополнительного образования.
Вышеизложенное позволяет обозначить проблему исследования: выявление условий реализации краеведческого подхода во внеурочное время.
Объект исследования: природа Тавдинского района.
Предмет исследования: изучение в школе природы Тавдинского района.
Цель исследования: изучить природу Тавдинского района, составить характеристику для её изучения со школьниками.
В соответствие с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
• изучить важнейшие институты формирования экологической культуры школьников;
• изучить методологическую основу экологического воспитания;
• определить психологические особенности учащихся 10-14 летнего возраста;
• исследовать природные условия Тавдинского района;
• рассмотреть современное состояние природы Тавдинского района;
• исследовать процесс изучения природы тавдинского района в школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, образовательных стандартов, программ и т.д. анкетирование.
Новизна исследования:
— обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности знаний о природе Тавдинского района средствами краеведения;
— обоснованы и апробированы педагогические условия успешной реализации модели формирования знаний о природе Тавдинского района средствами краеведения.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Заключение:
Анализ научных источников по проблеме исследования и изучения состояния проблемы в школьной практике позволил выделить следующие методические условия формирования экологической культуры учащихся:
— привлечение учащихся к систематической экологической деятельности для формирования экологического сознания и нравственно-экологического отношения к природе;
— разнообразие форм и методов обучения при изучении географии для получения учащимися опыта экологически ориентированной деятельности, формирование экологического поведения;
— обеспечение единства учебной и внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры учащихся.
Важным условием успешного формирования экологической культуры является практическая деятельность. Ведь именно в ней проявляются и закрепляются те положительные качества личности, которые определяют тягу к жизни в гармонии с природой. Совместно со взрослыми, дети должны принимать активное участие в благоустройстве населенного пункта, площадок, парков, скверов и улиц. То есть, они должны творить красоту. А это имеет большое значение для формирования у учащихся экологической культуры.
По результатам анализа литературы можно утверждать, что результатом экологического воспитания детей школьного возраста становятся развито эмоциональное восприятие, желание активно включаться в работу по охране и защите объектов природы. Экологическое воспитание и природоохранная работа в школе как составная часть учебно-воспитательного процесса, требуют комплексного подхода, обеспечивают сочетание нравственного, трудового, эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию личности соискателя образования.
Подростковый период — это возраст от 10 до 14 лет. Кризисность, конфликтность объясняется, прежде всего, изменениями, которые происходят с подростком: анатомо-физиологические (идентификация себя с мужчиной (женщиной) половое созревание и т.д.), психические (интеллектуальное развитие, развитие различных сторон психики), и социально-психологические (подросток — это уже нечто большее, чем просто ребенок). Все отражается на его характере определяя отношение к людям, работы, учебного процесса, и представляя собой тем самым инструментальную риса формирующей личности. Все это влияет на формирование его характера (определяя отношение к людям, учебного процесса, работы).
В результате изучения информации по данной теме можно сделать вывод, что климатические условия Тавдинского района Свердловской области ограничивают земледелие под открытым небом. Суровость климата в сочетании с сильными ветрами, в свою очередь, делает неизбежными дополнительные капитальные вложения в строительство жилых и промышленных объектов. Плодородие земли позволяет выращивать кормовую базу для сельскохозяйственных животных, зерновых, картофеля, кукурузы, овощей, плодовых и ягодных культур.
Наличие минеральных, лесных и водных ресурсов является хорошим потенциалом для развития таких видов деятельности, как заготовка леса, переработка леса, разработка недр и добыча полезных ископаемых, рыбоводство, развитие экотуризма, бальнеологического курорта и производства минеральной воды. В районе имеются значительные запасы торфа, которые можно использовать для удобрений, а некоторые крупные торфяники пригодны для промышленной добычи торфа в качестве топлива.
Наличие земель Федерального лесного фонда является сдерживающим фактором для пространственного развития района, экономической деятельности, поскольку существуют строгие ограничения на использование этой категории земель, переводу в другую категорию, длительные бюрократические процедуры для обработки любых разрешительных документов.
Экологические проблемы в Тавдинском городском округе включают в себя: 1) длительное и постоянное негативное воздействие на природные комплексы; 2) использование устаревших технологий и оборудования, влекущее за собой накопление значительного количества отходов, загрязнение почв, воздушных и водных бассейнов, уменьшение биологического разнообразия, ухудшение состояния окружающей среды; 3) отсутствие интегрированной системы управления промышленными отходами.
В долгосрочной перспективе следующие меры будут способствовать снижению негативного воздействия на окружающую среду:
1) обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления;
2) организация процесса обращения с отходами производства и потребления с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
3) повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем приведения их в безопасное техническое состояние.
Таким образом, необходимо усилить природоохранные мероприятия, связанные с наиболее острыми экологическими проблемами, которые в основном связаны с образованием и удалением отходов производства и потребления, а также частичной реализацией мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды в условиях слабого инвестирования.
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [4]. Являясь органической частью всей учебно-воспитательной деятельности школы, внеурочная работа также подчиняется триединой системе целей «обучение-воспитание-развитие», на которой строится вся система отечественного образования.
Одной из основных задач учителя в организации внеурочной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Непосредственно опорой в этом может послужить базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности. Также при организации внеурочной краеведческой деятельности необходимо учитывать требования, обозначенные в ФГОС (количество часов, финансирование, документация, результативность, контроль, методы и формы).
Экспериментальное изучение формирования у школьников знаний о природе родного края позволило нам сделать следующие выводы:
Итак, в экспериментальной группе после проведения занятий не было выявлено ни одного человека с низким уровнем знаний о природе родного края, уровень средний стал 60 процентов, а высокий уровень достиг значения 40 процентов. Итого проведения таких занятий стал рост количества полных ответов, а также существенное снижение неправильных. Учащиеся стали по-другому относится к окружающей среде, более осмысленно и адекватно.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Стратегия и важнейшие институты формирования экологической культуры школьников
Обострение экологических проблем обусловили необходимость решения ряда задач в школьной практике, поскольку именно школа должна подготовить экологически культурного человека, который осознает ценность природы, имеет потребность в постоянном ее изучении и пополнении экологических знаний, участвует в охране окружающей среды. Итак, реформирование содержания отечественной системы образования в настоящее время должно быть ориентировано на экологизацию обучения и воспитания и формирования экологической культуры учеников.
Систематизация и анализ научной литературы убеждают, что определяющая роль природы в учебно-воспитательном процессе подчеркивалась еще педагогами прошлого, в частности Я. Коменскому, Ж. Руссо, Песталоцци и др. [1].
Так, Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» (1757), исходя из позиций сенсуализма, отмечает, что надо «обучение начинать не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. И только после знакомства с самой вещью, пусть идет речь о вещи, выяснять ее сущность более глубоко» [12, с. 303]. Я. Коменский убежден, что обучение следует начинать с познания природы родного края, переходя постепенно к изучению мира. Таким образом, природа способствует не только формированию системы естественных знаний, но и выступает основой чувственного опыта школьника.
И. Песталоцци утверждал, что природа является мощным дидактическим средством, а потому мать, воспитывая ребенка, должна формировать элементарные понятия о мире «показывая жизнь природы и всю красоту искусства, с которыми ребенок встречается в своем окружении; затем раскрывала бы окна и двери и выходила бы за порог — на пространство, где царит