Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Природа Богдановичского района и ее изучение в школе ( это Свердловская область)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Методика изучения природы Богдановичского района 7
1.1. Изучение природы Богдановичского района при помощи экологических троп 7
1.2. Изучение природных троп как часть экологического воспитания в школьном курсе географии 9
Глава 2. Физико-географическая характеристика района 19
2.1. Физико-географическое положение района 19
2.1. Географическое положение, рельеф и геологические структуры 21
2.2. Климат, природные воды, почвенно-растительный покров и животный мир района 26
2.3.Характеристика природных троп Богдановичского района 32
Глава 3. Изучение природных троп Богдановичского района в школьном курсе географии 41
3.1. Особенности организации внеурочной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС 41
3.2. Разработка внеклассного мероприятия для учеников 5-7 классов «Поход по тропе «Путешествие по своей малой Родине» 47
Заключение 54
Список литературы 60
Приложения 63
Введение:
Текущая экологическая ситуация требует изменения отношения об-щества и людей к экологическим проблемам. Решение этих проблем воз-можно не только силами специальных научных служб и специалистов, но и силами школы (Д.С. Ермаков, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, С.Н. Никола-ева, И.Н. Пономарева, О.Н. Пономарева, Г.П. Сикорская, В.А. Ясвин и др.). В связи с этим разработка и совершенствование теоретических и практических основ экологического образования школьников является од-ним из приоритетов общегосударственного уровня.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. На тропе можно организовать экскурсии, которые рассчитаны на разные возрастные группы учащихся: младший, где дети получают первые и очень важные знания по природоведению и экологии родного края; средний, где основной упор делается на закрепление знаний школьной программы по географии, биологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа учащихся, разработка ими проектов по геогра-фии.
Кроме того, изучение троп может использоваться для прохождения маршрута и знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей. Для наглядной демонстрации принципов исследова-тельской работы с обучающимися, помощи в выборе тем проектов.
Актуальностью исследования является развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поко-ления. Экологическое образование и воспитание призваны развить у чело-века чувство ответственности и долга по отношению ко всему окружаю-щему миру, так как сохранение окружающей среды и здоровья человека — одна из важнейших категорий в системе ценностей общества. Изучение и ознакомление, в курсе географии средней школы, обучающихся с приро-дой Урала и своего района, которая поражает своей уникальностью и неповторимостью. Она играет важную роль в формировании личности обучающегося, поскольку взаимодействие с природой осуществляется с первых лет жизни. В связи с изложенным становится актуальным
Теоретической базой для подготовки обучающихся к правильному отношению к окружающей среде является необходимый минимум знаний по географии, который предусмотрен ФГОС для ознакомления с геогра-фией, биологией и другими учебными предметами в программе средней школы.
Наилучшего результата в воспитании полноценно развитой личности можно достичь при правильном сочетании регулярных занятий с внеклас-сной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны, допол-нять и улучшать друг друга. Классики педагогики Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Пестолоцци, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинский высоко цени-ли роль природы в формировании гармонично развитой личности. [3]
Такие ученые как Б.Т. Лихачев, Э.С. Пекер, Ф.П. Рейнерс, В.А. Сла-стенин и Дж.Брунер посвятил свои работы вопросам экологической куль-туры.
Со второй половины ХХ века в связи с обострением экологического кризиса началось интенсивное изучение проблем экологического образо-вания и просвещения представителями различных наук. Этими вопросами занимались В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Н.Н. Моисеев, А.В. Сахно. Идеи естественного соответствия рассматривались и в трудах Ш.А. Амо-нашвили, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого.
На современном этапе развития психолого-педагогической науки ис-следователи (Г.М. Галиева, Э.Н. Яковская, Д.С. Ермаков, А.Н. Захлебный, Г.А. Ягодин и др.) обосновывают определение экологической культуры; разработали концепцию общего экологического образования для устойчи-вого развития личности (Ятковская Е.Н., Захлебный А.Н. и др.).
Методика экологической учебной тропы разрабатывалась в запад-ной методике Б. Маккеем.
При этом до сих пор не определены сущность и специфика организа-ции уроков и внеурочных занятий на экологических троп для школьников, что определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования – природа Богдановичского района
Предмет исследования – изучение природы Богдановичского рай-она в школе.
Цель дипломной работы – изучение природы и составление физи-ко-географической характеристики Богдановичского района.
Гипотеза исследования – изучение природы района будет эффек-тивной формой экологического образования и воспитания школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипоте-зой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научные источники литературы по теме иссле-дования;
2. Рассмотреть теоретические основы и способы изучения природных комплексов в школьном курсе географии;
3. Составить физико-географическую характеристику района иссле-дования;
4. Проанализировать возможности проведения урока «Природа Богдановичского района» в соответствии с ФГОС;
5. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в средней школе;
6. Разработать опросник на знание природы района, провести и про-анализировать результаты.
7. Разработать внеурочное мероприятие для обучающихся средней школы.
8. Проанализировать эффективность проведения урока.
Для решения цели и задач были применены следующие методы:
— теоретический анализ психолого-педагогической литературы по те-ме исследования;
— анализ и обобщение опыта работы образовательных организаций по организации экологических уроков для школьников;
— педагогическое проектирование и моделирование;
— опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость выводов данного исследования заключа-ется в том, что ее рекомендации и материалы могут быть использованы педагогами-практиками в организации процесса экологического воспита-ния в средней школе на уроках географии, что позволит достичь целей экологического образования детей.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением, списком использо-ванных источников и приложениями.
Заключение:
На этапе школьного возраста ощущение от окружающего мира: ре-бенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает пред-ставления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологи-ческой культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспиты-вающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают об-щие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают понять ему прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Поэтому нами был рассмотрен такой вариант экологического воспитания, как изу-чение родного края с помощью экологических троп.
Для этого были рассмотрены и проанализированы различные науч-ные источники литературы связанные с темой дипломной работы. А так же рассмотрены теоретические основы и способы изучения природных ком-плексов в школьном курсе географии. После изучения теории была со-ставлена физико-географическая характеристика района исследования.
Затем после изучения и описания основных теоретических составля-ющих мы рассмотрели особенности внеурочной деятельности в школе в соответствии с ФГОС. Для выявления уровня знаний обучающихся о при-роде, а так же в частности об экологических тропах района, был разрабо-тан и проведен опрос в 5-7 классах, после чего последовала обработка и анализ результата опросника.
Результаты опросника показали низкий уровень знаний обучающих-ся о природе района и его экологических тропах. После этого было раз-работано внеурочно мероприятие «Путешествие по Родному краю». Обу-чающиеся очень активно принимали участие. По окончанию занятия, в хо-де рефлексии, обучающиеся поделились положительными впечатлениями от мероприятия.
Следующим этапом стало повторное анкетирование обучающихся на определение уровня знаний об экологии Родного края. По результатам от-ветов обучающихся мы можем увидеть большой рост уровня знаний обу-чающихся об экологии района и тропах.
Природная тропа представляет собой маршрут, с определенной про-тяженностью охраняемый и оборудованный для изучения или просто для культурно эстетической составляющей учебного процесса, который про-ходит через природные объекты, являющиеся привлекательными с эстети-ческой, исторической или образовательной точки зрения.
Природные тропы классифицируют по разным критериям, прежде всего, по длине маршрута или его продолжительности. Общепринятой классификации по этим критериям не существует, т.к. они весьма относи-тельны: тропа, имеющая длину 4-5 км, для небольшого по площади наци-онального парка войдет в категорию длинных, а для обширного нацио-нального парка будет считаться короткой. В городских условиях средняя длина троп может колебаться от нескольких сотен метров до нескольких километров.
Туристские маршруты могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными (в последнем случае, путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации первые три типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого. Также тропы можно различить по трудности и сложности прохождения и по предлагаемой информации. По назначению выделяются три вида троп:
1). познавательно-прогулочные,
2) познавательно-туристские
3) учебно- экологические.
Каждый тип имеет свою специфику. Первый тип — познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность в среднем 4–8 км. Одиночных посетителей объединяют, если это возможно, в группы, и в сопровождении проводника они прогулочным шагом про-ходят по всему маршруту, знакомясь с природой, памятниками культуры и истории. На таких 7 маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотноше-ний природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, посетители получают представление о том, какие мероприятия проводятся для ее защиты.
Второй тип – познавательно-туристские тропы. Протяженность ко-леблется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километ-ров. Тропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедни-ков или в зоне туризма национальных парков. Длительность путешествия может составлять от 1–2 дней до целого отпуска. Как и тропы первого ти-па, познавательно — туристские маршруты можно проходить с проводни-ком и самостоятельно. Во втором случае тропы тщательно размечают на местности, а группы туристов не только снабжаются буклетами, но и про-ходят специальный инструктаж перед выходом в маршрут.
Главные составляющие такого инструктажа – правила техники без-опасности и поведения туристов на природе. Кроме того, любая группа туристов должна обладать простейшими знаниями о том, как бороться с нарушителями правил охраны природы, случайно встреченными на тропе.
Третий тип – учебно-экологические тропы. Это специализированные маршруты для экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трёх часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических. Вместе с тем они должны быть доступны (понятны и интересны) для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршру-ту под руководством экскурсовода — проводника. Им может быть не толь-ко сотрудник особо охраняемой природной территории, но и преподава-тель.
Если в создании тропы принимали участие сами школьники или студенты, то весьма желательно, чтобы кто-то из них и проводил, хотя бы изредка, обучающие экскурсии по тропе. Для самостоятельных посетите-лей тропа оборудуется указательными знаками, информационными стен-дами. Подготавливаются и распространяются информационные буклеты.
Специализированные экотропы разрабатываются для людей с огра-ниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники) или восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие). Этот вид экотроп в настоящее время получает все большее распространение во многих странах мира. Основное назначение природных троп – совершен-ствование понимания учащимися биологических, фенологических законо-мерностей и других естественных процессов, закрепление чувства ответ-ственности за наилучшую сохранность окружающей среды, развитие люб-ви к своей родине и природе в целом. Организация такой тропы является также средством формирования экологического мышления и образа жиз-ни. Чтобы создавать подобные тропы рекомендуется придерживаться не-которых принципов:
1) Прокладывать путь предпочтительно по уже сложившейся сети имеющихся на местности тропинок, дорожек и мостиков для минимизации воздействия на естественную среду.
2) Организовывать тропу в непосредственной близости от часто по-сещаемых природных территорий, рационально распределять поток посе-тителей.
3) Проектировать точки начала и конца маршрута в непосредствен-ной близости к транспортным магистралям, чтобы обеспечить удобство посещения, особенно для многочисленных групп.
О формировании экологического сознания школьника в учебном процессе говорит рост интеллектуальной активности и экологической дея-тельности. Именно, познавательный интерес и естественный контакт ребён-ка с животными и растениям, опыт общения с природой, имеет качествен-ную сторону взаимодействия с окружающим миром.
Наиболее оптимальной формой формирования экологического со-знания является творческая познавательная деятельность. Эта форма поз-воляет организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на повышение уровня познавательной активности, экологических знаний и к творческому самовыражению в экологической деятельности.
В результате выполнения данной работы осуществлена реализация следующих задач: изучены теоретические основы организации природных троп для школьников на Урале, и в Богдановическом районе в частности.
Рассмотрены маршруты троп в районе исследования, описанные в различных источниках информации.
Выполнен анализ и сравнение прочитанных источников.
Проведены полевые исследования на территориях выбранных троп.
Составлено описание природных достопримечательностей, гидроло-гических и других объектов; животного и растительного мира.
Разработан маршрут, готовый к применению в образовательной и воспитательной деятельности школьников.
Проведены исследования эффективности изучения природных троп в школьном курсе географии. Для этого был разработан опросник-анкета по природным тропам и природной тропе «Коменки» в частности. Результа-ты опрос-анкеты были изучены, сравнены и проанализированы. Были по-строены диаграммы с результатами ответов обучающихся.
Исследование обучающих возможностей троп показало, что они мо-гут успешно применяться в качестве вспомогательного средства в образо-вательной и воспитательной деятельности обучающихся.
Прикладная направленность природных троп способствует реали-зации системно-деятельностного подхода в обучении. Наличие не только познавательной, но и развлекательной составляющей предполагает, что пройдя такую тропу можно не только получить полезную информацию об окружающей среде и об истории родного края, но и по-настоящему загля-нуть внутрь нее, отгадать ее загадки, открыть для себя что-то новое и, наконец, просто провести время на свежем воздухе.
В ходе изучения района выявлена возможность прокладки троп го-раздо большей протяжённости, чем представленная в работе. Представ-ленные тропы могут использоваться в зависимости от возраста обучаю-щихся, времени для прохождения маршрута, которым располагает группа и целей, поставленных руководителем группы.
Короткий маршрут позволяет охватить максимальное количество объектов показа за небольшое время и больше подходит для школьников 5-6 классов.
Более длинный смещает акценты с познавательной составляющей тропы на туристскую или спортивную направленность и рекомендуется в качестве двух-трёхдневного похода для обучающихся 7-9 классов.
Итак, создание экологических троп способствует повышению науч-ного уровня образования. Знания, которые обучающиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расши-рять и углублять знания. Главное же состоит в том, что люди овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплек-се, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Методика изучения природы Богдановичского района
1.1. Изучение природы Богдановичского района при помощи экологических троп
На сегодняшний день как никогда проблема экологии выступает на первый план. Эта тема коснулась в той или иной степени всех сфер жизни человека. Экологическое воспитание обучающихся особо важно для фор-мирования дальнейшей картины мира, правильное использование при-родных ресурсов, их переработка, бережное отношение, а также рацио-нальное использование в дальнейшем приводит к положительному фор-мированию и влиянию на внешнюю среду.
В стандарте образования нового поколения отмечается, что изучение географии в школе призвано обеспечить, личностное, социальное, об-щекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие современ-ного школьника. Выделяется необходимость развития таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность и ответственность.
Общая направленность образовательного стандарта нового поколе-ния направлена на развитие обучающихся. Она предполагает широкое внедрение в образовательный процесс таких способов, средств, условий обучения, которые обеспечили бы развитие у учащихся продуктивной, по-исковой деятельности, обладающей высоким развивающим потенциалом.
В условиях школьного образования возможна реализация экологи-ческого просвещения, как на классных, так и на внеклассных занятиях. В частности площадкой для развития творческого и практического потенци-ала детей во внеклассных занятиях могут являться экологические тропы.
Особенность экологического воспитания и обучения на тропах при-роды состоит в том, что они строятся на основе не дидактически назида-тельного, а непринужденного усвоения информации, норм поведения в природном окружении. На тропе появляется возможность совместить изу-чение природных объектов с отдыхом.