Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика преподавания русского языка в начальной школе

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Применение таксономии Блума для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников с использованием таксономии Блума на уроках русского языка 6

1.1. Понятие критического мышления и его значение для развития обучающихся начальной школы 6

1.2. Теоретический аспект таксономии Блума 14

1.3. Использование таксономии Блума для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка 22

Выводы по 1 главе 30

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию критического мышления младших школьников на уроках русского языка с помощью применения таксономии Блума 31

2.1 Диагностика уровня развития критического мышления обучающихся начальной школы 31

2.2. Комплекс упражнений по развитию критического мышления младших школьников с помощью применения таксономии Блума на уроках русского языка 41

2.3. Анализ результатов применения таксономии Блума для развития критического мышления обучающихся начальной школы на уроках русского языка 63

Выводы по 2 главе 72

Заключение 73

Список литературы 76


  

Введение:

 


Актуальность темы. Реформирование системы общего среднего образования в России приобретает новые обороты, выходит на ступень ученическо-центрированного подхода в обучении. Стремительный рост объема информации, развитие компьютерных технологий, по мнению В. Дацюка, требует поиска и внедрения новых методов и приемов в методике обучения языку.

Современные реалии требуют от школы воспитания творческой личности, способной к самостоятельному мышлению, генерированию оригинальных идей, принятию нестандартных решений. Методическая работа учителя языка — это планомерный и целенаправленный процесс, целью которого является сформировать у учащихся умение выделять главное, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы, то есть развивать критическое мышление учащихся.

Исследованию критического мышления посвящены работы многих ученых. Этот феномен в своих научных трудах исследовали Дж. Брунер, Л. Выготский, Д. Дьюи, Д. Клустер, А. Кроуфорд, М. Липман, Д. Макинстер, С. Мэтьюз, Р. Пауль, Ж. Пиаже, Д. Халперн и другие ученые.

Идея развития критического мышления для российской дидактики и методики обучения является достаточно новой. В РФ интерес к развитию критического мышления как образовательной инновации появился в конце XX века. Сегодня очевидно, что критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное взвешенное рассмотрение разнообразия подходов для вынесения обоснованных решений, что и составляет актуальность данной работы.

Цель исследования — описать методы и средства развития критического мышления учащихся младшей школы на уроках русского языка с помощью таксономии Блума. Согласно цели исследования были определены следующие задачи:

1. Определить понятие «критического мышления» и его значение для развития обучающихся начальной школы;

2. Проанализировать теоретический аспект таксономии Блума и её использование для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка;

3. Диагностировать уровень развития критического мышления обучающихся начальной школы;

4. Разработать комплекс упражнений по развитию критического мышления младших школьников с помощью применения таксономии Блума на уроках русского языка;

5. Проанализировать результаты применения таксономии Блума для развития критического мышления обучающихся начальной школы на уроках русского языка.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку учащихся учреждений общего среднего образования. Предмет исследования — процесс развития критического мышления учащихся младшей школы при изучении языка.

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы:

— теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной методической литературы по предмету исследования для выяснения научно-теоретических основ развития критического мышления младших школьников; анализ программ, учебников по русскому языку с целью обоснования приемов развития критического мышления на уроках;

— эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития критического мышления школьников на уроках русского языка при использовании таксономии Блума; изучение и обобщение педагогического опыта для обоснования направлений (приемов) развития критического мышления выбранной категории школьников на уроках.

Практическое значение полученных результатов заключается в разработке методических приемов развития критического мышления.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в образовательном процессе обучения младших школьников русскому языку, в процессе разработки учебных программ по языку, тестовых заданий, для совершенствования методики обучения языку в младших классах учреждений общего среднего образования.

Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Проблема воспитания критического мышления детей находится в фокусе внимания многих зарубежных и отечественных ученых. Однако взгляды ученых на возможность формирования критического мышления у детей достаточно противоречивы. Поскольку единого определения понятия «критическое мышление» в педагогической науке и практике не существует, поэтому и подходы исследователей к формированию критического мышления детей достаточно вариативны. Мы рассматриваем критическое мышление как составляющую жизненной компетентности ребенка младшего школьного возраста, способность его к самостоятельному, творческому отношению к учебному материалу и информации, полученной из разных источников.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с логической точки зрения, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям, проблемам и вопросам. Вопрос развития критического мышления тесно связан с повышением качества образования.

Развитие критического мышления у школьников является сложным процессом, органично связанным с процессами их обучения и жизнедеятельности. В своих поисках средств формирования навыков критического мышления ученые сосредоточивают внимание на развивающих заданиях, объясняя это тем, что:

— их внедрение может осуществляться в традиционных формах обучения, а также во время воспитательных мероприятий;

— определенные игры могут быть не обязательным циклом, а основой для творческого использования в соответствии с конкретными условиями, особенностями детей и содержания учебного материала.

Такие упражнения учат детей аргументированно выражать свои мысли, сотрудничать в коллективе. Они направлены и на развитие умения оценивать своих товарищей и себя, находить общие решения с одноклассниками; на повышение интереса детей к изученному материалу.

Атмосфера доброжелательности, поощрение во время обсуждений, поддержка застенчивых детей ведут к их умственной и эмоциональной раскомплексованности, снижают страх перед возможными ошибками, способствуют развитию умения аргументировать. Эмоции играют важную роль в развитии навыков критического мышления, поэтому развитию эмоционального интеллекта уделяется значительное внимание. В курсе по развитию критического мышления необходимо выделить время для творчества, поскольку способность генерировать новые идеи и критически их рассматривать является едва ли не главным показателем успешности человека.

В отличие от традиционных методов обучения, новые методики преподавания характеризуются постановкой четких целей и методов оценки их достижения. В традиционных учебных программах по предметам цели чаще всего выражаются в самой общей форме, с использованием таких глаголов, как «понимать» и «учиться». Неточные цели делают невозможным оценку их достижения.

Категоризация Б. Блума помогает устранить трудности, которые препятствовали включению в образовательный процесс аутентичного подхода к задачам интеллектуального развития. Категоризация образовательных целей — это инструмент, позволяющий разрабатывать задания, составлять проблемные задания для учащихся, выбирать методы оценки и самооценки, соответствующие поставленным целям, и осмысливать результаты обучения во взаимодействии «учитель-ученик», и все это в ходе совместной деятельности. В сочетании с параметрами категорий знаний и когнитивных процессов расширенная шкала оценок очерчивает более широкий диапазон возможных целей, из которых становится ясно, какие интеллектуальные навыки ученики могут развить и продемонстрировать.

Проведенный эксперимент позволил утверждать — учителя детей младшего школьного возраста признают важность и одобряют необходимость овладения умением критически мыслить, осознают потребность в подготовке их к организации образовательно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей этого свойства человеческого ума, добиваются обеспечения их деятельности необходимым методическим материалом, который будет помогать им в организации образовательного процесса, направленного на развитие у детей различных свойств ума, в том числе и критичности.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности предложенной системы заданий по тасксономии Блума в формировании критического мышления младших школьников показала значительный прогресс в развитии признаков критического мышления у детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют и качественные показатели — отсутствие боязни высказывать свои мысли, стремление найти собственный вариант решения проблемы и другие важные навыки.

Количественные и качественные показатели результатов образовательно-воспитательной работы, проведенной на формирующем этапе исследования, свидетельствуют об эффективности использования в ней комплекса упражнений на основе таксономии Блума. Если в начале эксперимента подгруппа детей, способных независимо мыслить, сопротивляться внушаемым мыслям, критически относиться к себе, искать новые варианты учебных действий, аргументировать, составляла 23,8% от экспериментальной группы, то на конец опыта их количество увеличилось на 14,2%. На 4,8% улучшились качественные показатели в подгруппе со средним уровнем развития мышления.

Достижением нашего эксперимента является и то, что с помощью кейса заданий, включенных в образовательный процесс экспериментальной группы, мы добились коррекции психических свойств ума тех детей, которые представляли подгруппу с низким уровнем сформированности умения критически мыслить. Таким образом, цель исследовательской работы можно считать достигнутой.

 

Фрагмент текста работы:

 


Актуальность темы. Реформирование системы общего среднего образования в России приобретает новые обороты, выходит на ступень ученическо-центрированного подхода в обучении. Стремительный рост объема информации, развитие компьютерных технологий, по мнению В. Дацюка, требует поиска и внедрения новых методов и приемов в методике обучения языку.

Современные реалии требуют от школы воспитания творческой личности, способной к самостоятельному мышлению, генерированию оригинальных идей, принятию нестандартных решений. Методическая работа учителя языка — это планомерный и целенаправленный процесс, целью которого является сформировать у учащихся умение выделять главное, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы, то есть развивать критическое мышление учащихся.

Исследованию критического мышления посвящены работы многих ученых. Этот феномен в своих научных трудах исследовали Дж. Брунер, Л. Выготский, Д. Дьюи, Д. Клустер, А. Кроуфорд, М. Липман, Д. Макинстер, С. Мэтьюз, Р. Пауль, Ж. Пиаже, Д. Халперн и другие ученые.

Идея развития критического мышления для российской дидактики и методики обучения является достаточно новой. В РФ интерес к развитию критического мышления как образовательной инновации появился в конце XX века. Сегодня очевидно, что критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное взвешенное рассмотрение разнообразия подходов для вынесения обоснованных решений, что и составляет актуальность данной работы.

Цель исследования — описать методы и средства развития критического мышления учащихся младшей школы на уроках русского языка с помощью таксономии Блума. Согласно цели исследования были определены следующие задачи:

1. Определить понятие «критического мышления» и его значение для развития обучающихся начальной школы;

2. Проанализировать теоретический аспект таксономии Блума и её использование для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка;

3. Диагностировать уровень развития критического мышления обучающихся начальной школы;

4. Разработать комплекс упражнений по развитию критического мышления младших школьников с помощью применения таксономии Блума на уроках русского языка;

5. Проанализировать результаты применения таксономии Блума для развития критического мышления обучающихся начальной школы на уроках русского языка.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку учащихся учреждений общего среднего образования. Предмет исследования — процесс развития критического мышления учащихся младшей школы при изучении языка.

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы:

— теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной методической литературы по предмету исследования для выяснения научно-теоретических основ развития критического мышления младших школьников; анализ программ, учебников по русскому языку с целью обоснования приемов развития критического мышления на уроках;

— эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития критического мышления школьников на уроках русского языка при использовании таксономии Блума; изучение и обобщение педагогического опыта для обоснования направлений (приемов) развития критического мышления выбранной категории школьников на уроках.

Практическое значение полученных результатов заключается в разработке методических приемов развития критического мышления.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в образовательном процессе обучения младших школьников русскому языку, в процессе разработки учебных программ по языку, тестовых заданий, для совершенствования методики обучения языку в младших классах учреждений общего среднего образования.

Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников.



Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников с использованием таксономии Блума на уроках русского языка

1.1. Понятие критического мышления и его значение для развития обучающихся начальной школы

Как отмечает О. Барболина, современный мир требует от людей навыков и умений решать сложные проблемы. Кроме того, необходимо научиться критически оценивать окружающую обстановку, сравнивать различные точки зрения и принимать обоснованные решения. Перед современными учителями стоит задача развития навыков критического мышления в процессе обучения и воспитания учащихся [7, с. 190]. Мы проанализируем содержание понятий «критичность» и «критическое мышление» на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Критичность (греч. «kritike» — искусство разделять, судить) — это процесс признания собственных ошибок, способность оценивать свои взгляды, взвешивать доказательства в пользу и против них, формулировать гипотезы и тщательно проверять их [9, с. 26]. Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления.

Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как интеллектуальное размышление, направленное на принятие решения о том, чему верить и что делать. По их мнению, критическое мышление — это исследование здравого смысла — способности судить объективно и действовать логически, принимая во внимание собственную точку зрения и другие мнения, а также отбрасывая собственные предубеждения [10, с. 34].

В своей книге «Психология критического мышления» Диана Халперн дает следующее определение критического мышления: «Использование когнитивных навыков и стратегий для повышения вероятности достижения желаемых результатов. Они различаются по балансу, логике и назначению.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы