Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Применение проектных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроке английского языка в средних классах общеобразовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
Раздел I. Психолого-педагогические особенности учащихся
подросткового возраста в процессе обучения иностранному языку. 6
Раздел II Методика развития всех видов универсальных учебных
действий на уроке иностранного языка. 14
1.2.1. Понятие универсальные учебные действия. 14
1.2.2. Виды универсальных учебных действий. 17
1.2.3. Методы развития всех видов универсальных учебных
действий на уроке иностранного языка 22
Раздел III. Специфика применения проектных технологий на
уроке иностранного языка в средних классах общеобразовательной организации. 28
1.3.1. Понятие проектные технологии. 28
1.3.2. Особенности организации проектных технологий на уроке
иностранного языка в средних классах. 32
Выводы по 1 главе. 38
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 40
Раздел I. Организация и содержание экспериментальной работы
по реализации проектной технологии развития универсальных учебных действий. 40
Раздел II. Результаты экспериментальной работы.. 53
Выводы по II главе. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 64
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 70
Введение:
В наши дни перед образованием стоит задача
не только давать ученику знания, но и развивать его как личность. Поэтому в Федеральном
государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) представлены требования
к формированию универсальных учебных действий учащихся (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования/
Министерство просвещения Российской Федерации. М.: Просвещение, 2015.
https://fgos.ru).
Понятие «универсальные учебные действия»
(далее УУД) как основное направление учебной деятельности в контексте
современной образовательной парадигмы представляет собой довольно сложный
феномен (Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С. 10).
С одной стороны, это связано с проблемой понимания собственно понятия
универсального учебного действия в научном знании, с другой стороны – с
проблемой определения способов формирования и развития универсальных учебных
действий. В связи с этим особого внимания заслуживает рассмотрение возможностей
развития учебных действий, а также их оценивания с помощью измерительных
средств.
При переходе учащихся на ступень основного
общего образования возникает проблема преемственности, находящая отражение в
трудностях перехода учащихся на новую ступень образовательной системы, что
приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся.
Учителя иностранного языка акцентируют внимание на влиянии проектной технологии
на формирование предметных знаний и повышении мотивации к учёбе, игнорируя
необходимость выстраивать учебный процесс согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Содержательный раздел основной
образовательной программы Федерального государственного образовательного
стандарта определяет общее содержание основного общего образования и включает в
себя образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов, в том числе регламентирует порядок и
потребность в: «формировании и развитии компетентности учащихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки
индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного
предмета или на межпредметной основе», «совершенствовании умений выполнения
учебно-исследовательской и проектной деятельности», «формировании у учащихся
основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки,
реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования,
предметного или межпредметного учебного проекта»(Дитон Ю. В. Формирование
универсальных учебных действий (УУД) на уроках английского языка на примерах
типовых заданий // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. С.
24-30).
В научных исследованиях значительное число
работ посвящено вопросам исследования проектной деятельности (Г. Б. Голуб, Н.
В. Матяш, О. М. Моисеева., Н. Ю. Пахомова., Е. С. Полат., О. В. Чуракова., и
др.), однако в центре внимания ученых остаются задачи оценки влияния проектной
технологии на усвоение знаний и умений, повышении интереса учащихся к обучению.
Потенциал проектной технологии как средства развития универсальных учебных
действий изучен недостаточно.
Это обусловливает актуальность и
перспективы использования проектной технологии в основной школе как базовой
образовательной технологии, основанной на системно-деятельностном подходе в
образовании.
Актуальность
работы определяется потребностями развития педагогической
теории и практики в условиях внедрения ФГОС основного общего образования и
обусловлена необходимостью разрешения следующего противоречия: между
признанием важности овладения обучающимися универсальными учебными действиями и
недостаточной разработанностью технологического обеспечения оценивания уровня
их развития при реализации проектной технологии.
Указанные противоречие определили проблему исследования, которая
заключается в определении теоретических основ и практических способов развития
универсальных учебных действий в системе основного общего образования на основе
проектной технологии на уроках иностранного языка.
Цель исследования
– изучить и реализовать на практике проектную технологию на уроках иностранного
языка, направленную на развитие универсальных учебных действий учащихся средних
классов.
Объект исследования
– процесс развития универсальных учебных действий учащихся средних классов.
Предмет исследования
– проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий у
учащихся средних классов на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования:
развитие универсальных учебных действий у учащихся средних классов на уроках
иностранного языка средствами проектной деятельности возможно, если учащиеся
будут вовлечены в творческую учебную деятельность по подготовке проекта,
направленную на развитие личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Для реализации данной цели были поставлены
следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть псиxолого-педагогические
особенности учащихся подросткового возраста в процессе обучения иностранному
языку.
2. Изучить методику развития всех видов
универсальных учебных действий на уроке иностранного языка.
3. Раскрыть специфику применения проектных
технологий на уроке иностранного языка в средних классах общеобразовательной
организации.
4. Опытно-экспериментальным путем
проверить эффективность реализации проектной технологии на уроках иностранного
языка.
Теоретическо-методологическую основу
исследования составляют: теория учебной деятельности (В. В.
Давыдов, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Д. Б.
Эльконин); материалы в области проектного обучения, представленные в трудах В.
В. Гузеева, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д.
Чечель, Т. И. Шамовой.
Решение поставленных задач обусловило
использование комплекса взаимодополняющих методов исследования: анализ
психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, изучение
педагогического опыта, эксперимент, тестирование, анкетирование.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №
1798 «Феникс».
Практическая значимость заключается
в том, что наработанные материалы могут быть использованы на уроках
иностранного языка с целью формирования универсальных учебных действий у
учащихся средних классов.
Структура работы. ВКР состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Изучение иностранного языка в современной
школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих — речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, познавательной и др.
В связи с переходом на ФГОС второго
поколения перед учителем стоит задача формирования учебных универсальных
действий, обеспечивающих дальнейшее развитие способностей обучающихся к
саморазвитию и самосовершенствованию. В широком значении термин «универсальные
учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность к
саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как
совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Одним из средств формирования УУД на
уроках иностранного языка у учащихся средних классов является проектная
деятельности. Проектная деятельность – это организованная поисковая,
исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение
того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического
выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.
Использование проектной деятельности, в
работе с учащимися средних классов, является одним из наиболее эффективных
способов развития познавательного интереса, так как у учащихся данного возраста
наблюдается достаточный уровень сформированности психических процессов. Им
присущи познавательная и творческая активность, и такой уровень устойчивости интересов
и внимания, что делает возможным применение элементов проектной деятельности в
качестве средства формирования опыта трудовой деятельности.
Во второй главе описан эксперимент,
направленный на формирование универсальных учебных действий у обучающихся с
помощью проектной деятельности и проанализированы его результаты. Эксперимент
проводился в 3 этапа. Каждый этап решал определенную задачу.
На констатирующем этапе был проведен ряд
диагностик и выявлено, что уровень сформированности универсальных учебных
действий у большинства испытуемых находится на низком и среднем уровнях. На формирующем этапе был разработан
комплекс заданий посредством проектной деятельности, направленный на
формирование учебных действий у учеников. Разработанная проектная технология на
уроках английского языка отвечает основным требованиям к использованию метода
проектов: поставлена важная в исследовательском и творческом плане проблема;
результаты проектной деятельности значимы для развития предметных и
метапредметных умений обучающихся; технология построена на самостоятельной
групповой деятельности учащихся. Особое внимание уделено развитию таких
метапредметных умений, как критическое и творческое мышление. Контрольный этап позволил оценить уровень
сформированности универсальных учебных действий после проведения проекта.
Результаты определили успешность проведенного нами проекта. Итак, как показывает практика, организация
проектной деятельности обучающихся способствует формированию универсальных
учебных действий школьников. В сфере личностных УУД: развитие познавательных
интересов, учебных мотивов; формирование самооценки; развитие
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству. В
сфере регулятивных УУД: умение в сотрудничестве с учителем определять цели
деятельности, ставить новые учебные задачи; составление плана работы и
следование ему по достижению цели; сопоставление получающегося результата с
исходным замыслом; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов
выхода из ситуации; оценивание полученной информации для проверки гипотезы,
ответа на поставленный проблемный вопрос. В сфере познавательных УУД: умение
самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель; умение
выдвигать гипотезы и их обосновывать; предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
сравнивать, обобщать, делать выводы. В сфере коммуникативных УУД: умение
работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение
участвовать в коллективном обсуждении; умение задавать вопросы; умение выражать
мысли.
Анализ результатов экспериментального
обучения, показавший повышение успеваемости учащихся подтвердил справедливость
выдвинутой гипотезы и эффективность применения разработанного алгоритма работы
над проектом в средний школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Раздел I. Психолого-педагогические
особенности учащихся подросткового возраста в процессе обучения иностранному
языку
Учет возрастных особенностей – один из
основополагающих педагогических принципов. Благодаря ему педагоги
регламентируют образовательную нагрузку, формируют благоприятный режим дня,
подбирают расположение учебных предметов и учебных материалов, подбирают необходимые
формы и методы работы с учащимися. Данный аспект также является необходимым при
использовании индивидуального подхода в обучении иностранному языку.
Как советскими, так и зарубежными
исследователями в области обучения иностранным языкам подчеркивается равная
важность профессиональной языковой компетенции учителя и фактора учета им
особенностей учебного предмета, а также индивидуальных особенностей учащихся, в
частности, их мотивации, в которую включаются интересы, потребности,
стремления, мотивы и т. д. В этой связи содержанием анализа процесса обучения
являются: психологические особенности учителя иностранного языка;
психологические особенности учащихся разных возрастных групп и т.д. (Зимняя И.
А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. С.
94).
Первым исследователем, кто добивался учета
возрастных особенностей учащихся в процессе обучения, был Я.А. Коменский. Он
предложил и дал объяснение принципу природоспособности, который предполагает,
что процесс обучения и воспитания должен, в первую очередь, полагаться на
стадии возрастного развития. Если в природе все случается в определенное время,
также и в воспитании все должно идти последовательно. Исследователь
подчеркивает, что все усваиваемое должно распределяться по возрастным ступеням
таким образом, что является понятным и доступным в каждом конкретном возрасте
(Завалина Е. В. Индивидуализация и дифференциация обучения иностранному языку в
школе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2008.
Т.2. № 2. С. 37).
По мнению Н.А. Горловой
психолого-педагогические основы методики позволяют определить
оценочно-результативный компонент образовательного процесса, который позволяет
понять, как происходит развитие личности обучаемых (результат обучения) во
время овладения учебной деятельностью на иностранном языке. Исследователь также
отмечает, что психолого-педагогические особенности обучения иностранным языкам
содержат также ориентиры, которые показывают, что представляет собой процесс
развития, какие условия нужно сформировать для этого и на какие особенности
развития учащегося следует ориентироваться (Горлова Н. А.
Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников,
младших школьников и подростков. М.: МГПУ, 2010. С. 48).
Наше исследование посвящено детям среднего
школьного возраста, который, согласно возрастной периодизации, относятся к
подростковому возрасту, в связи с этим уделим его особенностям особое внимание.
Согласно данному лексикографическому
источнику, подростковый возраст – это «стадия онтогенетического развития между
детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями,
связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Другими
словами, подростковый возраст – это стык между детством и юностью, который
сопровождается как физическими, так и физиологическими изменениями.
Согласно различным периодизациям
психического личностного развития, подростковый возраст приходится на период
жизни от 11-12 лет до 15-16. Это период жизни между юностью и детством. Он
представляет собой один из самых кризисных возрастных периодов, который
зачастую связывают с изменениями в физиологии и активным развитием всех
основных компонентов личности, связанными с половым созревание (Мухина В.С.
Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. М.: Академия,
2002. С. 102).
Традиционно он делится на два этапа – с 11
до 14 лет (5-7 классы) и с 14 до 16 лет (8-9 классы). Согласно возрастной
периодизации Д.Б. Эльконина, основная деятельность детей 11-14 лет заключается
в общении, происходящем в системе социально полезной деятельности, к которой
относятся такие коллективные формы выполнения, как художественная, трудовая,
спортивная и организационная (Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации
психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. http://pedlib.ru/Books/1/0336/1_0336-1.shtml).
В данном возрасте учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками для того,
чтобы достигать определенных целей, принимать в учет индивидуальные особенности
окружающих, осознанно воспринимать нормы общественности, а также строить
отношения, что овладения средствами коммуникации, особенно речевыми (Примерные
программы по учебным предметам 2011. С. 45).