Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Применение методов преодоления нарушений плавности речи у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы преодоления нарушений
плавности речи у детей младшего школьного возраста. 6
1.1. Виды нарушений плавности речи: заикание, клаттеринг. 6
1.2. Особенности работы с детьми с нарушениями плавности
речи. 13
1.3. Методы коррекции нарушений плавности речи у детей
младшего школьного возраста. 21
Выводы по первой главе. 31
Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению нарушений
плавности речи у детей младшего школьного возраста. 32
2.1. Исследования уровня нарушений плавности речи. 32
2.2. Применение методик диагностики по преодолению
нарушений плавности речи у детей младшего школьного возраста. 34
2.3. Результаты исследования по использованию методик для
преодоления нарушений плавности речи у младших школьников. 51
Выводы по второй главе. 53
Заключение. 54
Список использованной литературы.. 56
Приложение 1. 61
Введение:
Актуальность темы
исследования. Проблема
нарушений плавности речи (заикание, клаттеринг) интенсивно изучается и
освещается в научных трудах течение всего ХХ века. Довольно много лет вопросы
изучения и воспитания детей с заиканием интегрировались на уровне дефектологии.
Нарушения плавности речи в дефектологических исследованиях рассматривались с
клинических, психологических и педагогических позиций. Это направление выбрали
Т. Непфнер и Е. Фрешельс, а также А. Либман, Г. Неткачев,
Ю. Флоренская.
Для
понимания структуры речевой недостатки при нарушениях планости речи у детей
исследователи в разное время и разными методами изучали механизм заикания,
причину его возникновения, особенности проявления. Для того, чтобы подойти к
современному пониманию структуры этой речевой недостатки, необходимо иметь
представление о различных подходах к этому явлению.
Клаттеринг
и заикание являются одними из самых сложных речевых расстройств, которые
скрывает еще много нерешенных проблем. Проблему нарушений плавности речи можно
считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
Разное понимание сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с
которых исследователи подходили и подходят к изучению этого речевого
недостатка. Это заболевание интенсивно изучается и освещается в научной
литературе на протяжении многих лет такими выдающимися учеными как Н. Асатиани,
Л. Белякова, С. Дьякова, Р. Левина, С. Ляпидевский, В. Гиляровский,
И. Сикорский, Н. Тяпугин и др.
По
сравнению с клаттерингом, проблеме заикания посвящено больше трудров. Довольно
часто клаттеринг определяют как начальную форму заикания. Научная разработка
проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных
психиатров В. Гиляровского, И. Сикорского. С конца ХХ века регулярно
проводятся международные симпозиумы, посвященные исключительно проблеме
заикания.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель исследовании – выявлены особенностей
применения методов преодоления нарушений плавности речи у детей младшего
школьного возраста.
Достижению поставленных
целей способствовало решение ряда задач:
1. Рассмотрены виды нарушений
плавности речи: заикание, клаттеринг. В результате проведенного анализа
литературы по теме данного исследования мы пришли к выводу, что в мировой
логопедии понятие «плавность» используется тогда, когда речь идет о нарушениях
плавности речи, связыванных с заиканием и клаттерингом (спотыканием). Для
заикания и клаттеринга свойственны нарушения временного и последовательного
аспектов речепроизводства.
Заикание – это недостаток
речи, который проявляется нарушением вербальной коммуникации, трудностью сохранения
беглой речи из-за чрезмерных дыхательных, голосовых и артикуляционных мышечных
судорог.
Клаттеринг – это
расстройство темпа и ритма речи. Для клаттеринговой речи характерны
неустойчивый ритм, ускоренный темп, бедная артикуляция.
2. Описаны особенности
работы с детьми с нарушениями плавности речи. Был сделан вывод о том, что
преодоление нарушений плавности речи у младших школьников предполагает
применение системы четко разграниченной и согласованной работы специалистов
разного профиля (логопеда, психолога, невролога, логоритмиста). Важным моментом
в применении комплексного подхода в преодолении нарушений плавности речи
считаем умение работать в нужном для успешной коррекции направлении,
суммировать положительный эффект каждого из применяемых способов.
3. Охарактеризованы
методы коррекции нарушений плавности речи у детей младшего школьного возраста.
Мы пришли к выводу, что в специально созданных условиях работа по преодолению
нарушений плавности должна быть направлена не только на восстановление функций
речи, но и на общее развитие младшего школьника, на усвоение им различных
способов коммуникации и на развитие других видов деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы преодоления нарушений плавности речи у детей младшего школьного возраста
1.1. Виды нарушений
плавности речи: заикание, клаттеринг Сегодня изучение
интонационно-ритмической организации речи является актуальной задачей логопедии
[29, с. 56]. Задачами практики диктуется
необходимость познания закономерностей ритмической и интонационной организации
языка и речи в онтогенезе и дизонтогенезе. Н.И. Жинкин указывал на
значение соблюдения временных параметров смены одного слога другим в
разноритмичных словах [15]. Ослабление этой способности, в
свою очередь, служит препятствием для перехода к более сложным видам речевой
деятельности, в частности, это касается фразовой прозаической речи.
Понятие «плавность» в
мировой логопедии используется тогда, когда речь идет о нарушениях плавности
речи, которые связывают с заиканием и клаттерингом (спотыканием). И заикание, и
клаттеринг проявляются в нарушении временного и последовательного аспектов
речепроизводства. В логопедической литературе темпоритмическая дезорганизация
психомоторной активности рассматривается в качестве проявления нарушений
деятельности подкорковых систем мозга, обеспечивающих плавность, координацию и
другие характеристики речевых движений. Нарушение чрезвычайно тонкой и точной согласованности
речевых движений внешне выражается в прерывании плавного течения речи
кратковременными задержками, остановками, повторением звуков и слогов,
обусловленными судорогами речеобразующих органов. Как повторы, так и судороги
искажают нормальный ритмический рисунок речи [29, с. 56-57].
Нарушения плавности речи
относятся к нарушениям устной речи.
С.С. Бобкова отмечает,
что нарушения устной речи включают:
– расстройства
фонационного (внешнего) оформления высказывания: дисфония (афония), дислалия,
ринолалия, дизартрия (анартрия), брадилалия, тахилалия, заикание;
– нарушения
структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: алалия, афазия
[8, с. 14-15].