Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психолого-педагогическое образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Применение метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Сущность понятия метода сказкотерапии в современных психолого-педагогических исследованиях 6

1.2 Специфика страхов у детей дошкольного возраста 13

1.3 Потенциал применения метода сказкотерапии в коррекции страхов у детей дошкольного возраста 19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28

2.1. Изучение уровней страхов детей дошкольного возраста 28

2.2. Реализация опытно — экспериментальной работы по применению метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 34

2.3. Оценка эффективности опытно — экспериментальной работы по применению метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 39

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43

3.1. Психолого — педагогические рекомендации педагогам — психологам (социальным педагогам, учителям, воспитателям) 43

3.2. Психолого — педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 46

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

  

Введение:

 

Психологическое здоровье детей зависит от культурных, экологических, психологических, социально – экономических и других факторов. Большое внимание уделяется воспитанию и всестороннему развитию детей, их формированию как личности и совершенствованию личностных качеств каждого ребенка.

Многие известные психотерапевты и психологи обращались к сказкам: Гарднер Р., Берн Э., Фромм Э., Менегетти А., Беттельхейм Б. В настоящее время такие педагоги и психологи как: Грабенко Т.М., Гнездилов А., Петрова Е., Осорина М., Лисина Е. Многие педагоги и психологи самостоятельно разрабатывают сказки для данной терапии и предлагают различные варианты работы.

По мнению многих авторов (Мухина В.С., Божович Л.И. и др.) ребенок является самой чувствительной частью социума, поэтому больше всех подвержен разным отрицательным воздействиям на него.

Захаров А.И., Ковалева Е.Б. проводили специальные эксперименты, которые показали, что в настоящее время все больше распространены страхи у детей. [11]

Самая опасная эмоция у человека – это страх. Многие исследования, посвященные этому, создали основания для дальнейшего понимания данной эмоции. Для данной проблемы, к сожалению, литературы разработано мало, хотя проблема возникновения страхов у детей дошкольного возраста крайне актуально в настоящее время. Данная проблема практически не используется в практике ДОУ. Находясь в детском саду, ребенок должен преодолеть все страхи в своем сознании.

Захаров А.И. рассматривал причины появления и развития ночных и дневных страхов, приводил статические данные, которые показывали влияние разных факторов. [13]

Так как у детей с возрастом меняется отношение к окружающему миру, сверстникам, взрослым и меняются мотивы поведения и от поведения педагогов и родителей в этот момент будет зависеть нервно – психическое здоровье ребенка. Тем самым объясняется актуальность исследования данной проблемы. Детские страхи в большинстве случаев возникают по вине родителей, поэтому нужно предупреждать возможности появления страхов и ограждать ребенка от них. Страхи могут быть вызваны душевной черствостью родителей или чрезмерной опекой, родительской невнимательностью, семейными неурядицами.

Один из эффективных методов работы с детскими страхами является сказкотерапия. Сама по себе работа со сказкой разнообразна. Все, что нас окружает может быть описано в сказочной форме. С помощью сказкотерапии также можно работать с неуверенными, застенчивыми и агрессивными детьми; можно работать с энурезами, психосоматическими заболеваниями; с проблемами принятия своих чувств, лжи, стыда, вины и многое другое.

Евстигнеева – Зинкевич Т.Д. определяла сказкотерапию как процесс поиска смысла, расшифровку знаний и системе взаимоотношений в мире. [15, с.23].

Сказки – это одно из самых древних средств этического, нравственного воспитания, также посредством сказки формируется поведенческие стереотипы будущего взрослого. Сказка – многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Следует обратить внимание на то, что сказка очень тесно связана с игрой. Образы, возникающие в сказках, активируют функцию воображения (творческого и воссоздающего). Также воображение связано со всеми психическими функциями и эмоциями: мышлением, вниманием, восприятием, речью, тем самым оказывая влияние на развитие личности в целом.

Целью нашего исследования является изучение сказкотерапии как метода работы со страхами детей дошкольного возраста.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: страхи детей дошкольного возраста.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ детских страхов в психолого – педагогической литературе;

2. Изучить потенциал применения метода сказкотерапии в коррекции страхов детей;

3. Провести опытно – экспериментальную работу по применению сказкотерапии;

4. Написать психолого – педагогические рекомендации родителям, педагогам – психологам, воспитателям.

Основой для теоретического изучения послужили теоретические концепции отечественных психологов о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особенного периода в становлении личности: Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Мухиной В.С. Для изучение детских страхов мы взяли исследования Суворовцевой А.В., Захарова А.И., Робинсона, Лебединской К.С., Эберлейн Г. [11, с. 12-13]

Методы исследования, использованные нами:

1. Анализ теоретической и практической литературы;

2. Эксперимент;

3. Качественная и количественная обработка результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы создать психолого – педагогические рекомендации для родителей, педагогов – психологов и воспитателей по работе с детскими страхами методом сказкотерапии.

Эмпирическая часть по данной проблеме проводилась на базе практики Центр «Семья» Белгород, Белгородская область, Россия. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста.

Наши работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дети дошкольного возраста обладают «правополушарным» типом мышления. Соответственно, важную информацию для их развития и социализации лучше передавать детям с помощью ярких образов. Потому сказки являются наилучшим средством для передачи знаний, способах взаимодействия между людьми, о способах самореализации. Сказкотерапия – процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. С помощью сказкотерапии развивается самосознание, творческие способности, коммуникативные, улучшаются взаимодействие с окружающими людьми, создаются благополучные условия, которые способствуют личностному и психическому росту детей.

Во время работы методом сказкотерапии происходит следующее:

— дошкольники обучаются преодолевать барьеры в общении, ищут выход разным состояниям, чувствам, эмоциям адекватным способом;

— у детей снижается психическое и физическое напряжение;

— происходит развитие образного мышления и фантазии;

— активизируется и улучшение выразительности средств общения, мимика, речь, пластика;

— во время сбрасывания зажимов, эмоциональной разрядки, проживая в подсознании агрессию, чувство вины, страх, беспокойство дети становятся более уверенными в себе, добрее, формируют положительный образ «Я» и принятие себя.

В сказках спрятаны глубинные и таинственные слова. Они могут возникнут совершенно в любых ситуациях: в скрипе колес по дороге, в дуновении ветра, в шорохе листвы и из вопросов детей, на которые нужно найти ответ. Все окружающее нас может описаться сказочным языком. При правильном использовании сказкотерапии родителями и педагогами будет происходить колоссальная помощь детям.

Благодаря сказкам ребенок понимает, что не бывает безвыходных ситуаций, что выход можно найти всегда — необходимо только приложить усилия для его поиска. Также сказка развивает воображение ребенка, учат свободе, не бояться опасностей, импровизации, учит использовать волшебную силу творчества для решения проблем.

В процессе применения данного метода необходимо учитывать эмоциональный интерес ребенка к восприятию сказки как к основной для данного возраста деятельности. Интерес стимулирует включенность детей в сказку и является основой для идентификации с ее героями. Сказка – средство, позволяющее детям присваивать смыслы, нормы, модели поведения, ценности в разных проблемных ситуациях. Благодаря идентификации с героями сказок ребенок понимает, что у других также есть переживания и проблемы как у него. Ребенок отожествляет себя с положительными героями, потому что его вид в сказке ярок и эмоционален.

Во время слушания сказок ребенок копит в себе «банк жизненных ситуаций» совершенно бессознательно. С его помощью ребенок может проявить себя в любой ситуации и в случае необходимости. Во время психологического консультирования специалисты обращаются как к «банку», так и жизненному опыту ребенка. Благодаря этому имеется возможность найти нужное решение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность понятия метода сказкотерапии в современных психолого-педагогических исследованиях

Сказкотерапия – это один из самых давних педагогический и психологический метод работы с детьми. В настоящее время сказкотерапия понимается как передача знаний о социальной реализации человека и о духовном пути души. Потому сказкотерапию считают воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие думаю, что сказкотерапию можно применять только к детям дошкольного возраста, но на самом деле для сказкотерапии возраст не имеет абсолютно никакого значения.

Задачами сказкотерапии являются:

1. Создать метод обучения для желающих изучать и познавать интересное, не только обязательное;

2. Научиться правильно учить;

3. Пробудить Веру для активизации ресурсов развития и роста личности. Благодаря вере формируется духовная цель; с помощью веру в успех достигаются результаты;

4. Создать метод для гармонизации внутреннего состояния.

Издревле при использовании легенд, мифов, сказок, чудесных историй пробуждали веру. Во всех волшебных сказках побеждает Добро, тем самым побуждая внутреннюю созидательную силу и внутреннюю веру. Поначалу внутренняя сила и внутренняя вера появляются на уровне неосознанного трепета, ощущения. После они становятся осознанными способностями.

Сказкотерапия – это работа на ценностном уровне, благодаря ей позволительно вспомнить о глубоких и простых истинах, заново их открыть. Благодаря сказке возможно напитать душу добром, создав при этом ресурсы противостоять хаосу и злу. Сказкотерапия не просто направление, а целый синтез достижений педагогики, психотерапии, психологии и философии разных культур. Это творческий, живой процесс, постоянно обогащаемый детскими озарениями и находками.

Сказка живет в сознании детей, благодаря ей ребенок представляет себе волшебную, фантастическую картину, от которой у него замирает сердце. В процессе сказкотерапии дети формируют много знаний: представления о пространстве и времени, о связи человека с предметным миром, с природой; с помощью сказки ребенок познает мир как умом, так и сердцем. Помимо познания происходит отклик на явления и события окружающего ребенка мира, выражение своего отношения к злу и добру, благодаря этим проявления происходит коррекция личности ребенка и расширение поведенческо – эмоциональных реакций. С помощью сказки ребенок получает первые представления о несправедливости и справедливости, ребенок испытывает стойкость и храбрость. Сказкотерапия дает ребенку альтернативную концепцию, которую он либо опровергнет, либо примет.

Благодаря сказке ребенок получает не заменимый источник любви к Родине. Сказка – самое основное и богатое средство нравственного воспитания, благодаря ей детские души становятся добрее, отзывчивее, мягче. Это поэзия жизни и фантастика будущего; это метод интеграции личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром и развития творческих способностей детей; это духовные богатства народной культуры.

В настоящее время есть много проблем, которые связаны со сказками:

— в дошкольных учреждениях сказки преподносятся очень скудно: чтение и рассказывание. Иногда пересказ в лицах или драматизация, редко театральные спектакли;

— слишком сильно развито массовая доступность к телевизору и электронным коммуникациям, которые заменили детям книги, отсюда редкое чтение сказок в бумажном варианте, что приводит к ослаблению развития воображения и фантазии;

— множество жестоких сказок, которые несут подавление личности, насилие и прочие негативное моменты;

— сказки не в полной мере используются для развития мышления, воображения, активного воспитания добрых чувств.

Для решения данных проблем в настоящее время разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Предугадать реакции и действия, возникающие у детей в сказочных ситуациях невозможно, также как и описать все причины, порождающие ту или иную ситуацию, именно потому лишь профессиональный опыт, интуиция, жизненный опыт позволят организовать процесс сказкотерапии. Но обязательно необходимо, чтобы всегда присутствовал основной принцип – не давить, не переубеждать, не спорить, не навязывать свою точку зрения и не заставлять включаться ребенка в сценарий занятия, если он не хочет. Сказка – это место свободной от предрассудков, «правильности» — это волшебное место, где приветствуется полет фантазии, воображении, чудес и волшебства.

Сказкотерапия является лечением сказками, где подразумевается совместное с клиентом открытие знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими на данный момент. Также это терапия средой, особенной волшебной, сказочной обстановкой, где могут проявится потенциальные части личности; то, что не реализовано, возможно материализуется мечта, в которой появляется чувство защищенности и аромат тайны.

Для сказкотерапевтической работы на данный момент используют классификацию Зинкевич – Евстегнеевой Т.Д., где выделены для работы 5 видов сказок:

— дидактические;

— художественные;

— психотерапевтические;

— медиативные;

— псих коррекционные (т.е. которые создаются с помощью актуальной ситуации и подаются разными методами: имидж-терапией, анализом, куклотерапией, рисованием, инсценированием, постановкой сказок в песочнице и прочее).

По классификации Вачкова И.В. сказки делятся в зависимости от целей воздействия сказки и существует два вида:

— авторские;

— фольклорные.

В обоих типах данных сказок также можно выделить психологические, псих коррекционные, художественные, дидактические, психотерапевтические. Например, психосказки Гнехдилова А.В., Соколова Д.Ю. По мнению Вачкова И.В. психосказка способна раскрывать перед ребенком глубины его внутреннего мира, развивает его самосознание, помогает ребенку на пути становления личности.

Сама сказка несет в себе мировоззрение своего народа. Сказки разных стран отличаются друг от друга, но через них ребенок имеет возможность получить знания о жизни и взглядах других народов мира. В сказках передаются самые характерные и важные традиции и мысли, характерные для нации. Благодаря сказкам ребенок может оказаться во внутреннем мире человека, который живет в другой части света. Благодаря этому ребенок может научиться понимать людей, живущих в других странах. Все сказки делятся на коллективные (народные) и индивидуальные (авторские).

Для возраста 3-5 лет наиболее понятны сказки о животных и взаимодействии их с людьми. В данном возрасте ребенок идентифицирует себя с животными, легко перевоплощаются в них и копируют манеру поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы