Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Применение квест-технологии при изучении лексики и фразеологии на уроках русского языка в 5-6 классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Квест-технология как метод
преподавания русского языка в 5-6 классах. 6
1.1 Особенности преподавания русского языка в 5-6 классах. 6
1.2 Основные трудности при изучении лексики и фразеологии в
5-6 классах…………….. 12
1.3 Квест-технология
как инновационный метод………………………………………………………. 18
1.4
Классификации квестов……………………………………………………………………………………….. 26
Выводы по первой
главе……………………………………………………………………………………………. 28
Глава 2.
Использование квест-технологии при изучении лексики и фразеологии………….. 30
2.1 Разработка разноуровневых квест-технологий для уроков
русского языка……………. 30
2.2 Применение квест-технологии на уроке русского языка в 6
классе……………………….. 43
2.3 Преимущества и недостатки квест-технологии…………………………………………………….. 54
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………………………. 57
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………. 59
Список литературы……………………………………………………………………………………………………… 61
Приложение………………………………………………………………………………………………………………… 65
Приложение 1……………………………………………………………………………………………………………… 65
Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………… 67
Приложение 3……………………………………………………………………………………………………………… 75
Приложение 4……………………………………………………………………………………89
Введение:
Высокие темпы развития современного общества
обусловливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций,
интенсифицирующих процесс качественного обучения. По данным причинам
объективная реальность не дает возможности работать педагогам по-старому, им
приходится изучать новые термины, новый понятийный аппарат, новые возможности
информационной среды, усовершенствовать проверенные временем дидактические
принципы, реализуя их на качественно новом уровне.
Одной из насущных проблем
образовательного пространства является необходимость разнообразить учебный
процесс, активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся,
расширить сферы их интересов и их непосредственное участие в образовательном
процессе. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения,
одной из которых является квест-технология.
Особенно востребованными
становятся интерактивные формы, которые позволяют задействовать всех
участников, реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания,
умения и навыки в практической деятельности. Именно таким характеристикам
отвечает квест-технология. Использование информационных технологий в ходе
проведения учебных занятий имеет большое значение, так как сегодняшний ученик
является человеком, разбирающимся в большей части новейших «гаджетов». Задачей
педагога является вовлечение учащегося в образовательный процесс, в учебную и
творческую деятельность, реализация способностей каждого учащегося.
Реформы в образовательной
области и модернизации современного общества мотивируют учителей совершенствовать
собственные знания, пересматривать взгляды на педагогическую деятельность и
искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного
процесса с учащимися. Так появился образовательный квест или квест-технология,
который стремительно набирает популярность не только среди учащихся, но и среди
взрослых, так как он позволяет индивидуализировать процесс обучения,
задействовать все образовательное пространство, создать наилучшие условия для
развития и самореализации участников образовательных отношений.
Квест
– одно из новейших средств применения технологий для создания занятия,
направленного в первую очередь на учащихся, участвующих в учебном процессе. С
целью активизации когнитивных процессов детей педагогу следует воссоздать
определенную образовательную обстановку по активной работе, выражающейся в
активных совместных действиях учеников и самого педагога, в определенных мыслях
самих учащихся по предстоящей деятельности. Поисковая деятельность
рассматривается как деятельность, направленная на поиск решения поисковых
(познавательных) задач, возникающих в различных видах деятельности (в
повседневной жизни, в игре, в процессе познания объектов окружающего мира).
Каждый педагог хочет
сделать свое занятие интересным, простым и понятным. Интерес мотивирует учеников
к действию. Одной из данных мотивирующих актуальных технологий является
технология квеста. Он, как молодая технология, содействует активизации
образовательной деятельности и повышению эффективности занятий, но проблема в
том, что она еще мало изучена самими педагогами и потому не так часто
внедряется в образовательный процесс.
В связи с вышеизложенным,
тема выпускной квалификационной работы представляется актуальной.
Объект исследования – квест-технология.
Предмет исследования – применение квест-технологий при изучении лексики и
фразеологии на уроках русского языка в 5-6 классах.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически исследовать
возможности применения квест-технологий при изучении лексики и фразеологии на
уроках русского языка в 5-6 классах.
Задачи исследования:
1. Изучить
особенности преподавания русского языка в 5-6 классах.
2. Рассмотреть
основные трудности при изучении лексики и фразеологии.
3. Провести
исследование квест-технологии как педагогической методики.
4. Разработать
разноуровневые квест-технологии для уроков русского языка.
5. Проанализировать
применение квест-технологии на уроке русского языка
6. Проанализировать
преимущества и недостатки квест-технологии.
Методы исследования: анализ педагогической и научно-педагогической литературы по
теме исследования, обобщение, систематизация, классификация, синтез.
Новизна исследования заключается в том, что
уже на имеющихся данных о методике преподавания русского языка в 5-6 классах в
качестве повышения эффективности обучения при изучении лексики и фразеологии
было предложено использовать специально разработанные квест-технологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в
работе материалы по использованию квестов и организации учебного процесса по
русскому языку на основе их применения могут быть использованы как учителями
русского языка, а также студентами педагогических вузов при прохождении
практик.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Заключение:
В соответствии с
проведенной работой было выявлено, что русский язык в системе российского образования
имеет особое социальное значение как учебный предмет, выступает стабилизирующим
фактором в повышении языковой культуры общества, формировании толерантной
языковой личности. Рассматриваемые программы обучения русскому языку основаны
на типовой программе по русскому языку и обеспечивают вариативность и свободу
выбора в образовании для учителей, учащихся и их родителей.
Место раздела лексики в
курсе школьного обучения по русскому языку выглядит следующим образом: раздел
располагается перед грамматикой в 5 классе. В итоге изучения раздела лексики
для 6 класса учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «архаизм», «историзм»,
«неологизм», «диалектизм». Задачи изучения лексических единиц при обучении в
школе лексикологии многообразны, следовательно, типы лексических заданий и
специфика заданий для них разные. Это, в свою очередь, зависит от изучения
лексического явления и развивает лексические умения.
Проведенный теоретический
анализ научных работ об особенностях современной квест-технологии позволяет
утверждать, что внедрение квест-технологии в образовательный процесс
соответствует современным требованиям
организации образовательной среды, поскольку: процесс обучения ориентирован на
самостоятельность участника; функции учителя трансформируются в функции
тьютора; увеличивается время общения с учителем; осуществляется развитие
мышления и переход от пассивного получения знаний к деятельности; информационно-обучающая
среда превращается в открытую систему, постоянно обогащается новыми источниками
информации, возможностями обработки, хранения и представления; информационные
технологии более активно вовлекаются в учебный процесс; происходит формирование
и развитие способностей школьников к самостоятельному поиску, сбору, анализу и
представлению в том или ином виде информации; происходит развитие общеучебных и
профессиональных умений и навыков учащихся, углубление их знаний по профильным
предметам.
В ходе выполнения работы
были созданы разноуровневые квест-технологии и задания для уроков русского
языка в 5-6 классах при изучении лексики и фразеологии.
С целью определения
эффективности использования квест-технологии на уроке русского языка в 6 классе
был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент включал три
этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В рамках констатирующего
этапа эксперимента был выявлен уровень знаний учащихся 6 класса до начала
применения квест-технологий на уроках русского языка. Для диагностики уровня
знаний учащихся 6 класса разработали и провели контрольную работу по русскому языку.
В исследовании участвовало 27 учеников. Можно отметить, что по итогам
констатирующего этапа экспериментального исследования в классе преобладает
средний уровень знаний раздела лексики и фразеологии.
На формирующем этапе
эксперимента с учащимися 6 класса были разработаны и апробированы
квест-технологии при изучении лексики и фразеологии. Представлена разработка
урока русского языка с использованием квест-технологий.
В рамках контрольного
этапа эксперимента повторно был выявлен уровень знаний учащихся 6 класса после
применения квест-технологий на уроках русского языка, а также проанализированы
полученные результаты и сделаны выводы. Для контрольного этапа эксперимента
была разработана контрольная работа аналогичная контрольной работе
констатирующего этапа. Можно отметить, что по
итогам контрольного этапа экспериментального исследования в классе повысился
уровень знаний раздела лексики и фразеологии.
В соответствии со
сравнительными результатами констатирующего и контрольного этапов
экспериментальной работы можно отметить, что
количество учащихся с низким уровнем знаний уменьшилось с 7 человек до 3
человек, количество учащихся со средним уровнем знаний увеличилось с 15 человек
до 17 человек. А количество учащихся с высоким уровнем знаний увеличилось с 5
человек до 7 человек.
Анализ результатов
позволяет сделать вывод об эффективности проведенной формирующей работы по
использованию квест-технологий на уроках русского языка в 6 классе.
На основании полученных
данных, можно сделать вывод о том, что обогащение содержания уроков русского
языка в 5-6 классах по разделу лексики и фразеологии элементами
квест-технологий способствует развитию знаний учащихся по предмету.
Исходя из богатых
возможностей квест-технологий, можно сделать вывод: приемы квеста являются
продуктивными и полезными для
многочисленных задач, стоящих перед учителем, и непременно займут свое место
среди других инновационных подходов в преподавании русского языка.
Таким образом, цель,
поставленная в работе, выполнена, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Квест-технология как метод
преподавания русского языка в 5-6 классах
1.1 Особенности преподавания русского
языка в 5-6 классах
Федеральные
государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии
с требованием статьи 7 «Закона Об образовании» и представляют собой «совокупность
требований, обязательных для реализации основных образовательных программ
общего образования образовательными организациями, имеющими государственную
аккредитацию» [43].
Отличительной
чертой нового стандарта является его активный характер, который ставит главной
целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков, формулировка стандарта указывает на реальные виды деятельности,
которые учащиеся должны освоить к концу начального образования. Требования к
результатам обучения формулируются в виде личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Русский
язык в системе российского образования имеет особое социальное значение как
учебный предмет, выступает стабилизирующим фактором в повышении языковой
культуры общества, формировании толерантной языковой личности. По мнению
известного лингвометодиста Е.А. Быстровой, «русский язык должен формировать
коммуникативную культуру современного человека. Это важнейший фактор не только
сохранения единого образовательного пространства, но и гармонизации
национальных отношений, формирования толерантности и толерантности личности XXI
века» [5].
Школьный
курс русского языка в соответствии с действующим стандартом образования
обеспечивает необходимые знания русского языка для активного деятельностного
общения на нем во всех сферах: бытовой, социокультурной, официально-деловой, а
также формирование языковых навыков и приобщение к культуре народа изучаемого
языка.
Цели
обучения являются одной из ключевых категорий методологии, характеризующей
учебную дисциплину с позиции причины ее вхождения в образовательный план.
Цели
обучения могут быть определены такими факторами:
1)
социальный заказ общества;
2)
уровень формирования лингвистической науки;
3)
уровень формирования педагогики, психологии, психолингвистики;
4)
уровень формирования дидактики и методологии обучения русскому языку.
Принципиальные
перемены в целях, устанавливаемых социальным заказом на сегодняшнем этапе,
заключаются в том, что вместо традиционных целей овладения предметными знаниями
и умениями на первый план выходят развивающие и воспитательные цели по развитию
личности детей на базе установок, характерных предмету «русский язык» и учебной
деятельности школьников.
Русский
язык – это современный школьный курс с познавательной и практической
направленностью, поэтому следует говорить о познавательных целях обучения
русскому языку (знание языка, речи и речевых норм) и о практической цели (развитие
языкового, речевого и нормативного умения).
Программы
по русскому языку, разработанные на основе нового федерального государственного
образовательного стандарта, основаны на реализации компетентностного подхода к
обучению русскому языку в школе.
Так,
автор М. Т. Баранов принимает во внимание несколько основных целей в
образовательном процессе по русскому языку познавательного характера и несколько
целей с практическим характером [1].
Познавательные
цели обучения русскому языку:
— развитие языковой картины мира обучающихся (языковой
компетенции);
— усвоение азами знаний о языке и речи (языковую
компетенцию);
— эстетическое воспитание учащихся за счет средств
русского языка, знание о традиционности культуры воспитания.
Практическая
цель обучения заключается в следующем:
— развитие орфографического и пунктуационного навыка;
— усвоение норм в литературном русском языке;
— становление связной речи обучающихся
(коммуникативной компетенции).
Достижение
этих целей может гарантироваться за счет овладения всеми типами компетенций, к
числу которых относят: языковая, лингвистическая, коммуникативная и
культурологическая.