Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Приемы техники живописи в создании пейзажа на уроках изобразительного искусства в школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ основы освоения обучающимися ТЕХНИКИ
ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 7

1.1. История развития техники создания пейзажа в живописи. 7

1.2. Действующие подходы педагогов к освоению техники
пейзажной живописи обучающимися на уроках изобразительного искусства. 11

1.3. Особенности освоения обучающимися техники пейзажной
живописи на уроках по изобразительному искусству. 24

Вывод по первой главе. 34

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЕМОВ ТЕХНИКИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 37

2.1. Диагностика уровня владения приемами техники
пейзажной живописи у обучающихся на уроках изобразительного искусства в школе. 37

2.2. Тематическое планирование занятий по освоению
различных приемов техники пейзажной живописи. 47

2.3. Методические рекомендации по освоению приемов техники
пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства. 52

Выводы по второй главе. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 74

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор фантазии и возможность для
разнообразных приёмов обучающегося. Обучение изображению пейзажа позволяет
овладеть основными знаниями, умениями и навыками конкретно образного метода
передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения.
Именно поэтому актуальность пейзажной живописи на уроках изобразительного
искусства заключается в возможности формирования у обучающихся позитивного,
эмоционально-чувственного восприятия действительности через творчество.
Обучающиеся среднего звена имеют достаточный опыт в освоении образного языка
искусства. Овладение навыками пейзажной живописи развивает у них умение
наблюдать, пользоваться новыми художественными материалами, выражать свои
мысли.

Кроме того, пейзаж – это
конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее
зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или
выдуманный автором природный мотив. В пейзаже, как и в других жанрах
изобразительного искусства, должна быть отражена наша действительность, чувства
и мысли людей, любовь к природе.

Степень изученности
темы исследования. В
школьной программе уделяется большое внимание теме «пейзаж». Ведущие педагоги
изобразительного искусства такие как Неменский Б. М., Шпикалова Т. Я., Кузин В.
С. создали свои учебные программы, где они в разной степени уделяют внимание
живописи пейзажа. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Неменского Б. М. главной целью является «формирование опыта смыслового и
эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и
произведений искусства». В программе Шпикаловой Т. Я. основной целью является
развитие «визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира». Рабочая программа
Кузина В. С. направлена на «развитие образного восприятия визуального мира и
освоение способов художественного, творческого самовыражения личности». Во всех
трех программах уделяется место живописанию пейзажа, но в рабочей программе
«Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б. М. отводиться
большее количество часов на развитие живописных навыков средствами пейзажа.

Теоретической основой
исследования стали
также труды таких авторов как: Кузина В.С., Ростовцева Н.Н., Волкова Н.Н.,
Шорохова Е.В., Ломова С.П., Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Сокольниковой Н.М.,
Беда Г.В., Неменского Б.М., Выготского Л.С., Ревякина П.П., Зайцева Н.А.,
Ковалева Ф.В., Визер В.В., Федорова-Давыдова А.А. и других.

Проблема настоящего
исследования состоит
в определении эффективной методики по освоению школьниками различных приемов
техники пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства, которая
поможет учителю донести до учащихся шестых классов основные принципы и правила
изображения пейзажа.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить
способность освоения приёмов создания пейзажа обучающимися на уроках
изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс создания пейзажа, обучающимися по средствам приёмов
техники пейзажной живописи.

Предмет исследования: приёмы создания пейзажа обучающимися на уроках
изобразительного искусства

Гипотеза: если в процесс обучения на уроках изобразительного искусства включить
серию уроков по пейзажной живописи, то уровень освоения приёмов создания
пейзажей у обучающихся 6-х классов повысится.

В соответствии с целью
нашего исследования и гипотезой, были выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю
развития техники создания пейзажа в живописи.

2. Проанализировать действующие
подходы педагогов к освоению техники пейзажной живописи обучающимися на уроках
изобразительного искусства.

3. Определить особенности
освоения обучающимися техники пейзажной живописи на уроках по изобразительному
искусству.

4. Провести диагностику
уровня владения приемами техники пейзажной живописи у обучающихся на уроках
изобразительного искусства в школе.

5. Составить тематическое
планирование занятий по освоению различных приемов техники пейзажной живописи.

6. Сформулировать методические
рекомендации по освоению приемов техники пейзажной живописи на уроках
изобразительного искусства.

Методы исследования: теоретических методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, и
др.), эмпирические методы (проведение опытно-экспериментальной работы,
эксперимент, изучение и анализ документации и результатов деятельности,
тестирование, беседа).

Теоретическая
значимость: в работе
проведен анализ действующих подходов педагогов к освоению техники пейзажной
живописи обучающимися на уроках изобразительного искусства  , который позволил также сформулировать особенности
освоения обучающимися техники пейзажной живописи на уроках по изобразительному
искусству.

Практическая значимость: разработанное
тематическое планирование занятий по освоению различных приемов техники
пейзажной живописи, а также методические рекомендации по освоению приемов
техники пейзажной живописи могут быть использованы педагогами на уроках
изобразительного искусства при обучении учеников среднего звена.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой
литературы в количестве 96 источников. Текст выпускной квалификационной работы
сопровождается иллюстрациями, содержит 5 таблиц, 6 диаграмм.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изобразительное искусство
является одним из важнейших средств формирование культурной, эстетически
воспитанной личности. Его преподавание в современной общеобразовательной школе
носит системный характер и ведется на основе апробированных учебных программ. В
этих программах, разработанных ведущими учеными и педагогами страны,
предусмотрено последовательное изучение различных жанров изобразительного
искусства, каждый из которых имеет свою художественную специфику и возможности
воздействия на эмоции человека.

Обучение пейзажной
живописи, прежде всего, преследует развитие творческих способностей детей,
формирование основ эстетической восприимчивости красоты живой природы. История
пейзажной живописи свидетельствует, что природа своей неповторимой красотой
всегда вдохновляла художников.

Пейзажному жанру
посвящали свои произведения самые выдающиеся мастера живописи. Изучение красоты
природы, данной в живописных образах, имеет не меньшее значение для
удовлетворения эстетических потребностей человека, понимания красоты
мироздания. Поэтому экскурсии в музеи, выставочные залы, встречи с художниками
расширяют художественных кругозор детей, развивают интерес к художественному
творчеству.

 Занятия рисованием пейзажа способствуют не
только формированию творческих умений и навыков, но и воспитанию в ребенке
нравственности, духовности, любви к природе, родной земле. И педагог,
проживающий среди гор, ежедневно наблюдающий красоту снежных вершин, не может
не думать о чтобы создать кружок горного пейзажа в школе и использовать его
возможности в развитии чувственной сферы своих учеников.

В начале
исследовательской работы была поставлена цель — теоретически обосновать и
практически подтвердить способность освоения приёмов создания пейзажа
обучающимися на уроках изобразительного искусства.

Логика педагогического
исследования потребовала формулировки гипотезы и задач исследования.

Было предположено, что если
в процесс обучения на уроках изобразительного искусства включить серию уроков
по пейзажной живописи, то уровень освоения приёмов создания пейзажей у
обучающихся 6-х классов повысится. Данные предположения были доказаны в
процессе проведения теоретической и экспериментальной работы.

В результате проведенного
эксперимента нами было адаптировано и структурировано понятие «стилизация» при
работе над композицией при изображении архитектурных сооружений в живописи
городского пейзажа.

Теоретически обоснована и
экспериментально доказана эффективности применения метода стилизации при работе
над изображением архитектуры городской среды в пейзаже, а также возможность
освоения школьниками достаточно сложных умений и навыков в области изобразительного
искусства. Разработана и апробирована методика обучения учащихся 6-х классов
средствам стилизации архитектурных форм в живописи пейзажа.

Разработан ряд заданий по
изображению стилизованного пейзажа, который может быть применен в обучении
школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Результаты проведенного
эксперимента позволили определить уровень знаний учащиеся 6-х классов, который
показал, что дети могут осваивать достаточно сложные области знания и умения в
области стилизации архитектурных форм в живописи городского пейзажа.

Частое выполнение
учащимися композиционных поисков могло определить высокую степень проявления
мотивации к достижению конечного результата. Работа над темой дипломной работы
научила осмысливать, анализировать основные закономерности пейзажной живописи.
Экспериментальное педагогическое исследование, которое было проведено на базе
образовательной школы, помогло нам составить достаточно полное представление о
сущности научно-методической поисковой работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ основы освоения обучающимися ТЕХНИКИ
ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. История развития техники создания пейзажа в
живописи Целью параграфа является
рассмотрение истории развития жанра пейзаж в истории изобразительного
искусства, в таком виде как живопись. Пейзаж, во многих источниках трактуется
как (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр и отдельное произведение,
в котором основной предмет изображения – природа. В изобразительном искусстве
пейзаж занимает достаточно большое место. Он может быть элементом в других
жанрах, но может выступать и как самостоятельный жанр. Часто изображаются виды
городов или архитектурных комплексов (городской пейзаж), морские виды (марины)
[1, с.80].

Живописные возможности
пейзажа привлекали художников всего мира своей свободой в выражении собственных
мыслей, чувств, стремлений, эстетических переживаний. Пейзажная живопись и
поныне пользуется популярностью у художников, так как позволяет проявить свой
индивидуальный почерк свое отношение к миру, свой опыт познания реальности.

Пейзаж способен влиять на
эмоции человека, на его ум и сердце. В широком смысле пейзаж – это один из
распространенных видов живописи, в узком – художественное изображение природы
на плоскости посредством цветных материалов. Элементы пейзажа можно обнаружить
уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично
изображали на стенах пещер рисунки со сценами охоты и сюжетами из
животноводства (перегона стад). «В культурном наследии мира пейзаж как
живописный жанр появляется в европейском искусстве, несмотря на существование
древнекитайской традиции и ее влияние на художественные процессы.

На скалах в эпоху неолита были изображены пейзажи природы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы